УДК 159.99
Кононенко И.О., к.пед.н.
доцент
кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО
Максимова М.И. студент 6 курса
медико - психолого - фармацевтический факультет Красноярский государственный медицинский университет им.
проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Россия, г. Красноярск
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ
БЕРЕМЕННЫХ
Данная статья посвящена выявлению современных проблем перинатальной психологии. Беременность хоть и является закономерным физиологическим процессом, но также является стрессором для многих женщин. В связи с этим обоснована разработка программ для сопровождения беременных.
Ключевые слова: беременность, роды, ребенок, перинатальное психология, психологическое сопровождение беременных.
Kononenko I.O., candidate of pedagogical sciences Associate Professor, Department of Clinical Psychology and
Psychotherapy
Krasnoyarsk State Medical University. prof. V.F. Voino-Yasenetsky
Russia, Krasnoyarsk
Maksimova M. I., 6th year student of medical, psychological and pharmaceutical faculty, Krasnoyarsk State Medical University named after prof.
V.F. Voino-Yasenetsky, Russia, Krasnoyarsk TO THE QUESTION OF PSYCHOLOGICAL CARE OF PREGNANT WOMEN
This article is devoted to the identification of contemporary problems of perinatal psychology. Pregnancy, although it is a natural physiological process, is also a stressor for many women. In this regard, the development of programs for accompanying pregnant women is justified.
Key words: pregnancy, childbirth, child, perinatal psychology, psychological support for pregnant women.
Последние несколько лет проблема рождаемости занимает одну из ведущих позиций в нашей стране. По результатам Росстата коэффициент рождаемости начал падать в 2016 году и продолжает падать и в настоящие дни. Только за первый квартал 2019 года рождаемость в стране упала на 5,5% по сравнению с 2018 годом.
И.В. Добряков в своих работах так же подчеркивает значимость демографической ситуации и говорит о важности решения данной проблемы
комплексом мероприятий, таких как социальные меры и медико -психологические мероприятия, позволяющие улучшить репродуктивное здоровье населения и обеспечить достаточный уровень психологической готовности к беременности и родам[2].
Во многих женских консультациях городов России были проведены опросы среди беременных и планирующих беременность женщин, которые показали, что более от 57-65% женщин заинтересованы в следующих мероприятиях: психологическое консультирование, просвещение, образование, практические занятия так же «школа отцов». Анализ опроса врачей показал, что они оценивают значимость психологического сопровождения даже выше, чем сами пациенты.
Эти данные говорят нам о важности развития перинатальной психологии и необходимости психологического сопровождения подготовки к беременности, ведения беременности и работу с психологом после рождения ребенка в течение первого года жизни, а по некоторым данным и до 3 лет.
Подготовка к беременности, процесс беременности и роды - важный и очень насыщенный период в жизни женщины. В это время с женщиной происходит огромное количество изменений, внутренне и внешне меняется ее тело, меняется гормональный фон, эмоциональное состояние. В этот период меняются отношения в семье и начинают формироваться отношения с будущим ребенком.
С одной стороны, беременность - это естественный и физиологический процесс для женского организма, с другой стороны - это значительный стресс и испытание для психического и соматического здоровья. Период вынашивания ребенка сопровождается как физическими изменениями женского тела (растет живот, увеличивается грудь), так и психическими метаморфозами: переоценка ценностей, изменение интересов и увлечений, изменение образа жизни целом. Далеко не все современные женщины, которые имеют высокий уровень образования и профессиональной подготовки, готовы отказаться от карьерных амбиций и духовной самореализации в пользу семьи и воспитания детей. Возникает порой серьезный внутренний конфликт, когда женщина желает сохранить свою семью и родить ребенка, и в то же время боится «выпасть из обоймы» в профессиональном плане. Поэтому иногда известие о беременности воспринимается женщиной неоднозначно.
В работах таких учёных как Е.В. Матвеева, И.Ю. Хамитова, С.Ю. Мещерякова, М.С. Рдионова и т.д., особое внимание уделяется на изучение психических особенностей у женщин которые находятся в положении, в дальнейшем влияющее на развитие ребёнка. Перечисленные авторы исследуют наличие депрессивных, стрессовых состояний, материнские установки и ожидания, стратегии воспитания ребёнка, значимость материнской роли, принятие своей новой личности[4].
Ю. Шмурак и Д. Пайнз уделяют внимание формированию образа
малыша в воображении матери. Так же считают, что внутренние конфликты и тревоги у будущей матери во время беременности, влияют на реальный образ жизни ребёнка.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что беременность хоть и является закономерным физиологическим процессом, для многих долгожданным, одновременно с этим является сильным стрессовым фактором. Как для психического состояния женщины, так и для физического. В связи, с чем требуется разработка комплексных программы для сопровождения беременных женщин.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости дальнейшей разработки темы психологического сопровождения беременных женщин.
Использованные источники:
1. Белявская, Е. С. Особенности супружеских отношений в перинатальный период в связи с опытом родительства и типом семьи: обзор исследований / Е. С. Белявская, З. Л. Зафарова // Психология семьи в современном мире. -2017. - С. 42-47.
2. Добряков, И. В. Перинатальная психология / И. В Добряков. - Спб.: Питер, 2015. - 352с.
3. Завгородняя, И. В. Перинатальная психотерапия как сфера деятельности перинатального психолога / И. В. Завгородняя // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2016. - №4. - С. 21-26.
4. Рейгородский, Д. Я. Психология и психоанализ беременности. Хрестоматия - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2015. - 784с.
5. Савенышева, С. С. Динамика супружеских отношений в перинатальный период: по материалам зарубежных исследований / С. С. Савенышева // От истоков к современности. - 2015. - С. 81-84.
6. Савенышева, С. С. Отношению к ребенку в перинатальный период его развития у мужчин в связи с супружескими отношениями / С. С. Савенышева, Е. М. Савина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58. - С. 343-346.
7. Филиппова, Г. Г. Репродуктивная психология: современный этап развития перинатальной психологии в России / Г. Г. Филиппова // Психологические проблему современной семьи. - 2015. - С. 509-514.
8. Филиппова, Г. Г. Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе / Г. Г. Филиппова, С. А. Абудиллина // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. - 2016. - Т.8, №4. - С. 142-152.