Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПУТЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ С ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКОЙ'

К ВОПРОСУ О ПУТЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ С ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ресурсный потенциал / транзитивная экономика / собственность / предпринимательство / инфляция / государственный бюджет / resource potential / transitive economy / property / entrepreneurship / inflation / state budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омурбекова Марина Олеговна

В статье затрагивается тема значения ресурсного потенциала страны для ее развития в условиях перехода к рыночной экономике, а также путей и методов трансформационного процесса. Особое внимание уделено необходимости осмысления качественного содержания категории «транзитивная экономика» и ее базовых элементов: ресурсного потенциала и системных реформ. В статье выяснены особенности различных путей преобразования экономики. Такой взгляд будет интересен специалистам в области экономической теории экономического прогнозирования. По итогам анализа опыта реформирования транзитивных экономик ряда стран сделаны выводы относительно возможностей применения градуалисткого и радикального методов проведения социально-экономических реформ. Подчеркивается, что и радикальный, и эволюционный пути социально-экономических преобразований способны создать базу для прогрессивных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF WAYS OF SOCIO-ECONOMIC TRANSFORMATIONS IN STATES WITH TRANSITIVE ECONOMIES

The article addresses the importance of the country's resource potential for its development in the transition to a market economy, as well as ways and methods of the transformational process. Special attention is paid to the need to understand the qualitative content of the category "transitive economy" and its basic elements: resource potential and systemic reforms. The article clarifies the peculiarities of various ways of transforming the economy. Such a view will be interesting to specialists in the field of economic theory of economic forecasting. Based on the analysis of the experience of reforming transitive economies of a number of countries, conclusions were drawn regarding the possibility of applying a gradualist and radical method of carrying out socio-economic reforms. It is emphasized that both radical and evolutionary ways of socio-economic transformation can create the basis for progressive reforms.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПУТЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ С ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКОЙ»

УДК: 2964.330.101.3 ГРНТИ: 06.01.21

DOI 10.24412/2409-3203 -2021 -27-73 -77

К ВОПРОСУ О ПУТЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ С ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Омурбекова Марина Олеговна

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономическая безопасность и маркетинг» Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова Кыргызская Республика, г. Бишкек

Аннотация: В статье затрагивается тема значения ресурсного потенциала страны для ее развития в условиях перехода к рыночной экономике, а также путей и методов трансформационного процесса. Особое внимание уделено необходимости осмысления качественного содержания категории «транзитивная экономика» и ее базовых элементов: ресурсного потенциала и системных реформ. В статье выяснены особенности различных путей преобразования экономики. Такой взгляд будет интересен специалистам в области экономической теории экономического прогнозирования. По итогам анализа опыта реформирования транзитивных экономик ряда стран сделаны выводы относительно возможностей применения градуалисткого и радикального методов проведения социально-экономических реформ. Подчеркивается, что и радикальный, и эволюционный пути социально-экономических преобразований способны создать базу для прогрессивных реформ.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, транзитивная экономика, собственность, предпринимательство, инфляция, государственный бюджет.

TO THE QUESTION OF WAYS OF SOCIO-ECONOMIC TRANSFORMATIONS IN STATES WITH TRANSITIVE ECONOMIES

Omurbekova Marina Olegovna

Ph.D., Associate Professor, Economic Security and Marketing Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov Kyrgyz Republic, Bishkek

Abstract: The article addresses the importance of the country's resource potential for its development in the transition to a market economy, as well as ways and methods of the transformational process. Special attention is paid to the need to understand the qualitative content of the category "transitive economy" and its basic elements: resource potential and systemic reforms. The article clarifies the peculiarities of various ways of transforming the economy. Such a view will be interesting to specialists in the field of economic theory of economic forecasting. Based on the analysis of the experience of reforming transitive economies of a number of countries, conclusions were drawn regarding the possibility of applying a gradualist and radical method of carrying out socio-economic reforms. It is emphasized that both radical and evolutionary ways of socio-economic transformation can create the basis for progressive reforms.

Keywords: resource potential, transitive economy, property, entrepreneurship, inflation, state budget.

Возрастание общественной значимости ресурсного потенциала экономики в условиях экономических и социальных преобразований, направленных на стабилизацию, рост и прогрессивное развитие государства, повышает актуальность исследования

73

закономерностей формирования и эффективного использования ресурсного потенциала в Кыргызской Республике. В настоящее время важнейшей задачей страны является преодоление кризисных явлений, неравномерностей в развитии отдельных областей, в том числе, выравнивание уровня развития экономических и социальных отношений. Социально-экономическое развитие Кыргызстана за последние 30 лет привело общество к пониманию и осознанию, что базой экономического развития страны является воспроизводство и эффективное использование ресурсного потенциала и составляющих его частей. Качество жизни населения должно стоять во главе угла, вектора всей государственной деятельности. Решение проблем, имеющихся в настоящее время в Кыргызской Республике, находится в прямой зависимости от уровня продуктивной занятости населения, эффективности реформ в области здравоохранения и образования, внедрения инновационных подходов в использовании ресурсного потенциала. Очевидно, что приоритетной задачей становится улучшение качества ресурсного потенциала, его наращивание путем реформирования и повышения эффективности социально-экономической системы страны. Актуальным является выявление тенденций развития ресурсного потенциала как основы и залога успешности осуществляемых социально-экономических преобразований.

Процесс трансформации в Кыргызской Республике концептуально исходит из необходимости теоретическо-практического осмысления аспектов категории «ресурсный потенциал» и его подсистем - «природного потенциала», «человеческого потенциала», «производственного потенциала». Указанная проблема обусловливает исследовательский интерес, требует концептуального системного обоснования и скорейшего решения.

Общемировые тенденции в экономическом и социальном развитии стран признают доминирующую роль ресурсного потенциала, определение качественного ее содержания. Таким образом, появляется необходимость разработки комплекса действий, отвечающих подходам к проведению реформ социально-экономической сферы на базе эффективного использования ресурсного потенциала в контексте требований транзитивной экономики и в системе воспроизводства на региональном уровне, с ориентацией на широкое внедрение и разработку инноваций.

С конца 60-х гг. XX в. ресурсный потенциал и его элементы - производственный, человеческий, природный, земельный потенциалы - становятся важнейшими источниками роста производительности труда и валового внутреннего продукта стран с различным уровнем развития, повышения их конкурентоспособности на мировой арене.

Общепризнанно, что содержание транзитивной (переходной) экономики - это переустройство всей системы финансово-экономических отношений, а не изменение ее подсистем, отдельных элементов или сфер деятельности. Безусловно, финансово-экономическая деятельность является доминирующей в этом процессе, и все трансформационные усилия должны быть сконцентрированы в этом направлении.

В теоретическом аспекте - это национальные финансово-экономические системы, оказавшиеся в процессе преобразований, переходе от централизованного планируемого хозяйства, основанного на обобществлении средств производства, к системе рыночных отношений. Финансовое поведение субъектов характеризуется в данных критериях сочетанием унаследованных привычек, условностей, административных барьеров с современными правилами рынка, с вероятностями свободного выбора, выходом в свет «целевых» сотрудников.

Длительность переходного этапа, уровень его трудности и обременительности для экономики различны. Следовательно, переходный период - исторически недолговременный срок (в пределах 10-летия), необходимый для уничтожения ранее функционировавшей системы, доказавшей свою неприменимость в новых условиях, и достаточный для формирования основ рыночной системы ведения национальной экономики. Здесь нужно уточнить, что категориальное понятие «основа финансово-экономической системы» (рыночной) по своему содержанию означает упорядоченные и

достаточно стабильные формы связей между экономическими агентами, а также господствующую форму собственности, отвечающую потребностям этой системы.

Таким образом, замена одной хозяйственной системы на другую (рыночную), обеспечивается только путем проведения системных реформ, обеспечивающих изменение основ одной системы основами другой (рыночной) системы.

Для того, чтобы достичь необходимого эффекта от системных реформ, необходимо сконцентрировать усилия по следующим направлениям:

1. Либерализация экономики - система мер, нацеленных на отмену или резкое уменьшение запретов и ограничений, а еще муниципального контроля во всех сферах экономической деятельности. Либерализация направлена на отмену монополии государства на ведение хозяйственной деятельности (включая внешнюю торговлю), переход к установлению тарифов в согласовании со спросом и предложением, сокращение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды. Воздействия в этом направлении нацелены на создание равных условий и критериев эффективности всех хозяйственных агентов, обеспечение их доступа на рынок, поддержку мелкого бизнеса и снижение барьеров для проникания в отрасли экономики (путем снятия административных преград, предоставления дотационных кредитов), регулировка ценовой и сбытовой политики естественных монополий, а также, в отдельных случаях, раздробление больших компаний с целью демонополизации.

3. Институциональные переустройства, включающие изменение отношений и форм собственности (создание частного сектора), функционирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, фондов и т. д.), создание системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям законодательства.

4. Структурные преобразования, нацеленные в первую очередь на уничтожение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре экономики и отдельных ее секторов экономики. Ключевая задача перестройки структуры экономики - налаживание производства видов продукции, пользующихся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5. Макроэкономическая стабилизация (преимущественно финансовая). Строго говоря, она не входит в количество системных реформ, как происходит зачастую в государствах с устойчивой рыночной экономикой. Значимость этого направления выливается из того обстоятельства, что упадок административно-командной системы прежде и сильнее всего имеет место в экономической сфере. Это мешает поступательному становлению рыночных отношений, особенно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят установление лимитов валютной эмиссии, минимизация недостатка госбюджета, обеспечение процентной ставки, содействующей развитию, и т.д. [1]

6. Создание адекватной рыночному хозяйству системы общественной защиты и поддержки населения. Данная система мер ориентирована на переход к адресной общественной помощи более нуждающихся слоев и групп населения.

Окончание формирования составляющих рыночную систему элементов и будет означать завершение переходного периода [2].

Большое значение для хода и итогов реформ в государствах с транзитивной экономикой имеют начальные обстоятельства. К ним относятся:

- длительность существования административно-командной системы;

- доля частной собственности в экономике;

- размер структурных диспропорций и степень милитаризации экономики;

- уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности, масштабы инфляции, внешнего долга и др.);

- трудовая этика населения и доминирующий менталитет;

- открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.

Мировой опыт выработал различные пути преобразования экономики. Чаще всего применяется эволюционный путь («градуализм»). Применяется также вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).

На практике радикальный вариант везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) привел к огромному скачку цен, на снижение которого до социально приемлемого уровня в 20 -30% в год ушло от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в Российской Федерации), причем медленное осуществление стабилизационных мер привело к повышению социальных издержек. При реализации стабилизационных мер инфляция в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы и СНГ снижалась, но оставалась высокой по стандартам развитых стран. В странах, применяющих для перехода преимущественно градуалистскую модель, финансовая стабилизация не является острой необходимостью, так как либерализация цен носит постепенный характер, и, следовательно, не происходит накопление огромного инфляционного потенциала.

Другим путем, направленным на снижение инфляции и повышение сбалансированности рынка, является резкое сокращение дефицита государственного бюджета, а также установление ссудного процента на уровне, превышающем уровень инфляции, что приводит к дополнительному сокращению текущего спроса. Стимулированию сбережений способствует повышение процента по вкладам. В результате указанных мер формируется возможность обеспечить такие соотношения цен по отдельным товарам и услугам, которые отражают реальный спрос на них. Таким образом, достигается ликвидация товарного дефицита и достигается равновесие на потребительском рынке [3].

Однако у «шоковой терапии» имеется отрицательная сторона: резкое снижение жизненного уровня населения, особенно малообеспеченных и групп населения и работников некоммерческого сектора; сокращение инвестиционного спроса и капитальных вложений, приводящее к снижению объемов производства; падение объемов выпуска продукции, в свою очередь, приводит к упадку в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, поскольку сокращается платежеспособный спрос населения; увеличивается безработица.

Такие жесткие меры стабилизационной политики, безусловно, применяются только при отсутствии иных способов остановить углубление экономического кризиса. Кроме того, политическое руководство, принимающее решение об осуществлении шоковых мер, должно опираться на доверие населения, его активных групп и экономически значимых категорий.

В странах, применивших градуалистскую модель, экономическая динамика выражается в другой схеме. К примеру, в Китае, несмотря на рост инфляции, она не достигла размеров, которые потребовали бы специфической стратегии финансовой стабилизации. Во Вьетнаме стратегия «шоковой терапии» была применена в 1989 г. В обеих странах рыночные реформы привели к значительному быстрому росту производства (в Китае среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме -7%).

Таким образом, можно утверждать, что и радикальный, и эволюционный пути социально-экономических преобразований способны создать базу для прогрессивных реформ.

Список литературы:

1. А. С. Булатов, И. И. Большакова, В. В. Виноградов и др.; Под ред. А. С. Булатова Экономика учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям Москва 2001. http://dlib.rsl.ru Дата обращения: 20.09.2021.

2. Оторбаев К.Т., Койчуманов Т. «Экономика Кыргызской Республики», Бишкек, 2007 - 126 с.

3. Липсиц И.В. Экономика. // Омега-Л, 2012 - 38 с.

УДК 338.242 ГРНТИ 06.75.10

DOI 10.24412/2409-3203 -2021 -27-77-79

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рахматуллин Юлай Ялкинович

к.э.н., доцент кафедры экономико-правового обеспечения безопасности Голиков Максим Евгеньевич

студент

ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет Россия, г. Уфа

Аннотация: целью данной статьи является оценка коррупционной составляющей угрозы экономической безопасности предпринимательской деятельности в России. В исследовании используется анализ преступлений, связанных с коррупцией, за 20172020гг., а также приводится сравнение отчетных с прошедшими данными. В результате исследования выявлено, что в России больше зарегистрировано преступлений по получению взяток, чем по даче, а также имеется тенденция к увеличению зарегистрированных и нераскрытых дел по ст. 290 и 291 УК РФ. Таким образом, в целях устранения или минимизации коррупции необходимо применять комплексный подход в исследовании его причин возникновении и выработке соответствующих противодействующих мер.

Ключевые слова: коррупция, экономическая безопасность, предпринимательская деятельность, противодействие коррупции.

CORRUPTION AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF BUSINESS

Rakhmatullin Yulai Yalkinovich

RhD, Associate Professor of the Department of Economic and Legal Security

Golikov Maxim Evgenievich

student Bashkir State University Russia, Ufa

Abstract: the purpose of this article is to assess the corruption component of the threat to the economic security of entrepreneurial activity in Russia. The study uses an analysis of corruption-related crimes for 2017-2020, as well as a comparison of reported with past data. As a result of the study, it was revealed that in Russia more crimes were registered for taking bribes than for giving, and there is also a tendency to an increase in registered and unsolved cases under Art. 290 and 291 of the Criminal Code of the Russian Federation. Thus, in order to eliminate or

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.