Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1649
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PERINATAL PSYCHOLOGY / ПСИХОЛОГИЯ ОТЦОВСТВА / ПСИХОЛОГИЯ МАТЕРИНСТВА / PSYCHOLOGY OF MOTHERHOOD / ИСТОРИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ / THE HISTORY OF PRENATAL PSYCHOLOGY / НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ / DIRECTIONS PERINATAL PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGY OF PARENTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляевских В.С., Зарипова Л.З.

В статье представлен анализ публикаций по проблемам перинатальной психологии в отечественной науке, выделяются наиболее актуальные направления и запросы практики. Анализируется вклад исследований в развитие перинатальной психологии и разрешении репродуктивных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF PERINATAL PSYCHOLOGY: REVIEW OF RESEARCH

The article presents the analysis of publications on the issues of perinatal psychology in the national science, highlights the most current trends and the demands of practice. Examines the contribution of research to the development of perinatal psychology and the resolution of reproductive problems.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 159.922.736.2

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ

_ «-» *

ПСИХОЛОГИИ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ

В. С. Беляевских, Л.З. Зарипова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье представлен анализ публикаций по проблемам перинатальной психологии в отечественной науке, выделяются наиболее актуальные направления и запросы практики. Анализируется вклад исследований в развитие перинатальной психологии и разрешении репродуктивных проблем.

Ключевые слова: перинатальная психология, психология отцовства, психология материнства, история перинатальной психологии, направления перинатальной психологии.

В последние десятилетия в связи с возрастанием проблем в репродуктивной сфере людей, весьма актуальной стала проблема сохранения репродуктивного здоровья населения. Это требует объединения усилий медицинского и психологического знания, обсуждения практики в области перинатальной психологии и медицины.

Научная секция «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия» в Санкт-Петербургском психологическом обществе работает с 2000 г. Через 2 года после ее открытия в феврале 2002 г. в Москве на Всероссийской конференции «Психология и ее приложения» по инициативе президента Российского психологического общества академика А.В. Брушлинского, высоко оценившего идею создания и работу секции «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия» в Санкт-Петербурге, было принято решение организовать в рамках Общероссийской общественной организации «Российское психо-

*

Проект подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 16-16-59009 а(р).

© Беляевских В.С., Зарипова Л.З., 2017 537

логическое общество» секцию «Перинатальная психология». Создание секции стало результатом сотрудничества медиков и психологов в области перинатальной психологии, а также объединения целого ряда направлений отечественной психологии: психологии раннего развития, психологии родительства (материнства и отцовства), психологии детско-родительских отношений, психологии беременности. В психологической практике основанием для такого объединения стал опыт ведения курсов для будущих родителей по подготовке к родам и родительству, консультирование детско-родительских отношений, тренинги для родителей и т.д.

Все эти научные и практические направления объединились в единое профессиональное поле под общим названием «Перинатальная психология». В этот период в профессиональном, и даже в бытовом лексиконе появилось словосочетание «перинатальный психолог» - как описательное название, характеризующее профессиональную ориентацию специалиста.

Анализируя научную периодическую литературу последних пяти лет в области перинатальной психологии, можно выделить ряд исследовательских и практикоориентированых направлений ее развития, обзор которых приведен ниже.

Клиническое направление центрируется на изучении психосоматических и клинических аспектов перинатального периода. Так, интересным является работа О.С. Шкуротенко (2011) [19], который исследовал влияние психологических особенностей беременной женщины на психосоматические показатели новорожденного. В результате исследования была установлена взаимосвязь между высокими оценочными значениями в баллах по шкале алекситимии, тревоги-депрессии, невротизации, сомати-зации и низкими показателями адаптации новорожденного в условиях внеутробной жизни (значения по шкале Апгар, рост, вес, наличие рефлекторного крика при рождении). В группе относительно здоровых женщин показатели адаптации новорожденного выше, чем в группе женщин с высокими показателями алекситимии. В области клинических исследований существенный вклад внес И.В. Добряков (2014) [3]. Одна из последних работ «Показатели тревоги и депрессии у беременных женщин при различных типах психологического компонента гестацион-

ной доминанты» (ПКГД). В этом исследовании показано, что беременные с преимущественно оптимальным типом ПКГД наиболее благополучны по психопатологическому статусу. При этом женщины с преимущественно эйфорическим типом ПКГД имели достоверно больше симптоматических проявлений тревоги. Среди женщин с преимущественно гипогестогнозическим типом ПКГД доля беременных с высокой тревожностью обоих типов составила почти треть; отсутствие депрессивных симптомов наблюдалось только в половине случаев. У беременных с преимущественно тревожным типом ПКГД наблюдался высокий уровень реактивной и личностной тревожности, более чем в четверти случаев - депрессивные переживания были критического и явно выраженного уровня. У женщин с депрессивным типом ПКГД наблюдались клинически значимые невротические проявления. В другой работе, в соавторстве с Е.А. Бибиковой, (2012) [1] были исследованы особенности психологического компонента гестационной доминанты у женщин с различными типами сбалансированности семейной системы. По результатам этого исследования обнаружено, что беременные женщины с несбалансированным типом семейной системы гораздо чаще имеют отклоняющийся от оптимального, вариант психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), тогда как у беременных со среднесбалансированным и сбалансированным типом семейной системы оптимальный тип ПКГД встречается чаще. Особо можно выделить работы М.Е. Ланцбург, Т.В. Крысановой, Е.В. Соловьевой (2016).

Психотерапевтическое направление развития перинатальной психологии акцентируется на помощи и поддержки беременных при патологиях, изучении проблем невынашивания ребенка, бесплодии, абортах. Нежеланность рождения ребенка и девиа-нтные формы поведения в подростковом возрасте исследовала Т.И. Комисаренко (2016) [5]. Ею было выявлено, что в группе матерей желанных детей наибольший процент женщин имели высокую степень сформированности чувства материнства, в группе матерей нежеланных детей наибольший процент имели низкий процент сформированности чувства материнства. В дальнейшем, несформированные материнские чувства вызывали отвержение матерью таких подростков, что усугубляло кризис в

общении с ними. Чем сильнее мать оказывала давление на подростка, тем сильнее проявлялись негативные реакции, приводящие в последующем к девиантным формам поведения. Е.В. Поневаж (2014) [13] изучала особенности эмоциональных переживаний женщин в первые дни после преждевременных родов. Вклад в развитие этого направления перинатальной психологии вносят работы Е.Г. Руновской (2013), Л.В. Грабаров-ской, Н.С. Соловьевой (2016).

Вместе с тем, крайне важной частью этого направления можно обозначить ресурсную психотерапию семьи в перинатальном периоде, на этапе подготовке семьи к нему, при пренатальных травмах [4]. Стоит отметить одновременно высокий научно исследовательский интерес к ресурсной психотерапии и значительный запрос из области практики.

Г.Г. Филиппова (2015) [17] рассматривала пренатальный стресс: усиление риска при современных технологиях ведения беременности и лечения бесплодия.

С каждым годом становятся все более востребованными так называемые вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), так как они дают надежду на преодоление бесплодия у супружеских пар, для которых ранее материнство и отцовство были невозможны. В этой связи можно выделить направление:

Другое направление развития перинатальной психологии связано с сопровождением, помощью и поддержкой беременных в вынашивании ЭКО-детей и их последующего развития. Материнские представления и ожидания о детях раннего возраста, зачатых спонтанно и при помощи ЭКО, исследовали М.Е. Ланцбург, Е.В. Соловьева (2015) [9], представляющие Научный центр перинатальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Также Е.В. Соловьева (2014) [16] рассматривала когнитивное развитие детей раннего возраста в связи со способом их зачатия. На всем протяжении раннего возраста в группе детей, зачатых при помощи ЭКО, реже, чем в группе спонтанно зачатых детей того же возраста, выявлен уровень познавательного развития, соответствующий возрастной норме. Также в группе ЭКО-детей чаще, чем у зачатых спонтанно, встретились дети со снижением интеллекту-

альной деятельности. К этому же направлению можно отнести работы В.А. Якуповой, Е.И. Захаровой (2016) и др.

Отдельное направление развития перинатальной психологии связано с медико-психологической помощью. В последнее время отмечается усиление запроса со стороны будущих родителей на предродовую подготовку. М.Е. Ланцбург (2004, 2011) [7, 8] показала необходимость психологической службы поддержки беременных женщин и молодых родителей, а также роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций. Содержание и структуру психологического консультирования в ситуации перинатальных потерь исследовала М.А. Чижова (2015) [18]. Данное направление находится в фокусе внимания исследователей И.Н. Чжен, Д.Р. Ахметовой (2016); К.В. Варыханова, Т.А. Смирнова (2017).

Еще одно направление развития перинатальной психологии -подготовка специалистов, сопровождающих семью в прена-тальном, перинатальном и постнатальном периодах. Важной проблемой этого направления остается исследование профессионально важных качеств для правильного сопровождения и ведения беременности. В частности, полный перечень необходимых дисциплин для специалистов, работающих в сфере перинатальной психологии привела в своей публикации Е.В. Могилевская (2010) [10]. Интересный опыт был получен в Набережных Челнах, когда был применен алгоритм взаимодействия обученной медсестры со специалистами и семьей при наличии хорошо подготовленной нормативной и методической базы. Там организовали первые кабинеты пренатального воспитания по методу пренатального развития «СОНАТАЛ» в лечебно-профилактических учреждениях (М.Л. Лазарев, «Программа медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка и роль медсестры в ее реализации в пре- и постнатальном периодах», 2013, [6]). Сюда также можно отнести исследования С.К. Ершовой, Т.Д. Боязитовой, (2014).

И, наконец, развитие перинатальной психологии связано с исследованием и сопровождением процесса рождения детей. Здесь рождение детей понимается достаточно широко, как работа не только диады матери и младенца, но и системы мать-ребенок-отец. Анализ современных отечественных публикаций 541

в области психологии отцовства показал, что в настоящее время данная тема находится на этапе скорее теоретического осмысления, пилотажного этапа эмпирического исследования, в противовес психологии материнства, которая последние десятилетия активно разрабатывается как теоретически, так и экспериментально. Анализ зарубежных публикаций показывает, что за последние 30 лет резко возросло количество исследований в области отцовства, особенно в США и Германии. Зарубежные исследователи подчеркивают проблему недостаточной разработанности методологических подходов и методов к исследованию отцовства. При анализе публикаций, посвященных отцовству, выделяется два направления изучения данного феномена: (1) отношение к родительству, отцовской роли через призму личности мужчины и (2) изучение влияния отца на развитие различных сторон личности ребенка на разных этапах его развития. Первое направление только в последнее время начинает разрабатываться теоретически и экспериментально. Анализ проблемы отцовства с культурно-исторической точки зрения поднимался в работах М. Мид (1998), И.С. Кона (2009), Т.А. Гурко (2008). Теоретический анализ современных подходов к изучению феномена отцовства приводится в работе И.В. Павлова (2008). Не только теоретический анализ, но и экспериментальные исследования приводятся в работах Р.В. Овчаровой (2003, 2005) [11, 12] и Ю.В. Борисенко (2006) [2]. Так в работах Р.В. Овчаровой анализируется психологическая готовность к отцовству, исследуется представление об отцовстве в период ранней взрослости в зависимости от различных факторов. В работах Ю.В. Борисенко приводится разработка феномена отцовства как структурно, так и функционально, приводится экспериментальное подтверждение выдвинутой гипотезы о структуре отцовства, а также сравнение личностных характеристик у мужчин, имеющих и неимеющих детей. Второе направление, связанное с влиянием отца на психическое развитие ребенка в большей степени, чем первое представлено эмпирически - изучается влияние отца на интеллектуальное, морально-нравственное развитие ребенка, половую идентификацию, самооценку, волевую сферу, сферу семейных отношений. Одним из отечественных психологов, эмпирически

исследовавших в последнее время отношение к отцовству у мужчин на разных этапах родительства является С.С. Савенышева (2010, 2012) [14, 15], а также она рассмотрела особенности супружеских отношений и отношения к будущему ребенку в период беременности. Ею был проведен сравнительный анализ ролевых ожиданий и притязаний у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, который выявил достоверные различия в идентификации с супругой и уровне ожиданий и притязаний в сферах социальной активности, эмоционально-психотерапевтической и сфере внешней привлекательности. Сравнительный анализ установок на воспитание у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, выявил, что у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка более выражена установка на побуждение словесных проявлений, доминирование и власть родителей, преодоление сопротивления, подавление воли, а также на супружеские конфликты. В рамках этой же области можно выделить работы И.М. Якжик-Кумакова (2016).

Таким образом, следует отметить сохраняющийся и поступательно развивающийся интерес к проблемам перинатального периода со стороны различных психологических отраслей и медицинских дисциплин. Показательным является появление с одной стороны, тенденции дифференциации знания, выделения узкопредметных направлений, с другой стороны, неизбежной консолидации и объединения разных научных школ и взглядов, слияния теоретических и эмпирических изысканий, стремления к созданию «единого языка», обсуждения в области дисциплин, находящихся на стыке наук.

Библиографический список

1. Бибикова Е.А., Добряков И.В. Особенности психологического компонента гестационной доминанты у женщин с различными типами сбалансированности семейной системы // Медицинская психология, психиатрия, психотерапия. 2012. № 4(45). С. 56-60.

2. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии. 2006. № 3, С. 122-131.

3. Добряков И. В. Показатели тревоги и депрессии у беременных женщин при различных типах психологического компонента гестаци-

онной доминанты // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 1(45). С. 46-50.

4. КоваленкоН.П. Ресурсный тренинг. СПб.: Петрополис, 2014. 165 с.

5. Комисаренко Т.И. Нежеланность рождения ребенка и девиантные формы поведения в подростковом возрасте // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: сб. материалов науч.-практ. конф. М., 2016. С. 493-501.

6. Лазарев М.Л. Программа медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка и роль медсестры в ее реализации в пре- и постнатальном периодах // Медицинская сестра. 2013. № 7. С. 3-7.

7. Ланцбург М.Е. Психологическая служба поддержки беременных женщин и молодых родителей // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 88-97.

8. Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 15-26.

9. ЛанцбургМ.Е., Соловьева Е.В. О материнских представлениях и ожиданиях к детям раннего возраста, зачатым спонтанно и при помощи ЭКО // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейной конф.: в 5 т. М., 2015. Т. 4. С. 73-75.

10. Могилевская Е.В. Профессиональная подготовка специалистов в сфере перинатальной психологии // Психология в ВУЗе. 2010. № 6. С. 91-99.

11. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2003. 319 с.

12. Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2005. 368 с.

13. Поневаж Е.В. Женщина после преждевременных родов: эмоциональные переживания // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3, № 1. С. 62-75.

14. Савенышева С. С. Особенности супружеских отношений и отношения к будущему ребенку в период беременности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 4. С. 106-112.

15. Савенышева С. С. Отношение к отцовству у мужчин на разных этапах родительства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2012. № 3. С. 91102.

16. Соловьева Е.В. Когнитивное развитие детей раннего возраста в связи со способом их зачатия // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Новосибирск, 2014. № 6(41). С. 184-188.

17. Филиппова Г.Г. Пренатальный стресс: усиление риска при современных технологиях ведения беременности и лечения бесплодия // Психологические проблемы современной семьи: материалы VI Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2015. С. 501-510.

18. Чижова М.А. Содержание и структура психологического консультирования в ситуации перинатальных потерь // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейной конф.: в 5 т. М., 2015. Т. 4. С. 87-89.

19. Шкуротенко О.С. Влияние психологических особенностей беременной женщины на психосоматические показатели новорожденного // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4(18). С. 396-401.

ACTUAL PROBLEMS OF PERINATAL PSYCHOLOGY: REVIEW OF RESEARCH

S. V. Belyaevskaya, L.Z. Zaripova

Perm State University

The article presents the analysis of publications on the issues of perinatal psychology in the national science, highlights the most current trends and the demands of practice. Examines the contribution of research to the development of perinatal psychology and the resolution of reproductive problems.

Keywords: perinatal psychology, the psychology of parenthood, psychology of motherhood, the history of prenatal psychology, directions perinatal psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.