К ВОПРОСУ О РАССЛЕДОВАНИИ НЕЗАКОННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУНКТОВ
ПРИЕМА ПЛАТЕЖЕЙ)
TO THE QUESTION ABOUT THE INVESTIGATION OF ILLEGAL BANKING ACTIVITY (ON MATERIALS OF INVESTIGATION OF ILLEGAL ACTIVITY OF POINTS OF RECEPTION OF PAYMENTS)
УДК 343
Д.Н. РУДОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
DENIS N. RUDOV,
candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Аннотация: в статье анализируются некоторые криминалистические аспекты документирования и расследования преступлений в сфере незаконной банковской деятельности. Рассматривается типичная ситуация совершения преступления, предусмотренного ст. 172 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), где субъектом выступает руководитель пункта (пунктов) приема платежей. Приводятся примеры правоприменительной практики и, в частности, материалы расследованных уголовных дел в СУ УМВД России по Белгородской области (по всем рассмотренным уголовным делам вынесены обвинительные приговоры). Отмечается сложность документирования и расследования преступлений указанной направленности, при этом отдельно рассматривается вопрос применения специальных познаний (в частности в области экономики и банковской деятельности). Отмечается высокий уровень латентности указанных преступлений, а также необходимость проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий, направленных на документирование преступной деятельности. Рассмотрены и особая роль инспекции Федеральной налоговой службы РФ (далее - ИФНС РФ) в соответствующем регионе, так как указанный правоохранительный орган во многом предопределяет положительный или отрицательный исход уголовного дела. Кроме этого, в статье рассматривается порядок направления материалов из ИФНС РФ и порядок их реализации в уголовном судопроизводстве.
Отдельно рассмотрен обязательный аспект лицензирования банковской деятельности, а также необходимость лицензирования даже в случае осуществления всего одной из операций, относящихся к банковской деятельности. Приводятся примеры подмены рядом предпринимателей понятия «незаконная банковская деятельность» на понятие «легальная предпринимательская деятельность» в части осуществления незаконных банковских операций под видом легальной предпринимательской деятельности (даже в части уплаты необходимых налогов и сборов).
Приводится ряд рекомендаций по профилактике преступлений, предусмотренных ст. 172 УК РФ. При этом особый акцент делается на привлечение средств массовой информации и общественности для профилактики указанных преступлений, а также взаимодействие подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК) с подразделениями ИФНС РФ в конкретном регионе.
Ключевые слова: незаконная банковская деятельность, финансово-кредитная деятельность, услуга, платеж, агент, субагент, расследование, легализация денежных средств.
Abstract: the article analyzes some aspects of forensic investigation and documentation of crimes in the sphere of illegal banking activities. Considered a typical situation of committing a crime under article 172 of the criminal code, where the entity acts as the head of the point (points) of reception of payments. Provides examples of enforcement practices and in particular the materials of the criminal cases investigated in SU of UMVD of
Russia across the Belgorod region (for all considered criminal cases convictions). There is the complexity of documenting and investigation of crimes specified orientation, thus separately considered the question of use of special knowledge (in particular in Economics and banking). There is a high level of latency of these crimes and the necessity of carrying out a complex quickly-the search actions directed on documenting of criminal activity. Considered and the special role of the Inspectorate of the Federal tax service of the Russian Federation (further - IFNS Russia) in the appropriate region as specified law enforcement Agency largely determines the positive or negative outcome of the criminal case. In addition, the article discusses the procedure for sending materials, IFNS the Russian Federation and the procedure for their implementation in criminal proceedings.
Separately considered a mandatory aspect of Bank licensing, and whether licensing even if you implement just one of the operations relating to banking activities. Examples of the substitution of a number of entrepreneurs the concept of «illegal banking activity» on the concept of «legal entrepreneurship» in carrying out illegal banking operations under the guise of legitimate business activities (even in part payment of required taxes and fees).
Concludes with several recommendations for the prevention of crimes provided for by article 172 of the criminal code. With special emphasis on the involvement of the media and the public to prevent these crimes, and interaction between the units of the PSU and the PC with units of IFNS of the Russian Federation in a particular region.
Keywords: illegal banking activity, financial-credit activity, service, payment, agent, subagent, investigation, money laundering.
Укрепляя свою банковскую систему, любое правовое государство тем самым укрепляет свои позиции в части развития экономической составляющей общества. При этом «здоровая» банковская система свидетельствует в первую очередь о привлекательности государства как возможного объекта инвестирования со стороны зарубежных финансовых институтов. Опасность преступлений в банковской сфере заключается и в том, что они подрывают доверие населения к государственным институтам, которые призваны осуществлять контроль и надзор за субъектами, вовлеченными в банковскую деятельность. Не вызывает сомнения и актуальность профилактики незаконной банковской деятельности в части возможных позиций финансирования преступных организаций и лиц, осуществляющих террористическую деятельность. При этом незаконная банковская деятельность порождает и другие виды преступлений и, в частности, легализацию (отмывание) доходов, полученных в результате преступных действий, и т.д.
Как мы видим, банковская деятельность многоаспектна, при этом в нашей публикации мы постараемся рассмотреть механизм реализации преступными группами незаконных действий в сфере банковской деятельности на примере незаконной деятельности пунктов приема платежей.
Население Российской Федерации в возрасте до 40 лет все более активно использует финансово-кредитные организации для осуществления дистанционных платежей (путем перевода денежных средств с банковских карт) за различные виды услуг, в том числе и по услугам жилищно-коммунального хозяйства. При этом население пенсионного возраста по привычке старается осуществлять оплату услуг непосредственно в офисах поставщиков услуг или их агентов. В данном случае необходимо понимать, что
для удобства населения агенты и субагенты (на основании субагентского договора) поставщиков услуг располагаются в непосредственной близости от плательщиков для удобства осуществления платежей.
Заключению субагентского договора предшествует заключение агентских договоров между «Региональными расчетно-кассовыми центрами» (в различных регионах данные организации имеют различные наименования), являющимися по данным договорам агентами, и основными поставщиками жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, таких как водоканалы, энергетические компании, газовые компании и т.д., согласно которым «Региональные расчетно-кассовые центры» осуществляют прием и учет платежей потребителей за предоставленные вышеуказанными организациями услуги через пункты приема платежей, которые, в свою очередь, могут принадлежать субагентам (на основании договоров).
Практика расследования уголовных дел, предусмотренных ст. 172 УК РФ (по материалам, предоставленным СУ УМВД России по Белгородской области) [1], показывает, что большинство нарушений действующего законодательства мы можем увидеть именно со стороны субагентов в лице их руководителей.
Как правило, различные субагентские организации возглавляются единоличным исполнительным органом и имеют форму общества с ограниченной ответственностью, в обязательном порядке зарегистрированного в ИФНС РФ в соответствующем регионе. В соответствии с действующим законодательством ООО возглавляет директор на основании Протокола общего собрания учредителей Общества. Директор исполняет свои обязанности в соответствии с уставом Общества. Он наделен правом действовать без доверенности от имени Общества, в том числе представлять интересы
Общества и совершать сделки; выдавать доверенности на право представительства от имени Общества, в том числе доверенности с правом передоверия, издавать приказы о назначении на должности работников Общества, об их переводе и увольнении, применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания; осуществлять иные полномочия, не отнесенные ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» или уставом Общества к компетенции общего собрания участников Общества; то есть руководить текущей деятельностью Общества. С целью завуалировать преступные действия и усложнить преступную схему субагент (Общество) на основании протокола внеочередного общего собрания участников полномочия директора прекращают досрочно и полномочия единоличного исполнительного органа общества передают некой управляющей организации, которая, как правило, также имеет учредительную форму ООО. Указанное ООО на основании доверенности и трудового договора наделяет лицо (в последующем имеющее статус подозреваемого по уголовному делу) полномочиями управляющего директора, имеющего право осуществлять оперативное руководство деятельностью ООО в пределах прав и полномочий, предоставленных единоличному исполнительному органу Общества на основании устава Общества, законодательства об обществах с ограниченной ответственностью, договора и настоящей доверенности, в том числе правом организовывать ведение бухгалтерского учета и отчетности в Обществе, распоряжаться имуществом и финансовыми средствами Общества, открывать в банках, иных кредитных организациях расчетные и иные счета Общества, распоряжаться денежными средствами на счетах Общества, открытых в банках и кредитных организациях. При этом основной особенностью деятельности данного ООО зявляется отсутствие соответствующей лицензии на осуществление банковских операций (банковских переводов), так как лицензию на осуществление данной деятельности получить достаточно сложно, ООО должно соответствовать достаточно жесткому перечню требований, предъявляемых регулятором банковского рынка.
В процессе исполнения своих обязанностей по руководству текущей деятельностью Общества предполагаемый преступник, являясь директором, а впоследствии управляющим директором ООО, действует, как правило, по фактическому, а не по юридическому адресу, что также затрудняет работу правоохранительных органов. При этом предполагаемый преступник, имея умысел, направленный на систематическое получение дохода, действуя умышленно, из корыстных побуждений, преследуя цель незаконного обога-
щения, в период руководства ООО (указывается фактический период руководства ООО) осуществлял незаконную банковскую деятельность (банковские операции), связанную с принятием от физических лиц в пунктах приема платежей наличных денежных средств в качестве оплаты за различные услуги (жилое помещение, коммунальные услуги и т.д.), без специального разрешения (лицензии) - лицензии на осуществление банковских операций, в частности, осуществления переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов), в случаях когда такое разрешение (лицензия) обязательно.
При этом согласно субагентскому договору (с обязательным указанием наименования договора), заключенному между ООО и соответствующим «Региональным расчетно-кассовым центром», ООО осуществляет прием платежей от населения за услуги (жилищно-коммунальные услуги и услуги связи и т.д.) по единому платежному документу (счету-квитанции) на территории определенного административного образования (населенного пункта). Заказчик в лице «Регионального расчетно-кассового центра» обязан принять и оплатить данные услуги. По условиям договора заказчик в лице «Регионального расчетно-кассового центра» оплачивает исполнителю в лице ООО проценты от суммы средств, поступивших на расчетный счет заказчика за отчетный период, определённый договором. Согласно дополнительному соглашению о порядке расчетов и размере оплаты услуг размер агентского вознаграждения исполнителя по вышеуказанному договору составляет строго определенный процент от суммы средств, поступивших на его расчетный счет. Расчет между заказчиком и исполнителем производится в определенный договором срок (ежедневно, еженедельно или ежемесячно) путем безакцептного списания причитающейся суммы в размере процентов, указанных в договоре.
При этом мы должны еще раз отметить, что заключению субагентского договора предшествовало заключение агентских договоров между «Региональным расчетно-кассовым центром», являющимся по данным договорам агентом, и основными поставщиками различных услуг, согласно которым «Региональный расчетно-кассовый центр» осуществляет прием и учет платежей потребителей за предоставленные организациями услуги через пункты приема платежей.
Так как после заключения субагентского договора ООО в лице директора во исполнение условий договора в пункте (пунктах) приема платежей для населения работниками указанного общества принимались денежные средства от населения по единому платежному документу за услуги
(жилищно-коммунальные, связи и т.д.), в ходе предварительного расследования [2] необходимо определить период времени, в течение которого осуществлялась указанная деятельность по приему платежей за оказанные услуги, и наименование банка (с указанием точного расчетного счета).
Необходимо отметить, что основная часть денежных средств впоследствии переводилась на счета «Регионального расчетно-кассового центра», при этом ООО получало агентские вознаграждения в размере процентов от сумм, оплаченных абонентами за услуги. Указанная сумма процентов, полученных за агентскую деятельность, является размером дохода. Определение размера дохода важно для квалификации преступных действий, так как уголовная ответственность по ст. 172 УК РФ наступает в случае осуществления банковских операций (незаконной банковской деятельности) при извлечении дохода в крупном размере, а особо крупный размер дохода образует признаки состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ.
Таким образом, директор (управляющий директор) ООО, осуществляя текущее руководство Обществом, деятельность которого заключалась в осуществлении незаконной банковской деятельности (банковских операций), связанной с принятием от физических лиц в пунктах приема платежей наличных денежных средств в качестве оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, без специального разрешения (лицензии) - лицензии на осуществление банковских операций, в частности, осуществления переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов), в случаях, когда такое раз-
решение (лицензия) обязательно, сопряженной с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере, подлежит привлечению к уголовной ответственности по соответствующему пункту или части ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность).
Отдельным аспектом данной преступной деятельности стоит рассматривать вопрос о легализации денежных средств, полученных от незаконной банковской деятельности. Так, в частности, директор (исполнительный директор), осуществляющий незаконную банковскую деятельность, как правило, суммы полученных доходов (процент от оплаченных услуг) переводит в последующем с принадлежащих ООО счетов на подконтрольные ему счета либо осуществляет финансовые операции в свою пользу (приобретает имущество, осуществляет отдых и т.д.).
Подводя итог, можно сформулировать ряд предложений, направленных на профилактику совершения преступлений, предусмотренных ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность), к которым, по нашему мнению, стоит отнести:
1. Активное взаимодействие подразделений ЭБиПК с поставщиками услуг при организации работы учреждений, осуществляющих агентскую и субагентскую деятельность по приему платежей.
2. Применение комплексного подхода [3] при документировании и расследовании преступлений, предусмотренных ст. 172 УК РФ.
3. Использование средств массовой информации [4] для профилактики указанных преступлений, например, доведение до представителей предпринимательского сообщества сведений об уголовной ответственности за совершенные преступления, предусмотренные ст. 172 УК РФ.
Литература
1. Материалы, предоставленные СУ УМВД России по Белгородской области.
2. Алексеев И.М. К вопросу о понятии уголовно-процессуальной формы // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (35). С. 67-70.
3. Лозовский Д.Н. К вопросу о комплексном подходе к расследованию преступлений // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 201-204.
4. Лозовский Д.Н. Актуальные вопросы взаимодействия средств массовой информации с правоохранительными органами в процессе расследования преступлений // Общество и право. 2015. № 5 (52). С. 194-196.
= References =
1. Materialy, predostavlennye SU UMVD Rossii po Belgorodskoi oblasti.
2. Alekseev I.M. K voprosu o ponyatii ugolovno-protsessual'noi formy // Vestnik Kaliningradskogo filíala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 1 (35). S. 67-70.
3. Lozovskii D.N. K voprosu o kompleksnom podkhode k rassledovaniyu prestuplenii // Obshchestvo i pravo. 2014. № 4 (50). S. 201-204.
4. Lozovskii D.N. Aktual'nye voprosy vzaimodeistviya sredstv massovoi informatsii s pravookhranitel'nymi organami v protsesse rassledovaniya prestuplenii // Obshchestvo i pravo. 2015. № 5 (52). S. 194-196.
(статья сдана в редакцию 25.04.2017)