Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА / ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЭКСПЕРТА / ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / УСТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА РЕБЕНКА ПРИ РАЗДЕЛЬНОМ ПРОЖИВАНИИ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таганова Анна Александровна, Походенко Анна Вячеславовна

Рассмотрены порядок и цель проведения судебно-психологических экспертиз детско-родительских отношений, а также нормативно-правовое обеспечение деятельности судебного эксперта- психолога. Перечислены наиболее частые вопросы, которые выносятся судом на данный вид экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Таганова Анна Александровна, Походенко Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CONDUCTING FORENSIC PSYCHOLOGICAL EXAMINATIONS OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS

This article discusses the procedure and purpose of conducting forensic psychological examinations of child-parent relationships, as well as regulatory support for the activities of a forensic psychologist. The most frequent questions that are submitted by the court for this type of examination are listed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Таганова Анна Александровна Походенко Анна Вячеславовна

К вопросу о проведении судебно-психологических экспертиз детско-родительских отношений

Рассмотрены порядок и цель проведения судебно-психологических экспертиз детско-роди-тельских отношений, а также нормативно-правовое обеспечение деятельности судебного эксперта-психолога. Перечислены наиболее частые вопросы, которые выносятся судом на данный вид экспертизы.

Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза, заключение эксперта, обязанности и права эксперта, порядок проведения судебно-психологической экспертизы детско-родительских отношений, установление порядка общения родителей с ребенком, определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей.

On the issue of conducting forensic psychological examinations of child-parent relationships

This article discusses the procedure and purpose of conducting forensic psychological examinations of child-parent relationships, as well as regulatory support for the activities of a forensic psychologist. The most frequent questions that are submitted by the court for this type of examination are listed.

Keywords: forensic psychological examination, expert opinion, duties and rights of an expert, the procedure for conducting a forensic psychological examination of child-parent relations, establishing the order of communication between parents and a child, determining the child's place of residence when parents are separated.

На сегодняшний день одним из самых частых запросов на проведение су-дебно-психологических экспертиз в гражданском судопроизводстве является экспертиза детско-родительских отношений. Необходимость такого рода исследований появляется, когда родителям нужно договориться о месте проживания ребенка после развода либо в случае раздельного проживания родителей, есть необходимость процессуального определения порядка встреч и общения ребенка с родителем, который живет отдельно, либо встает вопрос о лишении или ограничении родительских прав. Для принятия решения по данным спорам в рамках судебного процесса судья, сотрудник отдела опеки, который в обязательном порядке привлекается ко всем судебным тяжбам при наличии в семье детей, или стороны процесса ходатайствуют о привлечении эксперта-психолога и проведении судебно-психологической экспертизы, по результатам которой суду будет представлена информация о психологических особенностях ребенка, детско-родительских отношениях в семье и влиянии конфликта между родителями на ребенка. Судебно-психологиче-ская экспертиза назначается в том числе и с целью последующего принятия судом решения, которое будет соответствовать психологическим интересам ребенка [1].

Цель судебно-психологической экспертизы состоит в получении информации, которая позволяет оценить прогноз условий развития ребенка при различных обстоятельствах [2]. Также необходимо отметить, что по инициативе органов опеки и попечительства или одного из родителей эксперт-психолог как специалист может привлекаться в досудебном порядке для проведения психологического исследования. Однако данный психолог не сможет потом выступить экспертом по этому делу в суде.

Деятельность судебных экспертов в Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 [3], а также Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» (далее - ФЗ № 73) [4].

В соответствии со ст. 79 ГПК РФ суд назначает экспертизу при наличии в деле вопросов, требующих специальных знаний. Для проведения экспертизы назначается конкретный эксперт или судебно-экспертное учреждение. Для проведения судебно-психоло-гической экспертизы выносится определение суда, содержащее вопросы, которые ставятся перед экспертом. Каждая из сторон судебного процесса имеет право представлять

84

свои вопросы, однако окончательный список определяет суд.

Наиболее часто перед экспертом-психологом в рамках экспертизы детско-родительских отношений ставятся вопросы об индивидуально-психологических особенностях ребенка, развитии его высших психических функций и уровне интеллектуального развития, актуальном состоянии эмоционально-волевой сферы личности, переживании ребенком в настоящий момент чувства тревоги, а также о влиянии конфликта в родительской паре на ребенка. Помимо этого, также задаются вопросы о специфике детско-ро-дительских отношений, истинном отношении ребенка к каждому родителю по отдельности и вместе, отношении к ребенку каждого из родителей, наличии негативного психологического или физического влияния каждого из родителей на ребенка, а также степени привязанности ребенка к каждому из родителей. При этом не исключены вопросы частного характера в зависимости от обстоятельств конфликта между родителями. Иногда судом ставятся вопросы о том, проживание с кем из родителей причинит наименьший вред психике ребенка, кто из родителей имеет наибольший авторитет для ребенка [5], какова система привязанностей ребенка, какова ведущая мотивация каждого из родителей в споре о месте жительства ребенка, каков психологический анализ конфликта между родителями и как он отражается на ребенке. В нашей практике встречались дела, в которых суд ставил вопрос о том, способен ли ребенок к выработке самостоятельного решения с учетом его возрастных особенностей, а также ситуации, в которой он в настоящее время проживает и воспитывается, по отношению к детям, достигшим возраста десяти лет и старше.

Однако нередки и случаи, когда в определении суда содержатся вопросы, на которые однозначно ответить эксперту-психологу не представляется возможным. Например, вопрос о том, имеется ли влияние со стороны матери или отца на ребенка. Данный вопрос сформулирован некорректно, так как любой родитель (даже в благополучной семье) в условиях взаимодействия с собственным ребенком однозначно оказывает влияние на его физическое и психическое развитие. Предполагается, что под «влиянием» на ребенка суд имеет в виду негативное влияние, тогда рекомендуется сформулировать вопрос о том, ассоциирует ли ребенок каждого из родителей с фигурой, несущей угрозу опасности или жестокого физического наказания. Некорректность формулирования вопросов может приводить к необходимости повторного назначения экспертизы, что, в свою очередь, увеличивает срок производства по гражданскому делу.

Выше приведен примерный перечень вопросов, выносимых на судебно-психологиче-скую экспертизу детско-родительских отношений, однако опыт показывает, что количество вопросов в определении суда варьируется от четырех до семи, если в споре между родителями фигурирует один ребенок. Если детей несколько, то количество вопросов достигает десяти и более, так как вопросы задаются по каждому ребенку.

Итак, как уже было сказано нами ранее, су-дебно-психологическая экспертиза проводится на основании определения суда и не может проводиться по личному обращению сторон дела к эксперту-психологу. При этом стороны имеют право на выбор или отвод эксперта или экспертного учреждения.

В определении суда помимо вопросов, поставленных перед экспертом, также должна содержаться информация о наименовании суда, сроке проведения судебной экспертизы, данные эксперта или наименование экспертного учреждения, которому судом было поручено проведение экспертизы, перечень документов и материалов, которые передаются для проведения экспертизы вместе с определением суда, а также сведения об оплате экспертизы сторонами судебного процесса. Эксперт предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Производство по делу может быть приостановлено по исковому заявлению на срок проведения экспертизы. Суд также определяет срок и возможность обжалования определения или отдельных его частей сторонами процесса.

В соответствии со ст. 84 ГПК РФ «экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом» [3]. Согласно определению суда лица обязаны участвовать в судебной психологической экспертизе и не препятствовать ее проведению, обеспечить участие ребенка в исследовании эксперта-психолога. При этом родители вправе присутствовать при проведении экспертизы в отношении несовершеннолетних детей, если их присутствие не мешает исследованию. В нашей практике были случаи, когда ребенок в присутствии родителя, в отношении которого рассматривался вопрос об ограничении или лишении родительских прав, сохранял полное молчание, отказывался от выполнения заданий эксперта или выполнял их минимально, отвечал на вопросы эксперта, оглядываясь на родителя, либо просто показывал взглядом на родителя, когда не хотел вслух говорить о причастности родителя к определенным негативным фак-

85

там из-за страха перед ним. С другой стороны, в делах об определении места жительства в ситуации высококонфликтного развода ребенок зачастую испытывает «конфликт лояльности», при котором его система отношений ко второму родителю зависит от мнения родителя, с которым он проживает в настоящий момент. Задача эксперта-психолога - установить, есть ли факт сознательного формирования одним из родителей негативного отношения ребенка к другому родителю, чтобы ребенок в судебном процессе декларировал это отношение и судом было принято решение, учитывающее мнение ребенка. Поэтому даже в делах, где дети достигли возраста десяти лет, необходимо назначение судебно-психологической экспертизы, несмотря на то что с этого возраста суд уже обязан учитывать мнение ребенка при решении вопросов, которые затрагивают его интересы [6].

Обязанности и права судебного эксперта также определены ГПК РФ. Согласно ст. 85 ГПК РФ эксперт обязан провести экспертизу, а также полное исследование документов, которые ему представил суд, по итогам исследования дать объективное и компетентное заключение, содержащее ответы на все поставленные судом вопросы. Также эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны отправить заключение в суд в установленные сроки, явиться на судебное заседание при необходимости дать пояснения суду о полученных результатах исследования. Эксперт-психолог не имеет права самостоятельно собирать материалы, которые ему необходимы для экспертизы (например, характеристики из школы или ДОУ на ребенка, справки от школьного психолога и т.д.), а также вступать в личные контакты со сторонами судебного процесса помимо экспертного психологического исследования, договариваться с родителями о личных психологических консультациях или последующей работе с ребенком, так как данные обстоятельства могут поставить под вопрос независимость и объективность эксперта.

Заключение по результатам судебно-пси-хологической экспертизы составляется в письменной форме в соответствии со ст. 204 УПК РФ и ст. 25 ФЗ № 73 и содержит информацию об основании производства судебно-психологи-ческой экспертизы, времени и месте ее проведения. Также во вводной части заключения содержатся сведения об экспертном учреждении и эксперте: ФИО, образование, специальность, стаж работы, ученая степень, ученое звание, занимаемая должность. В исследовательской части заключения дается подробное описание проведенного исследования, анализ документов и материалов гражданского дела, анамнез

ребенка, описание методов и методик, которые были использованы экспертом-психологом, процедура их применения и результаты отдельно по каждому подэкспертному. В выводах содержатся ответы на поставленные судом вопросы [7]. Согласно ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта-психолога не является обязательным, и суд может мотивированно не согласиться с ним.

К особенностям составления заключений по результатам судебно-психологических экспертиз детско-родительских отношений относятся требования об обязательном включении в исследовательскую часть описания хода самого исследования, результатов и интерпретации примененных психологических методик с обоснованием сделанных выводов, что позволяет проследить логику суждений эксперта и при необходимости верифицировать ответы эксперта на поставленные вопросы.

При вызове эксперта-психолога на заседание суда для допроса в качестве эксперта он обязан ответить на любые вопросы, касающиеся проведенного психологического исследования и данного им экспертного заключения, разъяснить неясные формулировки или психологические термины, непонятные суду или сторонам процесса.

Все документы, которые остаются по результатам выполнения различных психологических методик подэкспертными, должны храниться в архиве эксперта или судебно-экспертного учреждения и могут быть затребованы судом при необходимости и приобщены к гражданскому делу.

Для проведения судебно-психологических экспертиз детско-родительских отношений психологу необходимо обладать соответствующей квалификацией, опытом, знаниями в области не только психодиагностики, детской, семейной, клинической психологии, но и нормативно-правового регулирования своей деятельности. За последние несколько лет участились случаи, когда по инициативе сторон гражданского процесса проводится рецензирование заключений судебно-психологических экспертиз, по результатам которого ставится под сомнение обоснованность сделанных экспертом-психологом выводов в части, касающейся методологических ошибок, неверной этической позиции, выхода за пределы своей научной компетенции [1]. По нашему мнению, необходимо развивать систему структуризации деятельности судебных экспертов-психологов в Российской Федерации, в частности в вопросах сертификации экспертов-психологов, которая в настоящее время носит добровольный характер, для минимизации риска профессиональных ошибок при проведении данного вида экспертиз.

86

1. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О. А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. М., 2011.

2. Русаковская О.А., Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К. Актуальные вопросы участия специалистов в судебных спорах о воспитании детей раздельно проживающими родителями [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 1. URL: https://psyjournals.ru/ files/39325/psyandlaw_2011_1_Rusakovskaya. pdf (дата обращения: 17.12.2021).

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 нояб. 2002 г. № 138-Ф3 (ред. от 30 дек. 2021 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 февр. 2022 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 10.02.2022).

4. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: фе-дер. закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: https://base. garant. ru/12123142/(дата обращения: 17.12.2021).

5. Мардер Л.Д. Опыт судебно-психологиче-ской экспертизы по вопросам о воспитании и месте жительства детей: измерение рисков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Т. 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/ psyandlaw/2013/n1/58330.shtml (дата обращения: 16.12.2021)..

6. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 17.12.2021).

7. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: Курс общей теории. М., 2006.

1. Safuanov F.S., Kharitonova N.K., Rusakovskaya O.A. Psychological and psychiatric examination of judicial disputes between parents about the upbringing and place of residence of the child. Moscow, 2011.

2. Rusakovskaya O.A., Safuanov F.S., Kharitonova N.K. Topical issues of the participation of specialists in court disputes about the upbringing of children by separated parents [Electronic resource] // Psychology and Law. 2011. No. 1. URL: https://psyjournals.ru/files/39325/ psyandlaw_2011_1_Rusakovskaya.pdf (date of access: 17.12.2021).

3. The Civil Procedure Code of the Russian Federation d.d. Nov. 14, 2002 No. 138-FL (as amended on Dec. 30, 2021) (with amendments and additions, effective from Febr. 1, 2022). Access from the legal reference system «ConsultantPlus» [Electronic resource]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_39570 (date of access: 10.02.2022).

4. On State forensic expert activity in the Russian Federation: fed. law d.d. May 31, 2001 No. 73-FL. Access from the legal reference system «Garant» [Electronic resource]. URL: https://base.garant. ru/12123142/ (date of access: 17.12.2021).

5. Marder L.D. Experience of forensic psychological examination on the issues of upbringing and place of residence of children: risk measurement [Electronic resource] // Psychology and law. 2013. Vol. 3. No. 1. URL: https:// psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58330.shtml (date of access: 16.12.2021)

6. Family Code of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 29, 1995 № 223-FL (as amended on July 2, 2021). Access from the legal reference system «ConsultantPlus» [Electronic resource]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8982/ (date of access: 17.12.2021).

7. Averyanova T.V. Forensic examination: A course of general theory. Moscow, 2006.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Таганова Анна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России; e-mail: nurka2006@gmail.com;

Походенко Анна Вячеславовна, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России; e-mail: annapokhodenkopsy@gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHORS

A.A. Taganova, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogy, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: nurka2006@gmail.com;

A.V. Pokhodenko, Candidate of Psychology, Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: annapokhodenkopsy@gmail.com

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.