Научная статья на тему 'К вопросу о расширении процессуальных полномочий начальника органа дознания'

К вопросу о расширении процессуальных полномочий начальника органа дознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
начальник органа дознания / полномочия / начальник подразделения дознания / head of the body of inquiry / powers / head of the department of inquiry

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Динара Якубовна Бегова, Рустам Нурутдинович Исмаилов

Авторы исследуют процессуальные полномочия начальника органа дознания, закрепленные Федеральным законом № 440 от 30 декабря 2015 г. в ст. 40.2 УПК РФ. Делается вывод о необходимости совершенствовании норм, регулирующих процессуальные полномочия начальника органа дознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of expanding the procedural powers of the head of the body of inquiry

The authors examines the procedural powers of the head of the body of inquiry, enshrined in Federal Law №. 440 of December 30, 2015 in Article 40.2 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. The conclusion is made about the need to improve the rules governing the procedural powers of the head of the body of inquiry.

Текст научной работы на тему «К вопросу о расширении процессуальных полномочий начальника органа дознания»

Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 154—156. State service and personnel. 2022;(1):154—1 56.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК343.123.1 NIION: 2012-0061-01/22-037

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-154-156 MOSURED: 77/27-008-2022-01-237

К вопросу о расширении процессуальных полномочий начальника органа дознания

Динара Якубовна Бегова1, Рустам Нурутдинович Исмаилов2

1 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета, Республика Дагестан, Махачкала, Россия

1 [email protected].

2 [email protected]

Аннотация. Авторы исследуют процессуальные полномочия начальника органа дознания, закрепленные Федеральным законом № 440 от 30 декабря 2015 г. в ст. 40.2 УПК РФ. Делается вывод о необходимости совершенствовании норм, регулирующих процессуальные полномочия начальника органа дознания.

Ключевые слова: начальник органа дознания, полномочия, начальник подразделения дознания. Для цитирования: Бегова Д.Я., Исмаилов Р.Н. К вопросу о расширении процессуальных полномочий начальника органа дознания // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 154—156. https://doi.org/10.24411/2312-0444-

2022-1-154-156._

CRIMINAL LAW SCIENCES

Original article

On the issue of expanding the procedural powers of the head of the body of inquiry

Dinara Ya. Begova1, Rustam N. Ismailov2

1 2 Law Institute of Dagestan State University, Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia

1 [email protected].

2 [email protected]

Abstract. The authors examines the procedural powers of the head of the body of inquiry, enshrined in Federal Law №. 440 of December 30, 2015 in Article 40.2 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. The conclusion is made about the need to improve the rules governing the procedural powers of the head of the body of inquiry. Keywords: head of the body of inquiry, powers, head of the department of inquiry.

For citation: Begova D.Ya., Ismailov R.N. On the issue of expanding the procedural powers of the head of the body of inquiry // State service and personnel. 2022;(1):154—156. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-154-156.

Проблемы законодательного регулирования процессуального статуса начальника органа дознания как участника уголовного судопроизводства в его досудебных стадиях на протяжении длительного времени были предметом острых научных дискуссий, что нашло отражение в изменениях российского законодательства.

Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя» от 30 декабря 2015 г. № 440-ФЗ в УПК РФ была введена статья — «Начальник органа дознания».

© Бегова Д.Я., Исмаилов Р.Н. М., 2022.

Появлению данной статьи в уголовно-процессуальном законе предшествовали многие научные работы, монографические исследования и научные статьи таких авторов, как О.В. Гладышева, В.А. Семенцова, A.A. Дядченко, Т.В. Валькова, В.И. Безрядин, В.М. Герасенков и др.

Необходимость появления отдельной статьи, посвященной начальнику органа дознания, в которой будут сконцентрированы его процессуальные полномочия, обусловлена не только теоретическими предложениями ученых. Одним из дискуссионных в уголовном процессе являлись полномочия дознания, поскольку отсутствовало их четкое определение; кроме того, существовал ряд совмещений полномочий начальника органа доз-

№ 1/2022

Уголовно-правовые науки

нания и полномочий начальника подразделения дознания, что вызывало сложности правоприменения на практике.

Федеральным законом № 440-ФЗ от 30 декабря 2015 г. были определены полномочия начальника органа дознания, но некоторые вопросы остались неразрешенными.

В соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ (в ред. ФЗ № 92 от 4 июля 2003 г.) «начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом».

Следует отметить, что в ч. 2 ст. 40.2 УПК РФ процессуально-правовое положение начальника органа дознания конкретизировано, законодатель указал, что по отношению к дознавателям он реализует полномочия начальника подразделения дознания, т.е. начальник органа дознания не осуществляет процессуальное руководство производством дознания, оно осталось за прокурором, но выполняет ведомственный процессуальный контроль за деятельностью дознавателей.

Рассматривая полномочия начальника органа дознания, следует отметить несколько дискуссионных положений.

В частности в п. 1 ч. 1 указанной статьи предусмотрено, что начальник органа дознания уполномочен, в том числе, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке.

Ранее М.В. Цукрук высказывал мнение, что начальник органа дознания может сам лично расследовать уголовное дело, руководствуясь при этом нормами, обращенными как к органу дознания, так и к дознавателю. При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания оставляет за собой право контроля за действиями и решениями дознавателя. Данное мнение представляется ошибочным [2].

Начальник органа дознания выполняет иные задачи, к числу которых не относится расследование преступлений. Предоставленное в п. 1 ч. 1 ст. 40.1 полномочие вызывает определенные сомнения, поскольку для руководителя органа дознания, осуществляющего организацию деятельности всего правоохранительного органа, выполнение частных вопросов проверки конкретного материала представляется нецелесообразным.

Анализ ст. 40.2 УПК РФ в комплексе с другими нормами уголовно-процессуального закона, регулирующими правовое положение начальника органа дознания органов внутренних дел, позволяет говорить, что его полномочия закреплены во многих нормах УПК РФ, в совокупности образующих правовой институт, наполняющий содержа-

нием процессуальный статус начальника органа дознания.

В настоящее время представляется целесообразным на уровне закона в одной статье закрепить содержащиеся в нормах разных статей полномочия начальника органа дознания.

Мы согласны с мнением С.В. Супрун и Е.В. Горчаковой, которые высказались о необходимости расширения процессуального статуса начальника органа дознания, закрепленного в ст. 40.2 УПК РФ, посредством предоставления ему дополнительных полномочий:

■ на дачу согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства, связанного с избранием, продлением, отменой или изменением меры пресечения, либо на производство иного процессуального действия, которое допускается по судебному решению;

■ отмену незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, начальника подразделения дознания по уголовным делам [1].

В научных кругах обсуждается проблема наделения начальника органа дознания в системе МВД России полномочиями по отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателя ОВД. Данное право начальника органа дознания до сих пор не нашло закрепления в законе. В соответствии с УПК РФ оно принадлежит прокурору.

Таким образом, для повышения эффективности ведомственного процессуального контроля за производством дознания, своевременного обнаружения и исправления допущенных дознавателем ошибок, нарушений прав участников дознания предлагается ст. 40.2 УПК РФ усовершенствовать путем расширения полномочий начальника органа дознания.

Считаем, что реализация данных мер позволит усилить процессуальный статус начальника органа дознания, повысить эффективность внутриведомственного процессуального контроля за производством дознания, своевременно принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников производства дознания.

Список источников

1. Супрун C.B., Горчакова Е.В. О расширении процессуальных полномочий начальника органа дознания в системе МВД России / / Юрид. наука и правоохранительная практика. 2018. № 3 (45).

2. Цукрук М.В. Процессуальная деятельность органов дознания в российском уголовном судопроизводстве: Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2004.

№ 1/2022

References

1. Suprun S.V., Gorchakova E.V. On the expansion of the procedural powers of the head of the body of inquiry in the system of the Ministry of internal

affairs of Russia // Legal Science and law enforcement practice. 2018. № 3 (45).

2. Tsukruk M.V. Procedural activity of bodies of inquiry in Russian criminal proceedings: Dis. ... cand. jurid. sciences'. Irkutsk, 2004.

Информация об авторах

Бегова Д.Я. — кандидат юридических наук Исмаилов Р.Н. — магистрант

Information about the authors

Begova D.Ya. — candidate of law Ismailov R.N. — master's student

Вклад авторов:

Бегова Д.Я. — концепция исследования; вывод Исмаилов Р.Н. — написание исходного текста; вывод Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: Begova D.Ya. — research concept; conclusion Ismailov R.N. — writing of the source text; conclusion The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.10.2021 ; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 28.10.2021; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академ:

„ Следственного komi

Российской Федера!

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

№ 1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.