Научная статья на тему 'Стороны дистрибьюторского договора'

Стороны дистрибьюторского договора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дистрибьютер / принципал / основной поставщик / товар / товарный знак / distributor / principal / principal / main supplier / product / trademark

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рукият Рамазановна Ибрагимова, Осман Абдулмуслимович Османов

В статье дана характеристика дистрибьюторского договора, который не урегулирован отечественным законодательством, но широко используется в предпринимательской деятельности для организации сбыта товара. Проведен анализ судебной правоприменительной практики, возникающих дистрибьюторских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parties to the distribution agreement, their rights and obligations

The article describes the distribution agreement, which is not regulated by domestic legislation, but is widely used in business activities for organizing the sale of goods. The analysis of judicial law enforcement practices, emerging distribution relations.

Текст научной работы на тему «Стороны дистрибьюторского договора»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10124

СТОРОНЫ ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО ДОГОВОРА

Рукият Рамазановна ИБРАГИМОВА, магистрант Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]

Осман Абдулмуслимович ОСМАНОВ, доцент кафедры гражданского права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;

предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье дана характеристика дистрибьюторского договора, который не урегулирован отечественным законодательством, но широко используется в предпринимательской деятельности для организации сбыта товара. Проведен анализ судебной правоприменительной практики, возникающих дистрибьюторских отношений.

Ключевые слова: дистрибьютер, принципал, основной поставщик, товар, товарный знак.

Annotation. The article describes the distribution agreement, which is not regulated by domestic legislation, but is widely used in business activities for organizing the sale of goods. The analysis of judicial law enforcement practices, emerging distribution relations.

Keywords: distributor, principal, principal, main supplier, product, trademark.

В настоящее время для осуществления предпринимательской деятельности по продаже товаров на определенной территории для обеспечения наиболее рентабельного сотрудничества предприниматели все чаще выбирают дистрибьюторское соглашение. Для принципала использование договора распределения может снизить затраты и заключить договорные отношения с одним или несколькими дистрибьюторами, тем самым исключая заключение нескольких контрактов с разными лицами.

Во исполнение договора распределения на продажу товаров стороны могут заключать договоры поставки, посредством которых товары передаются непосредственно дистрибьютору или третьему лицу.

Статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что договаривающимися сторонами поставки являются продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, и покупатель, которому товары переданы для использования в предпринимательской деятельности.

Таким образом, для обеспечения выполнения обязательств по договору распределения стороны заключают контракты на поставку, и в силу вышеупомянутой статьи договор поставки заключается между лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью; сторонами соглашения о поставке являются субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, — коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. В правоохранительной практике только юридические лица выступают в качестве сторон.

В качестве названий сторон, участвующих в раздаточном контракте, предлагаются такие, как основной и дистрибьютор.

Принципала следует понимать как лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, является производителем товаров или покупает их у третьих лиц, предоставляет дистрибьютору товары для продажи.

Предлагается использование термина «принципал».

В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому

№ 3/2019

договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Использование термина «принципал» по аналогии с агентским соглашением не приведет к квалификации контракта на распространение в качестве агента, поскольку дистрибьютор не может быть агентом, если иное не предусмотрено условиями соглашения о дистрибьюции. Имя лица, которое производит или покупает товар для передачи дистрибьютору, оправдывается одной из обязанностей дистрибьютора — обязательством продать товар.

Основным подрядчиком для дистрибьюторского контракта является дистрибьютор. Дистрибьютор — это лицо, занимающееся предпри-

нимательской деятельностью, продающее товары, предоставляемые основным, третьими лицами — субдистрибьюторами, а также предоставлением услуг и выполнением поручений принципала.

Специфика дистрибьютора заключается в том, что в отношениях с третьими лицами при продаже товаров он является самостоятельной фигурой, независимой от принципала, и вся деятельность осуществляется от его собственного имени и за его счет, что отличает дистрибьюторский контракт от агентского контракта. Правовые последствия реализованных действий возникают у дистрибьютора. Дистрибьютор не является сотрудником или представителем принципала.

Библиографический список

1. Брагинский М.И. Основы учения о непоименованных (безымянных) и смешенных договорах. М.: Статус, 2007. 79 с.

2. Егорова МА. Коммерческое право: Учебник для вузов М.: Статут, 2013. 640 с.

3. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.02.2012 г. по делу № А35-3212/2011 // ИПС «Консультант Плюс»

№ 3/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.