Научная статья на тему 'К вопросу о проведении «сеанса снятия заикания» по К.М. Дубровскому'

К вопросу о проведении «сеанса снятия заикания» по К.М. Дубровскому Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1040
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проведении «сеанса снятия заикания» по К.М. Дубровскому»

Л. Я. Миссуловин

К вопросу о проведении «сеанса снятия заикания» по К.М. Дубровскому

«Сеанс снятия заикания» или сеанс внушения в бодрствующем состоянии при лечении заикания в нашей стране применяли психотерапевты и психологи П.И. Буль, В.М. Шкловский, Ю.Б. Некрасова, Л.Я. Миссуловин и др.[1, 3, 4, 5].

Это психотерапевтическая процедура, в прошлом известная под названием сеанса снятия заикания, впервые была предложена К.М. Дубровским и широко рекламировалась в 50-60-е годы в открытой печати как одномоментный метод лечения заикающихся подростков и взрослых [2].

Целесообразность применения указанного психотерапевтического приема сомнений не вызывает, но говорить об одномоментности лечебного воздействия при устранении такой сложной в этиопатогенетическом и симптоматическом отношении патологии речи как заикание не правомерно. Установка на одномо-ментность лечения дезориентирует больного и дает ему право надеяться на «чудесное исцеление», которое полностью зависит от мастерства врача. Этому же способствовали и некоторые слишком категоричные, на наш взгляд, формулировки внушения, примененные в свое время К.М. Дубровским. Например: «Раз и навсегда я сниму с вас заикание, как старый изношенный сюртук», или «Пусть заикается Гитлер!». Следует заметить, что К.М. Дубровский был южанином, регулярные сеансы проводились в Харькове. Поэтому его слишком эмоциональные внушения можно было понять [2].

Но при таком одномоментном симптоматическом воздействии не только не учитываются нервно-психические и личностные особенности больных, длительный стаж речевого нарушения, наложивший во многих случаях болезненный отпечаток на систему отношений заикающихся, но и возможные последствия рецидива речевого нарушения, которые для многих больных в подобных случаях являются значительной психотравмой ятрогенного характера.

В настоящее время при проведении практических занятий и чтении лекций по заиканию, мы неоднократно спрашивали у студентов-логопедов, логопедов-психологов знают ли они что-либо о сеансе К.М. Дубровского, а также аналогичный вопрос мы задавали многим практикующим логопедам среднего возраста. Оказалось, что подавляющее большинство опрошенных о сеансе Дубровского даже не слышали. Учитывая, что указанная психотерапевтическая процедура, которая проводилась рядом специалистов в течение 20-25 лет, обладала определенным лечебным эффектом, мы считаем, что логопеды, работающие с заикающимися по крайне мере должны в общих чертах представлять, в чем заключается подобная процедура, для чего её проводили специалисты и какую пользу она приносила больным при лечении заикания. Поэтому, работая со студентами, мы стараемся хотя бы коротко рассказать им об этом сеансе с учетом того, что привнесли в проведение этой психотерапевтической процедуры последователи и ученики К.М. Дубровского.

В.М. Шкловским сеанс внушения в бодрствующем состоянии был введен в курс комплексного лечения заикания как мощный психотерапевтический прием, направленный на устранение у больных страха речи в эмоционально-значимых

ситуациях. Им же подробно описана методика проведения сеансов, предусматривающая длительное закрепление достигнутых на сеансе результатов [5, 6].

В общих чертах эта психотерапевтическая процедура сводится к следующему. В актовом зале либо в большой аудитории, в присутствии медработников, родственников больных, а также пациентов, ожидающих в ближайшие дни назначение на аналогичный сеанс, группа 8-10 человек приглашается на сцену. После установочной психотерапевтической беседы, в которой коротко раскрываются причины возникновения заикания и вторичных логоневротических наслоений, проводится проверка речи заикающихся.

Речевые затруднения (начинать опрос нужно с наиболее тяжелого заикающегося) используются для создания эмоционального напряжения и психотерапевтической зависимости больных от специалиста, проводящего сеанс. Это делает пациентов более восприимчивым к лечебному внушению.

Далее специалист рассказывает группе о психотерапевтическом значении слова, о том, что слово может заключать в себе огромную силу. Им можно обрадовать и огорчить, ранить, излечить, загипнотизировать.

После этого можно приступить к проведению демонстративных суггестивных приемов: «одеревенение» рук, невозможность разогнуть руку, падение вперед и назад, невозможность разнять руки при рукопожатии и т. п. Успешное проведение этих тестов оказывает большое психологическое воздействие на участников сеанса, убеждает их в силе слова и тем самым подготавливает к предстоящему лечебному внушению.

Затем следует перейти к короткому коллективному и более развернутым внушениям каждому больному в отдельности. Сразу же после внушения начинается активная тренировка речи.

Начинать работу следует с больным, от которого можно ожидать хорошей отраженной и диалогической речи. Первые фразы, а затем и более развернутые высказывания, произнесенные таким больным без заикания, окрыляют не только его, но и оказывают активизирующее воздействие на лечебную группу и всю аудиторию в целом, рождают в пациентах чувство уверенности в своих силах и успехе лечения. Все, что говорится в процессе сеанса - лечебные внушения специалиста и речь больного, - все это должно быть окрашено положительными, радостными эмоциями, разрешает состояние психологической напряженности, предшествующее моменту внушения.

Руководствуясь многолетним опытом проведения указанной процедуры, мы формулу внушения, адресованную всей группе, произносили громким, напряженным голосом, а индивидуальное внушение произносили шепотом, глядя прямо в глаза собеседнику на близком расстоянии. Такой переход от сильного голоса к шепотной речи помогал длительное время концентрировать внимание лечебной группы и зала на проводимой работе, ни на минуту не позволял кому-либо отвлечься от того, что делает и говорит специалист.

Индивидуальную формулу внушения, которая направлена на устранение у больного страха речи в различных эмоционально-значимых ситуациях речевого общения, мы завершали следующими словами: «Отныне везде и всюду Вы будете говорить легко и свободно, четко и небыстро, точно так, как Вы произносите речевые образцы. Никакого страха речи, никакой боязни Вы больше не испытываете. Но Вы точно будете выполнять все рекомендации специалистов, будете в

диспансере и дома много и упорно работать над своей речью, закрепляя достигнутые положительные результаты».

Такая концовка индивидуального внушения, нацеливает больного на дальнейшую самостоятельную работу, не позволяет ему рассчитывать только на «чудодейственную» помощь специалиста, а в случае рецидива заикания не лишает пациента веры в возможность улучшения своего состояния, т.к. специалист всегда мог в работе пациента найти определенные недостатки, указать ему на них и наметить пути их устранения.

Успешное достижение психотерапевтической цели сеанса внушения зависит от ряда факторов, которые необходимо предусмотреть в процессе подготовки к этой процедуре.

Прежде всего, следует учитывать внушаемость больного. Но на сеанс отбираются лица не только с очень хорошей внушаемостью. Это свойство человека обычно значительно усиливается на самом сеансе.

Большую роль играют нервно-психические заболевания и личностные особенности больных, обусловливающие у них характер течения нарушения речи. Не следует вводить в группу, назначенную на сеанс, больных с декомпенсиро-ванными психопатиями, судорожными припадками и обмороками различной этиологии, а также заикающихся с выраженной психастенической акцентуацией характера. Лица, относящиеся к последней из перечисленных категорий пациентов, склонные к повышенному самоанализу, скептически относящиеся ко всему происходящему, неуверенные в себе и в возможностях специалистов, как правило, на сеансе не дают хороших результатов. Для них проводится вместо сеанса психотерапевтическая беседа с последующей тренировкой речи, без применения демонстративных приемов. Значение имеет и возраст больных.

Опыт показывает, что наиболее высокая эффективность, указанного психотерапевтического воздействия достигалась у подростков и молодых людей, не слишком отягощенных большим жизненным опытом, в частности опытом неудачного лечения в прошлом.

Большое активизирующее влияние на больных оказывает демонстрация перед сеансом бывших пациентов, излечившихся от заикания (приглашаются пациенты с высокой эффективностью лечения). Человек, в прошлом заикавшийся, а в момент опроса на сеансе хорошо владевший собой и своей речью, воодушевляет больных личным примером, вселяет в них уверенность в успехе лечения. Т.е., осуществляется еще один психотерапевтический прием - прием лечебной перспективы.

Необходимо подчеркнуть психотерапевтическую роль аудитории. В зале не должно быть случайных равнодушных людей, просто зрителей. Собравшиеся на сеанс лица, своим эмоциональным настроем поддерживали больных, помогали им обрести уверенность в своих силах, уверенность в возможности избавления от страха речи и чувства неполноценности. После сеанса внушения вводился на трое суток охранительный режим - режим молчания, после снятия которого начинался наиболее трудоёмкий и длительный по времени этап закрепления достигнутых результатов.

Необходимо отметить, что наиболее профессионально и эффективно проводили указанную психотерапевтическую процедуру специалисты с базовым дефектологическим образованием, имевшие большой опыт логопедической ра-

боты с заикающимися. Хорошо проводили сеансы внушения врачи-психотерапевты только в тех случаях, когда они постоянно на практике занимались речевой патологией. Это объясняется тем, что только специалист, владеющий логопедическими знаниями, может легко и незаметно для аудитории пользоваться различными видами речи, которые предупреждают либо облегчают речевые судороги больного.

И в заключение следует отметить что процедура, приносящая несомненную пользу больным, по мнению ученицы И.П. Павлова, профессора Н.А. Крышовой приносила в связи с большим нервным напряжением определенный вред специалисту, проводящему сеанс. Н.А. Крышовой давно уже нет, но ее прогнозы в значительной мере подтвердились. Так необходимо вспомнить ленинградского врача Чернопольскую Александру Федоровну, которая систематически проводила сеансы и, видимо, в связи с перенапряжением умерла от инсульта примерно в 60-ем возрасте. Такая же участь постигла и Юлию Борисовну Некрасову, длительное время был болен и я, и что характерно, всё, о чем говорила мне Нина Александровна, полностью подтвердилось. В настоящее время эту процедуру в полном объеме никто не проводит. Мы полагаем, что если бы нашлись в наше время грамотные и способные специалисты, желающие овладеть этой полезной методикой, можно было бы организовать их обучение, и тогда можно было бы ввести процедуру, о которой шла речь, в современную логотерапевтическую практику. Но при этом необходимо было бы соблюдать определенные условия: постоянное наблюдение специалиста, проводящего сеанс у невропатолога; частота проведения сеанса - не более одной процедуры в месяц; полноценный отдых и пр.

Список литературы

1. Буль П.И. Основы психотерапии. - Л.: Медицина, 1974. - 312 с.

2. Дубровский К.М. Одномоментный метод снятия заикания // Материалы Харьковского науч. общества. - Харьков, 1966. - С. 306-308.

3. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л.: Медицина, 1988. -184 с.

4. Некрасова Ю.Б. Сеансы психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся // Вопросы психологии. - М., 1980. - № 5. - С. 32-40.

5. Шкловский В.М. Экспериментальное и клинико-психологическое исследование больных с заиканием в связи с задачами комплексного лечения: автореф. дис. ... канд. мед. наук. -Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова, 1967. - 15 с.

6. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания // Рук-во по психотерапии. - Ташкент: Медицина, 1979. - С. 400-420.

О.М. Мохряков

Изучение эмоциональной компетентности

у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Важность изучения и развития эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлена тенденцией последнего десятилетия к увеличению числа школьников, нарушения в развитии которых не ограничиваются проявлениями в какой-либо одной сфере. Причины проблем являются комплексными, а затруднения, которые такие дети испытывают в школьной жизни, имеют тенденцию приобретать стойкий характер. Нарушения устной речи нега-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.