Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ТАРИКАТОВ НАКШИБАНДИЯ-ХАЛИДИЯ И ШАЗАЛИЯ В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ И НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ТАРИКАТОВ НАКШИБАНДИЯ-ХАЛИДИЯ И ШАЗАЛИЯ В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ И НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАЗАЛИЯ / НАКШИБАНДИЯ-ХАЛИДИЯ / С. БАШЛАРОВ / З. РАСУЛЕВ / ВОЛГО-УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хайрулаев Магомед Халитович

Статья посвящена изучению исторических связей между богословами и суфийскими шейхами Волго-Уралья и Северного Кавказа на рубеже XIX-XX вв. на примере биографии шейха Сайфуллыкади Башларова, который был преемником М.-З. Камалова, З. Расулева, М. Рамзи и шейха МухаммадСалиха Аджави. Автор делает вывод, что деятельность Сайфуллы-кади Башларова сыграла важную роль в распространении тарикатов Шазалии и Накшибандии-Халидии в Волго-Уральском регионе и на Северном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE THE SPREAD OF TARIGATS NAKSHIBANDIA-KHALIDIA AND SHAZALIA IN THE VOLGO-URAL REGION AND THE NORTH CAUCASUS IN THE EARIY 20TH CENTURY

The article is devoted to the study of historical relations between theologians and Sufi sheikhs of the Volga-Ural region and the North Caucasus at the turn of the XIX-XX centuries on the example of the biography of Sheikh Sayfullah-Qadi Bashlarov, who was the successor of M.-Z. Kamalov, Z. Rasulev, M. Ramzi and Sheikh Muhammad-Salih Ajawi. The author concludes that the activities of Sayfulla-qadi Bashlarov played an important role in the spread of the tariqas of Shazaliya and Naqshibandiya-Khalidiya in the Volga-Ural region and in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ТАРИКАТОВ НАКШИБАНДИЯ-ХАЛИДИЯ И ШАЗАЛИЯ В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ И НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 5 (451).

Философские науки. Вып. 60. С. 33-38.

УДК 94(47).073:084 DOI: 10.47475/1994-2796-2021-10505

К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ТАРИКАТОВ НАКШИБАНДИЯ-ХАЛИДИЯ И ШАЗАЛИЯ В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ И НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

М. Х. Хайрулаев

Казанский федеральный университет, Казань, Россия

Статья посвящена изучению исторических связей между богословами и суфийскими шейхами Волго-Уралья и Северного Кавказа на рубеже XIX-XX вв. на примере биографии шейха Сайфуллы-кади Башларова, который был преемником М.-З. Камалова, З. Расулева, М. Рамзи и шейха Мухаммад-Салиха Аджави. Автор делает вывод, что деятельность Сайфуллы-кади Башларова сыграла важную роль в распространении тарикатов Шазалии и Накшибандии-Халидии в Волго-Уральском регионе и на Северном Кавказе.

Ключевые слова: Шазалия, Накшибандия-Халидия, С. Башларов, З. Расулев, Волго-Уральский регион, Северный Кавказ.

Основной темой нашего исследования является биография и творческое наследие шейха Сай-фуллы-кади Башларова. Анализ деятельности С. Башларова показывает, что он сыграл очень важную роль в распространении тарикатов Нак-шибандия и Шазалия в Волго-Уральском регионе и на Северном Кавказе. Ключевым источником по этой теме является рассказ самого С. Башларова о его вступлении в тарикат. Первым шейхом-наставником С. Башларова был известный в Волго-Уралье муршид, Мухаммад-Закир Чи-стави, который довёл его до высокой степени познания Всевышнего. Мухаммад-Закир является преемником Махмуда Афанди аль-Алмали ад-Дагистани, представителя халидийской ветви Накшбандии в Поволжье [7. С. 408-409]. После смерти Мухаммад-Закира в 1893 г., С. Башларов в поисках совершенного наставника (мур-шида) объездил многие мусульманские страны, но не нашёл соответствующего по уровню шейха. Это продолжалось до тех пор, пока ему не приснился сам Мухаммад-Закир, который дал указание С. Башларову вступить под наставничество шейха З. Расулева. С. Башларов подробно рассказал о путешествии в Троицк и встрече с З. Расу-левым, М. Рамзи и другими видными мусульманскими деятелями того времени. З. Расулев довёл С. Башларова до совершенства и передал все имеющиеся у него иджазы. В конце своего рассказа С. Башларов сообщает о духовных наставниках З. Расулева. На этом заканчивается письмо шейха Сайфуллы-кади. Слово в слово этот же рассказ приводит Хасан Кахибский в своём труде «Си-раджу саадат» [4. С. 242-247]. Важно, что данные

приведённые С. Башларовым, подтверждаются независимыми источниками, в том числе архивными данными о биографии шейха и сохранившимися в них иджазами.

Как мы знаем, шейх Зайнулла Расулев был преемником Ахмад Зиятддина Кумушханави, а последний в свою очередь был представителем нескольких тарикатов: Накшбандия, Кади-рия1, Сухравардия2, Чиштия3, Кубравия4, Хали-дия5, Хильватия6, Бадавия7, Рифаия8, Шазалия9 и Мужаддидия [8], Ахмад Зиятдин был преемником Ахмада ат-Тараблули, у которого имелись

1 Тарикат получил название от основоположника Абдул Кадыра Джилани родился в городе 1078 г. Ги-лян в Иране, умер Багдаде 1160 г. Является потомком Пророка Мухаммада с обеих сторон, со стороны отца потомок внука Пророка Хасана, со стороны матери внука Хусейна.

2 Получил название от основоположника Шиха-бутддина Абу хафса Умар б. Абдулла ас-Сухраварди (1145-1234).

3 Получил название от основоположника Муинуд-дина Хасана ач- Чишти (1141-1234).

4 Получил название от основоположника Наджмуд-дина аль-Кубра Ахмада б. Умара (1145-1221)

5 Это одна из ветвей Накшбандии, названная именем Халида Багдади (1779-1827).

6 Получил название от основоположника Захир Умар Хальвати (ум. 1397).

7 Получил название от основоположника Ахмад аль-Бадави (1199-1276).

8 Получил название от основоположника Ахмад ар-Рифаи (1118-1182).

9 Получил название от основоположника Абу Хасан Али б. Абдулла аш-Шазизи (1196-1258).

иджзазы в 40 тарикатах [3. С. 165]. Также шейх Зайнулла получил разные иджазы от Мухамма-да Али Захира аль-Витри аль-Мадани, который в свою очередь был шейхом Накшбандии и Ша-залии. И исходя из этого мы предполагаем, что шейх С. Башларов получил от З. Расулева и ша-залийскую иджазу, так как известно, что шейх З. Расулев передал С. Башларову все иджазы, которые у него были1.

К тому же, по словам самого шейха Сайфул-лы-кади, он получил от М. Рамзи иджазу в та-рикате кадирийа2, но мы также предполагаем, что Сайфулла-кади получил от него и накшбан-дийскую иджазу. Но точное время не известно, скорее всего, он получил её в Троицке, находясь в доме З. Расулева в 1907 г.3 Сам шейх Сайфулла описывает шейха М. Рамзи как «гору в науках» и в своих трудах часто ссылается на него.

С. Башларов получил иджазу от Мухамма-да-Салиха Ажави аль-Кирманхани аль-Казани, преемника упомянутого Мухаммада Али Захира аль-Мадани, от которого получил иджзазы по Нашбандии-Муджадиддии4 и Шаза-

1 Как мы знаем., Расулев вступил на путь суфизма под руководством шейха Абдульхакима Чардаклы Накшбандия-Муджадиддия, а затем уже продолжил обучение у Ахмада Зиятдинна Кумушханави и получил иджазы по разным молитвам у Мухаммада Али б. Захира аль-Мадани. З. Расулев все полученные иджазы в разных науках, в тарикатах и молитвах передал Сайфуклле-кади.

2 Сайфулла б. Хусейн. Нам неизвестно место нахождения рукописи, нам любезно было предоставлена её копия известным богословом Дагестана Абдул-каримом Магомедовым из г. Буйнакска. «Мактубат». Л. 45а.

3 ГАСО. Ф 53. Оп. 1. Д. 3. Л. 36.

4 Он получил накшбандию по джадиддитской

линии от Мухаммада-Салиха Витри, шейх Витри в свою очередь от Габдульгани б. Аби Саида, он от Абдуллы аль-Дахляви. Преемниками шейха Дах-ляви были Халид Багдади и Аби Саид. И самое интересное — они обьединяются на Сайфулле-кади.

1. Накшбандия Халидия: а) Абдулла Дахляви — Халид Багдади — Ахмад ат-Тараблюси — Ахмад Зият-ддин Кумушханави — Зайнулла Расулев — Сайфул-ла-кади Башларов — Хасан Кахиби; б) Халид Багдади — Исмаиль Курдамери — Мухаммад Салих — Ибрагим — Юнус Лалали — Махмуд Афанди — Му-хаммад-Закир — Сайфулла-кади Башларов — Хасан Кахиби; в) Халид Багдади — Диятддин аш-Ширвани — Хашим ямшани (Ибрагим ишан) — Мухаммад-За-кир — Сайфулла-кади Башларов — Хасан Кахиби.

2. Накшбандия Джадидия: а) Абдулла Дахляви — Абу Саид — Ахмад Саид — Мухаммад-Маз-

лии5. Шейх Мухаммад-Салих 1 марта 1915 г. в Астрахани передал иджазы по Накшбандии и Шазалии Сайфулле-кади [2. Л 161а]. Обращает на себя внимание тот момент, что эта иджа-за переписана Кахибским, так как текст написан его почерком. В это время С. Башларов находился в ссылке в Астрахани6, куда шейх Мухаммад-Са-лих приезжал к своему сыну Ибрагиму, по мнению Шихалиева.

Интересен ещё тот факт, что сын шейха Му-хаммад-Салиха получил иджазу от Мухамма-да Рамзи по книге Исмаила б. Мухаммада аль-Аджлуни «'Икд ал-джавхар ас-самин» по хади-сам в г. Астрахань, 30 июля 1914 г. [6. С. 125]. В это время Сайфулла-кади уже находился в Астрахани6, и, возможно, они с сыном Мухаммада-Салиха были знакомы, и через сына, скорее всего, и познакомился с отцом. Таким образом, получается Сайфулла-кади, вероятнее всего, встречался с Мухаммадом Рамзи и в Астрахани. К сожалению, сам оригинал иджазы от Мухамма-да-Салиха Сайфулле-кади не был найден, но в нашем распоряжении имеется копии иджаз: иджаза, полученная самим Мухаммад-Салихом от Вит-ри7, и иджаза, полученная Кахибским от шейха Башларова[2. Л. 161а].

Исследуя текст обеих иджаз, мы видим абсолютную идентичность содержаний обоих текстов иджаз и наблюдаем преемственность в передаче и обучении. Ещё интересен такой факт в этой иджазе: помимо разрешения на обучение Шаза-лии, имеется разрешение на применение некоторых молитв в лечебных целях [Там же. Л. 106б]. Шихалиев указывает дату получения иджазы Мухаммадом-Салихом, основываясь на том же источнике, 23 зу-л-каада 1320 г. х. / 22 февраля 1903 г. [6. С. 126]. При переводе на Григорианский

хар-1 Абдульхамид Дагистани-2 Мухаммад Салих аз-Завави — Мухаммад Мурад Мензелеви — Сайфулла-кади Башларов — Хасан Кахиби; б) Абдулла Дахляви — Абу Саид — Габдул-Гани — Мухаммад Али б. Захир Витри — Мухаммад-Салих б. Абд Ха-лик аль- Кирманхани аль -Казани — Сайфулла-ка-ди Башларов — Хасан Кахи; в) Мухаммад Маъсум — Ахмад аль-Макки — Хабаб аль- Хаджи — Худай Кули — Мухаммад абд Кули — Мулла Идрис — Нияз Кули — Абдухалим аль-Чардалы — Зайнулла Расу-ли — Сайфулла-кади Башларов — Хасан Кахиби.

5 Институт Восточных рукописей РАН. С. 2302. Л. 63-64.

6 ГАСО. Ф 53. Оп. 1. Д. 3. Л. 36.

7 Институт Восточных рукописей РАН. С. 2302. Л. 63

календарь была допущена ошибка либо опечатка: вместо числа 20 написано 22. К сожалению, кроме этих данных о Мухаммаде-Салихе нет информации. Шихалиев считает, что это связано с тем, что последний большую часть жизни провёл за границей [6. С. 116].

Таким образом, мы видим, что шейх Сайфулла-кади Башларов был преемником четырёх волго-уральских суфийских шейхов по трём тарикатам: Накшбандия, Шазалия и Кадирия. Именно благодаря Сайфулле-кади и через него распространился шазалийский тарикат в Дагестане.

Основной преемник шейха Сайфуллы-кади — это Хасан Кахибский, которому он передал все иджазы, которые у него имелись, также в нашем распоряжении оказалась иджаза в науках, преемников Сайфуллы-кади, Хаджи Умар б. Али аль-Хунзахи — это иджаза, выданная им Мухаммад-Арифу б. Хасан аль-кахиби, и указанный Умар хаджи в конце иджазы пишет, что ижзаза от Сай-фуллы-кади [2. Л. 163б-164а]. О преемниках помимо этих двух людей, к сожалению, нет информации. Кахибский получил иджазы во всех трёх тарикатах Нашбандии, Шазалии и Кадирии. Ка-хибский, в свою очередь, передал иджазы своему ученику Мухаммаду Я'суби. Дальнейшая передача отражена в следующей цепочке: Хумайд Афан-ди селения Андых, Мухаммад из селения Уриб, Мухаммад-Ариф б. Хасан из селения Кахиб, Мухаммад из селения Батлух, Абдульхамид из селения Верхнее Инхо, Хамзат Афанди из селения Тлох, Мухаммад Афанди из селения Хучада, Саид Афанди из селения Чиркей, Ахмад Афанди Абдулаев — муфтий Республики Дагестан из селения Верхнее Инхо. И, таким образом, мы наблюдаем, как сохранились и развивались волго-уральские ветви тариката на Северном Кавказе, в частности, в Дагестане.

Хасан Кахиби подробно разъяснил выполнение всех молитв и обрядов тариката Шазилия в своём труде «Талхису маариф...» и даже посвятил этому целую главу [5. С. 124-143].

Раньше суфийские шейхи принимали людей в суфизм, только поле определённого испытания (это не означало, что любой желающий не мог

вступить на путь, просто тогда были такие правила). Начиная с шейха Ахмада ас-Сирхинди, известного как Имам Раббани, имам Раббани принимал всех, кто к нему приходил. Когда его спросили: «что приходят мужчины и жещины, и просят принять их в тарикат, не прекращая одеваться и питаться тем, что получено расточительством, принимать обучать их тарикату или нет?» он ответил: «нам подобает их обучать тарикату и побуждать их остерегаться от запретного, и, может, они очистятся от подобного от бараката шейхов, они такие люди не пропадут, те, которые сидят рядом сними» [5. С. 23]. Шейх Сайфулла-кади и Хасан Кахибский и далее преемники последнего применили следующую тактику. Желающего вступить на путь суфизма сначала обучают тарикату Ша-залии, и по его готовности и желании переводят в Накшбандию, потому как Шазалия является более лёгкой для начинающих, но бывают случаи, когда кого-то сразу обучают Накшбандии.

Мы видим тесные взаимосвязи между суфийскими шейхами Волго-Урала и северного Кавказа и роль, оказанную на шейха Сайфуллу-кади Баш-ларова в формировании его суфийских мировоззрений. Далее мы приведём некоторые иджазы (с. 35-36), полученные Сайфуллой-кади от шейха Зайнуллы Расула, которые подтверждают сказанное выше.

Этот «Сабат» находится личной библиотеке Ильяса Каяева. Сборник документов иджаз полученных С. Башларовым от З. Расулева, который в свою очередь получил их от Мухаммада Али аль-Витри.

Факсимиле иджазы с именами передатчиков на чтения молитвы «Хизбуль бахр» Имама Абул-хасана аш-Шазали. На этом документе наблюдаем, что сам текст написан рукой Сайфуллы-ка-ди Башларова (под диктовку и либо переписан с иджаз Зайнуллы Расулева), а его имя написано почерком Зайнуллы Расулева и скреплена оттиском его печати. Мы ранее писали, что Расулев получил иджазы от Мухаммада Али б. Захира аль-Витри, здесь мы также наблюдаем его имя до имени Расулева под цифрой 13, далее Расулев 14, и С. Башларов 15.

Список литературы

1. Сайфулла б. Хусейн Башларов. Сабаттуль маджда. (Рукопись хранится в личной библиотеке Ильяса Каяева).

2. Сайфулла б. Хусейн. Мактубат. Рукопись архив автора.

3. Халид Сайфулла бин Хусейн. Мактубат Халид Сайфулла илал фукара ахл Аллах. Махачкала : Рисалат, 2014. 368 с.

4. Хасан б. Мухаммад аль-Кахи. Сираджу саадат фи сияри садат. Махачкала : Рисалат, 2011. 256 с.

5. Хасан б. Мухаммад Кахиби. Талхис маариф фи таргиб Мухаммадариф (Краткое изложение сокровенных знаний для наставления Мухаммадарифа). Махачкала : Рисалат, 2014. 349 с.

6. Шихалиев Ш. Ш., Наврузов А. Р. Из истории жизни и творчества Али Каяева и Сайфуллы-кади Башларова : документы и материалы. Махачкала, 2018. 203 с.

7. Шуайб аль-Багини. Табакат хаваджакан накшбандия ва садатиль машаихиль халидиятиль махму-дия. Махачкала : Рисалат, 2014. 640 с.

8. Хазрат Ахмед Зияуддин Гумушханави // Мечеть Фатмы Султан Текке Гумушханави/Текке Гу-мушханави. URL: http://mec.foundation/Projects/Fatma-Sultan-Mosque/Gumushaneviyye/Sheikh-Ahmed-Ziyaeddin-Gumushanevi-ru

Сведения об авторе

Хайрулаев Магомед Халитович — аспирант Института международных отношений Казанского федерального университета. Казань, Россия. Assalam-Kazan@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2021. No. 5 (451). Philosophy Sciences. Iss. 60. Pp. 33-38.

TO THE ISSUE THE SPREAD OF TARIGATS NAKSHIBANDIA-KHALIDIA AND SHAZALIA IN THE VOLGO-URAL REGION AND THE NORTH CAUCASUS IN THE EARIY 20th CENTURY

M.Kh. Khayrulaev

Institute of International Relations of Kazan Federal University, Kazan, Russia. Assalam-Kazan@mail.ru

The article is devoted to the study of historical relations between theologians and Sufi sheikhs of the Volga-Ural region and the North Caucasus at the turn of the XIX-XX centuries on the example of the biography of Sheikh Sayfullah-Qadi Bashlarov, who was the successor of M.-Z. Kamalov, Z. Rasulev, M. Ramzi and Sheikh Muhammad-Salih Ajawi. The author concludes that the activities of Sayfulla-qadi Bashlarov played an important role in the spread of the tariqas of Shazaliya and Naqshibandiya-Khalidiya in the Volga-Ural region and in the North Caucasus.

Keywords: Shazalia, Naqshibandiya-Khalidiya, S. Bashlarov, Z. Rasulev, Volga-Ural region, North Caucasus.

References

1. Sayfulla b. Khuseyn Bashlarov. Sabattul' madzhda. Rukopis' khranitsya v lichnoy biblioteke Il'yasa Kayaeva. [in Arabic].

2. Sayfulla b. Khuseyn. Maktubat. Arkhiv avtora. [in Arabic].

3. Khalid Sayfullah Bin Hussein. (2014) Maktubat Khalid Sayfulla ilal fukara akhl Allakh. [Maktubat Kha-lid Sayfullah ilal fukara ahl Allah]. Makhachkala, Risalat publ. 368 p. [in Arabic].

4. Khasan b. Muhammad Kakhibi. (2011) Siradzhu saadat fi siyari sadat [Lamps of happiness]. Makhachkala, Risalat publ. 256 p. [in Arabic].

5. Khasan b. Muhammad Kakhibi. (2014) Talkhis maarif fi targib Mukhammadarif (Kratkoye izlozheniye sokrovennykh znaniy dlya nastavleniya Mukhammadarifa) [Talkhis maarif fi targib Muhammadarif (Summary of secret knowledge for the instruction of Muhammadarif)]. Makhachkala, Risalat publ. 349 p. [in Arabic].

6. Shikhaliev Sh.Sh., Naavruzov A.R. Iz istorii zhizni i tvorchestva Ali Kayayeva i Sayfulla-kadi Bashlaro-va: dokumenty i materialy [From the history of the life and work of Ali Kayaev and Sayfulla-kadi Bashlarov: documents and materials]. Makhachkala, 2018. 203 p. [in Russ.].

7. Shuayb al'-Bagini. (2014) Tabakat khavadzhakan nakshbandiya va sadatil' mashaikhil' khalidiyatil' makhmudiya. Makhachkala, Risalat, 2014. 640 s. [in Arabic].

8. Hazrat Ahmed Ziauddin Gumushkhanavi. Fatma Sultan Tekke Gumushkhanavi Mosque/Tekke Gu-mushkhanavi. URL: http://mec.foundation/Projects/Fatma-Sultan-Mosque/Gumushaneviyye/Sheikh-Ahmed-Ziyaeddin-Gumushanevi-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.