Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ САМОСУДНЫХ РАСПРАВ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ САМОСУДНЫХ РАСПРАВ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
педагогика / практическая педагогика / педагогическое воздействие / криминальный самосуд / pedagogy / practical pedagogy / pedagogical influence / criminal lynching

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Михайлович Смирнов

Статья посвящена некоторым средствам и методам педагогического воздействия на субъектов самосудных расправ криминального характера в целях эффективной профилактики совершения ими данных общественно опасных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Михайлович Смирнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PREVENTING THE SPREAD OF LYNCHING CRIMINAL REPRISALS IN SOCIETY BY MEANS AND METHODS OF EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL INFLUENCE

The article is devoted to some means and methods of pedagogical influence on the subjects of lynching of a criminal nature in order to effectively prevent them from committing these socially dangerous acts.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ САМОСУДНЫХ РАСПРАВ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

УДК 37.014/37.034 ББК 74.92

DOI 10.24412/2414-3995-2021-2-336-338 © А.М. Смирнов, 2021

Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ САМОСУДНЫХ РАСПРАВ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Александр Михайлович Смирнов,

главный научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, доцент Международный юридический институт (127427, Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4)

E-mail: samnauka@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена некоторым средствам и методам педагогического воздействия на субъектов самосудных расправ криминального характера в целях эффективной профилактики совершения ими данных общественно опасных деяний. Ключевые слова: педагогика, практическая педагогика, педагогическое воздействие, криминальный самосуд.

ON THE ISSUE OF PREVENTING THE SPREAD OF LYNCHING CRIMINAL REPRISALS IN SOCIETY BY MEANS AND METHODS OF EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL INFLUENCE

Alexander M. Smirnov,

Chief Researcher SIC-2 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Professor of the Department of Criminal Law Disciplines, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor International Law Institute (127427, Moscow, ul. Kashenkin Lug, d. 4)

Abstract. The article is devoted to some means and methods of pedagogical influence on the subjects of lynching of a criminal nature in order to effectively prevent them from committing these socially dangerous acts.

Keywords: pedagogy, practical pedagogy, pedagogical influence, criminal lynching.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Смирнов А.М. К вопросу о профилактике распространения в обществе самосудных расправ криминального характера средствами и методами педагогического воздействия. Вестник экономической безопасности. 2021;(2):336-8.

Анализ практики противодействия правонарушениям в нашей стране указывает на то, что, несмотря на присвоение с давних времен государством себе права на насилие и обязанности по воздействию на правонарушителей, в российском обществе до сих пор существует практика самостоятельного реагирования граждан на причинителей вреда, особенно совершивших в отношении первых из них общественно опасные посягательства.

Наши исследования указывают на то, что 67% респондентов (п = 356 человек), принявших участие в проведенном нами опросе, готовы при возникновении на то острой необходимости самостоятельно учинить расправу над лицом, причинившим им какой-либо вред, применив для этого любые, даже преступные, необходимые в сложившейся ситуации средства и методы (доля лиц мужского пола,

готовых к этому составила 87%, женского пола -56%) [4].

Подобная практика является достаточно серьезной криминологической проблемой для нынешней России, поскольку подобные ситуации напрямую способствуют сохранению преступности на достаточно высоком уровне, занижают авторитетность правосудия. Имея нелегитимный характер данные самосуды девальвируют цивилизованность Российского государства [5].

Именно поэтому практика самосудных расправ криминального характера нуждается в своей профилактике всеми, необходимыми для этого средствами и методами. Иначе говоря, она должна иметь всеобъемлющий характер. В систему данных средств и методов, обладающих достаточной эффективностью, входят и средства и методы пе-

336

Вестник экономической безопасности

№ 2 /2021

дагогического воздействия на субъектов данных расправ.

Некоторые исследователи справедливо указывают на то обстоятельство, что эффективность противодействия любому негативному с социальной точки зрения поведению непосредственно зависит от уровня нравственного развития индивида, наличия советующего социально-психологического климата в социуме, наличествование у его членов социально одобряемых и поддерживаемых моральных ценностных ориентаций [3].

В рамках осуществления педагогического воздействия на потенциальных субъектов самочинных расправ преступного характера, и лиц, уже совершивших подобные расправы, для обеспечения ожидаемой результативности этого воздействия, считаем целесообразным большое внимание обращать к работе по вырабатыванию у каждого из этих субъектов умений по контролированию своей психо-эмоциональной сферы, компетенций по контролю над чувствами и их проявлению в возникающих ситуациях экстремального характера, вырабатыванию стойких установок о доминировании социально одобряемых способов реагирования на обидчиков; в случае возникновения конфликтных ситуаций обращении за оказанием содействия в их разрешении только в правоохранительные или иные специализированные государственные структуры.

Ожидаемых позитивных результатов в реализации данной деятельности можно ожидать в случае целенаправленного формирования негативного отношения к преступному и вообще противоправному образу жизни, чего можно добиться с помощью проведения содержательно ориентированных мероприятий, оказывающих воспитательно-профилактическое влияние на лиц, обучающихся в учреждениях образования; широкой популяризации в социуме с помощью средства Масс медиа специализированных программ, ориентирующих аудиторию на вредности и потому недопустимость использования аспектов криминальной субкультуры в построении межличностных отношений и разрешении возникших конфликтов.

Безусловно, добиться ожидаемых итогов в реализации рассматриваемого воздействия невозможно без приложения усилий по повышению уровня

правовой культуры, обладания правовыми знаниями и, в целом, сложившимся в результате исторического развития необходимым правосознанием. Причем необходимая правовая компетенция должна быть развита как у большинства граждан, так и у лиц, наделенных полномочиями законодательной инициативы, и, особенно, представителей органов исполнительной власти, занятых вопросами правоприменения для функционирования общества. Неоспоримым мнением некоторых ученых являются суждения о том, что уровень правовой культуры и знаний социума, выступает некой платформой для обеспечения правоспособности и, в целом, безопасности личности, гарантом его социальной защищенности [2]. Именно поэтому педагогическое воздействие в целях позитивизации активной гражданской позиции совершенно необходимо в сложившейся ситуации. Правовая гражданская активность напрямую обусловлена правовым воспитанием, юридической информированностью, характером просветительской деятельности и уровнем образования индивида. В этой связи итогом эффективного педагогического воздействия на личность должно стать хорошо развитая правовая культура личности, находящее свое проявление, прежде всего, в ее готовности подчиняться законам, устоявшимся правилам социального взаимодействия и развития [2].

С учетом изложенного в рамках осуществления адресного педагогического воздействия на потенциальных и реальных субъектов преступных саморасправ над причинителями вреда следует проводить работу по получению каждым представителем общества основного «багажа» правовых знаний. Значительную помощь в этом направлении могут оказать средства публичного доведения информации посредством подготовки и трансляции необходимых для этого познавательных программ. Нельзя здесь забывать и о таком достаточно эффективном средстве педагогического воздействия, как проведение соответствующих лекционных занятий в трудовых коллективах, а также среди учащихся учреждений образования.

Педагогическому воздействию в рамках рассматриваемой проблематики должны подвергаться не только обычные граждане и возможные потенциальные нарушители закона, но и, конечно же, пред-

№ 2/2021

Вестник экономической безопасности

337

ставители органов охраны правопорядка. Граждане вправе требовать и рассчитывать на квалифицированную профессиональную помощь со стороны служителей правопорядка в любой социально опасной ситуации.

Безусловно, важным обстоятельством здесь является вырабатывание и закрепление у служителей правопорядка мужественности в противостоянии криминалитету, непримиримости к социально пагубному образу жизни, вырабатывании у них готовности своевременно и адекватно противостоять преступникам, формирование отрицательного отношения к коллегам, не ценящим служебный долг и интересы службы. Кроме того, очищение правоохранительной системы от правонарушителей должно приобрести систематический характер со стороны государства и общества [1].

Литература

1. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 368 с.

2. Бошно С.В. Теория государства и права: учебник. 3-е изд. перераб. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. 408 с.

3. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М.: Политиздат, 1979. 303 с.

4. Смирнов А.М. Самосуд: понятие и признаки // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 3 (8). С. 120-123.

5. Смирнов А.М. Феномен правового нигилизма в российском обществе и готовность граждан к внесудебным способам разрешения криминальных конфликтов // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 143-146.

A.M. Столяренко

Педагогическая системология

Теория Методика

Исследования Практика

Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика. Учеб.-метод. пособие. Столяренко А.М. 319 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем.

В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системология - специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы.

В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.

Для исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков.

338

Вестник экономической безопасности

№ 2/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.