УДК 159.9.018
DOI:10.23888/humJ2016421-26 © Завгородняя И.В, 2016
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
© Zavgorodnyaya I.V.,2016
PERINATAL PSYCHOTHERAPY AS A FIELD OF ACTIVITY FOR A PERINATAL PSYCHOLOGIST
Аннотация. В статье рассматривается проблема определения места перинатальной психотерапии в системе психологической науки и практики. Перинатальная психотерапия отличается от других разновидностей психотерапии рядом специфических особенностей. Перечислены теоретические и практические задачи, стоящие перед перинатальным психологом на сегодняшний день.
Ключевые слова: перинатальная психология, перинатальная психотерапия, клиническая (медицинская) модель психотерапии, психологическая модель психотерапии.
Abstract. In the article, the problem of identifying of a place for perinatal psychotherapy in the system of psychological knowledge and practice is considered. Perinatal psychotherapy differs from other types of psychotherapy by a number of specific features. Theoretical and practical objectives a perinatal psychologist is dealing with nowadays are listed.
Key words: perinatal psychology, perinatal psychotherapy, clinical (medical) model of psychotherapy, psychological model of psychotherapy.
Интенсивное развитие перинатальной психологии, возникшей в 70-е годы XX века за рубежом и в 90-е годы XX века в России, вызывает не только исследовательский интерес, но и создает необходимость определения научно-практического статуса данной психологической отрасли.
На сегодняшний день можно говорить о наличии двух точек зрения по вопросу положения перинатальной психологии в системе психологических наук. С одной стороны [1, 2] она рассматривается как область клинической (медицинской) психологии и ограничивается изучением системы мать-дитя и ранних этапов онтогенеза до первых лет жизни ребенка. При такой трактовке подчеркивается, что перинатальный психолог может осуществлять психопрофилактическую, психодиагностическую, консультативную, психокоррекционную и научно-исследовательскую деятельность. Однако он не имеет права заниматься психотерапией, которую осуществляет только врач-психотерапевт.
С другой стороны [3] перинатальная психология понимается как самостоятельная отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития на ранних стадиях онтогенеза и влияние перинатального опыта на последующую жизнь человека. При такой трактовке перинатальный психолог обладает возможностью осуществлять психотерапию на разных этапах развития личности, начиная с раннего онтогенеза и на протяжении последующей жизни человека.
Возникшее противоречие в понимании сущности и возможностей перинатальной психологии и психотерапии, а также в ограничении профессиональной деятельности специалистов, на наш взгляд, имеет основание в наличии двух моделей психотерапии - клинической (медицинской) и психологической.
Медицинская модель психотерапии базируется на синдромологическом и нозологическом подходах к пониманию и диагностике психических отклонений. Причины заболевания видятся, прежде всего, в организме человека (физиологии, биохимии и т.д.). Внеорганизмические причины заболевания либо не выявляются, либо их значение минимизируется. Медицинская модель психотерапии предна-
значена для диагностики, предупреждения и лечения психических нарушений непсихотического уровня, т.н. пограничных психических расстройств или области малой психиатрии. Большинство психотерапевтов при лечении используют психотропные препараты (транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы).
В рамках медицинской модели психотерапии выделяется отдельная область -психотерапия выраженных патологических (клинических) расстройств, которая неотделима от клинической медицины, в частности психиатрии. В таком случае проводится психотерапия деперсонализационных, депрессивных и бредовых расстройств, суицидальных наклонностей, шизофрении, алкоголизма и наркомании. Однако более успешной психотерапия оказывается в продлении и поддержании качества ремиссий, в нормализации психического состояния пациентов.
В медицинской модели психотерапии наиболее эффективными являются специалисты с базовым медицинским образованием и клинические психологи, работающие совместно с врачом. К сфере деятельности психотерапевта относятся следующие уровни психической организации человека: невротический, психопатический и психотический.
Психологическая модель психотерапии ориентирована на разрешение проблем, не достигающих уровня патологии, но влияющих на проявления и развитие психических функций, личность и качество жизни человека. Данная модель психотерапии ориентирована на помощь психически здоровым людям, которые могут являться субъектами психотерапевтического взаимодействия (обладают адекватным восприятием окружающей реальности, сохранным сознанием и самосознанием, критичностью к своему состоянию, могут нести ответственность за свои решения и действия). Использование медикаментозных препаратов не предполагается, психотерапия осуществляется нематериальными способами. Психотерапевт не использует нозологию, не ставит диагнозы, опираясь при выявлении и интерпретации проблемы на основные положения психологического направления, которого он придерживается.
В психологической модели психотерапии наиболее эффективными являются специалисты с базовым психологическим образованием, а также специалисты с медицинским образованием, имеющие глубокую психологическую подготовку. К сфере деятельности психолога относятся следующие уровни психической организации человека: уровень нормы, уровень поведенческой дезадаптации и уровень эмоциональных нарушений.
Следовательно, перинатальный психолог имеет право в своей деятельности реализовывать психологическую модель психотерапии. Противопоказаний к применению перинатальной психотерапии не наблюдается [3]. Однако необходимо ограничение применения суггестивных, психодраматических и глубинных техник при работе с диадой, особенно в период беременности, поскольку это может повлиять на состояние беременной женщины и внутриутробного ребенка.
Перинатальная психотерапия имеет ряд особенностей, отличающих ее от других разновидностей психотерапии:
1) диадический характер объекта психотерапевтического воздействия (система «мать-дитя»),
2) ятрогенный и психологогенный характер ряда нарушений;
3) последовательность смены задач перинатальной психотерапии, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи и этапами реализации репродуктивной функции, а также этапами личностного развития;
4) особое внимание к существующему в психике клиента раннему опыту и его преобразованию последующим жизненным опытом, ориентация на диадиче-ские проблемы клиента;
5) внимание к неосознаваемым ранним интроектам и неосознаваемым моти-вационным конфликтам, определяющим жизненную позицию и психосоматические особенности клиента;
6) предпочтительность краткосрочных психотерапевтических методик;
7) необходимость тесного сотрудничества перинатального психолога и психотерапевта с другими специалистами.
Перед перинатальной психологией и психотерапией на сегодняшний день стоит широкий спектр теоретических и практических задач. К теоретическим задачам относятся: выявление и научное объяснение механизмов формирования психики человека в пренатальном периоде; изучение процессов взаимодействия и взаимовлияния психических процессов матери на формирующуюся психику ребенка, в том числе исследование восприятия информации от матери и окружающего мира внутриутробным ребенком и ее закрепление в памяти; выработка единого концептуального и категориального аппарата, позволяющего достичь взаимопонимания различным направлениям, концепциям и подходам в области перинатальной психологии и медицины; определение сферы компетенции перинатального психолога и требований к его подготовке и квалификации; дальнейшее уточнение предмета, объекта и задач перинатальной психологии и психотерапии, расширение межпредметных взаимосвязей; разработка психотерапевтических моделей, адекватных работе с беременными.
К практическим задачам перинатальной психологии и психотерапии можно отнести: формирование родительской сферы личности, в том числе анализ онтогенеза материнской сферы; определение психологической готовности к материнству и отцовству; планирование рождения ребенка; психологическое сопровождение при применении вспомогательных репродуктивных технологий; подготовка к родам; работа с родителями маловесных детей и детей, имеющих внутриутробную патологию; работа с перинатальной утратой; сопровождение на первом году жизни; работа с беременными с психическими и соматическими заболеваниями, повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Разграничение сфер деятельности врачей и психологов в области перинато-логии в соответствии с уровнями психической организации человека позволяет преодолеть существующие профессиональные споры. Врач более эффективен при
проведении перинатальной психотерапии с лицами, имеющими пограничный уровень психических расстройств, как испытывающих трудности в проявлении субъектной позиции и возможно требующих медикаментозного лечения. Психолог более эффективен при осуществлении перинатальной психотерапии со здоровыми людьми, но также может работать совместно с врачом при наличии у человека пограничного уровня психических расстройств. Бесспорно, для этого у психолога должен быть соответствующий уровень квалификации, позволяющий выявить нервно-психические нарушения у человека и в случае необходимости направить к врачу-психотерапевту или психиатру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Айламазян Э.К., Добряков И.В. Демографическая ситуация и развитие перинатальной психологии в современной России // Журнал акушерства и женских болезней. 2013. Том LXП, Вып. 1. С. 10-15.
2. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.:Питер, 2010. 272 с.
3. Филиппова Г. Г. Материалы к утверждению перинатальной психологии и перинатальной психотерапии в качестве модальности // Перинатальная психология и психология родительства. 2007. № 2. С. 5-42.
4. Котлярова М.Н. Изучение влияния социальных отношений беременных женщин на характер протекания беременности [Электронный ресурс] / М.Н. Котлярова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 3 (6). Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ra/art&id=91 (дата обращения: 28.10.2016).