Научная статья на тему 'ДЕФЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ САМОСУДНЫХ РАСПРАВ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА'

ДЕФЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ САМОСУДНЫХ РАСПРАВ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / КРИМИНАЛЬНЫЙ САМОСУД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Александр Михайлович

Актуализируется проблема распространения в современном российском обществе самосудных расправ над причинителями вреда, осуществляемыми криминальными способами, средствами и методами. Отмечается, что среди многообразия факторов, детерминирующих распространенность данного негативного явления в нашей стране, особое место занимают дефекты педагогического воздействия на подрастающее поколение. Делается вывод о необходимости уделения особого внимания вопросу профилактики этого явления за счет совершенствования педагогического воздействия на несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFECTS OF PEDAGOGICAL INFLUENCE AS FACTORS DETERMINING THE SPREAD OF LYNCHING CRIMINAL REPRISALS IN SOCIETY

The article actualizes the problem of the spread in modern Russian society of lynching reprisals against the perpetrators of harm, carried out by criminal methods, means and methods. It is noted that among the variety of factors that determine the prevalence of this negative phenomenon in our country, defects in the pedagogical impact on the younger generation occupy a special place. It is concluded that it is necessary to pay special attention to the prevention of this phenomenon by improving the educational and pedagogical impact on minors.

Текст научной работы на тему «ДЕФЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ САМОСУДНЫХ РАСПРАВ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА»

УДК 37.014/.034 ББК 74.92

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-296-297 © А.М. Смирнов, 2021

Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

ДЕФЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ САМОСУДНЫХ РАСПРАВ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Александр Михайлович Смирнов,

главный научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, доцент Международный юридический институт (127427, Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Актуализируется проблема распространения в современном российском обществе самосудных расправ над при-чинителями вреда, осуществляемыми криминальными способами, средствами и методами. Отмечается, что среди многообразия факторов, детерминирующих распространенность данного негативного явления в нашей стране, особое место занимают дефекты педагогического воздействия на подрастающее поколение. Делается вывод о необходимости уделения особого внимания вопросу профилактики этого явления за счет совершенствования педагогического воздействия на несовершеннолетних.

Ключевые слова: педагогика, практическая педагогика, воспитание несовершеннолетних, семейное воспитание, семья, криминальный самосуд.

DEFECTS OF PEDAGOGICAL INFLUENCE AS FACTORS DETERMINING THE SPREAD OF LYNCHING CRIMINAL REPRISALS IN SOCIETY

Alexander M. Smirnov,

Chief Researcher SIC-2 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Professor of the Department of Criminal Law Disciplines, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor International Law Institute (127427, Moscow, ul. Kashenkin Lug, d. 4)

Abstract. The article actualizes the problem of the spread in modern Russian society of lynching reprisals against the perpetrators of harm, carried out by criminal methods, means and methods. It is noted that among the variety of factors that determine the prevalence of this negative phenomenon in our country, defects in the pedagogical impact on the younger generation occupy a special place. It is concluded that it is necessary to pay special attention to the prevention of this phenomenon by improving the educational and pedagogical impact on minors.

Keywords: pedagogy, practical pedagogy, education of minors, family education, family, criminal lynching.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Смирнов А.М. Дефекты педагогического воздействия как факторы, детерминирующие распространение в обществе самосудных расправ криминального характера. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):296-7.

Общественное бытие отличается многообразием общественных отношений, сформировавшихся и развивающихся в социуме. Участники данных отношений - люди, избирают различные способы взаимодействия в рамках данных отношений, с учетом уровня и характера своего развития (образовательного, нравственного, культурного и т.д.), обусловленного спецификой педагогического воздействия.

Зачастую характер такого взаимодействия не всегда соответствует общепризнанным в обществе правилам и традициям человеческого общежития, господствующим нормам морали и нравственности. Показателем такого несоответствия является разрешения возникающих в межличностном взаимодей-

ствии различного рода конфликтных ситуаций не посредством обращения за помощью в специализированные государственные и негосударственные органы, а также общественные организации, а самостоятельно, т.е. учиняя самосуд над источником этих конфликтных ситуаций (человеком), используя для этого непопулярные криминальные способы, средства и методы.

Согласно результатов отдельных исследований, предрасположенность к самостоятельному разрешению конфликтных ситуаций посредством криминального самосуда достаточно распространена в российском обществе. Например, результаты опроса, проведенного отечественными криминологами,

296

Вестник экономической безопасности

№ 1 /2021

среди граждан в четырех городах России (Москва, Волгоград, Воронеж, Владивосток), показывают, что от 9% до 34% респондентов заявляли, что лично допустили бы физическую расправу с лицом, допустивших в их отношении преступное посягательство [2]. По сведениям, озвученным в средствах массовой информации, значительная часть (75%) российских граждан готова совершить самосуд над причинителями вреда, то есть умышленно нарушить закон ради защиты себя или своей семьи [1]. По нашим данным 67% опрошенных респондентов (п = 356 человек) потенциально готовы самолично расправиться с причинителем вреда любыми возможными способами и средствами (среди мужчин этот показатель равен 87%, женщин - 56%) [3].

Наше исследование показало, что среди дефектов педагогического воздействия, выступающих одними из детерминант распространения в российском обществе криминальных самосудов, одними из главных можно назвать кризис института семьи, особенности субкультуры подростковой среды, а также распространенность в обществе криминальной субкультуры, которые негативно влияют на несовершеннолетних, формируя в их сознании убежденность в самостоятельном разрешении межличностных конфликтов любыми способами.

Отмечаемый многими представителями педагогической науки кризис института современной российской семьи обусловил распространение в России беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в силу того, что родители или лица, их замещающие, в силу большой загруженности на работе, необходимости воспитания и содержания детей в одиночку (неполные семьи) и т.п., все меньше стали уделять необходимое внимание своим детям. Как следствие, отсутствие нормального педагогического воздействия на несовершеннолетних членами их семей привело к тому, что подрастающее поколение, в основном, стали «воспитывать» улица и Интернет. Это явление для современной российской действительности имеет, к сожалению, масштабный характер.

Необходимо отметить, что «законы улицы» и криминальная субкультура диалектически взаимосвязаны между собой. Согласно этим законам любую конфликтную ситуацию необходимо разрешать самостоятельно, поскольку обращение за помощью к

иным лицам неприемлемо и способствует снижению авторитета в референтной группе представителей, например, несовершеннолетних (подростков), проживающих в одном дворе, на одной улице или в одном районе. Интернет же в России, несмотря на работу соответствующих контролирующих органов, пока еще представляет собой медийное пространство, достаточно свободное от цензуры.

В процессе социализации и взросления несовершеннолетних и молодежи данный запрет модифицируется в психологическую установку нежелательности обращения к представителям специализированных государственных учреждений и органов за помощью в разрешении конфликтных ситуаций, и нахождение выхода из них самостоятельно посредством различных, в том числе криминальных способов [4].

С учетом изложенного считаем целесообразных педагогическим коллективам образовательных организаций оказывать необходимую педагогическую помощь и поддержку семье в педагогическом воздействии на несовершеннолетних, а также самим принимать соответствующие меры по «ограждению» несовершеннолетних от негативного влияния улицы и Интернета, воспитывая в них законопослушных граждан с высоким уровнем правовой культуры и нравственности, исключающих использование такого архаичного и социально опасного способа разрешения конфликтных ситуаций как криминальный самосуд над причинителем вреда.

Литература

1. Дискуссия в российском обществе: как остановить самосуд и не бросить тех, кто ждет справедливости // URL: http://www.1tv.ru/news/ social/216619, (дата обращения 21.05.2020).

2. Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 1008 с.

3. Смирнов А.М. Самосуд: понятие и признаки // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 3 (8). С. 120-123.

4. Смирнов А.М. Феномен правового нигилизма в российском обществе и готовность граждан к внесудебным способам разрешения криминальных конфликтов // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 143-146.

№ 1 /2021

Вестник экономической безопасности

297

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.