УДК 343.8, ББК 67.408
DOI 10.24411/2312-0444-2020-10015
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КРИМИНАЛЬНЫХ САМОСУДНЫХ РАСПРАВ
Александр Михайлович СМИРНОВ,
главный научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: samnauka@mail.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье излагается в обобщенном виде историческая обусловленность распространения в российском обществе такого негативного социального явления, как самосудные расправы над причините-лями вреда, осуществляемые криминальными способами. Исследование показало, что подобные саморасправы имели место в социальной практике в периоды исторического развития Российского государства и общества — от Древней Руси до современности.
Ключевые слова: самосуд, криминальный самосуд, безопасность общества.
Исследование практики криминальных самосудов в России позволяет сделать вывод о том, что они использовались в системе социальных взаимоотношений практически во всех периодах исторического развития Российского государства и общества — от Древней Руси до современности.
Самочинные расправы были характерны для жителей окраин России во времена Российской империи (например, в Сибири), где влияние центральной государственной власти было ослаблено. Самовольная расправа над ворами (особенно конокрадами) и поджигателями, а также самосуд на почве суеверия был нормой для жителей российских деревень. Посредством дуэлей в армии и на флоте предпочитало решать свои проблемы и светское общество.
Именно поэтому криминальный самосуд в России имеет глубокие исторически «корни». Он получил широкое распространение в догосу-дарственный период развития общества, когда сильного государства как такового еще не было, а потребность в обеспечении личной безопасности и безопасности своих сородичей существо-
Annotation. The article sets out in a generalized form the historical conditionality of the spread in Russian society of such a negative social phenomenon as self-executing punishments of harm-perpetrators carried out by criminal methods. The study showed that such self-incrimination took place in social practice during the periods of historical development of the Russian state and society — from Ancient Russia to the present.
Keywords: lynching (mob rule), criminal lynching, public safety.
вала. Укрепившись в системе общественных отношений, криминальный самосуд стал обыденным и весьма популярным способом разрешения социальных конфликтов, в силу этого он сохранил свои позиции в социальной практике и во время возникновения и развития государства. При этом он был популярен среди всех слоев населения: от крестьянского сословия до знати.
Наше исследование показало, что защита прав и свобод личности при помощи рассматриваемых форм активнее осуществлялась в периоды изменений государственного устройства и политического режима, во время глобальных и продолжительных реформ, коренным образом меняющих жизнь общества. Для таких периодов, с одной стороны, было свойственно ослабление государственного контролирования и регулирования общественных процессов, что приводило к нарушению социальной стабильности, развитию в обществе анархии, безнаказанности и социальной напряженности, с другой — обеспечение безопасности личности при помощи органов правопорядка становилось весьма сложной задачей.
№ 1/2020
Наиболее широкое распространение в России самосуд получил после Февральской революции 1917 г., когда полиция была ликвидирована, милиция еще полностью не была сформирована и в связи с этим не могла справляться с ростом преступности.
В советский период развития российской государственности с самосудом стали бороться уголовно-правовыми методами, что обусловило сведение в большей степени «на нет» случаев его совершения. Исключение составлял только Кавказ с глубоко укоренившимся в менталитете населяющих его этнических групп обычая кровной мести. Но и там умелое применение уголовного законодательства и воспитательных мер со стороны представителей правящей партии позволяло контролировать случаи самочинных расправ на почве этнокультурных традиций1.
В любом случае, по мнению М. Веллера, в истории человечества общество оправдывало тех людей, которые применяли самосуд в отношении причинителей вреда им или их семьям. Постоять за себя должен был уметь каждый, потому что к каждому полицейского не приставишь2.
Как показывает историческая практика, самосуд — в определенной степени признак надвигающегося народного бунта или революции. И это повод, чтобы задуматься, поскольку в современной России данное негативное явление достаточно распространено.
Согласно результатам опросов, проведенных отечественными криминологами, среди граждан в четырех городах России (Москва, Волгоград, Воронеж, Владивосток) от 9% до 34% респондентов заявляли, что лично допустили бы физическую расправу с преступником3.
По сведениям, озвученным в средствах массовой информации, значительная часть (75%) российских граждан готова совершить самосуд над причинителями вреда, т.е. умышленно нарушить закон ради защиты себя или своей семьи4.
По нашим данным, 67% опрошенных респондентов (п = 356 человек) потенциально го-
товы самолично расправиться с причинителем вреда любыми возможными способами и средствами (среди мужчин этот показатель равен 87%, среди женщин — 56%).
Самосудная социальная активность в периоды развития государства согласуется с теорией аномии, разработанной Э. Дюркгеймом, согласно которой девиантное поведение в обществе, обусловленное снижением (утратой) сдерживающих императивов поведения его представителей, искажением и вступлением в противоречие ценностно-нормативных ориентаций и предписаний, характерно для периодов социальных кризисов, дезорганизующих общественное бытие.
Развивая идеи Э. Дюркгейма, Р.К. Мертон справедливо указывал, что этим временным этапам свойственна повышенная бунтарская активность масс5, которая одним из способов своего выражения использует самосудные расправы над причнителями вреда.
Как отмечают многие политологи, социологи и общественные деятели6, именно в таком состоянии, вероятно, находится современное Российское государство и общество.
1 Смирнов А.М. Народное правосудие в России. М.: Юрлитинформ, 2014.
2 К барьеру!: телепередача на телевизионном канале НТВ. 2008. 165-й вып.
3 Криминология: Учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 202.
4 Дискуссия в российском обществе: как остановить самосуд и не бросить тех, кто ждет справедливости // URL: http://www.1tv.ru/news/social/216619 (Дата обращения: 21.01.2020)
5 Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М., 1966. C. 299—313.
6 См. напр.: Будущее и настоящее России в зеркале синергетики. 2-е изд. исправ. и доп. / Под ред. Г.Г. Ма-линецкого. М., 2011;
Ильин В.Н. Манифест русской цивилизации. М., 2009; Кара-Мурза С.Г. Аномия в России: причины и проявления. М., 2013; и др.
№ 1/2020