профессиональных обязанностей» доминирует в 33,3% результатов, а складывается в 30% случаев.
Фаза истощения сформирована у 33,3% специалистов, формируется у 16,7% и не сформирована - у 50%. В фазе истощения у 30% респондентов сложены, у 23,3% из которых доминирует симптом «эмоционального дефицита», у 30% респондентов данный симптом только начал складываться. Касаемо симптома «эмоциональной отстраненности», в 33,3% случаев он начал проявляться, в 30% уже проявился, в 23,3% из которых доминирует. Симптом «деперсонализации» сильно выражен у 40% медицинских работников, у 20% -складывается. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» складывается в 36,7% случаев, а является доминирующим в 10% случаев.
Для минимизации вредного влияния условий труда и для профилактики синдрома эмоционального выгорания мы советуем создавать и поддерживать в себе исключительно позитивные установки и ценности по отношению к себе и окружающим объектам, уверенность в своих возможностях, способностях и себе в целом, высокую самооценку; заботиться о своем физическом состоянии через постоянные занятия спортом, ведение здорового образа жизни; работать над навыком конструктивно меняться в напряженных условиях, стремиться опираться на собственные силы, развивать коммуникабельность, открытость, самостоятельность, мобильность; заниматься саморазвитием (в том числе повышать профессиональную квалификацию и посещать тренинги); рационально чередовать режим труда и отдыха.
Литература
1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /
В.В. Бойко СПб.: Сударыня, 1999. 105 с.
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА
СУЕВЕРНОСТЬ
Родина О. Н., Москва (Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, факультет психологии МГУ им. Ломоносова, [email protected]
Прудков П. Н., Москва (Россия), психолог, ООО «ЭКОМОН», [email protected]
DOI:
На выборке из 700 человек изучалось зависимость суеверности от потребности в познании, пяти личностных характеристик и интеллекта. Была обнаружена обратная зависимость суеверности от интеллекта, потребности в познании, сознательности и прямая от экстраверсии. Женщины более суеверны, чем мужчины, потому что они обрабатывают информацию о суевериях менее детально и аналитично.
Ключевые слова: суеверность, интеллект, личностные характеристики, потребность в познании
ON SOME PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS INFLUENCING SUPERSTITIONS
Rodina O.N., Moscow (Russia), PhD in psychology, senior researcher, Department of psychology, Lomonosov Moscow State University, rodinaon@ gmail.com
Prudkov P.N., Moscow (Russia), researcher, Ecomon ltd, pnprudkov@gmail .com
463
700 participants took part in a study on the relation between superstition and need for cognition, the Big Five personality traits, intelligence. It is demonstrated that superstition is linked to need for cognition, conscientiousness, intelligence negatively and linked to extraversion positively. Females are more superstitious than males because females process information on superstitions in a less analytic and detail manner.
Keywords: superstition, intelligence, personality traits, need for cognition
Вопрос о том, почему некоторые люди суеверны, то есть их действия определяются идеями, представлениями, связь которых с реальностью не подтверждается опытом и научным мировоззрением, важен для понимания механизмов человеческого мышления и поведения, а также имеет определенное практическое значение. В то время как в мировой литературе есть множество публикаций, изучающих зависимость между суеверностью и разными психологическими факторами [1], в русскоязычной литературе такие исследования очень редки. Можно думать, что существуют культурные различия между странами относительно суеверности и поэтому прямое использование результатов, полученных в других культурных и социальных условиях, не всегда правильно. Вследствие этого, мы решили изучить вопрос о связи между суеверностью и некоторыми психологическими характеристиками на русскоязычной выборке.
Говоря о суевериях, кажется возможным разделить их на три группы. Одну группу составляют представления, связь которых с реальностью очень сомнительна, но они играют чрезвычайно важную роль в общественном сознании. Речь, прежде всего, идет о религии. Действительно обряды одной религии являются просто суевериями для представителей других религий и атеистов.
Вторую группу составляют суеверия, которые представлены в общественном сознании, но они не определяют его. Сюда можно отнести веру в приметы, в магию, в астрологию и т.д. В третьей группе находятся суеверия, возникшие из индивидуального опыта человека.
Разумно думать, что психологические механизмы, связанные принятием и отвержением суеверий, могут различаться в разных группах суеверий. Наше исследование касается суеверий второй группы, потому что, по нашему мнению, их принятие и отвержение в наименьшей степени зависит от социально-экономических условий и личных обстоятельств, а в наибольшей степени определяется психологическими характеристиками индивидуума.
Мы исходили из того, что выраженность суеверности может зависеть от характеристик, связанных с интеллектом, и личностных особенностей.
Методика
Испытуемые. 700 человек (407 женщин, 293 мужчины) в возрасте от 14 до 64 лет (M=29,28, SD=9,65) принимали участие в исследовании. Все испытуемые были найдены на сайте Advego.com, объединяющем фрилансеров. За работу они получали небольшое вознаграждение.
Демографические данные включали возраст, пол и образование. Образование оценивалось по четырехбалльной шкале, где 1- школьник/среднее образование, а 4 -несколько высших образований/научная степень.
Материалы
Для оценки склонности к суевериям была использована следующая анкета: Я верю в привороты, магию.
Я не доверяю приметам (обратное утверждение). Я полагаю, что расположение звезд влияет на жизнь человека.
Я не думаю, что с помощью заклятий, приворотов можно повлиять на человека (обратное утверждение).
Я регулярно читаю гороскопы и использую их предсказания в своей жизни.
Испытуемые оценивали насколько эти утверждения характеризуют их по пятибалльной шкале, где 1 = абсолютно не характеризует; 3 = неопределенно; 5 = абсолютно характеризует.
Если коэффициент надежности анкеты (альфа Кронбаха) окажется достаточно большим, то сумма балов по всем утверждениям может рассматриваться как показатель по анкете.
Три методики были использованы для изучения зависимости суеверности от психологических характеристик.
Шкала потребности в познании (ШИП) включает такие утверждения как «Я получаю удовольствие от глубоких и длительных размышлений» или «Я думаю лишь настолько глубоко, насколько это нужно». Считается, что ШИП отражает стремление человека к интенсивной мыслительной деятельности. Поскольку ШИП только умеренно коррелирует с интеллектом, то ШПП характеризует именно стремление к продолжительной мыслительной активности, а не способность к анализу [2]. Была использована версия ШИП из 10 пунктов, предложенная в [2]
Для оценки других личностных характеристик использовался пятифакторный опросник личности в версии Тсуйи-Хромова [3].
В качестве методики на интеллект применялись семь задач на продолжение числовых рядов, заимствованных из теста на интеллект Айзенка [4]. Среди этих задач была например такая: 7 13 24 45 ? Правильный ответ: 86.
Результаты и обсуждение
Надежность анкеты составила 0,675. Это достаточно высокий показатель поэтому сумма баллов может быть использован как показатель по анкете.
Показатели женщин были существенно выше показателей мужчин (13,28 против 11,25 в среднем, р=0,00001). Тот факт, что женщины более суеверны чем мужчины, был обнаружен во множестве исследований как русскоязычных, так и проведенных на испытуемых в других странах [5,6]. Следовательно, наша анкета является валидным инструментом для оценки суеверности.
81 человек (11,57 процента выборки) набрали ровно 5 баллов, их следует считать абсолютно несуеверными. Только один человек набрал все 25 баллов. Границей отделяющей несуеверных людей от суеверных можно считать 15 баллов, поскольку люди, набирающие 15 и более баллов, не отрицают влияние суеверий на их действия. Тогда 462 человека (66 процентов выборки) относится к несуеверными, а 238 (34 процента) - к суеверными.
Суеверность положительно и значимо коррелирует с возрастом, г= 0,076, р=0,044. Суеверность не коррелирует с образованием, R Спирмена=0,069, р=0,065.
Чтобы изучить зависимость суеверности от психологических характеристик был использован регрессионный анализ. Суеверность была зависимой переменной, а пол, возраст, ШПП, пять личностных шкал и интеллект - независимыми.
По результатам анализа эффекты следующих переменных были значимыми: пол (Р=0,23, р=0,00001), возраст (р=0,083, р=0,024) ШИП ф=-0,109, р=0,003), экстраверсия
465
СР=0,161, р=0,0003), сознательность (Р=-0,114, р=0,01) и интеллект (Р=-0,141, р=0,001). Таким образом, разница в суеверности между полами и прямая зависимость суеверности от возраста не меняются при учете психологических переменных. Зависимость суеверности от пременных, связанных с интеллектуальным потенциалом, ожидаемо носит обратный характер.
Прямая зависимость между суеверностью и экстраверсией вероятно следствие того, что экстраверты имеют больше контактов, чем интроверты и поэтому легче «заражаются» суевериями. Прямая зависимость между экстраверсией и суеверностью была также обнаружена в других исследованиях [7]. Обратная зависимость суеверности от сознательности означает, что люди, которые лучше контролируют свои действия, в меньшей степени нуждаются в фантастических представлениях о вещах, влияющих на действия, для успешной деятельности. Обратная зависимость между сознательностью и суеверностью была также обнаружена другими авторами [8].
Поскольку есть очень большая разница в суеверности между полами, был проведен регрессионный анализ отдельно для женщин и мужчин по всем остальным переменным. У женщин значимыми оказались два эффекта: ШПП (Р=-0,135, р=0,007) и экстраверсия (Р=0,163, р=0,006). У мужчин одна значимая переменная - интеллект (Р=-0,24, р=0,00001). Полученные результаты объясняют почему мужчины менее суеверны. Они подвергают информацию, связанную с суеверием более детальной и аналитической обработке и в результате чаще, чем женщины приходят к выводу об отсутствии связи между суеверием и реальностью. Следует отметить, что различия в процессах мышления относительно суеверий между полами были также обнаружены другими авторами [6]. Причина разницы в обработке информации о суевериях у мужчин и женщин требует дальнейшего изучения.
Признавая влияние суеверий на их жизнь, суеверные испытуемые качественно отличаются от несуеверных. Чтобы понять различаются ли психологические механизмы, влияющие на суеверность, у несуеверных и суеверных испытуемых был проведен регрессионный анализ отдельно по этим двум группам. У несуеверных испытуемых пол и возраст сохраняют свою значимость. Из списка значимых психологических переменных выпадает сознательность, а эффекты трех других значимых психологических переменных в этой группе практически такие же как во всей выборке. Мы видим, что у несуеверных испытуемых доля значимых переменных, относящихся к интеллектуальному потенциалу, выше, чем во всей выборке (две из трех против двух из четырех). Таким образом, у несуеверных испытуемых суеверность в большей степени, чем во всей выборке связана с интеллектуальным потенциалом.
У суеверных испытуемых значимым является только эффект нейротизма (Р=0,165, р=0,03), переменные, связанные с мышлением, совершенно незначимы (все р>0,35). Так же, у суеверных испытуемых нет различий по полу и суеверность не растет с возрастом.
На основе полученных результатов можно предложить объяснение для ответа на вопрос, почему люди становятся суеверными. Поскольку суеверность у несуеверных людей преимущественно зависит от характеристик мышления, то главным является результат анализа отношений между суеверием и связанной с суеверием информацией. Люди с высоким интеллектуальным потенциалом используют для анализа больше информации и анализируют эту информацию более детально. В результате они не видят связи между суеверием и реальностью и отвергают суеверие. По мере снижения потенциала количество и эффективность обработки информации падает и вероятность отвержения суеверия снижается. При достаточно низком уровне интеллектуального потенциала некоторым людям кажется, что
466
суеверие не противоречит их представлениям о реальности и они принимают его. Поскольку суеверие становится частью реальности, то дальнейшее изменение интеллектуального потенциала не делает человека более суеверным. Суеверность начинает зависеть от нейротизма, потому что суеверия, если в них верить, позволяют лучше предсказывать будущее, тем самым снижая эмоциональное напряжение.
На основании полученных результатов можно предложить некоторые практические рекомендации по противодействию суевериям. Прямая критика суеверных действий как глупых и абсурдных малоэффективна. Просвещение полезно, но его возможности ограничены. Необходимы разные подходы для мужчин и женщин, причем у женщин просвещение должно играть более важную роль.
Литература
1. Vyse S. A. Believing in magic: A psychology of superstition. New York, NY: Oxford University Press, 2014.
2. Щебетенко С. А. Психометрика русской версии шкалы потребности в познании // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. № 2. С. 87-101.
3. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности. Курган: КГУ, 2000. 24 с.
4. Айзенк Г. Ю., Лук А. Н., Хорола И. С. Проверьте свои способности. Рипол Классик, 1972.
5. Акбирова Р. Р., Абитов И. Р. Результаты апробации методики измерения суеверности // Бехтерев и современная психология личности: VI Всероссийская научно-практическая конференция. 2020. С. 129.
6. Aarnio, K., & Lindeman, M. (2005). Paranormal beliefs, education, and thinking styles. Personality and individual differences, 39(7), P. 1227-1236.
7. Tiwari, R. (2019). А study of superstitious behaviour among male varsity students: with reference to extraversion dimension of personality. Editorial Board, 8(6), P. 74.
8. Miklousic, I., Mlacic, B., & Milas, G. (2012). Paranormal beliefs and personality traits in Croatia. Drustvena istrazivanja, 21(1), P. 181.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ
ЗАВИСИМЫХ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) Стряпухина Ю. В., Санкт-Петербург (Россия), ассистент кафедры психологии факультета психологии и философии человека, Частное образовательное учреждение высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия», [email protected]
DOI:
Статья посвящена анализу индивидуально-типологических особенностей членов семей зависимых, описанных в зарубежной и отечественной литературе. Раскрыты основные подходы к определению феномена созависимости. Даны предпосылки формирования созависимых отношений. Описаны особенности, характеризующие когнитивно-аффективную, поведенческую, ценностную и духовную сферы созависимых.
Ключевые слова: зависимость, созависимость, индивидуально-типологические особенности, дисфункциональная семья.