Научная статья на тему 'Расследование незаконной банковской деятельности'

Расследование незаконной банковской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1690
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ILLEGAL BANKING / СЛЕДОВАТЕЛЬ / INVESTIGATOR / ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / PRE-TRIAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сомов Николай Сергеевич

Автор раскрывает значимые особенности расследования незаконной банковской деятельности. Приводит действенные приемы и способы правоохранительной деятельности, составляющие основу частной методики расследования преступлений данного вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сомов Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF ILLEGAL BANKING ACTIVITIES

The author reveals significant features of the investigation of illegal banking activities. Brings effective methods and methods of law enforcement, which form the basis of a private method of investigating crimes of this type

Текст научной работы на тему «Расследование незаконной банковской деятельности»

DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-9-110-117 УДК 343.1

РАССЛЕДОВАНИЕ НЕЗАКОННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сомов Николай Сергеевич

к.ю.н., доцент Московского областного института управления Россия, г. Москва SNS_2005@mail.ru

Аннотация: Автор раскрывает значимые особенности расследования незаконной банковской деятельности. Приводит действенные приемы и способы правоохранительной деятельности, составляющие основу частной методики расследования преступлений данного вида.

Ключевые слова: незаконная банковская деятельность, следователь, досудебное производство.

INVESTIGATION OF ILLEGAL BANKING ACTIVITIES

Somov Nikolai Sergeevich

Ph.D., Associate Professor of the Moscow Regional Institute of Management

Russia, Moscow SNS_2005@mail.ru

Abstract: The author reveals significant features of the investigation of illegal banking activities. Brings effective methods and methods of law enforcement, which form the basis of a private method of investigating crimes of this type.

Keywords: Illegal banking, investigator, pre-trial proceedings.

Криминальная обстановка в сфере экономической деятельности в Российской Федерации на протяжении ряда лет характеризуется ростом преступности, ее массовым характером, высокой степенью латентности. Несмотря на принимаемые, на законодательном уровне меры по минимизации налогообложения, борьбе с «черным рынком» и незаконными финансовыми операциями, а также либерализации законодательства и развитию правосознания в сфере предпринимательской деятельности, рост экономических преступлений продолжает оставаться сложной правовой проблемой.

В условиях реализации государственной политики, направленной на снижение влияния «черного рынка» на экономику страны, активно развивается целая индустрия по разработке и внедрению всевозможных схем незаконных финансовых операций, уклонения от уплаты налогов, незаконному выводу активов за рубеж, легализации и отмыванию денежных средств полученных преступным путем, а так же схем по развитию механизмов обеспечивающих функционирование «черного рынка», в т.ч. его подпитку «черным налом». Все это подрывает основы рыночной конкуренции и желания честно платить налоги у добропорядочных налогоплательщиков.

Фактически незаконное обналичивание и (или) транзитирование является действием противоположенным легализации и отмыванию денежных средств полученных

преступным путем (ст.ст. 1741 и 1742 УК РФ). В отличие от совершения незаконных действий по вводу нелегально полученных денежных средств в легальный оборот, при совершении незаконного обналичивания и транзитирования, целью является вывод денежных средств из легального оборота в нелегальный.

Коррупция и уклонение от уплаты налогов являются одними из основных причин возникновения потребности в «грязных деньгах», которые питают криминальную среду, нелегальный бизнес и недобросовестную бюрократию, нанося ущерб экономической безопасности страны.

В сложившейся обстановке особое значение приобретает задача повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по выявлению и расследованию преступлений, связанных с незаконным обналичиванием и (или) транзитированием денежных средств.

По уголовным делам, находившимся в производстве в 2015 году и в 2016 году, общая сумма денежных средств, обращавшихся в теневом обороте, составила более 145 млрд руб., доход, полученный от преступной деятельности - более 8 млрд рублей и это только по тем преступлениям, которые были выявлены. При этом, в 2015 и 2016 году указанные показатели возросли фактически в 2 раза - более 300 млрд руб. и более 15 млрд руб. соответственно.

Само по себе обналичивание и транзитирование денежных средств, формирование, так называемого, «черного нала», связано не только с незаконной предпринимательской или банковской деятельностью, но имеет своей целью, прежде всего, уклонение от уплаты налогов, незаконный вывод денежных за рубеж либо совершается с целью последующего использования "черного нала" в коррупционных схемах. Использование бизнесменами «откатных» схем требует наличия в организации достаточно большого объема «черного нала», для получения которого предприниматели и обращаются к нечистым на руку банкирам или так называемым «обнальщикам», оказывающим услуги по незаконному обналичиванию и транзитированию денежных средств.

Для юридического лица - субъекта экономической деятельности данная услуга является, прежде всего, способом уклонится от уплаты налогов и получить в распоряжение неучтенные денежные средства для дальнейшего их незаконного использования. Государство, таким образом, несет колоссальный ущерб в виде недополученных налогов и сборов и роста уровня коррупции, что в свою очередь негативно влияет на инвестиционный климат и развитие нормальной предпринимательской деятельности.

Сама по себе схема совершения подробных видов преступлений достаточно проста, но использование в ней большого количества «фиктивных» организаций осложняет выявление преступников и получения доказательств их виновности.

Обычно схема данного вида преступлений строится следующим образом: организатор преступления лично или через своих соучастников регистрирует на утерянные либо поддельные паспорта, юридические лица, число которых зачастую достигает сотен. После чего, руководитель организации, который, как правило, имеет умысел на уклонение от уплаты налогов и у которого возникла необходимость в неучтенных государством наличных денежных средствах, обращается к членам организованной группы или отдельному лицу организовавшему оказание данных незаконных услуг, где получает реквизиты, так называемых, «фиктивных организаций». После чего, фальсифицирует договорные отношения между своей и «фиктивной» организацией, перечисляя затем безналичные денежные средства, якобы, во исполнение заключенного договора, на расчетный счет «фиктивной организации». Затем различными способами, например, в банковской ячейке либо в незаконно открытом расчетно-кассовом центре банка или в офисе, используемом для совершения преступления, а также используя физических лиц для

снятия сумм через их расчетные счета, получает «черный нал», который соответственно ни где не учитывается, после чего использует указанные денежные средства, например для заработной платы своим сотрудникам «в конвертах» или для осуществления закупок с откатом и т.п.

Незаконные финансовые операции, как правило, совершаются с целью:

• обналичивания денежных средств, то есть перевод денежных средств из безналичной формы в наличную с последующей передачей их клиенту. Согласно банковской терминологии - это выполнения банковских операций: «кассовое обслуживание», «инкассация» (ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» № 3951 от 02.12.1990);

• транзита денежных средств, то есть перечисления денежных средств «клиента» с расчетного счета «фиктивных» организаций по указанным «клиентом» реквизитам другого юридического либо физического лица. Согласно банковской терминологии - это выполнения банковских операций: «осуществлению переводов денежных средств по поручению юридических лиц». (ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» № 3951 от 02.12.1990)

При выявлении факта совершения преступления связанного с незаконным обналичиванием и (или) транзитированием денежных средств важную роль играет проведение качественной доследственной проверки.

Критерием оценки готовности материалов оперативно-розыскной деятельности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а именно:

• сведений о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, а также имеющиеся иные фактические данные по каждому установленному эпизоду преступной деятельности;

• обстоятельств, при которых имело место их обнаружения;

• установочных и характеризующих сведений о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), а также данные об иных объектах документирования, включая имущественное положение проверяемых лиц, и очевидцах преступления (если они известны);

• о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами;

• о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Проведение проверки, при получении информации о совершении незаконного обналичивания и (или) транзитирования денежных средств, должно включать в себя большой комплекс оперативно-розыскных мероприятий. Так, необходимо установить лиц представляющих услуги по незаконному обналичиванию и транзитированию, их роль, месторасположение «контрольных» точек (помещения, где происходит управление расчетными счетами фиктивных организаций, выдача «черного нала», подписание фиктивных договоров), источники получения наличных денежных средств. Необходимо проведение таких оперативно-розыскных мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, наружное наблюдение. В некоторых случаях целесообразно проведение внедрения в состав преступной группы в виде поставщика наличных денежных средств либо клиента деятельности по незаконному обналичиванию денежных средств.

В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки,

телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Следует учитывать, что при проведении проверочных мероприятий, в случае выявления подобного вида преступления, не рекомендуется получать информацию из «стандартных», открытых источников информации, а именно в инспекциях ФНС (о фиктивных организациях), банках (об используемых преступниками расчетных счетах) и т.п. При необходимости в информации подобного рода ее необходимо получать легендировано, так как практика расследования подобного вида преступлений говорит о том, что у лиц совершающих указанные преступления имеются обширные связи и источники информации в различных государственных и коммерческих учреждениях.

Проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий обусловлено необходимостью документирования фактов совершаемого преступления, получением информации значимой для верной квалификации действий преступников, выявлением всех обстоятельств совершаемого преступления.

При этом, на стадии проведения доследственной проверки, важно установить фиктивные организации используемые при совершении преступления, местонахождения их расчетных счетов, местонахождение системных компьютерных блоков с установленными на них программами «Банк-Клиент», источники получения и хранения наличных денежных средств, места их выдачи клиентам, места ведения и хранения документации фиктивных организаций. Необходимо выяснить вопросы о необходимости применения мер безопасности [11, 188 с.; 10, 60 с.].

Для совершения незаконных финансовых операций по обналичиванию и (или) транзитированию денежных средств используются самые современные технологии, позволяющие скрыть места хранения значимой информации и выводить денежные средства в теневой оборот, находясь в любой точке мира. В этой связи Центральным банком Российской Федерации внесены изменения в Положение Банка России «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» определено, что кредитные организации обязаны хранить данные IP-адресов пользователей системой "Банк-Клиент" не менее пяти лет. Информация об IP-адресе позволит установить географическое местоположение объектов (квартира, офис, банк), в которых осуществляется незаконная деятельность и провести необходимые следственные и оперативные мероприятия по её пресечению и документированию. Ранее, отсутствие сведений по IP-адресам значительно затрудняло расследование таких преступлений. В этой связи в дальнейшем ожидается значительное повышение эффективности оперативных мероприятий по установлению местонахождения доказательств и лиц, осуществляющих незаконные финансовые операции по обналичиванию денежных средств.

Одной и важнейших задач проведения указанных выше оперативно-розыскных мероприятий является установление сумм полученных лицами, оказывающими подобные незаконные «услуги», в качестве вознаграждения, т.е. так называемого - процента за оказанные услуги. Эти данные необходимы для квалификации действий преступников.

Также, одной из задач расследования преступлений указанной категории является установление способов передачи наличных денежных средств. Так, можно выделить следующие способы:

1. Снятие денежных средств по чековым книжкам на заработную плату или хозяйственные нужды.

2. Снятие денежных средств через банковские карты или лицевые счета физических

лиц.

3. Передача наличные денежных средств в незаконном расчетно-кассовом центре.

4. Передача наличных денежных средств через депозитарные ячейки;

5. Передача наличных денежных средств через курьера;

6. Получение наличных денежных средств с использованием платежных терминалов;

7. Получение наличных денежных средств с использованием специализированных систем денежных переводов, например с использованием финансовых услуг предлагаемых Почтой России.

В ходе расследования дела также необходимо установить источники получения наличных денежных средств [9, с. 3-5]. Наиболее частыми источниками «черного нала» являются индивидуальные предприниматели, занимающиеся оптовой продажей пищевой или хозяйственной продукции путем перечисления на их расчетные счета денежных средств в безналичной форме с расчетных счетов «фиктивных» организаций, своего рода обмен безналичных денежных средств на наличные денежные средства. Денежные средства, собранные с пунктов приема платежей от населения в качестве оплаты бытовых услуг (услуги ЖКХ, штрафы ГИБДД, коммунальные платежи, оплата сотовой связи и т.д.). Данный способ в основном используют лица, у которых в собственности имеются пункты приема платежей или платежные терминалы, работающие в основном через платежные системы: ЗАО "КИВИ", ООО "Кампэй", «Киберплат» и т.д.

Имеются и другие способы получения наличных денежных средств, но это зависит от схемы и механизма осуществления незаконной банковской деятельности.

При проведении доследственной проверки о совершении преступления связанного с незаконном обналичиванием и (или) транзитированием денежных средств сотрудникам оперативных подразделений необходимо выявлять обстоятельства использования дохода извлеченного от совершения незаконной банковской деятельности, а именно проверять наличие в действиях лиц, совершивших преступление признаков ст.ст. 174 - 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации. В этих целях необходимо проводить комплекс оперативно-розыскных мероприятий направленный на установление сделок совершенных с целью легализации и отмывания полученных, в результате совершения преступления, денежных средств. Важную роль в этой работе выполняют финансовые расследования проводимые Росфинмониторингом.

После получения в установленном порядке результатов оперативно-розыскной деятельности руководитель следственного подразделения поручает с учетом специализации, компетентному следователю осуществлять их проверку в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК, на предмет их достаточности для возбуждения уголовного дела [3, с. 150].

Статья 171 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешение (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере.

Осуществление незаконного обналичивания денежных средств с использование фиктивных фирм, т.е. организаций зарегистрированных с нарушением действующего

законодательства на подставных лиц, фактически является осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, т.е. лица, представляющие подобные услуги, а именно выдачу наличных денежных средств за вознаграждение, фактически осуществляют деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Однако, свою деятельность данные лица не регистрируют, совершая тем самым преступление, предусмотренное ст. 171 УК РФ.

При возбуждении уголовного дела, т.е. при первоначальной квалификации действий лиц совершающих указанные незаконные действия, необходимо учитывать такие обязательные условия квалификации по диспозиции ст. 171 УК РФ, как причинение деянием крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо извлечением, в результате совершения незаконной предпринимательской деятельности, дохода в особо крупном размере.

Фактической выручкой указанного лица будет являться вознаграждение с каждой проведенной им операции составляющее процент от перечисленных безналичных денежных средств на расчетный счет контролируемой фиктивной организации. Таким образом, при возбуждении уголовного дела следует учитывать необходимость расчета такой суммы.

Планирование и подготовка проведения первоначальных следственных действий и ОРМ можно разделить на четыре этапа:

1. Оценка имеющейся в материалах доследственной проверки информации (о лицах совершающих преступление, местонахождении «контрольных» точек» (офисов, где производится бухгалтерское обслуживание фиктивных фирм, фальсификация документов от имени руководителей этих организаций, мест, где осуществляется хранение и выдача наличных денежных средств) ИФНС, где состоят на учете фиктивные организации, банки, где указанные организации имеют расчетные счета и т.п.) [6, с. 152-156].

2. Составление плана первоначальных следственных действий с отражением в нем выделенных сил и средств, связи между участниками запланированных мероприятий, даты, времени и адресов их проведения). Указанный план должен быть согласован с руководителем подразделения осуществляющего оперативное сопровождение расследования уголовного дела [8, с. 56-60].

3. Получение необходимых санкций на проведение обысков и выемок, подготовка и планирование допросов и иных следственных действий, организация проведения оперативно-розыскных мероприятий осуществляющихся в период проведения первоначальных следственных действий[4, с. 17-18; 12, 28 с.].

4. Инструктаж сотрудников участвующих в проведении запланированных мероприятий с постановкой задач и разъяснением целей их проведения.

Следователь, совместно с сотрудником оперативного подразделения, осуществляющим оперативное сопровождение, составляют план мероприятий, который утверждается руководителем следственного и оперативного подразделения [5, с. 47-52], решают вопросы об объеме и способах возмещения вреда, причиненного преступлением [7, с. 33-36].

В указанном плане необходимо определить последовательность и сроки реализации необходимых оперативно-розыскных мероприятий и предполагаемых к выполнению после возбуждения уголовного дела первоначальных следственных действий, их исполнители, меры по задержанию подозреваемых, расчет сил и средств, меры по ресурсному обеспечению, организация системы связи и взаимного информирования [1, с. 340; 2, с. 5459.].

Список литературы:

15. Артемова В.В. деятельность следователя по принятию и проверке сообещний о преступлениях: учебное пособие. - М., 2009. - 560 с.

16. Бедрин С.И. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений: учебное пособие. - Том 1. - М., 2002. - 264 с.

17. Гриненко А.В. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие. - Москва: Проспект. 2017. - 1040 с.

18. Ермаков С.В. Производство процессуальных действий на стадии возбуждения уголовного дела // Молодой ученый. 2016. № 25-1 (129). С. 17-18.

19. Ермаков С.В., Макаренко М.М. Квалификация и расследование посягательств на бюджетные средства: учебное пособие. Москва, 2013. 76 с.

20. Ермаков С.В., Макаренко М.М. Расследование хищений бюджетных средств, совершаемых при государственных закупках // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11. С. 152-156.

21. Иванов Д.А. Роль участников уголовного судопроизводства в реализации механизма возмещения вреда, причиненного преступлением в досудебном производстве по уголовным делам // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2015. № 1 (6). С. 33-36.

22. Колосов Н.Ф., Пушкарев В.В. Особенности тактики производства отдельных следственных действий при расследовании экономических преступлений//Тактика производства следственных действий в соответствии с новым УПК РФ: Матер. Всеросс. науч. конф 23.04.2003 г./Под ред. А.П. Резвана, Н.В. Федяевой. -Волгоград: ВА МВД России, 2004. -С. 56-60.

23. Куфтерин А.Н., Пушкарев В.В. Расследование преступлений экономической направленности и коррупционных преступлений: учебное пособие. Рязань, 2016. 75 с.

24. Макеев А.В., Макеева Н.В. Сущность института свидетеля и его развитие в уголовном судопроизводстве России: учебное пособие. - Калининград, 2004. - 60 с.

25. Макеева Н.В. Меры безопасности: правовые основы применения в отношении участников уголовного судопроизводства: монография. Калининград, 2008. 188с.

26. Макеева Н.В. Специалист на досудебных стадиях уголовного процесса: лекция / Калининград, 2003. - 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.