Научная статья на тему 'К вопросу о профилактике поджогов'

К вопросу о профилактике поджогов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
519
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профилактике поджогов»

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДЖОГОВ

И.В. Голякова, начальник факультета, к.ю.н., доцент,

Е.Ю. Горошко, доцент, к.ю.н.

Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь, г. Минск

Современные тенденции развития Республики Беларусь требуют адекватного реагирования на любое правонарушение органами уголовного преследования и судом. В этой связи важнейшим правовым средством для достижения цели защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств является закон и, в частности, те его положения, которые обеспечивают не только своевременное реагирование на факты противоправных деяний, всестороннее и полное установление обстоятельств их совершения, но и деятельность по применению комплекса профилактических мер.

В Законе Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» четко определены основы государственной политики в области профилактики правонарушений и закрепляются формы участия, права и обязанности государственных и иных органов, юридических и физических лиц, в процессе осуществления вышеобозначенной деятельности.

Для того чтобы осуществлять профилактическую деятельность по предупреждению поджогов, необходимо в первую очередь определить возможные формы профилактических мероприятий.

Целесообразно осуществляться профилактику в общей и индивидуальной форме. Общая профилактика преступлений - изучение, выявление, устранение и предупреждение причин совершения преступлений и условий, им способствующих, в масштабах государства, отдельной организации, воинской части, а также выявление и учет лиц с устойчивым противоправным поведением и недопущение противоправных действий (бездействия) с их стороны.

Индивидуальная профилактика преступлений - осуществление деятельности по профилактике преступлений в отношении лиц с устойчивым противоправным поведением, а также выявление и учет лиц с недостатками умственного, психического развития, если их действия носят общественно опасный характер, а также в целях недопущения использования таких действий иными лицами для совершения преступления.

К мерам общей профилактики правонарушений относятся:

- разработка и утверждение региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и проведение профилактических мероприятий;

- правовое просвещение граждан;

- внесение представлений, вынесение предписаний.

В целях предупреждения преступлений, устранения причин, обусловливающих конкретные виды преступлений, в качестве мер общей профилактики могут использоваться иные меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

К иным мерам общей профилактики правонарушений относятся:

- информирование о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях;

- организация проведения опросов общественного мнения о деятельности субъектов профилактики правонарушений и освещения их результатов в государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений;

- обеспечение стимулирования граждан за представление достоверной информации о подготавливаемых или совершенных правонарушениях;

- проведение криминологической экспертизы проектов правовых актов и правовых актов в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;

- другие меры, предусмотренные законодательными актами.

К мерам индивидуальной профилактики преступлений относятся:

- профилактическая беседа;

- официальное предупреждение;

- профилактический учет;

- защитное предписание;

- иные меры, предусмотренные законодательными актами [1].

При выборе правовых средств противодействия поджогам необходимо учитывать, что большинство пожаров возникает в условиях неочевидности, проявляясь как результат неосторожных действий или преступной халатности определенных лиц, поджога, под неконтролируемым воздействием сил природы. Среди этих причин поджоги занимают незначительное место. Как свидетельствует практика, они совершаются чаще всего на почве неприязненных отношений, ревности, мести. Тем не менее, в стране ежегодно выявляются неединичные факты совершения поджогов с целью сокрытия других преступлений (убийств, растрат и хищений, присвоения чужого имущества), реализации угроз при вымогательстве (рэкете) для устрашения не только конкретных потерпевших, но и потенциальных жертв.

Удельный вес поджогов в структуре пожаров в Республике Беларусь за двенадцать последних лет имеет относительно стабильную устойчивость (7-10 %), колебания в цифровом эквиваленте от падения до роста незначительные: 2001 год - 628; 2002 год - 845; 2003 год - 1032; 2004 год - 1103; 2005 год - 1168; 2006 год -1086; 2007 год - 1155, 2008 год - 917, 2009 год - 987, 2010 год -755, 2011 год - 677, 2012 год- 505, 2013 год - 513 [2].

Анализ отечественного и обзор зарубежного законодательства по противодействию поджогам, научной литературы и материалов практики в данной области, свидетельствует о наличии ряда не решенных вопросов, непосредственно влияющих на эффективность правовых механизмов профилактики пожаров по причине поджогов. В последние годы ученые-криминологи на постсоветском пространстве, в том числе в Беларуси, России и Украине, стали меньше внимания уделять проблеме противодействия поджогам, фактически специально не анализируются данные составы преступлений в новых учебниках по криминологии. Аналогично вышеозначенной, наблюдается ситуация у процессуалистов и криминалистов, которыми давно не исследовались

особенности расследования поджогов, а последняя кандидатская диссертация на эту тему защищена в Республике Беларусь И.В. Данько пятнадцать лет назад [3]. Сегодня в Республике Беларусь нет ни одного монографического исследования, которое бы в полном объеме освещало механизм уголовного преследования по делам о поджогах, тем более профилактики данного антисоциального действия. При том, что поджог - вне всяких сомнений, самая социально опасная причина пожара.

Список использованной литературы

1. Закон Республики Беларусь об основах деятельности по профилактике правонарушений, 4 января 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?gшd=12551&p0=Ш 1400122&p 1=1 &p5=0/ - Дата доступа: 24.03.2015.

2. Голякова И.В., Горошко Е.Ю. Правовые средства противодействия поджогам/ И.В. Голякова, Е.Ю. Горошко// Юстиция Беларуси. - 2015. - № 2. - С. 61-64.

3. Данько И.В. Правовые и организационные основы производства по уголовным делам об умышленных уничтожениях либо повреждениях имущества путем поджога: дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.09 / И.В. Данько. - Минск, 2000. -110 с.

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ ВЬЕТНАМА

До Тхань Тунг, адъюнкт, Академия ГПС МЧС России, г. Москва

Развитие экономики Вьетнама сопровождается ростом потребности в электроэнергии. Существующая ежегодная потребность в электроэнергии составляет 25-26 тыс. МВт и возрастает каждый год на 10-15 %. Поэтому быстро строятся гидроэлектростанции, атомные электростанции и тепловые станции на угле и газе. Тепловые электростанции (ТЭС) составляют 50 % от общего числа электростанций.

В последние годы во Вьетнаме произошло много крупных пожаров на объектах энергетики (в том числе и в машинных залах (МЗ) ТЭС), приведших к гибели людей и причинивших большой материальный ущерб.

Статистика пожаров на энергообъектах во Вьетнаме за 2003-2012 гг. представлена в таблице [1].

В МЗ, особенно в летний период, когда температура окружающей среды в Вьетнаме достигает 37-42 °С, причиной пожаров может являться высокая температура турбинных агрегатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.