О. В. Домнина,
старший преподаватель кафедры правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики, соискатель кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии
БО!:
O. V. Domnina,
The applicant of the Department of Theory of State and Law of the Saratov State Law Academy k_tgp@sgap.ru
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация: в статье привлекается внимание читателя к вопросам профессионализма и правовой культуры сотрудников правоохранительных органов. Анализируются основные направления повышения профессионализма и уровня правовой П культуры субъектов правоохранительной деятельности. Раскрываются проблемы
%
правового нигилизма в качестве искаженной формы профессионального правосознания и его влияния на эффективность механизма реализации правоохранительной
< функции государства. СП
О Ключевые слова: функции государства, правоохранительная деятельность
® государства, профессиональная правовая культура, формы и механизм реализации правоохранительной функции государства.
§ ON THE ISSUE OF PROFESSIONAL LEGAL CULTURE
^ IN THE CONTEXT OF THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING
§ THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF THE STATE
I
Abstract: the article draws the reader's attention to the issues of professionalism and oS legal culture of law enforcement officers. The main directions of increasing professionalism O
and the level of legal culture of law enforcement entities are analyzed. The problems of g legal nihilism as a distorted form of professional legal awareness and its influence on the С effectiveness of the mechanism for implementing the law enforcement function of the state are revealed.
214 Keywords: functions of the state, law enforcement activity of the state, professional legal - culture, forms and mechanism ofimplementation ofthe law enforcement function ofthe state.
«V
® Проблема повышения профессионализма и правовой
^ культуры правоохранительных кадров в условиях современной социально-правовой действительности стоит достаточно остро. Вместе с тем данный вопрос включает в себя два относительно самостоятельных аспекта, которые, очевидно, требуют разработки соответствующих подходов и комплексов мероприятий по их разрешению.
Следует отметить, что профессионализм и правовая культура являются хотя и относительно самостоятельными характеристиками сотрудника правоохранительных органов, но одновременно и диалектически связаны между собой ввиду специфики их профессиональной деятельности.
Если речь идет о профессионализме как совокупности способностей конкретного сотрудника выполнять поставленные перед ним задачи, то, как нам представляется, решение данной проблемы требует принятия следующего комплекса мероприятий:
■ развитие профильного образования и системы государственных §
заказов (контрактов) на обучение специалистов конкретного профиля, |
привлечение правоохранительных структур к мероприятиям по оценке ¡3
профильного образования и корректировке учебных планов (про- 3
грамм) исходя из потребностей современной правоохранительной |
практики. «Только с помощью профессионального обучения сотруд- |
ников, формирования современного правосознания возможно выйти |
на новый уровень правоохранительной деятельности» [1, с. 173]. Ц
Подготовка множества невостребованных специалистов общего про- | §
филя, не обладающих достаточными и необходимыми знаниями в об- Ц §
« 2 ласти осуществления правоохранительной деятельности, не решает ^ ^
кадровой задачи. Следует отметить, что в настоящее время проблема | §
наличия множества учебных заведений, выпускающих огромное .§ ^
количество специалистов гуманитарного профиля, стала объектом 2 |
внимания соответствующих государственных структур, но, как нам | |
представляется, еще окончательно не разрешена; § ?
■ разработка и законодательное закрепление требований к кан- §, дидатам на должности в правоохранительные органы и организации | Ц (гражданство РФ, отсутствие судимости, минимальный возраст, об- ^ § разование, стаж работы и т.д.), обеспечение полной и всесторонней ^ проверки соответствия кандидатов данным требованиям, реализация ? конкурсного отбора при приеме на службу. Причем желательно, чтобы 3 3 проверку проводили неаффилированные с данной правоохранительной структурой организации. Сейчас же в большинстве случаев реше- 215 ние вопроса о трудоустройстве в правоохранительные органы сводится о
к одобрению кандидатуры соответствующим должностным лицом, и без фактического проведения проверки либо с фиктивным ее про- 'о ведением. Не удивительно, что после совершения уже действующим | сотрудником правоохранительного органа должностного правонару- щ шения выясняются дополнительные обстоятельства его «прошлой» жизни и, порой, связь с криминальной деятельностью. Представляется оправданным в данном случае применение опыта проверки кандида-
тов на должность судьи, которая осуществляется относительно независимой структурой. Обязательным условием назначения кандидата на должность судьи является наличие положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего уровня;
■ введение механизма стратегического кадрового планирования с методиками оптимизации численности по отдельным должностям, формирования резерва, передвижения и ротации кадров, применения категории «служебно-личностный рейтинг» и многоуровневой системы профессиональной адаптации [2, с. 22];
■ введение обязательной периодической аттестации сотрудников правоохранительных органов на знание действующего законодательства и ведомственных инструкций и проведение указанной аттестации независимыми структурами;
■ обеспечение реального прохождения сотрудниками правоох-„о ранительных органов повышения квалификации. «При общем повысь шении образовательного уровня граждан профессиональные умения
и навыки сотрудников основных служб еще далеки от требований а современности» [1, с. 170];
§ ■ организация семинаров и совещаний (в том числе межведом-§ ственных) по рассмотрению практических ситуаций и выработке 2 примерного плана действий сотрудников правоохранительных органов ^ при их наступлении;
— ■ обеспечение оптимального режима осуществления правоохра-§ нительной деятельности.
^ Вместе с тем высокий уровень профессионализма не следует § отождествлять с правовой культурой, которая связана, прежде всего, ^ с правовым воспитанием сотрудников правоохранительных органов.
В целях обеспечения надлежащего уровня правой культуры следует о обратить внимание на необходимость ориентации профильного об-^ разования не только на получение специальных знаний, но и на пра-С вовое воспитание будущих сотрудников, развитие у них стойких морально-этических принципов осуществления профессиональной 216 деятельности. В современной России в условиях провозглашения ^ курса на построение гражданского общества сотруднику правоохра-(V нительных органов необходима не только высокая профессиональная ® компетентность, но и готовность противостоять влиянию факторов ^ профессиональной психологической деформации, тщательно продумывать форму своих действий, предвидеть социально-нравственные последствия собственных поступков, оберегать авторитет государственной власти, содействовать росту престижа правоохранительных структур [3, с. 3-4].
Немаловажную роль играет порядок взаимодействия и манера общения внутри самой правоохранительной системы. Важное значение в данном вопросе приобретает фигура руководителя, который, как нам представляется, задает вектор не только в плане развития делового общения между сотрудниками соответствующего подразделения, но и в отношении к выполняемым обязанностям, к охране прав и законных интересов граждан в целом. «От руководителей требуется активное, добросовестное выполнение своих служебных обязанностей, творческое, инициативное отношение к порученному делу. Новый облик правоохранительных органов предполагает из- § менение организационных, кадровых, воспитательных принципов | деятельности, что заставляет искать новые подходы к руководству ¡3 коллективами, развивать управленческий ресурс руководящих кадров 3 правоохранительных органов Российской Федерации» [4, с. 20]. |
На наш взгляд, следовало бы разработать межотраслевой кодекс 2 этики, регламентирующий порядок взаимоотношений между со- | трудниками правоохранительных органов и общения с гражданами. Ц Следует отметить, что в настоящее время такие правила, конечно, | § существуют. Однако на практике проявляется стойкое нежелание со- § трудников их исполнять. В качестве примера можно привести посто- § °
"О ^
янные нарушения сотрудниками ГИБДД положений соответствующих § § регламентов по обращению к водителям при остановке транспортного § ^ средства, общению с ними. Подобное поведение как раз свидетель- 2 | ствует о низком уровне правовой культуры таких сотрудников. | |
Правовой нигилизм как одна из форм деформации правосознания § ?
|
получил свое широкое распространение не только в современном российском гражданском обществе, но и в системе правоохранитель- | 3 ных органов. Неуважение к правам и законным интересам граждан, I § которые, по сути, являются объектом правоохраны, существенно под- 4 рывает и без того невысокий авторитет правоохранительных структур § ? и провоцирует дальнейшее распространение массовых форм деформа- 3 3 ции правосознания. Возникающая в процессе правового реформирования проблема отношения граждан к правоохранительной системе, 217 бесспорно, связана с уровнем правовой грамотности общества.
В свою очередь, проблема «правовой зрелости» людей всегда яв- и
лялась важнейшим аспектом правоохранительной деятельности госу- О
дарства, а учитывая, что сегодняшнее поколение является свидетелем |2|
кардинальной смены ценностей и ориентиров правовой жизни, данный щ аспект приобретает особое значение. В этих условиях представляется необходимым по-новому взглянуть на «процесс, закладывающий ценностные установки и ориентиры в правовом сознании российских
граждан» [5, с. 272]. Конечно, проблема правового воспитания гораздо сложнее и требует для своего разрешения достаточно длительного периода времени, но это обстоятельство должно выступать только побудительным началом наиболее оперативной разработки основных подходов обеспечения повышения правовой культуры в системе правоохранительных органов.
Представляется, что обоснованным при приеме кандидата на должность сотрудника правоохранительного органа выступает оценка уровня личной правовой культуры кандидата при помощи современных методов тестирования. Конкурсный отбор кандидатов с применением специально разработанной системы оценок личных качеств потенциальных сотрудников, проводимый экспертами, с одной стороны, обеспечит равные условия реализации возможности на трудоустройство, с другой, поможет решить проблему профессионализма „о кадров, надлежащего уровня их правовой культуры и психологической го устойчивости. В связи с этим представляется вполне оправданным использование при приеме на службу в правоохранительные органы
218
полиграфа. Такая практика уже получила достаточно широкое распространение, например при приеме на службу в органы прокуратуры.
аз
2 Список литературы:
1. Синюков, В.Н. Реформа профессиональной подготовки в МВД ^ в контексте модернизации правоохранительной системы / В.Н. Синюков // 2 Правовая политика и правовая жизнь. - 2010. - № 1 (38). - С. 169-174. ¡5 2. Занина, Т.М. О разработке комплекса мер по формированию высоко-
квалифицированного кадрового состава правоохранительной службы в со-О временных условиях / Т.М. Занина // Административное право и процесс. ^ - 2011. - № 7. - С. 20-22.
3. Стригуненко, Ю.В. Профессиональная деформация личности со-§ трудника милиции как угроза правовому порядку в современном российском
обществе: автореф. дис... канд. соц. наук / Ю.В. Стригуненко. - Краснодар, [i 2010. - 26 с.
4. Строков, Р.Р. Критерии и показатели исследования стиля руководства начальников подразделений правоохранительных органов Российской Федерации в зависимости от их психодинамических свойств личности / Р. Р. Строков // Юридическая психология. - 2011. - № 1. - С. 20-23.
CV 5. Кузнецов, А. И. Проблемы формирования социокультурного ста-
туса органов внутренних дел в современном российском менталитете / А.И. Кузнецов // Общество и право. - 2010. - № 2. - С. 272-277.