Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в обучении населения безопасной жизнедеятельности'

Использование информационных технологий в обучении населения безопасной жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Голякова И.В., Кулик А.Н., Горошко Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в обучении населения безопасной жизнедеятельности»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.В. Голякова, начальник факультета, к.ю.н., доцент,

А.Н. Кулик, старший методист, Е.Ю. Горошко, доцент, к.ю.н., Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь, г. Минск

Одной из основных задач, стоящей перед органами государственного пожарного надзора МЧС Республики Беларусь, является проведение противопожарной пропаганды и участие в обучении населения и работников организаций правилам безопасной жизнедеятельности.

Противопожарная пропаганда предусматривает решение таких задач, как:

- воспитание у населения чувства ответственности за сохранение человеческих жизней, материальных и духовных ценностей, окружающей среды от пожаров и других чрезвычайных ситуаций;

- воспитание грамотного, с точки зрения обеспечения пожарной безопасности, отношения к предметам и явлениям окружающего мира;

- информирование населения о случаях пожаров и их последствиях, о мерах по предотвращению пожаров и правильных действий в случае их возникновения.

Работа с подрастающим поколением - одно из приоритетных направлений деятельности профилактики.

Проведение традиционных лекций, семинаров и других видов занятий не всегда позволяет заинтересовать подростков процессом обучения. В настоящее время только использование современных информационных технологий способствует вовлечению подростков в обучающий процесс полностью. Интенсивное развитие современных технологий в различных отраслях знаний в настоящее время является основой реализации инновационных решений в сфере образования. Использование современных информационных и телекоммуникационных технологий для автоматизированного обучения является перспективным направлением в системе обучения населения. Применение компьютерных программ позволяет создавать эффективные средства обучения населения с наименьшими трудозатратами, тем самым снижая стоимость обучения.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности, посредствам автоматизирования процесса обучения, является приоритетным направлением в деятельности Командно-инженерного института.

Так в Командно-инженерном институте было разработано программное обеспечение для обучения взаимодействию населения с диспетчерами аварийно-спасательных служб в чрезвычайных ситуациях (рис. 1).

Интерфейс обучающей программы на русском языке. Программное обеспечение работает в двух режимах: информационном и контрольном. В информационном режиме обучающийся знакомится со службой МЧС (история

становления службы МЧС, информация о мерах по предотвращению пожаров и правильных действиях в случае их возникновения), работой диспетчеров, правилами вызова службы спасения, а также об ответственности лиц за ложный вызов спецслужб (рис. 2).

Рис. 1. Обучающая программа «Вызов службы спасения»

В контрольном режиме обучающемуся в зависимости от выбранной ситуации (рис. 3) предстоит вызвать спецслужбу 101, передать необходимую информацию диспетчерам, а также прослушать информацию о необходимых действиях до прибытия спецслужб.

Рис. 2. Информационный режим

Одной из ключевых подсистем программы является подсистема распознавания речи, которая используется в качестве вспомогательной системы для определения ответа пользователя с целью повышения реалистичности происходящего. При этом система распознавания голоса произведет проверку на соответствие входной информации доступным вариантам выбора, и, в случае

совпадения с ошибкой не выше заданной, автоматически осуществит условный переход. Пользователь также может осуществлять ввод информации в обучающую программу путем выбора вариантов ответа на экране (рис. 3).

Программное обеспечение является способом повышения уровня безопасности населения в повседневной жизнедеятельности. Внедрение программного обеспечения поспособствует повышению оперативности реагирования при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Позволит сократить время необходимое для получения сообщения от граждан и организаций для принятия экстренных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, недопущению перерастания локальных чрезвычайных ситуаций в чрезвычайные ситуации большего масштаба.

Рис. 3. Контрольный режим. Выбор ситуации

Программное обеспечение «Вызов службы спасения» разработан в ГУО «Командно-инженерный институт» МЧС Республики Беларусь в рамках выполнения государственной научно-технической программы «Разработка и внедрение средств и технологий для развития Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» («Защита от чрезвычайных ситуаций») на 2011-2015 гг. задание 14 «Разработать и внедрить программное обеспечение для обучения взаимодействию населения с диспетчерами аварийно-спасательных служб в чрезвычайных ситуациях» (2012-2013 гг.). Обучающая программа реализована в Инновационно-образовательном центре безопасности МЧС Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.