Научная статья на тему 'К вопросу о распространении игры на цимбалах в Западной Сибири (по материалам Новосибирской и Омской областей)'

К вопросу о распространении игры на цимбалах в Западной Сибири (по материалам Новосибирской и Омской областей) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пилипенко С. А.

В статье рассматриваются вопросы распространения игры на цимбалах в Западной Сибири в XX веке. Особенности игры и профессиональной подготовки цимбалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTRIBUTION OF DULCIMER PLAYING IN WEST SIBERIA (BASED ON THE DATA ON NOVOSIBIRSK AND OMSK REGIONS)

The article deals with dulcimer playing distribution in West Siberia in XX century. The features of professional training in dulcimer playing are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о распространении игры на цимбалах в Западной Сибири (по материалам Новосибирской и Омской областей)»

УДК 342.1 С.А. Пилипенко СГГ А, Новосибирск

К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ИГРЫ НА ЦИМБАЛАХ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ПО МАТЕРИАЛАМ НОВОСИБИРСКОЙ И ОМСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)

В статье рассматриваются вопросы распространения игры на цимбалах в Западной Сибири в XX веке. Особенности игры и профессиональной подготовки цимбалистов.

S.A. Pilipenko SSGA, Novosibirsk

DISTRIBUTION OF DULCIMER PLAYING IN WEST SIBERIA (BASED ON THE DATA ON NOVOSIBIRSK AND OMSK REGIONS)

The article deals with dulcimer playing distribution in West Siberia in XX century. The features of professional training in dulcimer playing are considered.

Цимбалы один из традиционных музыкальных инструментов славян. История его бытования уходит в эпоху средневековья. У восточных славян цимбалы появляются в землях белорусов и украинцев после их включения в состав Польско - Литовского государства. И являются неотъемлемой частью традиционной культуры этих народов. В Польше, Белоруссии и Украине на них играли как в городах и в сёлах.

В царской России и СССР бытовало два основных типа цимбал, мадьярские или венгерские и белорусские. Первые более узкие, вторые более широкие и боковые грани их скошены.

По мере освоения Сибири в неё стали переселяться выходцы из Белоруссии и Украины. Уезжая в далёкий суровый край, они брали с собой не только орудия труда и быта, но и инструменты, не забывая о праздниках и веселье. В местах компактного поселения переселенцев, нередко можно было услышать их на праздниках и посиделках.

К сожалению, письменных источников с упоминанием бытования цимбал в Сибири почти нет.

Обучение на цимбалах в дореволюционное время происходили в три этапа:

1) Подросток овладевал искусством игры на инструменте самостоятельно, наблюдая за игрой музыкантов из своей или соседних деревень;

2) Подросток жил в семье, где постоянно музицировали и традиции цимбального исполнительства передавались из поколения в поколение;

3) Шёл в «науку» к известному во всей окрестности цимбалисту. В последнем случае процесс обучения был профессиональным, так как игре на музыкальном инструменте обучали как и любому другому ремеслу и начинающий музыкант довольно рано и активно включался в исполнительскую и ансамблевую практику.

С 1920-х годов ситуация изменилась. В Белоруссии и Украине постепенно игра на цимбалах вошла в академическое русло. Пройдя путь от народной консерватории музыкальных техникумов до Государственной консерватории в 1932 году.

И сейчас включает два уровня: профессиональный и любительский.

Профессиональный уровень состоит из трёх ступеней»

1. 1 ступень - ДМШ, ДТТТИ, СШ с музыкальным уклоном.

2. 2 ступень - музыкальные училища, колледжи.

3. 3 ступень - Академия Музыки.

Иногда 1 и 2 ступени объединены в одну: лицей, гимназия - колледж. Высшей ступенью в обучения цимбалиста является магистратура и ассистентура - стажировка.

В это же время в городе Борисов начинается производство академических цимбал до 1990 годов, пока фабрика не разорилась. Выпускался модельный ряд цимбал типа «Прима», «Альт», «Бас», «Контрабас». Самой ходовой моделью была «Прима». Во многих случаях они рассылались по Домам культуры различных районов и областей СССР.

Наряду с этим продолжают бытовать и авторские цимбалы, по форме напоминающие мадьярский тип. На самодельных цимбалах верхние резонаторные отверстия часто делают в форме солнышка и их не более 1-2. На Белорусских фабричных, три круглых отверстия в верхней деке. На цимбалах под струнами, стоят деревянные струнодержатели-подструнки. В зависимости от типа цимбал и их настроя, количество подструнков сокращается от 4 до 2.

Струны на разных типах цимбал имеют различное количество по счёту тонов и натяжки в линию. При помощи подструнков, можно натянуть струны (подобно гуслям), как в один ряд, так и с перекрещиванием (подобно бандурам) с хроматическим строем.

Так, на складе ДК Г. Барабинска автором были обнаружены цимбалы этой модели. Они там пролежали с 1979 года. Кто на них играл не известно. Или например, в Центре творчества «Берегиня» г. Бердск нам были переданы цимбалы модели «Альт» которые долгое время ходили «по рукам» пока их не передали «Берегине».

Ещё об одном экземпляре белорусских цимбал была зафиксирована информация от жительницы села Машковский район с. Белоярка. Эти цимбалы были привезены из Белоруссии её дедом Николаем Рабычин досались цимбалы через родню и хранился в семье. Но они играть не умели. Но на них ни кто не играл. Их передали в школьный музей, откуда они пропали после его ликвидации.

Воспоминание об игре на цимбалах удалось зафиксировать в Кыштовском, Карасукском и Тагучинском районах НСО. Хотя цимбалы иногда называют и гуслями. Живая, ныне умершая традиция была обнаружена в деревнях Тынгиз (ныне не существует) и Колбаса Кыштовского района. Хранители определяют её как польско - белорусскую. Западно-украинские переселенцы упоминают о

бытовании свадебных ансамблей в состав которых входили: цимбалы, скрипка, бубен, но не упоминали термина «Тройстости» музыки.

Ещё один достоверный случай бытования цимбал на рубеже Х1Х-ХХ вв., зафиксирован в Омской области. В частности в экспозиции одного из районных музея представлен экземпляр цимбал переданный в 1991 году жителем с. Знаменское, Вороном Василием Кирилловичем (инв. № 624). С его слов, значится что эти цимбалы относятся к немецкой культуре музицирования. Описание цимбал: деревянный прямоугольный ящик, с одной скошенной, меньшей стороной. Колки в два ряда с одной стороны кустарного изготовления. Длиной 94 см, шириной 45 см, высотой 6 см. Выкрашены в красный и зелёные цвета. Струны урачены. Девять рядов колков по 4 струны.

В Новосибирске восстанавливается традиция игры на цимбалах в рамках проекта «Лирники» молодёжного украинского центра при СГГА, под руководством коллектива преподавателей.

На момент начала ХХ1 века положение в этом вопросе несколько изменилось в положительную сторону. Так на момент 2006 на территории России было зафиксировано всего два профессиональных педагога обучающих игре на цимбалах. В Калининграде и Красноярске. В 2008 такой педагог появился в Тюмени. Все педагоги это выпускницы музыкальных учреждений Белоруссии. Наиболее всего продвинулось обучение на цимбалах в Красноярске. Там при детской музыкальной школе № 12 открылся класс игры на цимбалах. Руководит им Надежда Иващенко. Обучение проходит на цимбалах «Прима», для детей подросткового возраста. Имеются и успехи на международных конкурсах.

Таким образом, мы наблюдаем бытование редких для Сибири народных инструментов прибывших с переселенцами из Белоруссии и Украины. Эта традиция сначала бытовала на уровне деревенских ансамблей. В Настоящее время, восстанавливается на профессиональном уровне в Тюмени, Новосибирске и Красноярске.

© С.А. Пилипенко, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.