К ВОПРОСУ О РАСЧЕТАХ ПОЖАРНОГО РИСКА
12 3
Алпанов И.С. , Касенов Р.А. , Нурболатов Н.А.
'Алпанов Иманфали Серикбесвич - магистрант;
2Нурболатов Нурсултан Акылбекович - магистрант;
3Касенов Руслан Арматулы - магистрант, кафедра пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассмотрены методики расчета пожарных рисков. Ключевые слова: пожарная безопасность, пожарный аудит, пожарный риск.
В Российской Федерации в течение последних лет наблюдается тенденция к некоторому снижению количества чрезвычайных ситуаций. Однако при этом увеличиваются масштабы их последствий и ущербы от них. Прямой ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций - свыше 100 млрд рублей в год. Суммарный ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций составляет почти 4% внутреннего валового продукта страны. Ежегодно в нашей стране погибает 100 тыс. человек.
Современные условия жизни общества, халатное обращение людей с огнём - всё это способствует увеличению количества пожаров. Пожары ежегодно наносят громадный ущерб нашей стране, не только с материальной точки зрения, но и непосредственно жизням простых граждан, поэтому обеспечение пожарной безопасности является одной из наиглавнейших задач МЧС России.
Пожары происходят ежедневно на любых объектах, как промышленного назначения, так и просто в зданиях или сооружениях с массовым пребыванием людей. Конструктивные особенности каждого такого объекта являются дополнительной опасностью для людей не знакомых с планировкой. Все эти особенности обуславливают требования к системе обеспечения пожарной безопасности, т.е. оповещение и управление эвакуацией, использование пожарных извещателей и систем пожаротушения, которые смогут обеспечить наибольшую безопасность для людей.
Очевидно, что количество пожаров, а также жертв и ущерба от них, могло быть меньше за счет совершенствования организации применения подразделений ГПС МЧС России, технической оснащенности и уровня подготовки личного состава, систем пожарной сигнализации, позволяющих своевременно получить информацию о пожаре, совершить быстрое реагирование на вызов и ликвидировать угрозу.
Пожарная сигнализация - это комплекс технических средств, предназначенных для своевременного оповещения о возгорании на объекте и формирования управляющих сигналов для систем оповещения о пожаре и автоматического пожаротушения. В современных условиях обеспечения безопасности людей на объектах повышенной пожарной опасности при возгорании невозможно без инженерных систем, являющихся составной частью самого сооружения. С этой целью в нормативные документы введены требования об устройстве противопожарного водопровода, автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации и других противопожарных систем.
Пожарная безопасность различных объектов зависит от множества отдельных факторов и их сочетаний: высоты и планировки зданий, их назначения и технического состояния, наличия и эффективности систем пожаротушения и оповещения. Определить уровень безопасности предприятия, здания или сооружения можно путем
оценки пожарных рисков, расчет которых необходимо поручать специализированным компаниям, имеющим соответствующие лицензии.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3[1] («Условия соответствия объекта защиты требования пожарной безопасности») расчет риска производится при отступлении от требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Иными словами, если для объекта выполнены требования федеральных законов и сводов правил, то риски считать не надо. Если выполнены требования федеральных законов, но есть отступления от требований, например, сводов правил, то эти отступления можно обосновать расчетом рисков.
Предпосылки расчетов были заложены еще в ГОСТ 12.1.004 прил. 2 [2] и ППБ 0103 (см. п. 4 [2]) «Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам».
Далее этих положений не пошло. Методик еще не было (см. п. 5 [2]), а риск уже был. Позже вышли методики и началось самое интересное: в статье 6 [1] сказано про пожарный риск, определение которому дано в подпункте 8 и 28 ст. 2, там же в статье 2 дано определение «индивидуальный пожарный риск» (п.п. 9). Результатом стала подмена понятий (пожарный риск и индивидуальный пожарный риск отличаются тем, что в первом случае указывается мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей, а во втором случае - риск, приводящий к гибели людей).
Путаница перешла в расчеты пожарного риска по методике (см. п. 4 раздел I [3]) «Определение расчетных величин пожарного риска заключается в расчете индивидуального пожарного риска для жильцов, персонала и посетителей в здании. Численным выражением индивидуального пожарного риска является частота воздействия опасных факторов пожара (ОФП) на человека, находящегося в здании».
Условно расчет можно разделить на две части: расчет времени эвакуации людей и расчет времени блокирования путей ОФП. Методика расчета для производственных зданий [4] существенно отличается от методики [3]. Отличие между двумя методиками в подходе - в производственных зданиях потенциальный риск, как правило, зависит от расстояния, от пламени, эпицентра взрыва, центра облака до определенной точки на поверхности (функция зависит от расстояния), в методике [4] такой подход только продекларирован, но не осуществим - ведь эвакуация считается завершенной до выхода наружу (в безопасную зону).
Расчет эвакуации проводится почти по ГОСТ 12.1.004, и он уже далек от реальности. Например: поведение людей при сигнале тревоги; время задержки, которое не всегда соответствует методике; движение разных возрастных групп. Теперь все спрятано в программах. Наиболее распространенные -Программа GreenLine http://firesoftware.ru, СИТИС: ФЛОУТЕК и БЛОК http://www.sitis.ru, ТОКСИ+Ri sk http://www.fo rum.safety.ru.
Задача пользователя - расставить людей, проемы, горючую нагрузку, а далее программа сама посчитает все значения. В расчетах кроются свои нюансы, например, люди могут одновременно начинать движение к путям эвакуации (узловым точкам), а могут последовательно - сбор людей в одной точке на площадке лестничной клетки из всех квартир.
Вторая часть расчета построена на расчете времени блокирования путей эвакуации ОФП.
В методиках приведено множество формул, их полнота и достоверность на совести тех, кто выпустил эти методики. Но даже в самих методиках есть положения, позволяющие упрощать вычисления, например, при отсутствии данных коэффициент
0.8.в формуле 4 [3]. Самое главное же ограничение -это высота помещения - по методике не более 6 м (дословно «Для одиночного помещения высотой не более 6 м, удовлетворяющего условиям применения интегральной модели, при отсутствии систем противопожарной защиты, влияющих на развитие пожара, допускается определять критические времена по каждому из опасных факторов пожара с помощью аналитических соотношений»). Не указано, и на каком этаже (помещении) может находиться пожаротушение, дымоудаление, СОУЭ 3-го типа (или во всем здании). На практике многие расчетчики «ставят на помещение очага пожара противопожарную дверь» - и этим запирают ОФП на этаже: в результате все сходится.
Завершением расчета является расчет индивидуального пожарного риска. Здесь могут быть применены коэффициенты, от участия которых зависит значение риска (количество часов пребывания людей в здании, надежность средств ППЗ, наличие АУПТ и дымоудаления).
Актуальность данного вопроса заключается в том, что расчёт пожарного риска снимает многие проблемы для собственников и экономит большие средства, а средства раннего обнаружения повышают вероятность приведения величины пожарного риска к нормативному значению.
Кроме всего вышесказанного, согласно Административному регламенту МЧС № 375 п. 43, если на объекте проведён расчёт пожарного риска, то инспектор МЧС производит проверку только соблюдения требований пожарной безопасности, изложенных в «Правилах противопожарного режима в РФ», утверждённых постановлением правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года, то есть проверяет только режимные мероприятия, а не конструктивные.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. ГОСТ 12.1.004-91 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСТ Общие требования.
3. Приказ МЧС России от 30 июня 2009 года № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности»
4. Приказ МЧС России от 10 июля 2009 года № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».