Научная статья на тему 'Интеграция университетских комплексов с региональной инновационной системой'

Интеграция университетских комплексов с региональной инновационной системой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников А. Н.

В статье поднимаются острые проблемы инвестиционно-инновационной сферы: нехватка подготовленных кадров в области создания и коммерциализации инновационных технологий; повышение роли вузовских ученых в процессах перевода экономики региона на научно обоснованный путь постиндустриального развития. В этой связи, по мнению автора, большой интерес представляют университетские комплексы, которые создаются на базе ведущих вузов. Так, Саратовский государственный технический университет стал экспериментальной площадкой по созданию учебного научно-инновационного комплекса. Автор видит решение перечисленных проблем в активизации учебной, научной и инновационной деятельности таких университетских комплексов и их взаимодействии с региональной инновационной системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плотников А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция университетских комплексов с региональной инновационной системой»

№ 2, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ С РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ

А.Н. Плотников, доцент кафедры экономики и управления в строительстве Саратовского государственного технического университета

В статье поднимаются острые проблемы инвестиционно-инновационной сферы: нехватка подготовленных кадров в области создания и коммерциализации инновационных технологий; повышение роли вузовских ученых в процессах перевода экономики региона на научно обоснованный путь постиндустриального развития. В этой связи, по мнению автора, большой интерес представляют университетские комплексы, которые создаются на базе ведущих вузов. Так, Саратовский государственный технический университет стал экспериментальной площадкой по созданию учебного научно-инновационного комплекса. Автор видит решение перечисленных проблем в активизации учебной, научной и инновационной деятельности таких университетских комплексов и их взаимодействии с региональной инновационной системой.

Problems of the investment-innovation sphere are risen and discussed in this article, as: the lack of the professionals in this sphere of life for creation and commerce of the innovative technologies; increasing the role of the High Educational Institutions scientists in the process of transformation of the Economy of the Region into scientifically based ways of after-industrial development. In connection with that, according to the opinion of the author, the University Complexes are of the great interests, which are founded on the bases of the leading High Educational Institutions and Universities. So, Saratov State Technical University became the experimental platform for creation an educational scientific-innovative complex. The author sees the solution of the above enumerated problems in activation of educational, scientific and innovative activities of these University complexes and their relationship with the regional innovation systems.

Одной из наиболее острых проблем в инвестиционно-инновационной сфере сегодня является нехватка подготовленных кадров в области создания и коммерциализации инновационных технологий. В Саратовской области решению этой проблемы уделяется большое внимание. Так, Саратовский государственный технический университет прикладывает серьезные усилия в данном направлении. Процесс освоения инноваций на ОАО «СПЗ» включает в себя непрерывную подготовку специалистов на кафедре СГТУ, расположенной непосредственно на предприятии. Ведется работа по открытию в Саратове филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, в котором будет проводиться целенаправленная подготовка менеджеров для осуществления инновационной деятельности в рыночных условиях.

Необходимо отметить роль вузовских ученых в процессах перевода экономики области на научно обоснованный путь постиндустриального развития. В последние годы развитие большинства отраслей материального производства и социальной сферы области осуществлялось на системной основе с разработкой конкретных программ, планов и проек-

тов. В 2000 г. был разработан Стратегический план развития Саратовской области, определивший ее важнейшие долгосрочные приоритеты и пути их реализации. В число этих приоритетов вошла и инновационная деятельность как ключевой фактор повышения конкурентоспособности продукции региональных производителей. В программу развития промышленности области на 2001—2005 гг. включен ряд подлежащих финансированию инновационных проектов, реализация которых приведет к повышению качества и расширению ассортимента выпускаемой областью продукции. В работе над всеми перечисленными документами активное участие принимают представители высшей школы. Используя современные научнопрактические подходы, они разрабатывают обоснования программ и планов.

Таким образом, влияние вузов на социально-экономическое развитие Саратовской области проявляется по следующим направлениям:

— подготовка квалифицированных кадров (на всех уровнях образования);

— научные исследования и опытноконструкторские разработки для промышленности;

— серийное производство инновационной продукции;

© А.Н. Плотников, 2003 25

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— экспертиза и сертификация продукции;

— разработка и экспертиза планов, программ, нормативных документов.

Активизация участия вузов в социально-экономических процессах будет и в дальнейшем способствовать ускорению перехода Саратовской области к качественно новому этапу развития.

В последние годы на базе ведущих вузов начали создаваться университетские комплексы. Саратовский государственный технический университет стал экспериментальной площадкой по созданию учебного научно-инновационного комплекса (УНИК). В этой связи значительный интерес представляет система взаимоотношений, возникающих между учебным научно-инновационным комплексом и хозяйствующими субъектами региона, по своей сути являющимися субъектами инвестиционно-инновационной сферы региональной инновационной системы.

Университетский учебный научноинновационный комплекс — центральный элемент инновационного социальноэкономического развития региона. Это — комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих учебно-образовательных, научно-исследовательских, инновационнопроизводственных и инфраструктурных подразделений высшей школы, предназначенных для организации и функционирования единого конвейера формирования и выпуска профессиональных специалистов, научно-исследовательской, научно-технической продукции и условий для ее эффективного обслуживания и применения.

Сформированная структура управления вуза, по нашему мнению, требует лишь локальных изменений при создании новых подразделений, модификаций отдельных форм. Более важным, проблематичным вопросом являются установление, оптимизация функционально-информационных взаимосвязей конкретных образовательных и инновационных подразделений в целях эффективного функционирования комплекса УНИК, а главное, инвестиционно-инновационной сферы региона.

УНИК высшей школы предназначен для обслуживания, обеспечения научнотехнического развития региона, федерации, а также отдельного предприятия. Поэтому на настоящем этапе УНИК рассматривается как зависимая, взаимосвязанная совокупность, ориентированная на региональную научно-техническую (инновационную) систему.

Существующая структурная схема административно-хозяйственного управления регионом, основанная на взаимодействии органов, предприятий и подразделений, включая высшие учебные заведения, характеризуется наличием отдельных инновационных подразделений и служб, ориентированных на научно-техническое развитие. Однако действуют лишь локальные инициативные научнопроизводственные подразделения. Созданные органы управления инновационной деятельностью в регионе функционируют периодически, нерегулярно. Многие положения принятого Закона «Об инновациях и инновационной деятельности» не работают. Отсутствуют функциональные положения, инструкции, программы для организации инновационной деятельности в регионе. Не сформирован экономический механизм активизации инновационной деятельности в регионе.

Отсюда, несмотря на эффективность некоторых научно-производственных образований и установленные отдельные кооперированные научно-производственные связи, совокупный эффект инновационной деятельности в регионе нельзя назвать существенным. Требуется создание системы управления региональным научно-техническим развитием.

Инновационная система управления рассматривается нами на базе активизации УНИК и его взаимодействия с региональной инновационной системой (РИС). Основной объект исследования — УНИК. Предмет управления — организационноэкономическое взаимодействие УНИК с системой РИС. Система управления включает три аспекта: структурный, функциональный и информационный.

Структурный аспект состоит в формировании организационных форм и

№ 2,2003

структур управления УНИК во взаимодействии с РИС. Рассматриваются формы и типы научно-производственных образований на базе объединения и комбинирования предприятий, формы взаимодействия научных и производственных предприятий на базе внешней и внутриотраслевой кооперации, формы собственности и хозяйствования новых образований, схемы структур управления, ступенчатости иерархии управления, сочетания и взаимодействия горизонтальных и вертикальных связей, развитие общественных форм организаций (концентрации, специализации, комбинирования и кооперирования), формы контрактных отношений.

Функциональный аспект представляет собой совокупность и взаимодействие функций управления при осуществлении инновационных процессов, развития системы и принятия решений для выполнения поставленных целей. К функциям следует отнести: организацию, планирование, учет, контроль и регулирование. Возможно включение в функции управления анализа, нормирования, стимулирования.

Информационный аспект управления, включающий схему движения и обработки информации от субъекта к объекту управления, отражает формы входной, промежуточной и выходной информации, технические средства и способы передачи информации, формы ее кодирования, технические средства обработки, моделирование принятия решений, критерии ограничения для выбора решений.

Формирование и последующее взаимодействие УНИК с другими участниками регионального комплекса при решении задач научно-технического развития возможно построить с использованием дискрептивного и прескрептивного подходов. Первый основан на исследовании и последующем улучшении действующей системы управления. Второй — на создании новой системы на базе научных принципов взаимодействия элементов, в идеальных условиях.

В настоящей постановке задачи проектирования системы управления рекомендуется дискрептивный подход для

оптимизации организационной структуры и формирования инновационных образований. Другими словами, используя прогрессивный опыт новых образований, необходимо обеспечить их дальнейшее развитие и тиражирование. С учетом субъективного фактора влияния главного менеджера предприятия при оценке варианта эффективной структуры управления целесообразно использовать экспертный метод выбора форм и структур управления. В процессе экспертного анализа при выборе решения главному менеджеру присваивается высокий балл весовой оценки.

При рассмотрении функционального аспекта проектирования системы управления предлагается использовать пре-скрептивный подход, основанный на программно-целевом методе и системе управления проектом, а также комплекс методов и приемов системы инвестирования инноваций (СИИ).

Системой инвестирования инноваций предусматриваются распределение бюджетных средств, организация форм смешанного финансирования, гарантии частных инвестиций.

Информационное обеспечение СИИ базируется также на применении пре-скрептивного подхода на основе структурной и функциональной схем управления. Рекомендуется привлечение логикоинформационных моделей движения информации и документооборота. При разработке таких моделей обеспечиваются принципы: оптимальности, оперативности, надежности, экономичности в процессе передачи, обработки информации и принятия решений.

Предлагается комплексный подход в виде нижеприведенной схемы этапов формирования взаимодействия УНИК с другими участниками регионального комплекса.

Управление научно-техническим развитием региона на базе образовательного и инновационного потенциала высшей школы включает последовательное и итеративное выполнение функций: анализа и прогнозирования системы; стратегического, тактического и оперативного планирования; мониторинга; регулирования.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Установление Установление

информационных критериев Моделирование

взаимосвязей и ограничений системы

элементов системы системы

Разработка Оптимизация Разработка

организационно- информационно- инструктивно-

экономического функциональных связей методических материалов

механизма

Схема этапов формирования взаимодействия УНИК с другими участниками регионального комплекса

В процессе планирования определяются показатели темпов роста внутреннего валового продукта и национального дохода, фактическая экономическая эффективность инновационных проектов, оцениваются инновационные риски, дается их классификация.

Посредством социально-экономического и научно-технического прогнозирования раскрываются тенденции экономического и технического развития, разрабатываются направления преобразований в будущем.

Для организации взаимодействия УНИК с другими участниками регионального комплекса, как было отмечено выше, рекомендуется использование прескреп-тивного и дискрептивного подходов. На каждом этапе разработки СИИ используется либо тот, либо другой подход.

На начальном этапе проводится анализ состояния инновационной деятельности и стратегии развития региона. Анализируются научные, производственные, кадровые, инвестиционные и материально-технические возможности региона. Рассматриваются показатели инновационного развития региона, оценивается динамика их из-

менения, в том числе изучаются следующие вопросы:

— наличие и использование природно-сырьевых ресурсов;

— развитие промышленности по отраслям, производственные мощности предприятий и их использование, номенклатура и ассортимент выпуска продукции, экспортные возможности;

— профессионально-квалификационный состав разных групп населения, степень его занятости и рационального использования;

— политическая ситуация в регионе и демографические проблемы;

— емкость рынка и покрытие ее за счет импорта;

— развитость инфраструктуры и перспективы ее расширения;

— инвестиционный потенциал населения, предприятия и бюджета, субсидии федерального бюджета и внешнеэкономические (иностранные) заимствования.

Прогнозирование научно-технического прогресса предусматривает разработку совокупности эффективных мероприятий по достижению долгосрочных целей развития общества. Анализируется предвидение развития техники во все-

№ 2,2003

мирном и общегосударственном масштабе. Прогнозируется научно-техническое развитие по отраслям и предметным направлениям.

Производится структуризация системы социально-экономического развития для планирования инноваций, т.е. деление на подсистемы и отдельные блоки. Декомпозиция системы осуществляется по ведомственно-отраслевым, функциональнопредметным направлениям с учетом организационно-административного деления региона и обеспечения управляемости отдельных блоков. Изображается иерархическая схема системы в форме ориентированного графа — дерева целей.

Для стратегического планирования и управления формулируются цели, подцели, определяются средства для достижения целей на каждом уровне иерархии, формируется модель взаимо-увязки целей разных уровней, а также устанавливаются взаимосвязи по горизонталям. При выборе подцелей, средств для реализации целей целесообразно предложение альтернатив решений. Рассмотрение альтернатив и их анализ позволяют принять оптимальное решение. Формулируется постановка решаемых задач, определяются критерии и ограничения решения.

По установленным для региона ведомственно-отраслевым поднаправлени-ям разрабатываются долгосрочные (среднесрочные) инновационные программы развития и выделяется программная часть на текущий период деятельности. Программы составляют комплекс инновационных проектов: научно-технических, производственно-хозяйственных или включающих все этапы жизненного цикла разработки и реализации выпуска продукции.

Управление инновационными проектами и программами включает функции организации, планирования, контроля и регулирования.

Функция организации состоит в установлении взаимодействия субъекта и объекта управления в системе управления.

Реализация прескрептивного подхода заключается в наделении действующих органов (служб) управления или вновь созданных в администрации регионов, районов и корпорациях новыми функциями в соответствии с подготовленными методическими положениями и инструкциями системы. Определяется ответственность исполнителей за выполнение работ, подготовку и передачу информации. Устанавливаются схема, перечень процедур, порядок составления, передачи и обработки информации, принятия решений.

Текущее планирование состоит в распределении задач программ и проектов между исполнителями, обеспечении их ресурсами, установлении сроков выполнения задач. Далее задания конкретизируются и детализируются на оперативном уровне.

Контроль и регулирование обеспечивают сопоставление факта с планом по срокам и объемам выполнения, поступлению ресурсов и расходованию инвестиций. Они осуществляются по планам-графикам и данным оперативной информации от исполнителей. Принимаются меры по устранению отставаний.

Информационный аспект прескреп-тивного метода реализуется на базе логико-информационных моделей движения информации и документооборота, таблиц распределения информации по ответственным исполнителям и времени. Поиск, обработка и передача информации предусматриваются с использованием технических средств связи и обработки информации на основе применения автоматизированной системы управления, базы данных и банка данных.

После формирования проекта системы на базе прескрептивного подхода происходит упорядочение организационных структур и форм взаимодействия УНИК с предприятиями и организациями региона. Даются рекомендации по выбору оптимальных форм организации комплексных научно-производственных предприятий и изменению их функций.

Поступила 30.05.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.