УДК 342.723
DOI: 10.70569/2949-5725.2024.4.3.006
К вопросу о публичности региональной правовой политики в правозащитной сфере
Н.С. Татаренко
Казань, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье анализируется одно из политико-правовых свойств региональной правовой политики, определяющее характер взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с институтами гражданского общества при ее создании и реализации. По мнению автора, публичность региональной правовой политики в области защиты прав человека и гражданина отражается в субъектном составе проводимой организационной деятельности по формированию и осуществлению данной правовой политики (органы публичной власти, институты гражданского общества); официальном характере правовых документов, оформляющих соответствующую деятельность; наличии материально-технических средств и организационно-правовых механизмов, позволяющих гражданам, многообразным институтам гражданского общества непосредственно ознакомиться с их содержанием; легитимных каналах связи между органами публичной власти и институтами гражданского общества.
Ключевые слова: региональная правовая политика, защита прав и свобод человека и гражданина, публичность, открытость.
Для цитирования: Татаренко Н.С. К вопросу о публичности региональной правовой политики в правозащитной сфере // Право и государственность. 2024. № 3 (4). С. 47-50.
On the issue of publicity of regional legal policy in the human rights sphere
N.S. Tatarenko
Kazan, Russian Federation [email protected]
Abstract. The article analyzes one of the political and legal properties of regional legal policy, which determines the nature of the interaction of state authorities of the constituent entities of the Russian Federation with civil society institutions during its creation and implementation. According to the author, the publicity of the regional legal policy in the field of protection of human and civil rights is reflected in the subject composition of the ongoing organizational activities for the formation and implementation of this legal policy (public authorities, civil society institutions); the official nature of the legal documents formalizing the relevant activities; availability of material and technical means and organizational and legal mechanisms that provide citizens, various institutions of civil society with direct familiarization with their content; legitimate channels of communication between public authorities and civil society institutions.
Keywords: regional legal policy, protection of human and civil rights and freedoms, publicity, openness.
For citation: Tatarenko N.S. On the issue of publicity of regional legal policy in the human rights sphere // Law and statehood. 2024. № 3 (4). P. 47-50.
В юридической науке правовая политика в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина рассматривается как деятельность государственных, муниципальных органов и общественных объединений, а также самой личности, обеспечивающая создание, поддержание, развитие и реализацию условий для их защиты, и поэтому признается средством реализации правомерных притя-
заний личности [1, с. 10]. При этом правовая политика в данной сфере подразделяется на федеральную и региональную, поскольку согласно ст. 72 (ч. 1 п. «б») Конституции Российской Федерации1 защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Специфика правовой политики вы-
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 2020. 4 июля.
ражается в том, что ей присущи особые черты, позволяющие раскрыть ее сущность. Учеными высказываются различные предложения относительно ее признаков. В частности, Ю.К. Краснов безотносительно к уровню и сферам жизнедеятельности отмечает следующие общие признаки правовой политики: интегративный и официальный характер, системность, публичность, фундаментальность, концеп-туальность, реалистичность, динамичность и стабильность, плановость, зависимость от факторов внешней и внутренней среды [2, с. 33]. А.П. Коробова, исходя из понимания правовой политики как средства воздействия на правовую жизнь общества с целью ее преобразования наиболее желательным для государства образом, как целеполагающей, организующей деятельности в правовом поле, осуществляемой государством и другими субъектами политического общения при помощи специфического набора как правовых, так и организационных способов и средств, по сути, признает за данным явлением целый ряд качеств: целесообразность, организованность и публичность [3, с. 42]. В то же время В.В. Трофимов выделяет следующие признаки государственно-правовой политики: системность, предсказуемость и научная обоснованность [4, с. 83]. А.Б. Киреев применительно к судебно-правовой политике как одной из форм государственно-правовой политики упоминает публичность, официальность и властно-императивное содержание [5, с. 50]. Таким образом, одним из ключевых признаков региональной правовой политики в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина признается публичность.
По мнению Ш.З. Маталаева, понятие публичности используется юридическим сообществом в нескольких толкованиях, прежде всего в значении принадлежности к государству, предполагающей в широком смысле то, что относится к государству, гласности, открытости правосудия, открытости и доступности суда для публики и т. п. В своей трактовке публичности автор опирается в том числе и на ее лексическое
значение, поскольку в справочной литературе она отождествляется с гласностью, общеизвестностью, явностью и общественностью [6, с. 427]. Вместе с тем предложенная авторская позиция, на наш взгляд, ограничивает представления о публичности правовой политики, поскольку касается исключительно открытости судебной деятельности, а значит, и судебно-правовой политики. В то же время гласность и открытость присущи всем формам и видам юридической деятельности.
К примеру, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предусматривает, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций1. Причем граждане, общественные объединения и организации имеют право в установленном порядке получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением той, доступ к которой ограничен федеральным законом. Кроме того, публичность и открытость обязывают полицию регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и гражданами, в том числе предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций и путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных
1 См.: ст. 8 (ч. 1, 2, 3 и 4) Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
и статистических материалов и в иных формах и т. д.
В то же время правовое оформление публичности и открытости может иметь свою специфику в зависимости от уровня и ветви власти. Так, в Законе Челябинской области от 28 февраля 2006 г. № 1-ЗО «О Законодательном Собрании Челябинской области»1 отсутствует норма о принципах деятельности высшего представительного учреждения, что существенно обедняет правовое нормирование его конституционно-правового статуса. Однако Регламент Законодательного Собрания Челябинской области, восполняя законодательный пробел, фиксирует, что его деятельность основывается на принципах свободного обсуждения и коллективного решения вопросов2; кроме того, в его внутренней структуре имеется отдельная глава, посвященная организации доступа к информации о деятельности Законодательного Собрания, порядку присутствия граждан, представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на открытых заседаниях Законодательного Собрания, депутатских и общественных (публичных) слушаниях, проводимых законодательным органом. Соответственно, названный Регламент устанавливает, что обеспечение доступа к информации о деятельности Законодательного Собрания Челябинской области осуществляется посредством ее размещения на офици-
альном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, средствах массовой информации, а также присутствием граждан и представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления при проведении открытых заседаний Законодательного Собрания, депутатских слушаний. Помимо этого, перечисленные субъекты вправе ознакомиться с информацией о деятельности Законодательного Собрания в специально отведенных помещениях в здании законодательного органа власти3.
Таким образом, публичность региональной правовой политики в области защиты прав человека и гражданина отражается в субъектном составе проводимой организационной деятельности по формированию и осуществлению данной правовой политики (органы публичной власти, институты гражданского общества); официальном характере правовых документов, оформляющих соответствующую деятельность; наличии материально-технических средств и организационно-правовых механизмов, позволяющих гражданам, многообразным институтам гражданского общества непосредственно ознакомиться с их содержанием; легитимных каналах связи между органами публичной власти и институтами гражданского общества по вопросам разработки, одобрения и реализации региональной правовой политики в сфере правозащитных отношений.
Список литературы
1. Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории : автореф. дис... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. - 366 с.
2. Краснов Ю.К. Правовая политика России на современном этапе : учебное пособие / Ю.К. Краснов; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (университет) МИД России. М. : Прометей, 2019. - 182 с.
3. Коробова А.П. О некоторых признаках правовой политики // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2020. № 2. С. 35-43.
4. Трофимов В.В. Государственно-правовая политика современной России: от доктрины к практике реализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 3. С. 79-86.
5. Киреев А.Б. Признаки и принципы судебно-правовой политики как ее важнейшие характеристики // Современное право. 2008. № 10. С. 50-52.
1 Южноуральская панорама. 2006. 21 марта.
2 См.: пункт 3 Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 26 ноября 2015 г. № 157 «О Регламенте Законодательного Собрания Челябинской области» // Ведомости Законодательного собрания Челябинской области. 2006. 28 февр.
3 См.: пункты 220 и 223 Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 26 ноября 2015 г. № 157 «О Регламенте Законодательного Собрания Челябинской области» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/430687633 (дата обращения: 06.04.2024).
6. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка: материалы для лексической разработки заимствованных слов в рус. лит. Речи : с портр. и краткой биогр. А.Н. Чудинова / сост. под ред. А.Н. Чудинова. 3-е изд., тщательно испр. и знач. доп. (более 5 000 новых слов) преимущественно соц.-полит. терминами, вошедшими в жизнь в последние годы. СПб. : В.И. Губинский, 1910. - 676 с.
References
1. Rybakov O.Yu. Rossijskaya pravovaya politika v sfere zashchity prav i svobod lichnosti: voprosy teorii : avtoref. dis... d-ra yurid. nauk. Saratov, 2005. - 366 s.
2. Krasnov Yu.K. Pravovaya politika Rossii na sovremennom etape : uchebnoe posobie / Yu.K. Krasnov; Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenij (universitet) MID Rossii. M. : Prometej, 2019. - 182 s.
3. Korobova A.P. O nekotoryh priznakah pravovoj politiki // Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva. 2020. № 2. S. 35-43.
4. Trofimov V.V. Gosudarstvenno-pravovaya politika sovremennoj Rossii: ot doktriny k praktike realizacii // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2018. № 3. S. 79-86.
5. Kireev A.B. Priznaki i principy sudebno-pravovoj politiki kak ee vazhnejshie harakteristiki // Sovremennoe pravo. 2008. № 10. S. 50-52.
6. Slovar' inostrannyh slov, voshedshih v sostav russkogo yazyka: materialy dlya leksicheskoj razrabotki zaimstvovannyh slov v rus. lit. Rechi : s portr. i kratkoj biogr. A.N. Chudinova / sost. pod red. A.N. Chudinova. 3-e izd., tshchatel'no ispr. i znach. dop. (bolee 5 000 novyh slov) preimushchestvenno soc.-polit. terminami, voshedshimi v zhizn' v poslednie gody. SPb. : V.I. Gubinskij, 1910. - 676 s.
Информация об авторе (авторах): Татаренко Никита Сергеевич, аспирант кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета (450103, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18).
Information about the author(s): Tatarenko Nikita Sergeevich, postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law, Kazan (Volga) Federal University (450103, Russia, Kazan, Kremlin Street 18).
Статья поступила в редакцию 17.07.2024; одобрена после рецензирования 20.08.2024; принята к публикации 25.09.2024.
The article was submitted to the editorial office of the 17.07.2024; approved after 20.08.2024 review; accepted for publication 25.09.2024.