Научная статья на тему 'Суеверия в жизни современных студентов: иррациональные стратегии сознания'

Суеверия в жизни современных студентов: иррациональные стратегии сознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
666
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СУЕВЕРИЯ / ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ / СТУДЕНТЫ / ВЕРА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / SUPERSTITION / IRRATIONALITY OF CONSCIOUSNESS / STUDENTS / FAITH / IDEAS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ардашев Роман Георгиевич

В статье рассматриваются стратегии иррационального сознания студентов Иркутской области и Республики Бурятия. Изучается вопрос представлений в области пралогического, мифического и мистического сознания в современном обществе. На примере веры в колдунов, ведьм, ясновидящих, экстрасенсов и иных явлений, показывается изменение уровня внушаемости и критичности студентов, что приводит к тому, что молодые люди опираются не на себя, свой выбор и свою волю, а на волю высших сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPERSTITION IN THE LIFE OF MODERN STUDENTS: IRRATIONAL STRATEGIES OF CONSCIOUSNESS

The article discusses the strategies of irrational consciousness of students of the Irkutsk region and the Republic of Buryatia. The question of representations in the field of pralogical, mythical and mystical consciousness in modern society is being studied. The example of faith in sorcerers, witches, clairvoyants, psychics and other phenomena shows a change in the level of suggestibility and criticality of students, which leads to the fact that young people rely not on themselves, their choice and their will, but on the will of higher powers.

Текст научной работы на тему «Суеверия в жизни современных студентов: иррациональные стратегии сознания»

Суеверия в жизни современных студентов: иррациональные стратегии сознания

Ардашев Роман Георгиевич

кандидат юридических наук, преподаватель Института социальных наук Иркутского государственного университета; заместитель начальника отдела - начальник отделения психологического обеспечения отдела морально-психологического обеспечения Управления по работе с личным составом МВД по Республике Бурятия. ardashev.rg@bk.ru

В статье рассматриваются стратегии иррационального сознания студентов Иркутской области и Республики Бурятия. Изучается вопрос представлений в области пралогиче-ского, мифического и мистического сознания в современном обществе. На примере веры в колдунов, ведьм, ясновидящих, экстрасенсов и иных явлений, показывается изменение уровня внушаемости и критичности студентов, что приводит к тому, что молодые люди опираются не на себя, свой выбор и свою волю, а на волю высших сил. Ключевые слова: суеверия, иррациональность сознания, студенты, вера, представления

Суеверия и приметы - это формы существования основных мифологем массового сознания. Миф невозможен без суеверия. Суеверие невозможно без мифа, но связь исторических и современных мифов с приметами и суевериями носит диалектический характер. С одной стороны, миф «объясняет» необходимость существование суеверия, а с другой - суеверие «требует» наличия объяснительного мифа. Миф «порождает» суеверие как способ защиты от негативных последствий или способ достижения позитивных результатов деятельности. В условиях, когда исходный миф утрачен, суеверие может продолжать жить, успешно видоизменяясь под условия реальности.

Суеверия являются неотъемлемой частью всех культур и осуществляют непосредственное влияние на повседневную жизнь человека. Достаточно актуальными являются вопросы о трактовке понятия суеверия, механизмах их возникновения, поддержания и распространения, мотивах, которые побуждают человека использовать суеверия, и особенности проявления суеверности как личностной характеристики на разных возрастных этапах [1].

Как и понятия «ложь», «истина», понятие «суеверие» четко не определено, и отнесение того или иного суждения к суевериям во многом субъективно. Как правило, к суевериям относят все, что невозможно объяснить рационально.

Суеверия уходят корнями в ранние этапы истории человечества, когда использовались тотемы, магия, амулеты, чтобы уберечься от зла. Одной из основных причин возникновения суеверий стало постоянное стремление людей предвидеть, что их ожидает в будущем (завтра, через месяц, через год). Такая

необходимость у людей возникла с началом освоения трудовой деятельности. Чтобы подготовиться к трудностям, которые их ожидают при выращивании урожая или в путешествиях, нужно было эти трудности предусмотреть. Ситуации, в которых человек хочет достичь успеха, несмотря на собственные усилия, и быть уверенным, что он сделал все возможное, что-бы гарантировать желаемый результат, могут побудить к суеверному поведению и, как следствие, повышению уровня суеверности. Важнейший результат, который получает человек на эмоциональном уровне от суеверий - ощущение безопасности и уверенности. Это тесно связано с плацебо - эффектом, что выражается в огромной силе веры в то, что выполнение определенного ритуала действительно помогает.

Суеверия упрощают и стабилизируют образ изменяющегося социального мира, обеспечивают его большую прогнозируемость и понятность. Страх есть причина, благодаря которой суеверия возникают, поддерживаются и сохраняются [3]. Люди обращаются к суевериям, чтобы уменьшить чувство беспомощности, чтобы стать более уверенными в себе.

Суеверия позволяют экономить время на обдумывание, а потому не ограничены в использовании в повседневной, бытовой деятельности. Суеверные люди верят, что могут управлять собственным будущим, выполняя определенные ритуальные действия, это помогает уменьшить их беспокойство и улучшить собственные возможности в определенной ситуации.

Человек может связать поведение и дальнейшее событие и начинает верить, что его поведение вызвало это событие. Таким образом, определенное действие закрепляется и начинает использоваться чаще. Суеверия можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, что не требует логических доказательств и довольствуется любым пред-

лагаемым решением. Если человек сомневается в положительном результате важных для него событий, поддержку ему обеспечивают суеверия. Даже когда вера в суеверия непосредственно не влияет на события, она все же снижает внутреннее напряжение, а следовательно, реально влияет на субъективное благополучие человека. Чаще всего целью обращения к суеверно-ритуальной деятельности становятся деньги, достаток, хорошие оценки на экзаменах (или просто их сдача), хорошее настроение, успешная реализация задуманного дела, знание своего будущего, физическое и душевное благополучие, сохранение жизни, здоровья, семьи и т. п.

Анализ исследований, направленных на установления причин обращения к суевериям, позволяет утверждать, что они распространены в тех областях, где есть риск потерять что-то значимое. Уровень суеверности растет в условиях напряжения, опасности. Часто люди используют суеверия в экстремальных ситуациях, в которых решается их судьба, испытывается их потенциал, способности и устойчивость. Стрессовыми являются ситуации соревнований и ситуации, которые требуют принятия ответственного решения при решении особо важных дел (свидание, свадьба, вынашивание и рождение ребенка, уход за ним, похороны, важные поездки, встречи и т. д.). Функция веры в суеверия заключается в защите индивида от страха старения и неизбежности смерти. Таким образом, они уменьшают чувствительность к негативным жизненным событиям потерь, горя, одиночества, неразделенной любви, депрессии, отсутствия смысла жизни.

Часто авторы рассматривают суеверия как продукт дологического мышления. В рамках такого подхода суеверия трактуются как способ понимания необъяснимого и неизведанного с помощью упрощения познания, без опоры на какие-либо научные доказательства. По мнению Л. Леви-Брюля [4], суеверия как разновидность коллективных представ-

лений возникают посредством передачи от поколения к поколению, в основе их - механизмы внушения, заражения и подражания. Суеверия носят в значительной мере императивный характер: они воспринимаются индивидом почти автоматически, навязываются, слабо поддаются критике. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира.

Суеверия уходят корнями в ранние этапы истории человечества, когда использовались тотемы, магия, амулеты, чтобы уберечься от зла. Одной из основных причин возникновения суеверий стало постоянное стремление людей предвидеть, что их ожидает в будущем (завтра, через месяц, через год). Такая необходимость у людей возникла с началом освоения трудовой деятельности. Чтобы подготовиться к трудностям, которые их ожидают при выращивании урожая или в путешествиях, нужно было эти трудности предусмотреть. Ситуации, в которых человек хочет достичь успеха, несмотря на собственные усилия, и быть уверенным, что он сделал все возможное, что-бы гарантировать желаемый результат, могут побудить к суеверному поведению и, как следствие, повышению уровня суеверности. Важнейший результат, который получает человек на эмоциональном уровне от суеверий - ощущение безопасности и уверенности. Это тесно связано с плацебо - эффектом, что выражается в огромной силе веры в то, что выполнение определенного ритуала действительно помогает. Суеверия упрощают и стабилизируют образ изменяющегося социального мира, обеспечивают его большую прогнозируемость и понятность.

Ряд авторов рассматривают суеверия как регулятор поведения и деятельности человека. Дж. Блэйк и С. Фредерик определяют суеверия как сфокусированность на элементах поведения, которые повторяемы, последова-

тельны, и которые, как верят люди, обладают силой в управлении удачей и другими факторами жизни [8].

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. Основные причины, обусловливающие распространение суеверий:

• необходимость и желательность прогноза развития событий (стремление заглянуть в ближайшее будущее);

• приоритетность самосохранения (желание избежать неблагоприятных ситуаций);

• стремление к психологической компенсации (желание утешить человека, направить его к выбору правильного поведения или с помощью внушения чувства страха перед негативными последствиями, или обещанием позитивных последствий);

• гносеологические парадоксы (содержание суеверия может быть связано с действительными закономерностями, которые слишком сложно в данный момент времени подтвердить научно);

• культурный и коммуникативный контекст (суеверия могут являться частью народного фольклора и коммуникативной культуры).

Каждая культура обладает неким набором суеверий, распространенных только в этой среде, и некоторым числом суеверий, являющихся общими для нескольких культур. Например, есть «русские» суеверия, которые до сих пор окружают нас в обыденной жизни. Традиционной религией для большинства русских является православие. Однако остатки язычества в виде суеверий сохраняются в быту русского населения вплоть до настоящего времени. Бытовое православие носит на себе явный след религиозного синкретизма.

Суеверия рассматривают как элемент, чаще появляющийся в кризисные моменты общества. По мнению О. А. Полюшкевич [5,6], любая общественная нестабильность может повлечь кризис идентичности, так как человек может быть плохо приспособлен к быстро ме-

няющимся условиям жизни. Один из вариантов кризиса идентичности отмечается автором как «магический» и проявляется в бурном всплеске интереса к мистическому, необъяснимому; деятельность человека направляется на поиск истины и разгадок тайн бытия. Помимо этого в условиях нестабильности и кризиса усиливается идентификация личности с группой (семьей, родом, этносом). Такая идентификация выполняет функцию психологической защиты личности и помимо прочего может реа-лизовываться в суеверно-ритуальных действиях.

В социально-психологических исследованиях имеются данные о коллективных формах и стратегиях возникновения и закрепления суеверий как форм социализации и усвоение культурных программ (Н. П. Андрюшкова [1,2], Н. Н. Измоденова [3], О. В. Севостьянов, В. А. Руженков и А. В. Боева [7] и др.). Суеверия могут выполнять функцию способа психологической защиты. Когда человек испытывает тревогу, беспокойство, напряжение, он обращается к суевериям, как некоторым ритуальным техникам, которые были переданы предками или, возможно, созданы самостоятельно. С помощью суеверно-ритуальной деятельности человек достигает внутренней сбалансированности и снижения уровня тревожности.

Суеверия рассматривают как элемент, чаще появляющийся в кризисные моменты общества. Любая общественная нестабильность может повлечь кризис идентичности, так как человек может быть плохо приспособлен к быстро меняющимся условиям жизни. Один из вариантов кризиса идентичности отмечается автором как «магический» и проявляется в бурном всплеске интереса к мистическому, необъяснимому; деятельность человека направляется на поиск истины и разгадок тайн бытия. Помимо этого в условиях нестабильности и кризиса усиливается идентификация личности с группой (семьей, родом, этносом). Такая идентификация выполняет функцию психологической защиты

личности и помимо прочего может реа-лизовываться в суеверно-ритуальных действиях [2].

Психологические факторы суеверного поведения, выделяет базовые из них: страх смерти, одиночества, чувство бессилия. Данные факторы усиливаются при экономической нестабильности и упадке культуры. В результате усиливается внушаемость человека, которая лежит в основе мистицизма [3].

Суеверия могут выполнять функцию способа психологической защиты. Когда человек испытывает тревогу, беспокойство, напряжение, он обращается к суевериям, как некоторым ритуальным техникам, которые были переданы предками или, возможно, созданы самостоятельно. С помощью суеверно-ритуальной деятельности человек достигает внутренней сбалансированности и снижения уровня тревожности.

Проявление тревоги может быть важным элементом адаптивного процесса. Однако если тревога чрезмерна и носит социальный характер, то она, наоборот, тормозит адаптивные возможности. Наблюдаемое в последние годы распространение мистицизма и суеверности является прямым следствием усиления социальной, экономической и духовной нестабильности, вынуждающей прибегать при чувствах тревоги и бессилия к защите сверхъестественных и таинственных сил.

Суеверие мы понимаем как установку на восприятие явлений окружающей действительности, заключающуюся в усмотрении причинноследствен-ных связей при отсутствии объективно фиксируемых зависимостей между этими явлениями. В качестве установки суеверие включает в себя аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Суеверные представления реализуются в особой суеверно-ритуальной деятельности, направленной на защиту от предполагаемых опасностей и овладение желаемыми благами.

Таким образом, мы можем рассматривать суеверия как социально-психологический феномен. Однако, будучи

усвоенным человеком, данный феномен становится психологическим свойством личности, и мы можем рассматривать это как суеверность. В отличие от суеверий суеверность выступает как свойство личности, определяющее отношение к суевериям и веру в сверхъестественное и необъяснимое, использование ритуалов, примет, поверий и др. Поскольку в юношеском возрасте происходит становление мировоззрения и формируется отношение к окружающей действительности, идет поиск личностных смыслов, то изучение особенностей проявлений суеверности в этом возрасте имеет особую актуальность.

Целью нашего исследования стал анализ распространенности суеверий и примет среди студентов как одной из форм иррационального сознания.

Для этого в 2020 году мы опросили 340 студентов из Иркутского государственного университета (Иркутская область) и 340 из Бурятского государственного университета (Республика Бурятия). Методом исследования выступило анкетирование. Выборка квотная: пол, возраст, курс обучения и место обучения. Возраст респондентов от 18 до 23 лет. В исследовании участвовали студенты 1-4 курсов бакалавриата и 1-2 курса магистратуры. Из всех опрошенных 58% девушки и 42% юноши. Также, 54% живут в городе и 46% приехали учиться из сел.

При анализе результатов исследования применялся сравнительный анализ, интерпретационная и описательная статистика.

Большая часть студентов (98%) при возникновении каких либо вопросов обращается к специалисту по профилю: при заболевании - к врачам, при правовых сложностях - к юристу или в полицию, при сложностях во взаимоотношениях к психологу, но при этом более половины (56%) параллельно обращались и к специалисту нетрадиционного толка (экстрасенсу, гадалке, ясновидящему и прочее). Данные стратегии они объяс-

няли тем, что хотели «получить дополнительные гарантии решения проблемы», «на всякий случай», «для гарантии положительного результата» и так далее.

Мы полагаем, что в данном случае срабатывали коллективные формы мышления, традиционные представления о том, кто и как может решить возникающие вопросы. И при том, что работает рациональная оценка (обращение к лицензированному профессионалу в своей сфере), присутствует и иррациональная стратегия (опоры на непонимание силы).

Верят в то, что порча, проклятье и сглаз существуют и могут реально навредить человеку 72% респондентов, верят ясновидение и яснознание 62%, в колдовство верят 61%, в возможность предсказывать будущее при помощи гадания 58%.

Таблица 1

Вера в сверхъестественные явления (в %)

Вера в различные Сред- Среди Среди

явления ний студен- сту-

про- тов дентов

цент по БГУ ИГУ

всей

вы-

борке

Порча, проклятье и 72 74 70

сглаз

Ясновидение и ясно- 62 60 64

знание

Колдовство 61 63 59

Гадание 58 60 56

По мнению 16% студентов они сами обладают экстрасенсорными способностями (среди студентов БГУ таких 18%, ИГУ 14%), обладают магическими или колдовскими способностями 22% (среди студентов БГУ таких 24%, ИГУ 20%).

На открытый вопрос, какие формы мистического, иррационального мышления вам известны, студенты говорили о суевериях и приметах, вещие сны и колдовство, порчи и сглазы, «родовое проклятие» и «венец безбрачия» (68%), среди студентов БГУ таких 70%, ИГУ

66%). И только 32% не верят в подобные вещи.

На людей могут влиять вышеперечисленные силы и явления - так считает 62% (среди студентов БГУ таких 64%, ИГУ 60%). На вопрос о том, как именно это осуществляется студенты перечисляли следующие примеры: «зомбирование» (37%), «вызывают заболевания» (35%), «приводят к смерти» (32%), «осуществляют приворот» (29%), «приводят к разорению» (28%), «вызывают импотенцию» (25%), «проклинают» (24%). И не верят в такие возможности 39% (среди студентов БГУ таких 37%, ИГУ 41%).

Позитивные события, которые можно получить, благодаря суевериям и приметам значительно реже упоминаются студентами. При помощи колдовства можно излечиться, верят 15%, заговоры могут помочь при излечении (36%). Иными словами, иррациональные образы мышления наносят больше вреда, чем пользы.

Защитить от воздействия злых сил может крестик (41%), амулет (36%), оберег (29%). Среди студентов ИГУ чаще называли крестик (в 85%), в БГУ амулет и оберег (82% и 85% соответственно), это объясняется постхристианской культурой и распространением буддизма на изучаемых территориях. Четверть студентов никак не защищаются от данного воздействия в обоих вузах.

Среди опрошенных студентов 29% мечтали стать волшебниками, 21% нравится читать информацию и обсуждать со знакомыми информацию о суевериях, магии и мистике.

Становились жертвой колдовства 12% студентов (среди студентов БГУ таких 14%, ИГУ 10%), «наводили порчу» на 27% студентов (среди студентов бГу таких 29%, ИГУ 25%).

Более половины студентов родители в детстве лечили у «бабок» от «испуга», «страхов», «сглаза», «выкатывали яйцом» и т.д. 54% (среди студентов БГУ таких 56%, ИГУ 52%). Самостоятельно к ведьмам и колдунам за помощью обращались 34% студентов (среди

студентов БГУ таких 36%, ИГУ 32%), гадали у предсказателей, чтобы узнать свое будущее четверть студентов 25% (среди студентов БГУ таких 27%, ИГУ 23%).

По мнению студентов, в разные моменты жизни можно обращаться за помощью к иным силам: при конфликтах -23,5%, при тяжелых болезнях родственников - 46,1%, при своих тяжелых болезнях в два раза меньше - 26,7%, в кризисной ситуации - 35,3%, при желании улучшить свою жизнь - 22,1%, получить благословение высших сил -18,7%, принести подношения иным силам - 18,8% и только 22,1% в любой ситуации рассчитывает только на себя.

Таблица 2

Моменты жизни, требующие обращения к

Ситуации Про- Среди Среди

цент по всей студентов БГУ студентов

вы- ИГУ

борке

При конфликтах 23,5 16,5 29,8

При тяжелых бо- 46,1 25,6 39,9

лезнях родственни-

ков

В кризисной ситуа- 35,3 12,2 24,7

ции

При тяжелой бо- 26,7 13,1 26,6

лезни

При желании улуч- 22,1 16,6 19,4

шить свою жизнь

Получить благо- 18,7 27,8 15,1

словение высших

сил

Открыть новые способности 14,5 26,8 13,3

Принести подноше- 18,8 33,1 12,2

ния иным силам

Другое 4,5 5,5 4,2

Рассчитывают на 22,1 13,2 18,8

себя

*Выбирали больше риант, поэтому %

чем один возможный ва-больше ста.

Интересным моментом выступает то, что среди студентов БГУ больше тех, кто обращается к иным силам для положительных моментов (опирается на положительные явления), тогда как

ц Гп::а 1

студенты ИГУ обращаются к иным силам только в тяжелые, кризисные моменты. Возможно, тут также прослеживается менталитет, так как среди жителей Республики Бурятия больше тех, кто сохранил и следует шаманским ритуалам поклонению духам, соединил с буддистскими представлениями и получил несколько отличающуюся картину мира.

Настораживающим явлением является то, что после обращения к иным силам, получили решение своего вопроса (они помогли) в 53,2% и не помогли в 44,8%, в 2% не могут точно сказать. Иными словами, иррациональное мышление в любой другой ситуации будет давать ложные подсказки и толкать на иллюзорные решения. Максимально общие ответы, символические обобщения, дополненные общим внушением приводят к нелогичным связям, разрушающим причинно-следственные связи поступков и решений людей в любой ситуации. Это становится основой разрушения логического мышления, увеличивает риск поддастся чужому влиянию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более половины студентов знают тех, кому точно помогли целители, экстрасенсы, предсказатели - 55% (среди студентов БГУ таких 57%, ИГУ 53%). При этом, достаточно малая часть студентов считает, что обращение к иным силам может нанести вред человеку 22% (среди студентов БГУ таких 18%, ИГУ 22%).

Таким образом, в результате нашего исследования выявлено, что более половины студентов верят в иные силы, регулирующие нашу жизнь (62%). Это высокий уровень иррационального мышления, который может привести к тому, что молодые люди не смогут рационально принимать решения, адекватно оценивать себя и окружающих и принимать взвешенные решения. Это приводит к тому, что он становится легко внушаем, не критичен в оценках, ведомый более сильными людьми или группами людей. На наш взгляд, иррациональность мышления формирует

безвольного человека, подчиняющегося невиданным и непознаваемым иным силам, уменьшается вера в себя и в то, что можно самому поменять свою жизнь. Чем более масштабным будет такая форма иррационального сознания, тем более ведомым будет население нашей страны. Особенно важно это не допустить среди молодежи, так как воспитанные ими дети - будут вбирать в себя еще больше иррациональных форм и стратегий поведения, что будет развивать пассивность и готовность согласиться с любыми решениями какого-то другого.

Таким образом, люди обращаются к суевериям, чтобы уменьшить чувство беспомощности, чтобы стать более уверенными в себе. Суеверия позволяют экономить время на обдумывание, а потому не ограничены в использовании в повседневной, бытовой деятельности. Суеверные люди верят, что могут управлять собственным будущим, выполняя определенные ритуальные действия, это помогает уменьшить их беспокойство и улучшить собственные возможности в определенной ситуации. Человек может связать поведение и дальнейшее событие и начинает верить, что его поведение вызвало это событие. Определенное действие закрепляется и начинает использоваться чаще.

Суеверия можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, что не требует логических доказательств и довольствуется любым предлагаемым решением. Если человек сомневается в положительном результате важных для него событий, поддержку ему обеспечивают суеверия. Даже когда вера в суеверия непосредственно не влияет на события, она все же снижает внутреннее напряжение, а следовательно, реально влияет на субъективное благополучие человека. Чаще всего целью обращения к суеверно-ритуальной деятельности становятся деньги, достаток, хорошие оценки на экзаменах (или просто их сдача), хорошее настроение, успешная реализация задуманного дела, знание

своего будущего, физическое и душевное благополучие, сохранение жизни, здоровья, семьи и т. п.

Суеверность не взаимосвязана с незрелостью мышления или недостаточным личностным опытом. Наибольшую выраженность суеверность приобретает в тех возрастных периодах, в которых у человека создается нестабильная жизненная ситуация или снижается его жизненная активность. Повышению уровня суеверности способствует возрастание беспомощности в определенной жизненной ситуации, а суеверия выступают как некий адаптирующий и снижающий тревожность механизм через создание видимости реальной деятельности.

Литература

1. Андрюшкова Н. П. Особенности выраженности суеверности и представлений на природу суеверий на разных возрастных этапах // Вестник Кемеровского государственного университета 2018 № 1. С. 85-89.

2. Андрюшкова Н. П. Психологические факторы суеверности у молодежи // Вестник пермского университета Философия. Психология. Социология. 2016. Выпуск 3 (27). С. 107-114.

3. Измоденова Н. Н. Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения // Тр. Кольского науч. центра РАН. 2013. № 6 (19). С. 2035.

4. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / перевод Б. И. Шаревская. М.: Академический проект, 2020. 430 с.

5. Полюшкевич, О. А. Коллективная память и социокультурная солидарность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 5 (60). С. 49.

6. Полюшкевич, О. А. Социокультурная преемственность и консолидация общества // Социология власти. 2011. № 4. С. 59-66.

7. Севостьянов О.В., Руженков В.А., Боева А.В. Оккультные убеждения студентов старших курсов медицинского

факультета // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. 2013. № 11 (154). Выпуск 22. С. 99-101.

8. Bleak J.L., Frederick C.M. Superstitious behavior insport: Levels of effectiveness and determinats of use in three colle-giats // Journal of sport behavior. 1998. № 21. P. 1-15.

Superstition in the life of modern students:

irrational strategies of consciousness Ardashev R.G.

Irkutsk State University

The article discusses the strategies of irrational consciousness of students of the Irkutsk region and the Republic of Buryatia. The question of representations in the field of pralog-ical, mythical and mystical consciousness in modern society is being studied. The example of faith in sorcerers, witches, clairvoyants, psychics and other phenomena shows a change in the level of suggestibility and criticality of students, which leads to the fact that young people rely not on themselves, their choice and their will, but on the will of higher powers. Keywords: superstition, irrationality of consciousness, students, faith, ideas References

1. Andryushkova N.P. Features of the severity

of superstition and ideas about the nature of superstitions at different age stages // Bulletin of the Kemerovo State University 2018 No. 1. P. 85-89.

2. Andryushkova N. P. Psychological factors of

superstition in youth // Bulletin of the Perm University Philosophy. Psychology. Sociology. 2016. Issue 3 (27). S. 107-114.

3. Izmodenova N. N. Superstition as a way of life

of educated population groups // Tr. Kola Scientific Center RAS. 2013. No. 6 (19). S. 20-35.

4. Levy-Bruhl, L. Primitive thinking / translation

B. I. Sharevskaya. M .: Academic project, 2020.430 s.

5. Polyushkevich, O. A. Collective memory and

sociocultural solidarity // Humanitarian and socio-economic sciences. 2011. No. 5 (60). S. 4-9.

6. Polyushkevich, O. A. Sociocultural continuity

and consolidation of society // Sociology of power. 2011. No. 4. P. 59-66.

7. Sevostyanov OV, Ruzhenkov V.A., Boeva

A.V. Occult beliefs of senior students of the Faculty of Medicine // Scientific Sheets. Series Medicine. Pharmacy. 2013. No. 11 (154). Issue 22. S. 99-101.

8. Bleak J.L., Frederick C.M. Superstitious be-

havior insport: Levels of effectiveness and determinats of use in three collegiats // Journal of sport behavior. 1998. No. 21. P. 1-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.