Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ БЕРЕМЕННЫХ'

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ БЕРЕМЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕМЕННОСТЬ / РОДЫ / РЕБЕНОК / ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ / PREGNANCY / CHILDBIRTH / CHILD / PERINATAL PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR PREGNANT WOMEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кононенко И.О., Максимова М.И.

Данная статья посвящена выявлению современных проблем перинатальной психологии. Беременность хоть и является закономерным физиологическим процессом, но также является стрессором для многих женщин. В связи с этим обоснована разработка программ для сопровождения беременных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кононенко И.О., Максимова М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PSYCHOLOGICAL CARE OF PREGNANT WOMEN

This article is devoted to the identification of contemporary problems of perinatal psychology. Pregnancy, although it is a natural physiological process, is also a stressor for many women. In this regard, the development of programs for accompanying pregnant women is justified.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ БЕРЕМЕННЫХ»

УДК 159.99

Кононенко И.О., к.пед.н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

Максимова М.И. студент 6 курса

медико - психолого - фармацевтический факультет Красноярский государственный медицинский университет им.

проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Россия, г. Красноярск

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ

БЕРЕМЕННЫХ

Данная статья посвящена выявлению современных проблем перинатальной психологии. Беременность хоть и является закономерным физиологическим процессом, но также является стрессором для многих женщин. В связи с этим обоснована разработка программ для сопровождения беременных.

Ключевые слова: беременность, роды, ребенок, перинатальное психология, психологическое сопровождение беременных.

Kononenko I.O., candidate of pedagogical sciences Associate Professor, Department of Clinical Psychology and

Psychotherapy

Krasnoyarsk State Medical University. prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Russia, Krasnoyarsk

Maksimova M. I., 6th year student of medical, psychological and pharmaceutical faculty, Krasnoyarsk State Medical University named after prof.

V.F. Voino-Yasenetsky, Russia, Krasnoyarsk TO THE QUESTION OF PSYCHOLOGICAL CARE OF PREGNANT WOMEN

This article is devoted to the identification of contemporary problems of perinatal psychology. Pregnancy, although it is a natural physiological process, is also a stressor for many women. In this regard, the development of programs for accompanying pregnant women is justified.

Key words: pregnancy, childbirth, child, perinatal psychology, psychological support for pregnant women.

Последние несколько лет проблема рождаемости занимает одну из ведущих позиций в нашей стране. По результатам Росстата коэффициент рождаемости начал падать в 2016 году и продолжает падать и в настоящие дни. Только за первый квартал 2019 года рождаемость в стране упала на 5,5% по сравнению с 2018 годом.

И.В. Добряков в своих работах так же подчеркивает значимость демографической ситуации и говорит о важности решения данной проблемы

комплексом мероприятий, таких как социальные меры и медико -психологические мероприятия, позволяющие улучшить репродуктивное здоровье населения и обеспечить достаточный уровень психологической готовности к беременности и родам[2].

Во многих женских консультациях городов России были проведены опросы среди беременных и планирующих беременность женщин, которые показали, что более от 57-65% женщин заинтересованы в следующих мероприятиях: психологическое консультирование, просвещение, образование, практические занятия так же «школа отцов». Анализ опроса врачей показал, что они оценивают значимость психологического сопровождения даже выше, чем сами пациенты.

Эти данные говорят нам о важности развития перинатальной психологии и необходимости психологического сопровождения подготовки к беременности, ведения беременности и работу с психологом после рождения ребенка в течение первого года жизни, а по некоторым данным и до 3 лет.

Подготовка к беременности, процесс беременности и роды - важный и очень насыщенный период в жизни женщины. В это время с женщиной происходит огромное количество изменений, внутренне и внешне меняется ее тело, меняется гормональный фон, эмоциональное состояние. В этот период меняются отношения в семье и начинают формироваться отношения с будущим ребенком.

С одной стороны, беременность - это естественный и физиологический процесс для женского организма, с другой стороны - это значительный стресс и испытание для психического и соматического здоровья. Период вынашивания ребенка сопровождается как физическими изменениями женского тела (растет живот, увеличивается грудь), так и психическими метаморфозами: переоценка ценностей, изменение интересов и увлечений, изменение образа жизни целом. Далеко не все современные женщины, которые имеют высокий уровень образования и профессиональной подготовки, готовы отказаться от карьерных амбиций и духовной самореализации в пользу семьи и воспитания детей. Возникает порой серьезный внутренний конфликт, когда женщина желает сохранить свою семью и родить ребенка, и в то же время боится «выпасть из обоймы» в профессиональном плане. Поэтому иногда известие о беременности воспринимается женщиной неоднозначно.

В работах таких учёных как Е.В. Матвеева, И.Ю. Хамитова, С.Ю. Мещерякова, М.С. Рдионова и т.д., особое внимание уделяется на изучение психических особенностей у женщин которые находятся в положении, в дальнейшем влияющее на развитие ребёнка. Перечисленные авторы исследуют наличие депрессивных, стрессовых состояний, материнские установки и ожидания, стратегии воспитания ребёнка, значимость материнской роли, принятие своей новой личности[4].

Ю. Шмурак и Д. Пайнз уделяют внимание формированию образа

малыша в воображении матери. Так же считают, что внутренние конфликты и тревоги у будущей матери во время беременности, влияют на реальный образ жизни ребёнка.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что беременность хоть и является закономерным физиологическим процессом, для многих долгожданным, одновременно с этим является сильным стрессовым фактором. Как для психического состояния женщины, так и для физического. В связи, с чем требуется разработка комплексных программы для сопровождения беременных женщин.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости дальнейшей разработки темы психологического сопровождения беременных женщин.

Использованные источники:

1. Белявская, Е. С. Особенности супружеских отношений в перинатальный период в связи с опытом родительства и типом семьи: обзор исследований / Е. С. Белявская, З. Л. Зафарова // Психология семьи в современном мире. -2017. - С. 42-47.

2. Добряков, И. В. Перинатальная психология / И. В Добряков. - Спб.: Питер, 2015. - 352с.

3. Завгородняя, И. В. Перинатальная психотерапия как сфера деятельности перинатального психолога / И. В. Завгородняя // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2016. - №4. - С. 21-26.

4. Рейгородский, Д. Я. Психология и психоанализ беременности. Хрестоматия - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2015. - 784с.

5. Савенышева, С. С. Динамика супружеских отношений в перинатальный период: по материалам зарубежных исследований / С. С. Савенышева // От истоков к современности. - 2015. - С. 81-84.

6. Савенышева, С. С. Отношению к ребенку в перинатальный период его развития у мужчин в связи с супружескими отношениями / С. С. Савенышева, Е. М. Савина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58. - С. 343-346.

7. Филиппова, Г. Г. Репродуктивная психология: современный этап развития перинатальной психологии в России / Г. Г. Филиппова // Психологические проблему современной семьи. - 2015. - С. 509-514.

8. Филиппова, Г. Г. Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе / Г. Г. Филиппова, С. А. Абудиллина // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. - 2016. - Т.8, №4. - С. 142-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.