ности музыкальных предпочтений. В этом, на наш взгляд, и заключена специфика заражения искусством, о котором писал Л. Н. Толстой. Менее тонкая психомоторика не представляет такой возможности её обладателям.
Примечания
1 См.: Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1965. 335 с.
2 См.: Боно де Э. Серьёзное творческое мышление. Минск, 2005. 416 с.
3 Адорно Т. В. Ибранное : социология музыки. М. ; СПб., 1999. 445 с.
4 Приводится по: Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М., 1975. 351 с.
5 См.: Вяткин А. Б. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики // Вопр. психологии. 1980. № 1. С. 94-100.
6 См.: Солье П. Слуховая терапия А. Томатиса. URL:
http://www.yugzone.ru/articles/tomatis.htm (дата обращения: 08.11.2011).
7 См.: Журавлева Е. ЧЕЛОВЕК : Музыкальный момент. URL: http://www.mirnov.ru/arhiv/mn770/mn/33-1.php (дата обращения: 14.11.2011).
8 См.: Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. 254 с.
9 См.: Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. Исследования восстановления функций руки после ранения. М., 1945. 231 с.
10 См.: Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания : в 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 180, 238.
11 См.: Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970. С. 128.
12 Солье П. Указ. соч.
13 См.: Понукалин А. А. Введение в психоакустику. Саратов, 1991. 220 с.
14 Собчик Л. Н. СМИЛ : стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб., 2009. 224 с.
УДК 159:378.9
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
С. А. Рахманкулова
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Система образования сегодня должна не просто транслировать набор знаний, а помогать студенту занимать управленческую позицию по отношению к собственной деятельности, помогать состояться личностно и профессионально. В работе представлено эмпирическое исследование взаимосвязи личностной конкурентоспособности и характеристик познавательной мотивации участников образовательного пространства вуза. Ключевые слова: личностная конкурентоспособность, познавательные и социальные мотивы, «ситуация успеха» в образовательном пространстве.
The Psycological Support of Educatoinal Area in High School
S. A. Rahmankulova
Now the system of education must not only communicate knowledge but it must help students to take an active part towards their own activity, it must help students to become a personality and a profiessional. The interaction between personal competetive ability and cognitive motivation of educational process participants in high school is researched in this article.
Key words: personal competitive ability, cognitive and social motives, «success situation» in the educational area of high school.
Становление высококвалифицированного специалиста в современных динамичных условиях требует активного привлечения всей системы профессиональной подготовки с первых дней учебной деятельности студента. Система образования не просто транслирует набор знаний и формирует личность, определяя социальные качества гражданина, но решающим образом воздействует на облик общества в целом. Проблема создания условий образовательного пространства, помогающего начинающему специалисту занимать управленческую позицию по отношению к собственной деятельности, состояться личностно и профессионально, - жизненно важный вопрос сегодняшнего дня1. В современном обществе повысился спрос на социально-активную личность, способную самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В соответствии с этими фактами объективно возрастает потребность в конкурентоспособных специалистах. Таким образом, первоочередной задачей системы образования в вузе становится обеспечение полноценного развития человека как личности, стремящейся
© Рахманкулова С. А., 2012
к реализации социально значимых ценностей и идеалов на основе высокого интеллектуального уровня и инициативного творческого потенциала. Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам, склонностям и творческим возможностям2. Так, например, Р. М. Шамионов отмечает: «...содержание профессионального самоопределения не сводится только к определению профессии или профессионального пути. Оно охватывает массу явлений личности, включая мотивационные характеристики сиюминутного переживания и более отдаленных во временном плане ориентиров, своего рода “маркеров”, преодоление которых приводит к новому, в ряде случаев осознаваемому, качеству не только профессионального, но и личностного становления, системы переживаний, сквозь которую преломляется субъективное благополучие личности, ценностно-смысловых образований и ряд других явлений»3. «Стержнем» личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики, является мотивационная сфера. Непременное условие формирования творчески активной, социально зрелой личности - мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности4.
Являясь динамическим процессом физиологического и психологического планы, мотивация управляет поведением человека, определяет его направленность, активность, организованность и устойчивость5. В зависимости от критерия, положенного в основу классификации, принято выделять внешнюю (обусловленную обстоятельствами) и внутреннюю (не зависящую от обстоятельств, связанную с содержанием деятельности) мотивацию; мотивацию, основанную на положительных или отрицательных стимулах; по степени устойчивости - устойчивую и неустойчивую (требующую дополнительного подкрепления). Анализируя содержание структуры мотивации, в первую очередь необходимо говорить о двух группах мотивов: социальных (конструируемых социумом, социальными институтами и т. д.) и познавательных (ориентированных на новые знания - факты, явления, закономерности). Как считает В. П. Шуман, одним из необходимых условий усиления интереса и перехода его в устойчивое качество - мотив познавательной деятельности - является наличие осознанной цели6. В своих исследованиях В. Г. Чайка опирается на концепцию учебной мотивации Якобсона (1969), выделившего три вида комплексов побудителей к учебной деятельности:
1) отрицательная мотивация: побуждение ученика, вызванное осознанием определенных
неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться; в этом случае учеба приобретает характер защитного действия и является принудительной;
2) условно положительная учебная мотивация: связана с мотивами, не заложенными в самой учебной деятельности; подобная мотивация выступает в двух формах - экстринсивной (деятельность обусловлена факторами, а не процессами) и просоциальной (общественно значимые мотивы);
3) мотивация, вызванная самим процессом получения знаний; положительная мотивация, определяемая весомыми для личности социальными устремлениями (удовольствие от познавательной деятельности). Побудители учения связаны с целями личности: учение рассматривается как путь к осуществлению своего назначения в жизни (мотив саморазвития; самоусовершенствование; желание быть компетентным) 7.
Одной из главных проблем мотивации для С. Л. Рубинштейна было превращение мотивов в то устойчивое, что характеризует личность8. Конкурентоспособность - способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Носителем конкурентоспособности выступает человек, для которого характерны наличие социально позитивных ценностных ориентаций, независимость и самостоятельность в суждениях, эмоциональная устойчивость, способность к непрерывному саморазвитию, умение противостоять косным традициям, склонность к твор-честву9. «Профессиональное самоопределение тем адекватнее, чем в большей степени оно включено в систему целостного жизнеопреде-ления личности»10. Для достижения успехов в профессиональном и личностном плане молодым людям необходимо конкурировать и быть настроенными на достижение успеха, поэтому целью нашего исследования является изучение взаимосвязи учебной мотивации и личностной конкурентоспособности студентов в период обучения. «Социальная среда сама по себе является конкурентной. Однако в ней конкуренция обостряется в силу развития личностных ресурсов при определенном дефиците социально-качественных, трудовых (на определенные - популярные специальности существует конкурс), экономических, политических и иных. Поэтому необходимо учитывать и этот фактор в самоопределении»11. В связи с этим существует необходимость целенаправленного формирования мотивации учебной деятельности, для чего необходимо иметь представление о ее характере, исходном уровне и структуре. На основании теоретического анализа мы можем утверждать, что предпосылками успешного профессионального обучения являются как формирование устойчивой положительной мотивации к данному виду деятельности, так и высокий уровень
личностной конкурентоспособности учащегося. В эмпирической части нашего исследования выдвигается гипотеза, что существует взаимосвязь показателей основных характеристик мотивации учебной деятельности и личностной конкурен-тоспобности, а именно:
- у высококонкурентных студентов более значимой является группа мотивов, отвечающих за эффективность профессионализации, и имеют значение не только мотивы получения прочных и глубоких знаний, но и интеллектуальное удовлетворение;
- у студентов с низким уровнем личностной конкурентоспобности ведущие мотивы связаны с конечным результатом обучения - дипломом.
Методологической основой исследования стали положения психологических концепций:
- мотивации учебной деятельности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, М. М. Кашапов, В. А. Петровский, В. Г. Чайка и др.);
- мотивационной сферы конкурентоспособной личности (А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Журина).
Наше исследование проводилось в 20102011 гг. на базе Оренбургского государственного педагогического университета и Оренбургского филиала Московского института бизнеса и политики. На пилотном этапе в исследовании приняло участие 110 респондентов. На основании общей выборки была сформирована основная, которую составили 60 человек с разным уровнем личностной конкурентоспособности - высоким, средним и низким, - что позволило в соответствии с целью исследования сформировать три равнозначные по количеству студентов (20 человек) группы. Средний возраст участников исследования около 21 года; выборка исследования представлена студентами третьего курса, так как именно в этот период обучения мотив учебной деятельности, как правило, сформирован.
Аппарат эмпирического исследования представлен следующими методиками: «Изучение мотивации обучения в вузе» (Т. И. Ильина) -методика дает информацию об уровне и особенностях мотивации обучения в вузе у студентов (приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома); экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности, предложенная Н. П. Фетискиным, В. В. Козловым и Г. М. Мануйловым, - методика представлена в форме биполярной шкалы и направлена на определение наличного уровня базовых критериев конкурентоспособности; проективная методика «Вселенная моего Я», разработанная и адаптированная Н. Е. Водопьяновой и Н. В. Лик, позволяющая определить индивидуальные особенности осознаваемых жизненных ценностей настоящего и будущего как важного компонента социальной зрелости; полуструктурированная беседа, направленная на выявление личностных характеристик участников исследования.
Так как три группы участников исследования формировались на основании уровня конкурентоспособности студентов, был проведен анализ характеристик конкурентоспособности среди юношей и девушек основной выборки. В результате анализа установлено:
среди юношей в большей степени проявляется высокий уровень личностной конкурентоспособности (70 %), средний уровень у 20%; низкий - у 10% юношей;
среди девушек у 38% респондентов низкий уровень личностной конкурентоспособности, у 36% средний, высокий - 26%. Подобное распределение, на наш взгляд, может быть объяснено особенностями гендерной социализации или желанием соответствовать принятым в обществе гендерным конструктам.
В результате анализа характеристик мотивации учебной деятельности по методике Т. И. Ильиной было установлено, что у участников исследования преобладают мотивы «получение диплома», «овладение профессией» и «приобретение знаний». Данные результаты могут объясняться, с одной стороны, желанием студентов подтвердить свою взрослость и независимость, а с другой - недостаточной развитостью познавательного интереса. Эти результаты автоматически ставят перед образовательной сферой ряд вопросов психолого-педагогиче-ского характера. При анализе характеристик учебной мотивации студентов с разным уровнем конкурентоспособности были получены следующие результаты:
среди высококонкурентных студентов ведущими учебнымм мотивами являются «приобретение знаний», «овладение профессией»; мотив «получение диплома» не является приоритетным (как правило, он имеет низкий уровень). Возможно, это объясняется тем, что для данной группы факт получения диплома само собой подразумевается и не вызывает сомнений. В общей картине выраженности мотивов доминируют профессиональные, что объясняется настроенностью на достижение успеха в профессии;
- у студентов со средним уровнем личностной конкурентоспособности преобладают «овладение профессией» и «приобретение знаний», но увеличивается количество тех, кто мотивирован «получением диплома»;
- для 90% студентов с низким уровнем личностной конкурентоспособности наиболее выраженным является мотив про социального характера «получение диплома» (высокий и средний уровень), затем у 40% респондентов - мотив «овладение профессией» (в основном средний уровень). Проявление мотива «приобретение знаний» не является характерным для данной группы, у немногих его назвавших он выражен на низком уровне. Таким образом, мы можем констатировать, что у данной группы в основе учебной мотивации лежат условно позитивные мотивы
74
Научный отдел
(экстринсивные и просоциальные), связанные не с самим процессом учебы, а с побуждающими ее факторами общественно-значимого характера - иметь высшее образование, подтвердить свою взрослость и независимость. Обучение в вузе для этих студентов является формальным актом, главная цель которого - получение диплома о высшем образовании.
Исследование с помощью вышеописанных методик позволило получить данные, которые были положены в основу содержательного анализа учебной мотивации в зависимости от личностной конкурентоспособности. Для достоверности полученных выводов был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить взаимосвязь двух рядов изучаемых признаков и, кроме того, дающий оценку тесноты установленной связи. Была установлена корреляционная взаимосвязь уровня личностной конкурентоспособности и характеристик мотивации учебной деятельности (по шкалам «получение знаний», «овладение профессией», «получение диплома») на уровне значимости 0,01%.
Качественный и статистический анализ данных по проективной методике «Вселенная моего Я», позволяющей определить индивидуальные особенности осознаваемых жизненных ценностей настоящего и будущего как важного компонента социальной зрелости участников исследования, позволил установить, что, независимо от уровня личностной конкурентоспособности, самыми ценными планетами «своей Вселенной» респонденты считают свою семью, друзей, знания, любовь, профессию, материальные ценности, получение диплома.
На основании анализа статистических результатов беседы было установлено, что студентами, независимо от уровня конкурентоспособности, ценятся такие качества личности, как ответственность - 15%, доброта - 12%, целеустремленность - 7%, настойчивость - 4%, честность - 4%, эмпатия - 4%. В качестве приоритетного личностного свойства, которое респонденты ценят в себе, были выделены следующие качества: преданность, оптимизм, жизнелюбие, трудолюбие, упорство, любознательность и др.
Важно отметить, что существуют некоторые тенденции распределения личностных качеств в зависимости от уровня конкурентоспобности респондентов: высококонкурентные студенты ценят прежде всего целенаправленность, целеустремленность, настойчивость, ответственность, самолюбие, волю; студенты со средним уровнем личностной конкурентоспособности выделяют неординарность, честность, терпение, эмпатию, решительность, доброжелательность; низкоконкурентные студенты отмечают спокойствие, жизнерадостность, доброту, ответственность, преданность, честность, усидчивость. Данные, полученные в ходе беседы, позволяют
сделать вывод о том, что, независимо от уровня личностной конкурентоспобности, студенты отмечают те личностные качества, которые, по мнению психологов, являются характерными для конкурентоспособной личности. Тот факт, что личностные характеристики свойственные конкурентоспособной личности, имеют положительную ценность практически для всех студентов, на наш взгляд, является достаточно логичным отражением ценностного поля участников исследования.
Хотелось бы отметить некоторые явно прослеживаемые тенденции, которые, несомненно, требуют дальнейшего исследования: студенты с высоким и средним уровнем конкурентности наиболее высоко оценивают качества, характерные для активной, ответственной и целеустремленной личности, а студенты с низким уровнем конкурентоспособности отдают предпочтение качествам, характерным для ведомых, исполнительных и ответственных людей. Умение найти в личности каждого обучаемого сильные стороны, на которые можно и нужно опереться, должно стать одной из приоритетных задач современного образования. Одним из конструктивных решений задачи обеспечения условий развития личности является создание «ситуации успеха» в образовательном пространстве. Обозначая возможности для создания такой ситуации в образовательном пространстве, М. М. Каша-пов пишет: «Без ситуации успеха неизбежен разрыв между знаниями и действиями, между академическим развитием личности студента и его позитивным личностным развитием; между знаниями о внешних закономерностях и знаниями о внутренних закономерностях»12. Психологическая основа познавательных интересов и потребностей лежит в интеллектуальной и эмоциональной сферах психики. Принятие студентом роли заинтересованного лица в учебнопознавательной деятельности - залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, роста профессионализма и конкурентоспособности будущих специалистов. Образовательная среда должна быть наполнена ситуациями, побуждающими к действию, способствовать формированию внутренней мотивации познавательных процессов.
Примечания
1 См.: КашаповМ. М. Психология творческого мышления профессионала. М., 2006. 688 с.
2 См.: Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд., стер. М. ; Воронеж, 2003. 400 с. ; Петровский В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. 512 с.
3 Шамионов Р. М. Личностное и профессиональное самоопределение как эффекты социализации //
Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. 2008. Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1. С. 90-95.
4 См.: Асмолов А. Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа. М., 2002. 416 с. ; Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
5 См.: Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. 478 с.
6 См.: Шуман В. П. Актуальные вопросы дидактики. Проблемы стимулирования познавательной деятельности учащихся : в 2 т. Владимир, 1974. Т. 1. 540 с.
7 См.: Чайка В. Г. Структура учебной мотивации студентов вузов и особенности ее развития во внеаудиторных формах работы // Психологический журн. 2003. Т. 26, № 4. С. 36-41.
8 См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
9 См.: Кашапов М. М. Указ. соч.
10 См.: Шамионов Р. М. Указ. соч. С. 93.
11 Там же.
12 Кашапов М. М. Указ. соч. С. 198.
УДК 159.923.2
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ДРУЖЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Е. В. Рягузова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты факторного анализа личностных репрезентаций дружеского взаимодействия, полученные с помощью авторской методики рефлексивного самоотчета «Я и мой друг». Расширены и наполнены новым эмпирическим содержанием научные представления об основных составляющих дружеского взаимодействия: обоюдном доверии как основе любого взаимодействия; взаимном реципрокном альтруизме как смысловой установке; эмпатическом резонансе как когнитивном и эмоциональном понимании Другого; безусловном принятии как признании аутентичности и ценности Другого.
Ключевые слова: личностные репрезентации, взаимодействие «Я - Другой», дружба, межличностные отношения, дружеское взаимодействие.
Personal Representations of Friendship Е. V. Rjaguzova
The results of the factorial analysis personal representations the friendly interactions received by means of an author's technique of the reflective self-report «I and my friend» are presented in the article. Scientific ideas about the basic components of friendly interactions are expanded and filled by the new empirical maintenance: mutual trust as a basis of any interactions; mutual reciprocal altruism as semantic setting; empatic resonance as mental and emotional understanding of Other, absolute acceptance as a recognition of authenticity and value of Other.
Key words: personal representations, interaction «I - Other», friendship, interpersonal relations, friendly interaction.
На современном этапе развития общества взаимопонимание людей, реализуемое на разных уровнях взаимодействия, выступает как необходимое условие полноценного и эффективного существования в глобальном мире отдельной
личности или группы, а также социума в целом. Информатизация и модернизация общества, прогресс и революция в информационных технологиях оказывают амбивалентное влияние на жизнь человека, социальные отношения, социальные институты и международные связи. Современное общество характеризуется интенсивным включением новейших технологий во все сферы бытия личности, включая и повседневную жизнь, что, без сомнения, расширяет возможности человека, изменяет качество и стандарты его жизни, но вместе с тем создает новые барьеры и ограничения. В современном мире изменяется характер межличностных отношений, которые все больше приобретают черты неустойчивости, формализо-ванности и прагматичности.
Цель данного исследования - выявить содержание личностных репрезентаций «Я - значимый Другой» на примере дружеских отношений и описать основные факторы дружеского взаимодействия.
В исследовании в качестве основной (Ы = = 133) применялась вербальная часть авторской методики рефлексивного самоотчета «Я и Другой»1. Напомним, что методика опирается на качественную феноменологическую методологию и предназначена для описания опыта интерсубъектного взаимодействия Я и Другого. Вербальный вариант описания касается вербализации субъективных представлений, личностных смыслов, артикуляции переживаний и способов отношений с Другими в виде оценочных суждений, которые в совокупности образуют текст с заданной исследователем структурой. Конфи-
© Рягузова Е. В., 2012