Н.В. КОНОВАЛОВА
ОСОЗНАНИЕ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Современный студент - это будущий профессионал, который сочетает в себе базовые знания и практические умения и навыки. Выходя на рынок труда, студент должен обладать оптимальным уровнем сформированных практических навыков, четко выстроенной системой теоретических знаний, а также знать свои индивидуальные особенности. Мониторинг рассматривается как инструмент развития профессионала через
осознание профессии, мотивов обучения и уровня профессиональной идентичности с учетом когнитивно-личностной сферы студента. Данное сочетание позволяетувидеть полную картину становления личности профессионала. Для проверки гипотезы мы провели психодиагностическое исследование по выявлению мотивов обучения и уровней и типов мотивов учебной деятельности.
Профессия, мотивы обучения, мотивы учебой деятельности, профессиональная идентичность и сопровождение.
В настоящее время система образования в высшей школе направлена на овладение студентами будущей профессией путем освоения профессиональных умений и навыков на основе фундаментальной базы знаний. Сочетание практических и теоретических знаний позволяет реализовать себя в профессии, но затрудняет вхождение в неё. Это довольно острая проблема, т.к. студент должен не только овладеть профессиональными знаниями, но и уметь правильно их использовать с учетом индивидуально-психологических особенностей. Существуют разные программы и тренинги в высших школах, позволяющие определить и скорректировать профессионально важные качества будущего специалиста. Под программами развития личности профессионала понимается общая система проведения мониторинга, созданная в каждом вузе. К сожалению, программы эти имеют недостаток, который заключается в том, что авторы делают акцент на личностные особенности, профессионально важные качества, а также на требования, предъявляемые профессией. Это один из аспектов понимания и осознания профессии и становления профессионала. Следует обратить внимание на уровень развития профессиональной идентичности, степень осознания профессии и мотивов ее получения. Данное сочетание факторов позволяет проследить самоопределение личности профессионала, а также увидеть кризисные моменты в его развитии. С учетом анализа существующих недостатков в разных программах и корректировки структуры мониторинга в вузе можно сделать вывод, что уровень осознания профессии, развитие профессиональной идентичности и осознание мотивов выбора учебной деятельности являются основными источниками формирования профессионала. Спецификой программы и структуры мониторинга является то, что отслеживается преемственность от получения образования на факультете среднего профессионального образования до получения диплома о высшем образовании. Основными задачами нашей программы являются: • психолого-педагогическая адаптация студентов факультета среднего профессионального образования к образовательному процессу. Методами
являются трехэтапное психодиагностическое исследование когнитивно-личностной сферы студента, а также диагностика социальной адаптации студента к образовательному процессу в начале и в конце учебного года;
• наблюдение за уровнем мотивации обучения в вузе, уровнем профессиональной идентичности и соотнесение его с классификацией Дж. Марсия, а также выявление уровня и типов мотивов учебной деятельности. Эта задача реализуется со второго курса. Психодиагностика осуществляется три раза в год. При этом проводится анкетирование, изучающее степень удовлетворенности образовательным процессом. На основе психодиагностического исследования на 1-м и 2-м курсах, составляется программа элективного курса «Психология» с элементами тренинга, цель которого -рассказать об особенностях личности;
• работа с родителями студентов. Важно понимать их «запрос» в плане получения профессии их ребенком, проследить степень удовлетворенности обучением студентов и их родителей, т.к. студент может представить социально желательные результаты в анкетировании. Анкетирование родителей может выявить основные проблемы, с которыми сталкивается их ребенок в процессе обучения: в домашней обстановке студент делится реальными впечатлениями;
• определение уровня сформированное™ профессионально важных качеств будущего специалиста. В процессе реализации апробированной программы сталкиваешься с тем, что невозможно составить полную картину, иллюстрирующую уровень развития личности студента. Проанализировав научную литературу о становлении личности профессионала, приходим к выводу, что нужно изучить профессиональную идентичность студента и соотнести с профессионально важными качествами и личностными особенностями будущего специалиста, чтобы студенты стали конкурентоспособными на рынке труда. Была включена методика на профессиональную идентичность. Результаты исследования показали, что уровень сформированное™ профессиональной идентичности влияет на степень осознания профессии.
В статье приведены результаты исследования мотивов обучения в вузе и уровни и типы мотивов учебной деятельности. Рассмотрим первые результаты эмпирического исследования и предположения о том, что вышеперечисленные факторы влияют на осознание профессии.
Цель эмпирического исследования состоит в том, чтобы выявить уровень осознания мотивов получения профессии студентами факультета среднего профессионального образования.
Задачами исследования выступили:
• выявление уровней мотивов обучения в вузе студентов ФСПО;
• определение уровней и типов мотивации учебной деятельности студентов факультета среднего профессионального образования;
• выявление мотивов обучения в вузе у студентов-правоведов и студентов-экономистов;
• выявление уровней и типов мотивации учебной деятельности студентов-правоведов и студентов-экономистов факультета среднего профессионального образования;
• определение различий в мотивах обучения в вузе и уровнях и типах мотивации учебной деятельности у студентов различных специализаций. Методики исследования включают:
- определение направленности личности В. Смекала и М. Кучера в адаптации С. Баса;
- методику изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной;
- мотивацию учебной деятельности: уровни и типы И.С. Домбровской.
Выборка исследования составила 70 человек -студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения» и «Экономика и бухучет (по отраслям)».
Результаты психодиагностического исследования студентов специальности «Право и организация социального обеспечения» по методике направленности личности студентов представлены на рис. 1, из которого видно, что доминирующей направленностью личности является направленность на себя (44%), т.е. ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно к работе и сотрудникам, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
40% студентов обладают направленностью на дело, характеризующейся заинтересованностью в решении деловых проблем, выполнением работы как можно лучше, ориентацией на деловое сотрудничество, способностью отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Мотивами обучения в вузе выступают получение знаний, овладение профессией и получение диплома. Их сочетание представлено на рис. 2.
50% 40% 30% 20% 10% 0%
Направленность на себя
Направленность на общение
Направленность на дело
Рис. 1. Результаты по направленности личности
На все направленности
Овладение профессией и получение диплома
Получение знаний и получение диплома
Рис. 2. Сочетание мотивов обучения в вузе
4,2 4 3,8 3,6 3,4 3,2
По знавательные Социальные
"Раза
1ИТйе\,
Рис. 3. Сочетание уровней мотивации учебной деятельности
есгво
58% студентов специальности «Право и организация социального обеспечения» имеют сочетание мотивов «получение знаний и получение диплома», а 44% студентов - оптимальное сочетание. Оптимальным сочетанием является получение знаний и овладение профессией. Вместе с тем 11% студентов имеют сочетание мотивов обучения «овладение профессией и получение диплома». Полученные результаты можно объяснить тем, что студенты по окончании ФСПО готовы поступить на работу и параллельно обучаться в высшем учебном заведении.
Мотивация учебной деятельности состоит из познавательных и социальных мотивов. Преобладающим типом мотивации учебной деятельности студентов-правоведов являются социальные. Под социальными мотивами понимаются различные социальные взаимодействия студента с другими людьми, а также желание хорошо подготовиться к избранной профессии, а познавательные связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. К уровням познавательных мотивов относят широкие познавательные мотивы, узкие познавательные мотивы и саморазвитие. К уровням социальных мотивов относят широту социальных мотивов, узкие социальные мотивы и сотрудничество.
Сочетание уровней познавательных и социальных мотивов представлено на рис. 3, из которого видно, что доминирующими уровнями социальных мотивов являются широта и узость. Под широтой социальных
60% 40% 20% 0%
мотивов понимают стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться и чувство ответственности, а узость - стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Главными причинами выбора специальности являются интерес к выбранной профессии, высокая заработная плата и возможность приносить пользу обществу.
Вместе с тем преобладающим уровнем познавательной мотивации учебной деятельности является саморазвитие, т.е. направленность студентов на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Анализ полученных данных показал пересечение с сочетанием мотивов обучения в вузе «получение знаний и получение диплома».
Таким образом, студенты специальности «Право и организация социального обеспечения» ориентированы на получение знаний и диплома, а также стремятся овладеть профессией, находить новые способы получения и преобразования новых знаний. Доминирующей направленностью личности является направленность на себя.
Результаты психодиагностического исследования студентов специальности «Экономика и бухучет (по отраслям)» по направленности личности представлены нарис. 4.
4&ЯО
°ст»
Рис. 4. Направленность личности студентов
4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0
Познавательные Социальные
Сирота
Саморазвитие^,
о^РУДничество
Рис. 5. Уровни и типы мотивации учебной деятельности
Доминирующей направленностью личности студента-экономиста является направленность на дело (52%), на втором месте - направленность на общение (40%) и на третьем - направленность на себя (12%).
Мотивация обучения в вузе представлена следующим сочетанием мотивов:
- адекватное сочетание (получение знаний и овладение профессией) - 21%;
- овладение профессией и получение диплома -
13%;
- получение знаний и получение диплома - 71%.
Для студентов-экономистов важно получить знания по выбранной профессии, а также диплом. Такое сочетание мотивов обучения в вузе тревожит, т.к. студенты не стремятся стать профессионалами, главное для них - приобрести статус и зарабатывать деньги.
Результаты по мотивации учебной деятельности представлены на рис. 5.
Как видим, доминирующим уровнем является социальная мотивация учебной деятельности, а типами
- широта и узость социальной мотивации и саморазвитие. Студенты стремятся искать и получать новые знания, при этом в дальнейшем хотят иметь «высокую» должность.
Психодиагностическое исследование студентов специальности «Экономика и бухучет (по отраслям)» показало, что преобладающей направленностью личности у них является направленность на дело, мотивами обучения и поступления в вуз - получение диплома и получение знаний. Вместе с тем студенты готовы искать новые способы получения знаний, расширять круг общения и искать возможность получения высокой должности.
Таким образом, результаты исследования показали, что осознание мотивов обучения в вузе и уровней и типов мотивов учебной деятельности влияют на осознание профессии студентом. Зная ведущие
мотивы студентов, можно составить примерный план развития будущего профессионала с учетом его индивидуально-психологических особенностей. Мы полагаем, что сочетание мотивов обучения, уровня профессиональной идентичности и осознания профессии является одним из источников развития личности профессионала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демидова И.Ф., Коновалова Н.В. Психологическое сопровождение адаптации вчерашних школьников к условиям вузовского обучения // Психология: проблемы практического применения: материалы Международной заочной научной конференции / под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2011.
2. Коновалова Н.В. Психологическое сопровождение как способ профессионального развития студентов среднего профессионального образования // Личность и социальное развитие: материалы международной научно-практической конференции. Прага: Vedecko vydavatelske centum «Socios-fera-CZ», 2013.
3. Коновалова Н.В. Теоретико-эмпирическое исследование мотивационной сферы студента ФСПО // Проблемы качества образования. Актуальные проблемы психологии. Язык, культура, общество: сборник докладов XV научно-практической конференции преподавателей студентов, аспирантов и молодых ученых. Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2014.
4. Коновалова Н.В. Влияние мотивации на становление конкурентоспособной личности // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014.