Психологические науки
УДК 159.922.7
. К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Денис Евгеньевич Алехин, кандидат юридических наук, доцент, Ольга Вячеславовна Гаврилова, кандидат юридических наук, старший преподаватель, Наталья Витальевна Громадская, старший преподаватель, Анатолий Петрович Носенков, преподаватель, Михаил Юрьевич Селезнев, преподаватель, Анатолий Антонович Смольяков, кандидат юридических наук, профессор, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема роста суицидальных проявлений детей и подростков. Педагоги, психологи, медики, сотрудники правоохранительных органов обеспокоены влиянием сети Интернет на неокрепшую детскую психику. Основной причиной самоубийств несовершеннолетних специалисты называют отсутствие взаимопонимания и доверительных отношений между родителями и детьми. Определены основные меры профилактики детских суицидальных проявлений несовершеннолетних, такие как активная информационная пропаганда; воспитание воспитателей; организованный досуг несовершеннолетних; решение проблемы детских и подростковых суицидов и на законодательном уровне.
Ключевые слова: самоубийство, несовершеннолетний, профилактика, суицидальное поведение, правоохранительные органы, Интернет, психологи, педагоги.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p551-555
ON THE ISSUE OF THE PREVENTION OF SUICIDAL MANIFESTATIONS OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN ST. PETERSBURG
Denis Evgenievich Alekhin, the candidate of legal sciences, senior lecturer, Olga Vyacheslavovna Gavrilova, the candidate of legal sciences, senior teacher, Natalya Vitalievna Gromadskaya, the senior teacher, Anatoly Petrovich Nosenkov, the teacher, Mikhail Yurievich Seleznev, the teacher, Anatoly Antonovich Smolyakov, the candidate of legal sciences, professor, Leningrad Regional Branch of St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, St. Petersburg
Abstract
Article examines the current problem of growth of suicidal manifestations among children and adolescents. Teachers, psychologists, doctors, law enforcement officers are concerned about influence of the Internet on fragile child's psyche. Main reason for juvenile suicides, experts say, is lack of mutual understanding and trusting relationship between parents and children. Main measures for prevention of childhood suicidal manifestations have been identified, such as active information propaganda; education of educators; organized leisure time for minors; solving problem of child and adolescent suicides at legislative level.
Keywords: suicide, minor, prevention, suicidal behavior, law enforcement agencies, Internet, psychologists, teachers.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается резкий рост попыток самоубийств среди несовершеннолетних и молодежи. Об этих фактах свидетельствуют неумолимые статистические данные правоохранительных органов. В Санкт-Петербурге в 2019 г. было зарегистриро-
вано 127 сообщений о суицидах несовершеннолетних. А за девять месяцев 2020 г. количество таких проявлений составило уже 120. Бывший начальник Главного следственного управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александр Клаус неутешительно констатировал: «За весь 2019 год в результате самоубийств погибло три ребенка, а в 2020 - 16». А только за январь 2021 г. в Северной столице было зафиксировано два случая суицидального поведения у подростков.
Проблема подростковых суицидов, число которых неуклонно возрастает, находится под пристальным вниманием общественности. Данная тенденция отмечается не только в России, но и в ряде западных стран. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество суицидов среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в два раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах занимает 2-3-е место [8]. Все это свидетельствует о том, что рассматриваемая нами проблема, перестала быть только проблемой сотрудников правоохранительных органов и стала общей для педагогов, психологов, медиков, социологов и других специалистов. В профилактике суицидального поведения детей и подростков должны быть задействованы все субъекты профилактической работы, как общие, не связанные с правоохранительной деятельностью: органы образования, органы просвещения, органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства и др., так и специальные, в функции которых входит обеспечение правоохранительной деятельности: сотрудники Органов внутренних дел, Следственного комитета, МЧС, Прокуратуры и суда.
Особо отметим, что тема эта является настолько трагичной и ужасной, что даже планетарная пандемия коронавирусной инфекции, которая в настоящий момент считается главной угрозой существования всего человечества, отступает на задний план. Совершенно очевидно и это уже ни у кого не вызывает никаких сомнений, что с коронавирус-ной инфекцией население нашей планеты рано или поздно, но все-таки справится. Но вызывает большой вопрос и серьезные опасения то обстоятельство, что дети, попадая в зависимость от сети Интернет, не могут справиться со своими психологическими проблемами, оказываются совершенно беззащитными в этом взрослом мире. Мнение Уполномоченного представителя Президента Российской Федерации по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анны Митяниной со всей очевидностью разделяем и мы. Детский омбудсмен, приводя статистические данные Следственного управления города Санкт-Петербурга, с тревогой отметила, что в настоящий момент правоохранительная система констатирует значительный рост попыток самоубийств несовершеннолетних. По утверждению, Уполномоченного, часто это дети из вполне благополучных и обеспеченных семей. Нельзя не сказать и о том положительном факте, в контексте, рассматриваемой нами проблемы, что некоторые учащиеся, которые переживают стрессовую ситуацию, обращаются за помощью к специалистам Кризисных центров.
Наиболее распространенной в отечественной суицидологии является концепция А.Г. Амбрумовой, согласно которой «суицидальное поведение - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микроконфликта» [2]. По мнению исследователя [1], к особенностям суицидального поведения в молодом возрасте относятся:
- недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью,
- несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.
- наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими право-
нарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д. При этом в детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых. Хотелось бы отметить и тот неутешительный факт, что не менее 85% процентов населения, так или иначе, нуждается в помощи психиатра или психотерапевта. В нашем городе на психиатрическом учете состоит 60 тыс. человек. По мнению специалистов, амбулаторная психиатрия должна быть авангардом государственной службы охраны психического здоровья населения. Все это относится и к психическому состоянию и здоровью детей и подростков. В городе делается очень многое, чтобы предотвратить возникновение суицидальных наклонностей несовершеннолетних.
В Северной Пальмире(а это тоже название нашего города) уже несколько лет осуществляет свою деятельность Детский телефон доверия в Центре восстановительного лечения детской психиатрии. На его номер в год пытаются дозвониться более 300 детей и подростков, звонки которых так или иначе связаны с суицидальной тематикой. Психологи, педагоги, медики, специалисты других областей, после того как детям и подросткам ими оказана экстренная психологическая помощь в обязательном порядке направляют таких несовершеннолетних на свои очные приёмы и продолжают с ними работу, в том числе и профилактическую.
Психологов и педагогов давно волнует вопрос: почему дети и подростки активно вступают в группы суицидальной направленности. И в период пандемии эта тенденция только усилилась. У специалистов многих отраслей знания, у журналистов, да и родителей, учителей, воспитателей, медиков, возникает резонный вопрос: «Почему дети и подростки так активно вступает в эти группы?», «Почему думают о смерти так активно?» Участники суицидальных игр из числа детей и подростков ответили кратко и лаконично, что они просто никому не нужны. И это очень тревожная тенденция.
В рамках работы нельзя не сказать и о личности суицидента-подростка. Для них характерны следующие особенности: обидчивость, ранимость; снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам; низкая самооценка; отвержение социальным окружением, чувство покинутости; переживание собственной несостоятельности, физического отставания; избегание «нагрузочных» ситуаций и пассивность в разрешении трудных ситуаций [7]. Подросток часто переживает проблемы трех «н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества. При этом он должен бороться с тремя «б»: беспомощностью, бессилием, безнадежностью, убеждена Е.М. Вроно [3]. По данным А.Е. Личко, лишь в 10% случаев у подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% суицидальное поведение подростка - это «крик о помощи» [6].
В рамках нашего исследования мы не могли не затронуть такой важной проблемы, как уровень воздействия сети Интернет на детей и подростков и о силе такого влияния при принятии того или иного решения. У специалистов единого мнения по этому вопросу нет. По масштабному исследованию, проведенному профессорско-преподавательским составом Санкт-Петербургского государственного университета было определено, что согласно экспертизе материалов, уже завершившихся суицидов, половина из рассматриваемых подростков либо обращались за психологической помощью (то есть у подростка было очень нестабильное состояние), либо имели психиатрический диагноз. Бесспорный вывод, сделанный специалистами ведущего высшего ученого заведения России, можно обозначить одной фразой: «Причины суицида не в Интернете, причины суицида - в реальной жизни!» Специалистами было обнаружено, что в подавляющем большинстве случаев самоубийств, присутствовали тяжелые психологические моменты: травля или конфликт в школе, сложные отношения в семье, что привело к нарушению у подростков самооценки и разочарование в жизни, а также прием различных психоактивных веществ. По выводам экспертов, проводящим исследование, последовательность формирования у
подростков саморазрушающего поведения почти всегда одинаковая, и чаще всего это отсутствие доверительных и теплых отношений в семье [5].
Большое внимание необходимо уделять не только тому, как проводит свой досуг подросток в Сети, но и ему самому, его поведению в реальной жизни. Главным в этой непростом и актуальном на сегодняшний день вопросе является проблема профилактики детских суицидальных проявлений. Проблема эта активно интересует и правоохранителей. По словам Заместителя начальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Татьяны Семеновой: «Проблема профилактики детского и подросткового суицида заключается в их достаточно высокой латентности и в том, что, как правило, несовершеннолетние, склонные к суицидальным проявлениям, проживают в благополучных семьях и не попадают в поле зрения сотрудников полиции. При этом поведению ребенка родители не всегда уделяют должного внимания». Руководитель подразделения уверена, и с ее точкой зрения солидарны и мы, что основной причиной, по которой дети начинают задумываться о совершении трагического поступка является отсутствие доверительного контакта и теплых эмоциональных отношений с самыми близкими и родными людьми. В силу возраста дети и подростки чувствуют и переживают все гораздо острее, но вместе с тем не могут понять, что им нужна помощь. По мнению специалистов, значительное влияние на состояние детей оказывают и конфликтные отношения в школе, более того конфликты с учителями.
Для многих детей и подростков выжить в современном мире, и в частности в современной школе очень непросто. Нормальному ребенку решить конфликт со взрослым очень тяжело. Давит страх несоответствия, неэффективности, того, что ты неуспешен, что-то не успел сделать, что-то не сдал.
И последний аспект проблемы, на который нам хотелось бы обратить своё внимание, это проблема профилактики. Убеждены, что существующая в настоящее время система профилактики суицидов несовершеннолетних разрознена, отсутствует отлаженное межведомственное взаимодействие, нет научно обоснованной программой работы с детьми и подростками. Очень часто родители и педагоги не знают, что предпринять, если замечают необычное и вызывающее у них тревогу поведение ребенка. Для этого специалисты убеждены, что необходимой мерой может стать скрининг несовершеннолетних с целью идентификации группы риска - причем именно с помощью социальных сетей, которыми пользуется их ребенок и которые служат индикатором его настроения. Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что, вне всякого сомнения, при разработке программ взаимодействия и профилактики необходимо опираться не только на позицию взрослого человека, но и привлекать к этому детей и подростков. Ведь взрослые, родители, на самом деле, очень мало знают о жизни своих детей, об их реальных, в том числе скрытых проблемах. Часто родители не слышат (или не хотят слышать)своих детей, помогают им не там, где нужно, а то и просто отмахиваются от подростковых страхов и проблем... К сожалению, взрослые поступают и делают так считают нужным в данной ситуации, что не всегда оказывается эффективным. Педагогам, психологам, воспитателям, специалистам, сотрудникам правоохранительных органов, всем специалистам, занимающимся проблемами детей и подростков, и, прежде всего, конечно же, родителям, необходимо провести оценку эффективности того, что они делают. Убеждены, что игнорировать мнение ребенка, нельзя, а также и то, что ему кажется важным в данный момент.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И в завершении нашего исследования обозначим основные меры предупреждения детского и подросткового суицида:
- активная информационная пропаганда (объяснение насколько опасно бесконтрольное нахождение в сети Интернет);
- воспитание воспитателей (более четкая и понятная система образования родительского, профессионального педагогического сообщества, социальной службы, которая работает с подростками;
- организованный досуг несовершеннолетних, как альтернатива противоправному Интернет-контенту, перед которым они беззащитны;
- решение проблемы детских и подростковых суицидов и на законодательном уровне (ужесточение ответственности за вовлечение несовершеннолетних в процессы, сопровождающиеся угрозой для их жизни, должно стать определённой реалией и законодательной нормой).
Считаем, что необходимо разработать специальную программу профилактики суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних: первичную - для всех детей и подростков, и вторичную - для подростков из группы риска и третичную - для уже совершивших попытку суицида. Отметим, что в нашем городе этим активно занимаются участники городских сообществ «Твоя территория». «Молодежная служба безопасности» и некоторые другие организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте / А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова. - Москва, 1978. - 168 с.
2. Амбрумова А.Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологии. - Москва : [б. и.], 1978. - С. 6-28.
3. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков / Е.М. Вроно. - Москва : Академ.Проект, 2001. - 40 с.
4. Кудинова С.В. Суицид в подростковой среде / С.В. Кудинова // Справочник классного руководителя. - 2016. - № 3. - С. 14-29.
5. Кудинова С.В. Работа с подростками, имеющими суицидальные намерения / С.В. Кудинова // Справочник классного руководителя. - 2016. - № 4. - С. 10-17.
6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Москва: Речь, 2009. - 209 с.
7. Нечипоренко В.В. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики / В.В. Нечипоренко, В.К. Шамрей. - Санкт-Петербург : Военно-медицинская Академия им. С.М. Кирова, 2007. - 528 с.
8. Попов Ю.В. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) / Ю.В. Попов, А.А. Пичиков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2011. - № 4. - С. 4-8.
REFERENCES
1. Ambrumova, A.G. and Zhezlova, L. Ya. (1978), Guidelines for the prevention of suicidal actions in childhood and adolescence, Moscow.
2. Ambrumova, A.G. and Tikhonenko, V.A. (1978), "Suicide as a phenomenon of socio-psychological maladjustment of the personality", Actual problems of suicidology, Moscow, pp. 6-28.
3. Vrono, E.M. (2001), Suicide Prevention. A guide for adolescents, Akadem.Proekt, Moscow.
4. Kudinova, S.V. (2016), "Suicide in adolescents", Handbook of the class teacher, No. 3, pp.
14-29.
5. Kudinova, S.V. (2016), "Working with adolescents with suicidal intent", Homeroom Teacher's Guide, No. 4, pp. 10-17.
6. Lichko, A.E. (2000), Psychopathies and character accentuations in adolescents, Speech, Moscow.
7. Nechiporenko, V.V. and Shamrey, V.K. (2007), Suicidology: issues of clinic, diagnosis and prevention, Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg.
8. Popov, Yu.V. and Pichikov, A.A. (2011), "Peculiarities of suicidal behavior in adolescents (literature review)", Review of Psychiatry and Medical Psychology. V.M. Bekhterev, No. 4, pp. 4--8.
Контактная информация: Denis [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.11.2021