Научная статья на тему 'К вопросу о профилизации школы'

К вопросу о профилизации школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дымарская О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профилизации школы»

О. ДЫМАРСКАЯ, мл. научный К ВОПрОСу О сотрудник ПрофиЛИЗЭЦИИ

Институт социологии РАН ШКОЛЫ

Нельзя поддерживать систему образования вообще (в особенности, если на это не хватает ресурсов): обществом должен быть сформирован социальный заказ, определяющий основные направления ее развития. Одним из таких приоритетов является обновление старшей ступени общеобразовательной школы.

Идея реформирования старшей школы заключается в следующем. Образование учащихся 10-11 классов должно стать более ориентированным на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом будущих образовательных и профессиональных траекторий и реальных потребностей рынка труда. Это должно проявляться в интегриро-ванности образования в сценарии жизненной самореализации учащегося, во включении школьного образования в схему построения профессиональной карьеры, когда за школьным следует продолжение: образование в вузе или среднем профессиональном учебном заведении и т.д. Обучение в значительной мере должно учитывать интересы, склонности, способности и личностные цели старшеклассников. Такой подход к построению обучения в старших классах школы, его ориентированность на будущее профессиональное образование, в частности, и жизненная направленность в целом, очевидно, окажут существенное влияние на целый ряд аспектов. Повысят-

ся учебная мотивация и эффективность обучения, поскольку в ситуации ориентированности учебного плана на дальнейшую профессиональную деятельность учащегося не возникает вопроса, зачем изучать те или иные предметы, - ведь они соответствуют интересам, способностям и планам на будущее. Вероятно, это также повлияет на экономические аспекты образования старшеклассников, позволяя переходить из школы в вуз, минуя институт репетиторства и т.д.

Возможность получить профильную подготовку в старших классах будут иметь молодые люди, оканчивающие школу уже в 2005 году, в год предположительного перехода к единому государственному экзамену в масштабах страны. То есть первыми школьниками, получающими профильное образование на старшей ступени, по всей видимости, станут те, кто пойдет в десятый класс 1 сентября 2003 года. Учитывая, что старшая школа должна готовить детей к поступлению в вуз, предполагается четыре основных профиля: гуманитарный, естественно-математический, социально-экономический, информационно-технологический. При этом в каждом классе предусмотрен свой набор обязательных и факультативных предметов, но так как количество учебных часов не изменится, произойдет перераспределение учебной нагрузки. Таким образом, будет реали-зовываться основная идея профильно-

го обучения - значительная дифференциация обучения, дающая широкие возможности построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Профильные школы в нашей стране существовали всегда, поэтому необходимо проанализировать уже имеющийся отечественный опыт профильного образования старшеклассников. В настоящей статье анализируются традиции, заложенные в российской системе образования, на фундаменте которых можно возводить здание новой профилизации.

Появившиеся в СССР в конце 1950-х гг. школы с углубленным изучением ряда предметов были призваны отбирать и готовить к обучению в вузах тех школьников, которые проявляют повышенные способности к определенным отраслям науки. Впоследствии наибольшее распространение получило физико-математическое направление спецшкол. О нем далее и пойдет речь. Идея создания физико-математических школ (далее - ФМШ) в современном их понимании была выдвинута в 1958 году. С их помощью планировалось «выявлять и заботливо воспитывать юные таланты» с целью подготовки ресурсов для воспроизводства научных кадров. На этапе приема в школу был предусмотрен серьезный и многоэтапный отбор, для ФМШ разрабатывались специальные программы для старшеклассников, изначально обладающих высоким интеллектуальным потенциалом. Кроме того, в этих школах всегда признавалось, что лучший учитель - это действующий ученый, поэтому благодаря ФМШ в определенной степени осуществлялась интеграция образования и науки. Выбор подобной школы учащимися являлся не только определением места учебы, но и профессиональным самоопределением, признани-

ем ими приоритета определенного образа жизни.

Описываемая система за последние полвека развивалась, изменялась, появились новые формы, а также различные подходы к обучению. Энтузиазм первых десятилетий прошел, но математическое и физическое образование осталось на высоком уровне. Еще и поэтому опыт ФМШ очень важен при анализе будущей профилизации.

Специализация старших школьников во многом обусловливает их дальнейшее профессиональное самоопределение, и пока были «физики в почете», выпускники ФМШ выбирали, как правило, научную деятельность. Однако с тех пор ситуация коренным образом изменилась.

Если говорить о нынешних моделях поведения молодежи, теми или иными обстоятельствами связанной с наукой, то варианты в целом таковы. Первый -это уход в сферы деятельности, где можно найти достаточный заработок. Студенты, аспиранты и молодые ученые, сравнительно недолго занимающиеся научной деятельностью, с меньшими трудностями и потерями, чем их маститые коллеги, оставляют академическую среду с целью улучшения своего материального положения. Второй вариант выбирают те, кто не хочет отказываться от занятия наукой: они стремятся уехать работать за рубеж, где их деятельность достойно оплачивается.

Как в сложившейся ситуации выбор ФМШ влияет на профессиональное самоопределение учащегося? Кого, если иметь в виду будущую специальность и место работы, теперь выпускают эти школы? Стремятся ли по-прежнему выпускники ФМШ заниматься наукой (как это было заложено изначально)?

Путь развития карьеры, становления профессионала, заданный во многом

рамками современной отечественной системы образования, можно представить в виде следующей модели. После окончания школы ключевым моментом на пути развития профессиональной карьеры является выбор дальнейшего занятия. Для нас важно, в какие именно вузы и на какие факультеты выпускники ФМШ стремятся поступить, как успешно реализуют свои образовательные планы. При этом следует уяснить, как у выпускников ФМШ осуществляется выбор профессии: знают ли учащиеся ФМШ, кем хотят быть, чем они руководствуются, когда поступают в вуз, и т.д. Для того, чтобы оценить, планируют ли выпускники ФМШ заниматься наукой, важными являются их планы относительно учебы в аспирантуре с последующей защитой диссертации, поскольку в отечественной науке принята «диссертационная» модель научной карьеры [1]. Кроме того, определенный интерес представляет информация о планах выбора будущего места работы учащимися ФМШ, отношение к возможности отъезда за границу и т.д. Очевидно, сделанные определенным образом выборы в указанных аспектах могут привести выпускника ФМШ в различные профессиональные группы. Таким образом, анализ долгосрочных профессиональных планов учащихся выпускных классов ФМШ может продемонстрировать, как влияет профили-зация обучения в старших классах на формирование профессиональной карьеры учащихся.

Для анализа профессиональных планов выпускников специализированных школ обратимся к результатам исследования, проведенного в одиннадцати ведущих физико-математических школах Москвы и четырех - Воронежа в 2001-2002 годах1.

1 При поддержке Программы «Развитие социальных исследований образования в России» и Фонда Спенсера (грант № 01А-036).

Список школ, охваченных опросом, был составлен по результатам оценок экспертов (специалистов по подготовке и проведению олимпиад по математике и физике, учителей, преподавателей вузов и др.), а также по результатам олимпиад по физике и математике в 2000-2001 уч. году. Поскольку основным критерием выбора школы был не ее статус (например, школа при вузе, гимназия и т.д.), а те результаты, которых она достигла, в описываемую выборку попали и школы при вузах (университетах), и школы с углубленным изучением отдельных предметов, не ориентирующиеся на определенные вузы. Кроме того, важным критерием выбора школы был состав ее учителей-предметников. В выборку вошли школы, учителя которых работают по авторским программам, являются Соро-совскими учителями, тесно сотрудничают с вузами либо совмещают работу в школе с преподавательской деятельностью в вузах и т.п.; учителя этих школ зачастую тесно связаны с наукой. В московскую выборку вошли Специализированный учебно-научный центр МГУ, лицей «Вторая школа», гимназии №№ 1514, 1534, 1543, школы №№ 7, 54, 91, 218, 710, а также школа № 5 г. Долгопрудный, значительное число учащихся которой - жители севера столицы. Список воронежских школ, охваченных опросом, выглядит так: гимназия им. Н.Г. Басова, школа №15, МОК - 2, УВК - 2. В опросе приняли участие 342 московских одиннадцатиклассника (76 % - юноши, 24 % - девушки) и 134 учащихся 11-х классов школ Воронежа (72 % - юноши, 28 % - девушки).

Очевидно, что все эти школы являются уникальными, и опыт каждой неповторим и интересен. Поэтому и данные, полученные в разных школах, различаются. Однако у них можно обнаружить и ряд общих черт. Все обследованные школы демонстрируют стрем-

ление к фундаментальности образования, зачастую усматривая именно в этом свое предназначение. В этих школах стремятся привить учащимся навыки самостоятельного мышления, умения не только решать, но и формулировать задачи, что очень важно вне зависимости о того, профессионалами в какой отрасли в дальнейшем становятся их выпускники. Кроме того, здесь сохраняются традиции привлечения учащихся к научной и исследовательской работе. Раньше можно было говорить еще об одной особенности ведущих ФМШ - они являлись механизмом, обеспечивающим воспроизводство научных кадров: выпускники становились студентами соответствующих по профилю вузов, затем в большинстве своем поступали в аспирантуру и защищали диссертации и т.д. Можем ли мы сейчас говорить о непрерывности описанной цепочки?

Исследование, направленное на изучение долгосрочных профессиональных планов выпускников ФМШ, проводилось в два этапа. На первом (март-май 2001 года) изучались образовательные и профессиональные планы учащихся 11-х классов. На втором этапе в ноябре 2001 - феврале 2002 года были проведены интервью, тем же респондентам задавались вопросы о реализации их образовательных планов и уточнялись их профессиональные амбиции, мотивы выбора профессии и т.д. Таким образом, на первом этапе выяснялись образовательные и профессиональные планы респондентов, а на втором - как они начали реализовы-ваться, а именно, куда в итоге поступили опрошенные.

Как упоминалось ранее, важным выбором на пути профессионального становления выпускника ФМШ является определение будущего вуза и факультета. Изначально 100% опрошенных и в Москве, и в Воронеже плани-

ровали продолжить свое образование в вузе. В дальнейшем из москвичей полностью реализовали свои образовательные планы 77,8 %, частично (реализовались планы либо относительно определенного вуза, либо относительно направленности факультета) -17,8 % и совсем не реализовали - 4,4 %. В Воронеже реализовали свои образовательные планы 89,6 % опрошенных, частично реализовали - 8,2 % и не сумели реализовать - только 2,2 %. Причем в Воронеже все выпускники 2001 года в настоящее время являются студентами вузов, а среди москвичей не учатся 1,5 %. Несмотря на то, что данные по Москве и Воронежу несколько различны, можно говорить о том, что большинство выпускников ведущих ФМШ успешно реализуют свои планы относительно поступления в вуз. Причем, судя по данным, успешнее с этим справляются воронежцы. Видимо, это связано с тем, что при поступлении в вуз москвичи сталкиваются со значительно большей конкуренцией. То есть обучение в хорошей школе в нестоличном городе с большей вероятностью гарантирует выпускнику поступление в избранный вуз в родном городе, чем выпускнику школы в столице.

Теперь рассмотрим, какие вузы выбирают выпускники ФМШ. Как уже упоминалось, большинство респондентов поступают в ведущие вузы на факультеты, связанные с точными и естественными науками, а также с различными видами техники и технологий. Данные о том, в какие вузы поступили опрошенные выпускники московских школ, приведены на рисунке 1.1.

Вузы, в которые поступили выпускники воронежских ФМШ, приведены на рисунке 1.2.

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство выпускников ФМШ поступают в государственные университеты, расположенные в их городе.

МГУ 52,9 %

Не поступили в вуз 2,4%

Учатся за рубежом Другие вузы Экономические 0,6% Москвы вузы Москвы

7,1% 7>3 %

МФТИ, МГТУ им. Баумана, МИФИ 16,7 %

Другие технические вузы Москвы 13,7 %

Рис. 1.1. Высшие учебные заведения, в которые поступили выпускники ФМШ г. Москвы, в % от численности группы

Кроме того, популярностью пользуются технические и экономические вузы.

Другие вузы вне Воронежа 1,5%

целом отвечает предполагаемым целям создания спецшкол. Но необходимо

Другие технические вузы Москвы 3,1%

МФТИ 0,7%

Экономические вузы Воронежа 2,9%

Технические вузы Воронежа 13,5%

Рис. 1.2. Высшие учебные заведения, в которые поступили выпускники ФМШ г. Воронежа, в % от численности группы

Подробнее проанализировать особенности реализации образовательных планов выпускников ФМШ позволяет спектр факультетов, которые они выбирают. На рисунке 2.1 приводится информация о том, на какие факультеты поступили выпускники московских школ, а на рисунке 2.2 - воронежских.

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство выпускников ФМШ поступили на факультеты, непосредственно связанные с их школьной специализацией (естественнонаучной и технической направленности), то есть выбор респондентов в

подчеркнуть, что большой популярностью у респондентов пользуются факультеты, связанные с новыми информационными технологиями (вычислительной, прикладной математики, кибернетики и т.д.), а также инженерные. Эта группа факультетов (в сравнении с математическими и физическими) отличается тем, что имеет прикладную направленность (в противовес фундаментальной). Респонденты, выбравшие факультеты, связанные с новыми информационными технологиями, и инженерные факультеты, отмечали в интервью, что в дальнейшем не планиру-

Связанные с

информационными технологиями 35,4%

Математические 23,4%

Физические 15,8%

Инженерные 7,3%

Другие

факультеты 8,5%

Экономические 7,3%

Рис. 2.1. Факультеты, на которые поступили выпускники ФМШ г. Москвы, в % от численности поступивших в вузы

ют заниматься фундаментальной нау- Так, по свидетельству ректора МГУ кой, а посвятят себя прикладным раз- В.А. Садовничего, самый высокий кон-

Связанные с новыми информационны-— ми технологиями 38,1%

М атематические 14,9%

Рис. 2.2. Факультеты, на которые поступили выпускники ФМШ г. Воронежа,

о/

в % от численности поступивших в вузы

работкам и программированию. Таким образом, целесообразно разделить выбор по профилю на два направления - фундаментальные и прикладные дисциплины.

Данные свидетельствуют о том, что факультеты фундаментальной направленности (математические и физические) выбирает также значительная часть опрошенных: 39,2 % москвичей и 41,8 % воронежцев. Кроме того, известно, что за последние года конкурс на эти факультеты значительно вырос.

курс в МГУ в 2001 г. был на механико-математический факультет (около 10 человек на место) [2]. То есть все-таки молодежь стремится получить фундаментальные знания. Но с какой целью? Если раньше такой выбор, как правило, означал нацеленность на научную карьеру, то что он означает теперь?

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть, кем в профессиональном отношении видят себя выпускники ФМШ после окончания вузов. Необходимо отметить, что у респон-

дентов спрашивали именно об их планах, а не о том, что будет написано у них в дипломах. Интересно, что, казалось бы, однозначно определяемая по окончании вуза специальность воспринимается и интерпретируется респондентами по-разному. Поэтому полученные ответы позволяют понять, чем опрошенные планируют заниматься по окончании вузов.

Наибольшей популярностью среди выпускников спецшкол пользуются прикладные дисциплины, а именно, специальности, связанные с новыми информационными технологиями (программирование, вычислительная (прикладная) математика, кибернетика, информационная безопасность и др.) Их представителями видят себя 48,5% москвичей и 50,8% воронежцев; относительной популярностью пользуются также инженерные специальности -8,5% выпускников московских школ и 10,4% воронежских. А специалистами в фундаментальных областях науки -физике и математике - видят себя 9,7% в Москве и 5,2% - в Воронеже. Кроме того, значительное количество респондентов (14% москвичей и 12,7% воро-нежцев) затруднились назвать свою будущую профессию.

Судя по полученным данным, выбор факультета фундаментальной направленности (математического или физического) далеко не всегда означает стремление в дальнейшем посвятить себя науке, то есть для значительной части опрошенных выбор образования, связанного с фундаментальными отраслями науки, вызван мотивами, отличными от профессионального самоопределения. Это подтверждается тем, что наибольший процент затруднившихся назвать будущую профессию - именно среди представителей математических и физических факультетов.

Чем же руководствуются выпускники ФМШ, выбирая будущую профес-

сию? Можно ли говорить о том, что их нежелание выбирать специальности, связанные с фундаментальной наукой, вызвано только материальными соображениями (низкой оплатой в научной сфере, невозможностью осуществлять дорогостоящие исследования и эксперименты и т.д.)? В ходе интервью у респондентов узнавали, что для них самое важное при выборе будущей профессии. Было выявлено, что ведущими мотивами при выборе профессий, связанных с информационными технологиями, для них являются возможность самореализации (соответствие склонностям, способностям и интересам) и способность профессии удовлетворить материальные потребности, привести к материальному благополучию. На это указали 64,2% москвичей и 56,7% воронежцев. А возможность профессии удовлетворить материальные потребности является основным мотивом выбора профессии до 28,5% опрошенных в Москве и 36,6% - в Воронеже.

В ходе опроса у респондентов интересовались их планами относительно поступления в аспирантуру (ранее это был неотъемлемый этап в становлении научной карьеры в нашей стране).

Всего планируют поступить в аспирантуру около 40% москвичей и около 30% воронежцев. Однако результаты опроса свидетельствуют о том, что значительная часть респондентов, планирующих поступать в аспирантуру, не собирается заниматься научной деятельностью (в Москве таких 16%, в Воронеже - 20%). При ответе на вопрос об их планах они отвечали, что собираются идти в аспирантуру, так как благодаря этому возрастут их шансы на рынке труда, повысится статус. Кроме того, некоторые юноши отмечали, что аспирантура поможет им избежать армии. Поскольку речь идет об отдаленной временной перспективе, многие респонденты либо затруднились отве-

тить на поставленный вопрос, либо сказали, что планируют поступать в аспирантуру, но затруднились определить свои цели. Напомним, что для успешной деятельности в точных и естественных науках будущим ученым необходимо как можно раньше определиться со своими планами, то есть, вероятнее всего, из «неопределившихся» наукой будет в дальнейшем заниматься незначительная часть респондентов.

Теперь мы можем оценить, какая часть опрошенных планирует заниматься наукой, непосредственно связанной с направленностью спецшкол. Полученные данные свидетельствуют о том, что среди выпускников ведущих ФМШ Москвы фундаментальными отраслями науки планируют заниматься 7,6% опрошенных, а прикладными - 5,6%. В Воронеже - 3,7% и 1,5% соответственно. Причем это доля тех, кто вообще планирует заниматься наукой. Кроме того, основная часть респондентов, планирующих в будущем заниматься научной деятельностью, не исключает возможности уехать за границу.

Таким образом, роль физико-математических школ в воспроизводстве кадрового потенциала российской науки претерпела значительные изменения по сравнению с предполагаемыми целями создания школ подобного рода. Приведенные результаты исследования перекликаются с прогнозами многих ученых и общественных деятелей относительно перспектив российской науки [3]: большинство выпускников ФМШ не планируют в будущем заниматься научной деятельностью в традиционном ее понимании, то есть ее фундаментальными отраслями.

Можно предположить несколько причин, по которым выпускники учебного заведения, призванного воспро-

изводить научные кадры, выбирают новые пути профессиональной самореализации.

Наиболее очевидная - это общее состояние российской науки на современном этапе. Резкое сокращение бюджетных затрат на научную деятельность и разработки, низкая оплата труда, ухудшение условий и невостребованность результатов научной работы приводят к потере квалифицированных кадров. Сильно упал престиж научного труда как такового [4], а государственный статус, который все еще отводится науке, не способствует росту ее престижа.

Но, вероятно, это только одна из составляющих комплекса причин, побуждающих выпускников ведущих ФМШ отказываться от занятий фундаментальной наукой. Существуют и другие причины, одна из которых - это появление новых возможностей профессиональной реализации.

Сейчас, когда математика и физика перестали быть лидерами привлекательности, основным полем приложения, предоставляющим максимальные возможности для реализации талантливых людей, многие выпускники ФМШ считают занятия экономикой, программированием и другими возникшими и получившими интенсивное развитие за последнее десятилетие областями знания.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что около половины выпускников ФМШ планируют стать специалистами по новым информационным технологиям и программистами. И этот факт целесообразно было бы учесть при модернизации школы.

Здесь возникает вопрос о целесообразности разделения новых профилей на естественно-математический и информационно-технологический. Действительно, сейчас технические дисциплины (включая информационные технологии) в конечном итоге соответ-

ствуют профилю описываемых школ. Однако если они будут разделены, для многих школьников встанет трудно разрешимый вопрос о том, что же им выбрать: фундаментальное знание или прикладную деятельность. То есть при нынешнем подходе к профилизации способные к точным и естественным наукам школьники могут реализовать себя и в деятельности, связанной с информационными технологиями. В ситуации новой предполагаемой профи-лизации они такой возможности, видимо, будут лишены.

Роль специалистов данных отраслей существенно возрастает в современной ситуации в связи с переходом к постиндустриальному (информационному) обществу. Социологи акцентируют внимание на внутренних качествах и способностях «работников интеллектуального труда», подчеркивая, что им присущи следующие черты: ориентированность на оперирование информацией и знаниями; высокая мобильность; стремление к деятельности, открывающей широкое поле для самореализации и самовыражения, хотя бы и в ущерб сиюминутной выгоде. Такой позиции придерживался и основатель теории постиндустриализма Д. Белл, отмечавший, что сегодня «новыми людьми» являются ученые, математики, экономисты и представители новой интеллектуальной технологии [5].

В связи с вышесказанным становится неясной функция будущих школ естественно-математического профиля.

В ситуации, когда уже сейчас многое говорит о том, что школы подобной специализации в незначительной степени работают на воспроизводство кадров российской науки, не станет ли в дальнейшем такая подготовка основой для экспорта российского интеллектуального потенциала?

Литература

1. Терехов А.И. Особенности формирования

кадрового потенциала российской науки («диссертационная» модель научной карьеры) // Науковедение.- 1999.- № 2.

2. ЕгиковаВ. Тише, идут экзамены! // Мос-

ковская правда, 03 июля 2001.

3. Арнольд В.И. Нужна ли в школе математика? Стенограмма пленарного доклада (Дубна, 21 сентября 2000 г.). - М., 2001; Крылов О.В. Будет ли конец науки? // Российский химический журнал.- 1999.- № 6; Варшавский А. Социально-экономические проблемы российской науки: долгосрочные аспекты развития // Вопросы экономики.-№12.- 1998; Мирская Е. Российская академическая наука в зеркале социологии. Эмпирические исследования 19941999 годов // НГ-наука, № 5 (31), 24 мая 2000 г.; Юревич А.В, Цапенко И.П. Нужны ли России ученые? - М., 2001.

4. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Отв. ред. Г.А. Чередниченко. - СПб., 2001, с. 130-149.

5. Bell D. The Coining of Post-Industrial Society.- N.Y., 1976.- P. 344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.