Научная статья на тему 'Учебно-научно-инновационные комплексы, как формы производственной деятельности'

Учебно-научно-инновационные комплексы, как формы производственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / PRODUCTION ACTIVITY / SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL AND INNOVATIVE COMPLEXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королёв Альбер Викторович, Мищенко Кристина Сергеевна

В данной статье рассматриваются формы производственной деятельности учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК). Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время получилось объединить ведущие кафедры, колледжи, ПТУ, промышленные предприятия, технопарковые структуры и обеспечить на этой основе высокоэффективную инновационную деятельность и высококачественную целевую подготовку не только инженерных кадров, но кадров высшей квалификации, младших специалистов и квалифицированных рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королёв Альбер Викторович, Мищенко Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING SCIENTIFIC INNOVATIVE COMPLEXES AS FORMS OF PRODUCTIVE ACTIVITIES

This article discusses the forms of production activities of educational, scientific and innovative complexes (UNIC). The relevance of the study is due to the fact that at present it was possible to unite the leading departments, colleges, vocational schools, industrial enterprises, Technopark structures and to provide on this basis a highly effective innovative activity and high-quality targeted training not only for engineers, but also for highly qualified personnel, Junior specialists and skilled workers.

Текст научной работы на тему «Учебно-научно-инновационные комплексы, как формы производственной деятельности»

УДК 378.09

УЧЕБНО-НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ, КАК ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Королёв Альбер Викторович, д.т.н., профессор (e-mail: [email protected]) Мищенко Кристина Сергеевна, ассистент (e-mail:[email protected]) Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратов, Россия

В данной статье рассматриваются формы производственной деятельности учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК). Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время получилось объединить ведущие кафедры, колледжи, ПТУ, промышленные предприятия, технопарковые структуры и обеспечить на этой основе высокоэффективную инновационную деятельность и высококачественную целевую подготовку не только инженерных кадров, но кадров высшей квалификации, младших специалистов и квалифицированных рабочих.

Ключевые слова: производственная деятельность, научно-техническая деятельность, учебно-инновационные комплексы.

Для российской высшей школы до недавнего времени производственная деятельность в составе, например, высшего учебного заведения была необычным явлением. Однако отдельные вузы организуют производственную деятельность в лабораториях кафедр, другие вузы для организации этой деятельности даже строят специальные производственные помещения.

К сожалению, промышленные предприятия не были достаточно восприимчивы к достижениям научно-технического прогресса и не имели возможностей в полной мере использовать научные разработки, выполняемые по хоздоговорам. Результаты научно-исследовательских разработок накапливались и хранились в виде не использовавшихся на практике многочисленных научных отчетов.

Поэтому работники вузов, в основном на базе кафедр, сами стали создавать свои мелкие научно-производственные предприятия, сами стали производить инновационную продукцию и ее реализовывать. Тем самым решалась задача материальной поддержки работников вуза, появлялись средства на новые научные исследования.

В настоящее время сложились следующие формы производственной деятельности УНИК:

1) малые инновационные фирмы;

2) инновационные технологические парки;

3) инновационные технологические центры;

4) научно-производственные предприятия;

5) интегрированные научно-производственные комплексы.

Формы организации производственной деятельности указаны в последовательности перехода от более простой к более сложной форме. Созданию более сложной формы производственной деятельности УНИК обычно предшествует организация более простой формы.

При анализе сложившейся системы управления наукой и научным обслуживанием в университете определилась необходимость в стратегическом планировании инновационной деятельности, направленной на реализацию инноваций, полученных в результате фундаментальных и прикладных НИР и научно-технической деятельности.

Часть создателей инноваций разрабатывают и реализуют инновации в форме малых инновационных фирм или в форме выполнения отдельных хоздоговорных работ между вузом и промышленными предприятиями. Это в основном работники вузов, которые имеют значительный инновационный потенциал [1, 2].

Примерные виды материальной поддержки (рис.1), оказываемой УНИК от производственной деятельности, представлены на рисунке. Как видно, в настоящее время, когда бюджетное финансирование вузов недостаточно для их нормального функционирования, основные надежды с поддержанием необходимого уровня материального обеспечения деятельности УНИК связаны с производственной деятельностью.

Программные продукты, которые применяются в той или иной области производственной деятельности, обычно активно используются в практической работе студентов. Очень важно, если производство на основе изготавливаемой инновационной продукции обеспечивает учебный процесс учебно-лабораторными стендами.

Виды материальной поддержки УНИК от производственной деятельности

Инженерно-техническое и социальное обеспечение

Научно-инноВационная деятельность

Рисунок 1 - Примерные виды материальной поддержки, оказываемой УНИК от производственной деятельности

Важно подчеркнуть, что средства, которые используются в производстве инновационной продукции, в условиях УНИК служат отличной базой для осуществления образовательной деятельности [3].

Действительно, так как большинство научно-производственных предприятий УНИК расположены на территории вузов, на кафедрах, то, например, осуществляя текущий или капитальный ремонт своих помещений, они фактически осуществляют ремонт помещений кафедры и вуза. Эти предприятия не могут не участвовать в благоустройстве территорий. Заботясь об улучшении питания, о здоровье, досуге и отдыхе своих сотрудников, предприятия УНИК фактически заботятся о сотрудниках и студентах вуза. Отчисления предприятий за аренду помещений и энергоресурсы используются вузом в общих интересах - для обеспечения всех видов деятельности УНИК газом, водой, теплом, электроэнергией, для капитального строительства, развития социальной сферы и пр.

Любое, даже малое производство вынуждено часть своих доходов направлять на развитие научного поиска и создания новой инновационной продукции. Подавляющее большинство производственных фирм от 3 до 5 и более процентов от суммы доходов направляют эти цели. Тем более это относится к научно-производственным предприятиям УНИК, которые по своей природе являются инновационными предприятиями.

Поисковые НИР, как обычно, начинаются на кафедрах и осуществляются силами преподавателей, аспирантов, докторантов и студентов. Обычно тематика научного поиска складывается годами, накапливается определенный научный потенциал, который и используется в дальнейшей работе. Но если тематика исследований не связана с конкретным производством, то она заканчивается на этапе оформления отчета. В недалеком прошлом на этом этапе заканчивалась подавляющая часть даже очень эффективных НИР.

Наиболее эффективные НИР осуществляют те сотрудники вуза, темы исследований которых привязаны к конкретному производству, а еще лучше, если и финансируются этим производством. Работы аспирантов и докторантов также обычно связаны с потребностями производства. Поэтому создание в вузе малых инновационных фирм, осуществляющих производственную деятельность, следует рассматривать как один из источников самофинансирования НИР и всячески его поддерживать.

Важно предостеречь малоопытных руководителей от типичной для них ошибки, которую они делают при организации производственной деятельности УНИК. Надо помнить, что сама по себе организация производственной деятельности приносит неоценимую пользу развитию и образовательной, и научно-инновационной и других видов деятельности УНИК [3].

Следовательно, в отношениях руководства вуза с малыми инновационными фирмами УНИК следует использовать поощрительную форму. Нужно оказывать им выгодные для них платные услуги. Нужно делать им выгодные предложения. Нужно с ними по всем вопросам разумно договари-

ваться, а не действовать насильственным образом. Иначе не удастся получить ожидаемую пользу от организации производственной деятельности.

Малым научно-производственным предприятиям иногда не под силу самим в полной мере обеспечивать поисковые НИР и инновационную деятельность. В этом случае технопарк может предложить им услуги. Например, в организации центров коллективного пользования библиотеки, электронной и других видов связи, интернет и т.д. При необходимости возможна организация опытно-конструкторских бюро, центров по сертификации выпускаемой продукции, метрологического центра, оформления и ведения бухгалтерского учета производственных структур малого бизнеса и т. п.

Например, производственным структурам СГТУ имени Гагарина Ю.А. не зачем иметь у себя штатных бухгалтерских работников, коммерческие и многие другие службы, что обходится обычно дорого. Все необходимые услуги любому предприятию по мере необходимости могут оказать соответствующие службы НТП «Волга-техника» СГТУ. К их числу относятся:

• служба сертификации продукции;

• маркетинговая служба;

• служба зарубежных связей, обеспечения представительства в стране и за рубежом;

• патентная и лицензионная служба и др.

Предприятия, входящие в систему НТП СГТУ, за небольшую плату могут получить юридическую консультацию, воспользоваться услугами социальной сферы, отдела кадров и других подразделений СГТУ, заказать подготовку специалиста с высшем образованием. Эти службы не только экономят средства, но и, привлекая к своей работе высококвалифицированных специалистов, на высоком уровне удовлетворяют любые потребности в обслуживании производственных структур, обеспечивают льготные условия работы, которые особенно необходимы на начальной стадии их развития.

Важной сферой деятельности НТП является выявление наиболее перспективных инновационных разработок и обеспечение их финансирования их за счет федеральных и региональных инвестиций. Например, в НТП СГТУ бизнес-планы на конкурсной основе рассматриваются научно-техническим советом технопарка и в зависимости от назначения, области применения, эффективности и законченности разработок рекомендуются для дальнейшего финансирования из различных источников, в том числе по линии целевого госбюджетного финансирования.

Изготовление опытных образцов техники, как правило, осуществляется в научно-производственных структурах технопарка, расположенных на его территории. Например, в СГТУ создана развитая сеть таких предприятий, которые имеют серьезные льготы в использовании производственных помещений, оборудования, другой техники, льготы в налогообложении и др.

Следует отметить, что НТП - это постоянно развивающая система. Например, созданный в 1990г. в том виде, как это описано выше, НТП « Волна-техника» СГТУ постоянно ищет новые возможности повышения эффективности производства инновационной продукции и новые формы взаимодействия с заинтересованными участниками. НТП не ограничиваются организацией деятельности своих производственных предприятий в рамках УНИК.

Одной из эффективных форм организации инновационного процесса во всем мире являются технопарковые структуры, сложившиеся в развитых странах, при активном участии вузов, федеральной и муниципальной ветвей власти.

В результате исследования вопросов о производственной деятельности учебно-научно-инновационных комплексов было выявлено, что для того чтобы обеспечить высокоэффективную инновационную деятельность и высококачественную целевую подготовку инженерных кадров, кадров высшей квалификации, младших специалистов и квалифицированных рабочих необходимо объединить ведущие кафедры, колледжи, ПТУ, промышленные предприятия. Все научно-исследовательские, инновационно-производственные подразделения вуза, факультеты, отделения и входящие в них кафедры, а также межфакультетские (общевузовские) научно-исследовательские центры, отделы, лаборатории и другие объединяются в учебно-научно-инновационный комплекс вуза (УНИК) в целях развития и повышения эффективности научных исследований, ускорения использования полученных результатов в учебном процессе.

Список литературы

1. Моррисей Дж. Целевое управление организацией / Дж. Моррисей . - М., 1979. -143 с.

2. Туленков ,Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации / Н. Туленков . Проблемы теории и практики управления. № 4, 1997. - 104 с.

4. Тюрина В.Ю. Стратегическое планирование инновационной деятельности / В.Ю. Тюрина. Логистические стратегии товародвижения.- Саратов: СГТУ, 1997. - 137-142 с.

Korolev АШег! V., doctor of technical Sciences, Professor (e-mail: [email protected]) Mishchenko, Cristina S., assistant (e-mail: [email protected] )

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (SSTU), Saratov, Russia TRAINING SCIENTIFIC INNOVATIVE COMPLEXES AS FORMS OF PRODUCTIVE ACTIVITIES

This article discusses the forms of production activities of educational, scientific and innovative complexes (UNIC). The relevance of the study is due to the fact that at present it was possible to unite the leading departments, colleges, vocational schools, industrial enterprises, Technopark structures and to provide on this basis a highly effective innovative activity and high-quality targeted training not only for engineers, but also for highly qualified personnel, Junior specialists and skilled workers.

Key words: production activity, scientific and technical activity, educational and innovative complexes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.