Научная статья на тему 'К вопросу о производственной деятельности как одной из важнейших функций учебно-научно-инновационных комплексов'

К вопросу о производственной деятельности как одной из важнейших функций учебно-научно-инновационных комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / EDUCATIONAL-SCIENTIFIC-INNOVATIVE COMPLEX / INDUSTRIAL PRODUCTION / RESEARCH AND INNOVATION ACTIVITY / QUALIFIED SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королёв Альберт Викторович, Давиденко Олег Юрьевич, Нейгебауэр Кристина Сергеевна

Рассматривается производственная деятельность учебно-научно-инновационных комплексов, интегрированных в производство. Актуальность исследования обусловлена необходимостью модернизации производства в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Указывается, что создание учебно-научно-инновационных комплексов предполагает интеграцию науки, образования и производства. Показано, что работа таких комплексов позволяет решать ряд задач, среди которых разработка инновационных проектов. Описывается структура учебно-научно-инновационных комплексов, особое внимание уделяется научно-производственным предприятиям, деятельность которых направлена на решение задач, связанных с подготовкой квалифицированных кадров, созданием производственной базы для их подготовки и переподготовки и т. д. Описан опыт многолетней работы авторов, посвященной исследованию эффективной научно-инновационной деятельности, которая может обеспечить значительные доходы от производства. Авторы приходят к выводу о том, что дальнейшее развитие производственной деятельности учебно-научно-инновационных комплексов может пойти по пути создания совместных инновационных производственных структур с университетами и колледжами, занимающимися подготовкой специалистов для промышленной сферы. Описывается опыт создания такой интегрированной структуры на базе Саратовского государственного технического университета и Саратовского подшипникового завода, успешное взаимодействие которых позволяет не только готовить высококвалифицированных специалистов, но и развивать инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королёв Альберт Викторович, Давиденко Олег Юрьевич, Нейгебауэр Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Production Activity as One of the Main Functions of Educational-Scientific-Innovative Complexes

Production activity of educational-scientific-innovative complexes integrated into production is considered. The relevance of research is determined by necessity of modernization of production in accordance with the requirements of scientific and technical progress. It is stated that the establishment of educational-scientific-innovative complexes involves the integration of science, education and production. It is shown that such complexes allow to solve a number of problems, including the development of innovative projects. The structure of educational-scientific-innovative complexes is described. Special attention is paid to research and production enterprises, focused on solving problems related to the training of qualified personnel, the creation of a production base for their training and retraining, etc. The experience of many years of work of the authors is described devoted to studying the effective research and innovation activities, which can provide significant income from the production. The authors come to the conclusion that further development of production activity of educational-scientific-innovative complexes can go towards the creation of a joint innovative production structures with universities and colleges preparing specialists for the industrial sphere. The experience of creating such integrated structure on the basis of Saratov State Technical University and Saratov Bearing Plant is described. Their successful cooperation allows not only to train highly qualified specialists, but also to develop innovative activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о производственной деятельности как одной из важнейших функций учебно-научно-инновационных комплексов»

Королев А. В. К вопросу о производственной деятельности как одной из важнейших функций учебно-научно-инновационных комплексов / А. В. Королев, О. Ю. Давиденко, К. С. Нейгебауэр // Научный диалог. — 2016. — № 4 (52). — С. 314—326.

ешн^МР

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' Б Р1ВКИЖЛ1Ч (ЛКСТОКУ-

УДК 378.09+37.013

К вопросу о производственной деятельности как одной из важнейших функций учебно-научно-инновационных комплексов*

© Королёв Альберт Викторович (2016), профессор, доктор технических наук, кафедра Технология машиностроения, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. (Саратов, Россия), science7@bk.ru.

© Давиденко Олег Юрьевич (2016), профессор, доктор технических наук, кафедра Технология машиностроения, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. (Саратов, Россия), tmo-effekt@yandex.ru.

© Нейгебауэр Кристина Сергеевна (2016), ассистент, кафедра Технология машиностроения, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. (Саратов, Россия), Kristina.neigebauer@yandex.ru.

Рассматривается производственная деятельность учебно-научно-инновационных комплексов, интегрированных в производство. Актуальность исследования обусловлена необходимостью модернизации производства в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Указывается, что создание учебно-научно-инновационных комплексов предполагает интеграцию науки, образования и производства. Показано, что работа таких комплексов позволяет решать ряд задач, среди которых разработка инновационных проектов. Описывается структура учебно-научно-инновационных комплексов, особое внимание уделяется научно-производственным предприятиям, деятельность которых направлена на решение задач, связанных с подготовкой квалифицированных кадров, созданием производственной базы для их подготовки и переподготовки и т. д. Описан опыт многолетней работы авторов, посвященной исследованию эффективной научно-инновационной деятельности, которая может обеспечить значительные доходы от производства. Авторы приходят к выводу о том, что дальнейшее развитие производственной деятельности учебно-научно-инновационных комплексов может пойти по пути создания совместных инновационных производственных структур с университетами и колледжами, занимающимися подготовкой специалистов для промышленной сферы. Описывается опыт создания такой интегрированной структуры на базе Саратовского госу-

Работа выполнена при финансовой поддержке Госзадания Минобрнауки России 9.896.2014/К.

дарственного технического университета и Саратовского подшипникового завода, успешное взаимодействие которых позволяет не только готовить высококвалифицированных специалистов, но и развивать инновационную деятельность.

Ключевые слова: учебно-научно-инновационный комплекс; промышленное производство; научно-инновационная деятельность; квалифицированный специалист.

1. Введение

Известно, что на смену современной индустриальной экономике в наиболее развитых странах приходит так называемая постиндустриальная экономика, или экономика знаний. В настоящее время процесс производства и потребления знаний, реализующийся в том числе и во взаимодействии предприятий с вузами, выделяется в самостоятельную отрасль экономики, которая интенсивно развивается, что отражено во многих исследованиях [Голенков, 2007; Коршунова, 2000; Красовский, 2000; Латуха, 2006; Сауш-кин, 2000; Стронгин, 2006; Ярмоленко, 2008 и др.].

Анализ показывает, что круг стран, использующих наукоемкие технологии и другие интеллектуальные ресурсы, довольно узок и включает не более двух десятков государств. Такие страны, как Германия, Япония, США, Англия, Франция, входят в первую десятку. Несколько неожиданным в этом отношении, но вполне объяснимым является высокий статус таких стран, как Китай и Польша. Если учесть, что Китай находится на экономическом подъеме, проявляет повышенный интерес к технологиям авиа, ракетостроения и оборонным технологиям, то его положение в ряду активных разработчиков и пользователей наукоемких технологий становится понятным. Высокий индекс Польши объясняется свойственным специалистам этой страны чувством конъюнктуры и концентрацией усилий и ресурсов именно в области высоких технологий.

В России одним из регионов, ориентированных на развитие наукоемких технологий, является Саратовская область, которая всегда славилась сильными предприятиями машиностроения и оборонного комплекса. Уровень развития промышленности оборонного комплекса настолько высок, что длительное время Саратов имел статус закрытого города, посещение его иностранцами было ограничено. В настоящее время несмотря на экономические трудности высокий научный потенциал в названных сферах сохранился.

Как известно, в нашей стране результатом преобразований последних десятилетий, в том числе экономических, стало резкое снижение престижа рабочих профессий. Часть квалифицированных кадров ушла в коммерцию, молодежь неохотно осваивает рабочие специальности, многие

учебные центры и политехнические училища, занимавшиеся подготовкой специалистов для предприятий, пришли в упадок, поэтому промышленная сфера испытывает острую потребность в квалифицированных рабочих. Следовательно, подготовка квалифицированных кадров для современного производства в настоящее время приобретает особую актуальность.

2. Взаимодействие инновационных центров и промышленных предприятий

Создание инновационных центров подготовки специалистов для производства обусловлено новыми требованиями, предъявляемыми к современным квалифицированным рабочим кадрам, и новой ролью предприятия как заказчика образовательных услуг, которые оказывают учебные центры. Нами было выявлено, что роль промышленных предприятий в инновационной деятельности центров состоит в следующем:

— специалисты завода определяют наиболее перспективные направления инвестиционной деятельности и выступают в роли заказчиков на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— промышленные предприятия осуществляют материальную поддержку инновационных структур на ранней стадии поиска, а именно начало поиска является наиболее слабым звеном в инновационной деятельности, так как на этом этапе она наиболее подвержена риску неудачного завершения;

— финансирование разработки и изготовления действующих моделей, опытных образцов и серийных моделей выполняется по хозяйственному договору, на заключение которого предприятие идет тем охотнее, чем более активно оно участвовало в поисковых работах.

По условиям договора промышленное предприятие может взять на себя выполнение каких-либо определенных работ за свой счет. Особенно важно участие специалистов предприятия в производственных испытаниях и внедрении объекта инвестиционной деятельности в производство, поскольку на этом этапе выявляются слабые и сильные стороны объекта и осуществляется обучение производственного персонала навыкам его использования в производстве, что существенно повышает интерес промышленных предприятий к инновационной деятельности. По результатам внедрения объекта в производство специалистами предприятия принимается решение о дальнейшем использовании выполненных разработок [Ла-туха, 2007, с. 23].

Примером эффективно работающего инновационного центра может служить созданный в 2000 году Научно-инновационный центр «СГТУ —

ОАО САЗ». Схема организационной взаимосвязи Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А (СГТУ) и открытого акционерного общества «Саратовский агрегатный завод» (ОАО САЗ) показана на схеме (рис. 1).

Рис. 1. Схема организации Научно-инновационного центра «СГТУ — ОАО САЗ»

Из рисунка видно, что ИЦ СГТУ-ОАО САЗ включает авиационное производство и малые инновационные фирмы научно-технологического парка «Волга-техника» СГТУ. Руководство инновационной деятельности осуществляет координационный совет, состоящий из руководителей ОАО САЗ, НТП «Волга-техника» СГТУ и руководителей малых инновационных фирм СГТУ.

Малые инновационные фирмы осуществляют научно-исследовательскую работу и разрабатывают инновационные проекты, а ОАО САЗ в творческом содружестве с этими фирмами изготавливает инновационную продукцию и ее реализует. Одним из таких проектов, например, является создание опытного образца городского автобуса, состоящего из двух шар-нирно связанных между собой корпусов. Автобус вмещает большое количество пассажиров, но в то же время отличается хорошей маневренностью, что очень важно при движении по городу. Производство таких автобусов взялся освоить Энгельсовский троллейбусный завод.

Таким образом, создание инновационных центров типа вуз—предприятие обеспечивает активное участие малых инновационных фирм технопарка и промышленных предприятий в инновационной деятельности, позволяет обеспечить эффективное продвижение разработок на всех стадиях от определения направления поиска до внедрения законченных разработок в производство.

3. Научно-производственные предприятия УНИК

По мере развития производственной деятельности меняются стоящие перед ней цель и задачи. Первое время в учебно-научно-инновационных

комплексах (далее — УНИК) в основном создавались малые инновационные фирмы, которые в подавляющем большинстве осуществляли научный поиск и разрабатывали инновационные проекты. Необходимость решения новых, масштабных задач ориентировала УНИК на создание более крупных научно-производственных предприятий (далее — НПП), действующих в составе УНИК, которые в большей мере можно привлечь к образовательной и научно-инновационной деятельности.

В рамках образовательной деятельности НПП осуществляет:

— подготовку квалифицированных рабочих;

— подготовку студентов по рабочим профессиям;

— создание производственной базы для практической работы студентов;

— создание производственной базы для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

— переподготовку специалистов промышленных предприятий;

— материальную поддержку учебного процесса;

— участие преподавателей и студентов в производственной деятельности.

Таким образом, НПП должно иметь необходимые условия для подготовки квалифицированных рабочих. В процессе своей деятельности НПП решает ряд задач:

— оказывает услуги промышленным предприятиям в пополнении кадрами квалифицированных рабочих;

— комплектует штаты собственного производства;

— готовит рабочих по обслуживанию новых образцов техники, созданной в НПП.

Наиболее приемлемой формой оказания услуг для НПП является заключение соответствующих договоров с промышленными предприятиями, которые могут направлять на обучение своих сотрудников, что существенно упрощает процесс формирования групп. В то же время в группы подготовки рабочих по заказу сторонних организаций можно включать и свои кадры, что существенно снижает затраты на пополнение штата квалифицированных рабочих.

В процессе обучения будущие рабочие проходят длительную практику, участвуют в производственном процессе на рабочих местах НПП. А поскольку в это время они получают только стипендию, то такая подготовка квалифицированных рабочих еще и способствует снижению себестоимости выпускаемой продукции [Стриханов, 2005, с. 234]

При подготовке специалистов со среднетехническим и высшим образованием важно предоставить учащимся возможность освоить те или иные

рабочие профессии. Только овладев одной или несколькими рабочими профессиями, студент среднего и высшего технического заведения может полноценно осваивать теоретические курсы и после окончания учебного заведения полноценно осуществлять свои профессиональные функции. Имея рабочую профессию, студент может вести активную самостоятельную научную работу, в частности экспериментальные исследования.

Создание НПП дает возможность обеспечить преемственность в самостоятельной практической работе студентов. Для этого следует реализовать следующую схему прохождения учащимися практики. После окончания первого курса они получают рабочие профессии и работают в качестве основных рабочих. После второго года обучения студенты проходят практику в качестве наладчиков сложного технологического оборудования. После окончания третьего курса студенты проходят практику младшего звена инженерно-технических работников (ИТР), работая в НПП в качестве техника-технолога, мастера производственного участка и т. д. После окончания четвертого курса студенты осваивают навыки инженера-технолога, инженера-конструктора, старшего мастера, начальника смены и т. д. Кроме того, они осуществляют самостоятельную научно-производственную работу и курсовое проектирование [Пушкарёв, 2012, с. 21].

НПП может являться хорошей базой для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Обычно повышение квалификации преподавателей осуществляется на специальных курсах, где до сведения преподавателей доводятся последние достижения науки и техники и где они осваивают новые приемы методической работы.

Только в рамках НПП можно создать систему непрерывного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Для этого достаточно, чтобы тематика научной работы преподавателей совпадала с тематикой работ НПП. В таком случае преподаватели вовлекаются в серьезную исследовательскую работу и производственную деятельность, которые осуществляются непрерывно в течение длительного времени и приводят к получению новых результатов.

В связи с тем что УНИК является единым учебно-научно-производственным комплексом, отчисления на поддержку научного поиска и учебного процесса выгодны для НПП. Материальная поддержка процесса обучения, направленная на приобретение вычислительной техники, учебного оборудования, приборов, на поддержание в рабочем состоянии учебных помещений и др., позволяет повысить качество подготовки специалистов. По окончании обучения лучшие из выпускников придут на работу в НПП, другая часть молодых специалистов в составе «десанта» пойдет на пред-

приятия заказчиков, сопровождая новые образцы техники, созданные НПП.

Таким образом, НПП может принимать участие в научно-инновационном процессе следующим образом:

— разрабатывать конструкции и оперативно изготавливать специальные экспериментальные установки и другое экспериментальное оборудование;

— принимать участие в экспериментальных исследованиях;

— осуществлять конструкторскую подготовку производства инновационной продукции;

— осуществлять технологическую подготовку производства;

— осуществлять выпуск опытных образцов техники, ее отладку, пу-ско-наладочные работы, производственные испытания и внедрение в основное производство;

— осуществлять серийное производство инновационной продукции;

— производить маркетинговые исследования рынка сбыта инновационной продукции, формировать портфель заказов, определять перспективные направления совершенствования выпускаемой продукции.

Обладая хорошей производственной базой, укрупненное научно-производственное предприятие может оперативно изготавливать экспериментальное оборудование для проведения исследований. В дальнейшем это оборудование может быть передано в учебные лаборатории УНИК в качестве учебных стендов.

Весьма важной задачей НПП является проведение маркетинговых исследований, которые необходимы НПП не только для расширения рынка сбыта своей продукции, но и, что очень важно для такого рода предприятий, для выявления потребностей рынка сбыта на инновационную продукцию.

Важной особенностью интегрированного научно-производственного комплекса (далее — ИНПК) является создание на крупном промышленном предприятии своей инновационной структуры. Без создания такой структуры промышленное предприятие не в состоянии активно участвовать в серьезной инновационной деятельности и — тем более — соединять в единое целое научный поиск, инновационные разработки с их внедрением в производство и подготовку соответствующих кадров.

Интегрированные научно-производственные центры (далее — ИНПЦ) создаются на крупных промышленных предприятиях и позволяют максимально использовать творческий потенциал всех участников инновационной деятельности. Поскольку формы и методы организации интегриро-

ванных ИНПЦ могут быть весьма разнообразны, приведем пример организации такого центра на Саратовском подшипниковом заводе (далее — ОАО СПЗ).

ИНПК на ОАО СПЗ явился результатом многолетней совместной инновационной деятельности СГТУ и ОАО СПЗ. Как было указано выше, важным атрибутом ИНПК является создание на промышленном предприятии собственной инновационной структуры — своеобразного научно-производственного подразделения. Такое подразделение было создано приказом генерального директора ОАО СПЗ в 1999 году и получило название «Институт точного машиностроения» (далее — ИТМАС).

ИТМАС является самостоятельным структурным подразделением ОАО СПЗ и подчиняется Генеральному директору. Так как ИТМАС представляет собой своего рода уникальную структуру, остановимся подробно на вопросах его организации и функционирования.

Главными задачами ИТМАС являются:

— подготовка и переподготовка совместно с СГТУ специалистов, уровень знаний которых отвечает требованиям научно-технического прогресса и реальным потребностям предприятия;

— широкое использование технологических, проектно-конструктор-ских наработок ОАО СПЗ и ИТМАС при обучении студентов и повышении профессиональной подготовки работников ОАО СПЗ; более эффективное использование производственной, исследовательской и проектно-конструк-торской базы завода; индивидуальная практическая и теоретическая подготовка студентов с привлечением их к производственной деятельности;

— проведение совместно с Научно-производственным предприятием нестандартных изделий машиностроения (далее — НПП НИМ) и «Не-стима» научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на отработку проектов различных инновационных структур и организаций; внедрение инновационных технологий, прежде всего по тематике, отвечающей задачам совершенствования и развития подшипникового производства, повышения технического уровня завода и достижения качества продукции мирового уровня;

— создание творческих групп специалистов СПЗ, НПП НИМ и СГТУ для разработки и внедрения новых технологий;

— участие совместно с НПП НИМ в освоении новых и нестандартных типов подшипников;

— участие в испытании опытных и макетных образцов новой техники, модернизация имеющегося оборудования и изготовление опытных образцов новой оснастки;

— использование знаний и опыта высококвалифицированных специалистов ОАО СПЗ для практической и теоретической подготовки студентов и слушателей;

— создание системы социальной поддержки студентов за счет доходов ОАО СПЗ.

Указанные задачи решаются в ИТМАС с помощью структуры управления, представленной на рисунке 4. В Положении ИТМАС четко определено его взаимодействие с другими подразделениями завода.

С самого начала свой деятельности ИТМАС работает в тесной связи с НПП НИМ, НТП «Волга-техника» и учебными подразделениями СГТУ Схема этого взаимосвязи представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема взаимодействия структур СГТУ, ОАО СПЗ и ООО НПП НИМ в инновационном технологическом комплексе.

С целью более качественной и ускоренной подготовки специалистов кафедра Технология машиностроения и Машиностроительный колледж разработали совместный сквозной учебный план. В соответствии с этим планом некоторые специальные и общеобразовательные дисциплины, изучаемые студентами в колледже, преподаются им на базе вуза с использованием лабораторной базы кафедр СГТУ. Программы таких курсов колледжа совпадают с соответствующими программами, по которым обучаются студенты вуза. Такая подготовка дает возможность при поступлении выпускников колледжа на обучение в университет перезачесть им ряд дисциплин и сократить срок обучения без потерь для качества образования.

Особое внимание уделяется профессиональной практической подготовке студентов и слушателей. Это особая форма и неотъемлемая часть комплексного учебно-производственного процесса, основанная на личном

участии студентов и слушателей ИТМАС в производстве на предприятии, а также в научно-исследовательской работе (НИР), проектно-конструктор-ской работе (ПКР) и опытно-конструкторской работе (ОКР), осуществляемых в ИТМАС. Целью профессиональной практической подготовки является формирование профессиональных умений, изучение новых инновационных технологий, необходимых для эффективного выполнения заданных функций на конкретном предприятии и родственных предприятиях точного машиностроения при условии максимального сокращения сроков профессионального становления специалистов с высшим образованием.

4. Выводы

В результате исследования производственной деятельности УНИК было выявлено, что, обладая своей мощной производственной базой и осуществляя выпуск инновационной продукции, создаваемой инновационными структурами, УНИК превратился в производственную структуру, способную решать все описанные выше задачи. С целью развития производственной деятельности УНИК была решена простая, но очень важная задача, которую могут решать НТП в УНИК — это целенаправленное создание и организация деятельности малых инновационных фирм. Технопарки наиболее активно порождают цепь малых предприятий, из которых затем могут вырасти и очень крупные инновационные фирмы. Эти предприятия занимаются главным образом инновациями и продвижением новых технологий и видов продукции на рынок сбыта. Дальнейшее развитие производственной деятельности УНИК может пойти по пути создания совместных инновационных производственных структур СГТУ и инновационных структур промышленных предприятий, которые можно назвать интегрированными научно-производственными комплексами. Но для этого необходимо, чтобы промышленные предприятия создавали свои инновационные структуры.

Литература

1. Голенков В. А. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования / В. А. Голенков [и др.]. — Москва : Машиностроение-1, 2007. — 296 с.

2. Коршунова Е. Д. Анализ и взаимосвязь факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия / Е. Д. Коршунова // Труды международного конгресса «Конструкторско-технологическая информатика 2000». — Москва : Станкин, 2000. — Том 1. — С. 293—295.

3. Корякин Д. Б. Налоги, инвестиции, инновации / Д. Б. Корякин // Труды международного конгресса «Конструкторско-технологическая информатика 2000». — Москва : Станкин, 2000. — Том 1. — С. 260—263.

4. Красовский Г. В. Организационно-хозяйственный механизм выявления и продвижения на рынок конкурентоспособных разработок технических вузов / Г. В. Красовский // Труды международного конгресса «Конструкторско-технологи-ческая информатика 2000». — Москва : Станкин, 2000. — Том 1. — С. 301—303.

5. Латуха О. А. Комплексная оценка инновационной деятельности вуза: теоретические и методические аспекты : автореферат диссертации ... кандидата экономических наук / О. А. Латуха. — Новосибирск, 2007. — 23 с.

6. Латуха О. А. Научно-исследовательская работа как составная часть совокупной инновационной деятельности в вузе / О. А. Латуха, В. А. Титова // Инновации. — № 7. — 2006. — С. 66—68.

7. Латуха О. А. Перспективы развития инновационной деятельности в вузе (на примере интегрированной структуры) / О. А. Латуха, В. А. Титова, Е. А. Пушкаре-ва // Философия образования. — Спец. вып. — 2006. — С. 344—352.

8. Пушкарёв Ю. В. Образование в современном вузе : новые идеи и направления развития / Ю. В. Пушкарёв // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2011. — № 1. — С. 40—43.

9. Пушкарёв Ю. В. Оценка эффективности управления инновационной деятельностью университета как инновационного вуза / Ю. В. Пушкарёв // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2012. — № 1 (5). — С. 25—31.

10. СаушкинБ. П. Высокоэффективные процессы обработки материалов — основа технологического суверенитета страны / Б. П. Саушкин // Труды международного конгресса «Конструкторско-технологическая информатика 2000». — Москва : Станкин, 2000. — Том 2. — С. 128—130.

11. Стриханов М. Н. Об исследовательских инновационных университетах в России / М. Н. Стриханов // Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования : материалы российско-американской научной конференции «Исследовательские университеты», Москва, 4—6 апреля 2004. — Москва : Тверской ИнноЦентр, 2005. — 234 с.

12. Стронгин Р. Г.Университет как интегратор в обществе, основанном на знании / Р. Г. Стронгин, Г. А. Максимов, А. О. Грудзинский // Высшее образование в России. — 2006. — № 1. — С. 15—27.

13. Ярмоленко И. В. Оценка и управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения : автореферат диссертации . кандидата экономических наук / И. В. Ярмоленко. — Белгород, 2008. — 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

On Production Activity as One of the Main Functions of Educational-Scientific-Innovative Complexes

© Korolyov Albert Victorovich (2016), professor, Doctor of Engineering, Engineering Technology Department, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (Saratov, Russia), science7@bk.ru.

© Davidenko Oleg Yuryevich (2016), professor, Doctor of Engineering, Engineering Technology Department, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (Saratov, Russia), tmo-effekt@yandex.ru.

© Neygebauer Kristina Sergeyevna (2016), assistant lecturer, Engineering Technology Department, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (Saratov, Russia), Kristina.nei-gebauer@yandex.ru.

Production activity of educational-scientific-innovative complexes integrated into production is considered. The relevance of research is determined by necessity of modernization of production in accordance with the requirements of scientific and technical progress. It is stated that the establishment of educational-scientific-innovative complexes involves the integration of science, education and production. It is shown that such complexes allow to solve a number of problems, including the development of innovative projects. The structure of educational-scientific-innovative complexes is described. Special attention is paid to research and production enterprises, focused on solving problems related to the training of qualified personnel, the creation of a production base for their training and retraining, etc. The experience of many years of work of the authors is described devoted to studying the effective research and innovation activities, which can provide significant income from the production. The authors come to the conclusion that further development of production activity of educational-scientific-innovative complexes can go towards the creation of a joint innovative production structures with universities and colleges preparing specialists for the industrial sphere. The experience of creating such integrated structure on the basis of Saratov State Technical University and Saratov Bearing Plant is described. Their successful cooperation allows not only to train highly qualified specialists, but also to develop innovative activities.

Key words: educational-scientific-innovative complex; industrial production; research and innovation activity; qualified specialist.

References

Golenkov, V. A. 2007. Strategiya innovatsionnogo razvitiya regionov Rossii i rol' uni-versitetskikh kompleksov v modernizatsii obrazovaniya. Moskva: Mashi-nostroenie-1. (In Russ.). Korshunova, E. D. 2000. Analiz i vzaimosvyaz' faktorov, vliyayushchikh na konkurentosposobnost' predpriyatiya. In: Trudy mezhdunarodnogo kon-gressa «Konstruktorsko-tekhnologicheskaya informatika 2000», 1. Moskva: Stankin. 293—295. (In Russ.). Koryakin, D. B. 2000. Nalogi, investitsii, innovatsii. In: Trudy mezhdunarodnogo kon-gressa «Konstruktorsko-tekhnologicheskaya informatika 2000», 1. Moskva: Stankin. 260—263. (In Russ.). Krasovskiy, G. V. 2000. Organizatsionno-khozyaystvennyy mekhanizm vyyavleniya i prodvizheniya na rynok konkurentosposobnykh razrabotok tekhnicheskikh vuzov. In: Trudy mezhdunarodnogo kongressa «Konstruktorsko-tekhnolo-gicheskaya informatika 2000», 1. Moskva: Stankin. 301—303. (In Russ.). Latukha, O. A., Titova, V. A. 2006. Nauchno-issledovatelskaya rabota kak sostavnaya chast' sovokupnoy innovatsionnoy deyatelnosti v vuze. Innovatsii, 7: 66— 68. (In Russ.).

Latukha, O. A., Titova, V. A., Pushkareva, E. A. 2006. Perspektivy razvitiya innovatsion-noy deyatel'nosti v vuze (na primere integrirovannoy struktury). In: Filoso-fiya obrazovaniya. Spets. vyp. 344—352. (In Russ.).

Latukha, O. A. 2007. Kompleksnaya otsenka innovatsionnoy deyatelnosti vuza: teo-reticheskiye i metodicheskiye aspekty: avtoreferat dissertatsii ... kandidata ekonomicheskikh nauk. Novosibirsk. (In Russ.).

Pushkarev, Yu. V. 2011. Obrazovaniye v sovremennom vuze: novyye idei i napravleniya razvitiya. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1: 40—43. (In Russ.).

Pushkarev, Yu. V. 2012. Otsenka effektivnosti upravleniya innovatsionnoy deyatelnostyu universiteta kak innovatsionnogo vuza Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1 (5): 25—31. (In Russ.).

Saushkin, B. P. 2000. Vysokoeffektivnyye protsessy obrabotki materialov — osnova tekhnologicheskogo suvereniteta strany. In: Trudy mezhdunarodnogo kon-gressa «Konstruktorsko-tekhnologicheskaya informatika 2000», 2. Moskva: Stankin. 128—130. (In Russ.).

Strikhanov, M. N. 2005. Ob issledovatelskikh innovatsionnykh universitetakh v Rossii.

In: Issledovatelskiye universitety. Integratsiya nauki i obrazovaniya: ma-terialy rossiysko-amerikanskoy nauchnoy konferentsii «Issledovatelskiye universitety», Moskva, 4—6 aprelya 2004. Moskva: Tverskoy InnoTsentr. (In Russ.).

Strongin, R. G., Maksimov, G. A., Grudzinskiy, A. O. 2006. Universitet kak integrator v obshchestve, osnovannom na znanii. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 1: 15—27. (In Russ.).

Yarmolenko, I. V. 2008. Otsenka i upravleniye innovatsionnoy deyatelnostyu vysshego uchebnogo zavedeniya: avtoreferat dissertatsii . kandidata ekonomi-cheskikh nauk. Belgorod. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.