Научная статья на тему 'Перспективы изучения вопроса о распространении традиции игры на цимбалах в Сибирском регионе в XX-XIX вв. (на примере Новосибирской, Омской областей и Красноярского края)'

Перспективы изучения вопроса о распространении традиции игры на цимбалах в Сибирском регионе в XX-XIX вв. (на примере Новосибирской, Омской областей и Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилипенко С. А.

В статье рассматриваются вопросы связанные с выявлением ареала распространения игры на цимбалах в Западной и Восточной Сибири. А так же перспективы возрождения игры на цимбалах в рамках комплексной программы «Лирники» на базе СГГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distribution of the dulcimer playing tradition in Siberia XX XIX: prospects of the problem investigation (by the example of Novosibirsk, Omsk and Krasnoyarsk regions)

The problems of revealing the areas of the dulcimer playing distribution in West and East Siberia are considered. The prospects for the dulcimer playing revival in the context of the comprehensive program Lirniki (harpists) in SSGA are shown.

Текст научной работы на тему «Перспективы изучения вопроса о распространении традиции игры на цимбалах в Сибирском регионе в XX-XIX вв. (на примере Новосибирской, Омской областей и Красноярского края)»

УДК 78(571.1/.5)

С.А. Пилипенко СГГА, Новосибирск

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА О РАСПРОСТРАНЕНИИ ТРАДИЦИИ ИГРЫ НА ЦИМБАЛАХ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ В XX-XIX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ, ОМСКОЙ ОБЛАСТЕЙ И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

В статье рассматриваются вопросы связанные с выявлением ареала распространения игры на цимбалах в Западной и Восточной Сибири. А так же перспективы возрождения игры на цимбалах в рамках комплексной программы «Лирники» на базе СГГА.

S.A. Pilipenko SSGA, Novosibirsk

DISTRIBUTION OF THE DULCIMER PLAYING TRADITION IN SIBERIA XX - XIX: PROSPECTS OF THE PROBLEM INVESTIGATION (BY THE EXAMPLE OF NOVOSIBIRSK, OMSK AND KRASNOYARSK REGIONS)

The problems of revealing the areas of the dulcimer playing distribution in West and East Siberia are considered. The prospects for the dulcimer playing revival in the context of the comprehensive program “Limiki” (harpists) in SSGA are shown.

Цимбалы - это специфический ударный инструмент, внешне напоминающий трапецивидные гусли больного размера. История его возникновения и распространения в Европе и Азиатском регионе уходит вглубь веков. Вопросы связанные с этим не входят в тему нашего исследования. Отмечу лишь то, что наибольшее распространение цимбалы получили в Китае, Индии и Иране (на Востоке) и в странах Западной и Восточной Европы (особенно в Австрии, Германии, Венгрии и Польше).

На территорию Сибири цимбалы проникают вместе с переселенцами с территорий их первоначального проживания. По поводу ареала распространения цимбал в Сибири специальных исследований не проводились, но как показала практика, при рассмотрении таковые выявляются, если не в районных музеях, так во второстепенных, по значению отдельны музеях школ или отдельных сёл. Как правило, это районы компактного расселения белорусов и украинцев, и здесь скорее всего следует применять метод картографирования. Соотнося данные этнографических экспедиций отмечавшим районы расселения конкретных этносов, с районами с встречаемости цимбал.

Так, на момент марта 2011 года нами были выявлены цимбалы в Омской области из с. Знаменское из Омского Прииртышья, Новосибирской области: в

Машковском районе с. Белоярка. Это ныне утраченный экземпляр принадлежавший семье Сайберг, народные белорусские цимбалы привёз из Белоруссии Николай Рабыныч. Но так как в семье никто не играл, цимбалы передали в школьный музей, откуда они исчезли при ликвидации музея [2, с.194]. По имеющейся у нас информации от Кристины Сайберг, жительницы с. Белоярка в близлежащих сёлах так же имеются по крайней мере ещё один экземпляр цимбал. Эту информацию, мы планируем проверить летом 2011 года в ходе «1 комплексной этноархеологической экспедиции СГГА». Воспоминания о бытовании цимбал или как их иногда называли «гусли» были зафиксированы Новосибирскими этнографами в Кыштовском, Тогучинском и Карасукском районах НСО. На территории НСО вначале 1990-х проживал последний народный цимбалист из с. Колбаса Кыштовского района НСО[1, с.164 - 165]. Бытование цимбал так же отмечено в единичном Красноярском крае. Цимбалы народного типа были переданы жителем г. Красноярск профессиональной цимбалистке Иващенко Н.П. в классе которой они и сберегаются.

Что касается этнической привязки цимбал, то это в основном белорусская традиция. Есть предположение о бытовании цимбал в начале ХХ века в среде украинских переселенцев в составе деревенских самодеятельных ансамблей на основе «тройсты музыки» [1, с. 165]. Но вещественных подтверждений этому пока мы не имеем. В одном случае, цимбалы связываются с немецкой традицией семейного музицырования в Омской области.

В советский период на территорию Сибири, начинают поступать заводские цимбалы с Борисовской фабрики из Белоруссии. Они поступали в Дома культуры районных центров Сибирских областей и регионов. Например два экземпляра нами были нами найдены в Барабинске (тип «Прима») и Бердске (тип «Альт»), которые позже были отреставрированы в рамках областного грантовского проекта «Лирники», на которых за 30 лет никто не играл.

По словам Иващенко Н.П. в Бурятию в 1970-80 г. поступали белорусские цимбалы, т.к. в Монголии перестали производить традиционные бурятомонгольские цимбалы. В настоящее время белорусские музыковеды разработали методическое пособие для игры на бурятских цимбалах.

Наличие различных типов цимбал позволяет судит об уровне распространения этого типа инструмента в Сибири. Но к сожалению, мы не можем судить о технике игры на нём. Только в одном случае была произведена небольшая аудио запись игры, но без нотации этнографической экспедицией Областного центра русского фольклора и этнографии, которые не позволяют нам заполнить эту лакуну.

В настоящее время, в России и в Сибири в частности растёт интерес к игре на народных инструментах. В том числе и на цимбалах. На многочисленных фестивалях народной культуры, часто выступают приезжие белорусские коллективы в составе которых имеются цимбалы. В Калининграде (бывш. Кёнигсберг), Тюмени и Красноярске имеются профессиональные цимбалисты. Но не все они имеют возможность играть на цимбалах, в силу отсутствия инструментов. Наиболее продвинулась в этой области преподаватель музыкальной школы №12 г. Красноярска Иващенко Н.П.. Кроме того в г.

Новосибирске сформировались благоприятные условия для развития игры на цимбалах. Имеются несколько экземпляров фабричных цимбал в белорусских общественных организациях: Областной центр Белорусской культуры НСО, «центр белорусский культуры им. Ефросиньи Полоцкой», а также два экземпляра «Альт» и «Прима» в молодёжной региональной организации -Некоммерческий культурно-просветительский центр «Союз Украинцев Сибири», молодёжный отдел которого - молодёжный украинский центр «Лелека», (под руководством автора), на базе СГГА уже третий год реализует комплексную программу возрождения игры на традиционных славянских (белорусских и украинских) инструментах. В рамках этого проекта ведётся работа со студентами СГГА по обучению и нравственно- духовному приобщению к славянской культуре и её традициям. Для этого нами в 2011 году будут приобретены украинские концертные цимбалы и налажено обучение на них.

Возможно, в ближайшие годы мы получим новые образцы цимбал на территории Сибири. А в Сибирском регионе возродится игра на цимбалах, как в украинской, так и белорусской традициях. В ансамблях и сольно. Параллельно, нами будут продолжены исследования в этой области. Например, в фондах музея археологии и этнографии ТГУ нами был найден самый старый в Сибири образец другого народного украинского инструмента, бандура, который попал в фонды ещё в конце XIX века когда первые массовые волны украинцев двинулись в Сибирь после освобождения от крепостной зависимости.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васеха Л.И. Традиционная культура сибирских украинцев: истоки, бытование, утраты (на примере Новосибирской области) ...Музыкальная инструментальная традиция // Фурсова Е.Ф., Васеха Л.И. Очерки традиционной культуры украинских переселенцев Сибири ХІХ-ХХ века (по материалам Новосибирской области) ч.1. Новосибирск: АГРО-СИБИРЬ, 2004. - с. 162-167

2. Пилипенко С.А. К вопросу о распространении игры на цимбалах в Западной Сибири (по материалам Новосибирской и Омской областей) // ГЕО-Сибирь - 2010. Т6. Сибирское геопространство в условиях модернизации общества: история и современность: сб. матер. VI Междунар. научн. конгресса «ГЕО - Сибирь - 2010», 19-29 апреля 2010 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2010-с. 193-195

© С.А. Пилипенко, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.