Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной правовой культуре в контексте механизма реализации правоохранительной функции государства'

К вопросу о профессиональной правовой культуре в контексте механизма реализации правоохранительной функции государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
функции государства / правоохранительная деятельность государства / профессиональная правовая культура / формы и механизм реализации правоохранительной функции государства / functions of the state / law enforcement activity of the state / professional legal culture / forms and mechanism of implementation of the law enforcement function of the state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Домнина О.В.

в статье привлекается внимание читателя к вопросам профессионализма и правовой культуры сотрудников правоохранительных органов. Анализируются основные направления повышения профессионализма и уровня правовой культуры субъектов правоохранительной деятельности. Раскрываются проблемы правового нигилизма в качестве искаженной формы профессионального правосознания и его влияния на эффективность механизма реализации правоохранительной функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of professional legal culture in the context of the mechanism for implementing the law enforcement function of the State

the article draws the reader’s attention to the issues of professionalism and legal culture of law enforcement officers. The main directions of increasing professionalism and the level of legal culture of law enforcement entities are analyzed. The problems of legal nihilism as a distorted form of professional legal awareness and its influence on the effectiveness of the mechanism for implementing the law enforcement function of the state are revealed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной правовой культуре в контексте механизма реализации правоохранительной функции государства»

О. В. Домнина,

старший преподаватель кафедры правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики, соискатель кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии

БО!:

O. V. Domnina,

The applicant of the Department of Theory of State and Law of the Saratov State Law Academy k_tgp@sgap.ru

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация: в статье привлекается внимание читателя к вопросам профессионализма и правовой культуры сотрудников правоохранительных органов. Анализируются основные направления повышения профессионализма и уровня правовой П культуры субъектов правоохранительной деятельности. Раскрываются проблемы

%

правового нигилизма в качестве искаженной формы профессионального правосознания и его влияния на эффективность механизма реализации правоохранительной

< функции государства. СП

О Ключевые слова: функции государства, правоохранительная деятельность

® государства, профессиональная правовая культура, формы и механизм реализации правоохранительной функции государства.

§ ON THE ISSUE OF PROFESSIONAL LEGAL CULTURE

^ IN THE CONTEXT OF THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING

§ THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF THE STATE

I

Abstract: the article draws the reader's attention to the issues of professionalism and oS legal culture of law enforcement officers. The main directions of increasing professionalism O

and the level of legal culture of law enforcement entities are analyzed. The problems of g legal nihilism as a distorted form of professional legal awareness and its influence on the С effectiveness of the mechanism for implementing the law enforcement function of the state are revealed.

214 Keywords: functions of the state, law enforcement activity of the state, professional legal - culture, forms and mechanism ofimplementation ofthe law enforcement function ofthe state.

«V

® Проблема повышения профессионализма и правовой

^ культуры правоохранительных кадров в условиях современной социально-правовой действительности стоит достаточно остро. Вместе с тем данный вопрос включает в себя два относительно самостоятельных аспекта, которые, очевидно, требуют разработки соответствующих подходов и комплексов мероприятий по их разрешению.

Следует отметить, что профессионализм и правовая культура являются хотя и относительно самостоятельными характеристиками сотрудника правоохранительных органов, но одновременно и диалектически связаны между собой ввиду специфики их профессиональной деятельности.

Если речь идет о профессионализме как совокупности способностей конкретного сотрудника выполнять поставленные перед ним задачи, то, как нам представляется, решение данной проблемы требует принятия следующего комплекса мероприятий:

■ развитие профильного образования и системы государственных §

заказов (контрактов) на обучение специалистов конкретного профиля, |

привлечение правоохранительных структур к мероприятиям по оценке ¡3

профильного образования и корректировке учебных планов (про- 3

грамм) исходя из потребностей современной правоохранительной |

практики. «Только с помощью профессионального обучения сотруд- |

ников, формирования современного правосознания возможно выйти |

на новый уровень правоохранительной деятельности» [1, с. 173]. Ц

Подготовка множества невостребованных специалистов общего про- | §

филя, не обладающих достаточными и необходимыми знаниями в об- Ц §

« 2 ласти осуществления правоохранительной деятельности, не решает ^ ^

кадровой задачи. Следует отметить, что в настоящее время проблема | §

наличия множества учебных заведений, выпускающих огромное .§ ^

количество специалистов гуманитарного профиля, стала объектом 2 |

внимания соответствующих государственных структур, но, как нам | |

представляется, еще окончательно не разрешена; § ?

■ разработка и законодательное закрепление требований к кан- §, дидатам на должности в правоохранительные органы и организации | Ц (гражданство РФ, отсутствие судимости, минимальный возраст, об- ^ § разование, стаж работы и т.д.), обеспечение полной и всесторонней ^ проверки соответствия кандидатов данным требованиям, реализация ? конкурсного отбора при приеме на службу. Причем желательно, чтобы 3 3 проверку проводили неаффилированные с данной правоохранительной структурой организации. Сейчас же в большинстве случаев реше- 215 ние вопроса о трудоустройстве в правоохранительные органы сводится о

к одобрению кандидатуры соответствующим должностным лицом, и без фактического проведения проверки либо с фиктивным ее про- 'о ведением. Не удивительно, что после совершения уже действующим | сотрудником правоохранительного органа должностного правонару- щ шения выясняются дополнительные обстоятельства его «прошлой» жизни и, порой, связь с криминальной деятельностью. Представляется оправданным в данном случае применение опыта проверки кандида-

тов на должность судьи, которая осуществляется относительно независимой структурой. Обязательным условием назначения кандидата на должность судьи является наличие положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего уровня;

■ введение механизма стратегического кадрового планирования с методиками оптимизации численности по отдельным должностям, формирования резерва, передвижения и ротации кадров, применения категории «служебно-личностный рейтинг» и многоуровневой системы профессиональной адаптации [2, с. 22];

■ введение обязательной периодической аттестации сотрудников правоохранительных органов на знание действующего законодательства и ведомственных инструкций и проведение указанной аттестации независимыми структурами;

■ обеспечение реального прохождения сотрудниками правоох-„о ранительных органов повышения квалификации. «При общем повысь шении образовательного уровня граждан профессиональные умения

и навыки сотрудников основных служб еще далеки от требований а современности» [1, с. 170];

§ ■ организация семинаров и совещаний (в том числе межведом-§ ственных) по рассмотрению практических ситуаций и выработке 2 примерного плана действий сотрудников правоохранительных органов ^ при их наступлении;

— ■ обеспечение оптимального режима осуществления правоохра-§ нительной деятельности.

^ Вместе с тем высокий уровень профессионализма не следует § отождествлять с правовой культурой, которая связана, прежде всего, ^ с правовым воспитанием сотрудников правоохранительных органов.

В целях обеспечения надлежащего уровня правой культуры следует о обратить внимание на необходимость ориентации профильного об-^ разования не только на получение специальных знаний, но и на пра-С вовое воспитание будущих сотрудников, развитие у них стойких морально-этических принципов осуществления профессиональной 216 деятельности. В современной России в условиях провозглашения ^ курса на построение гражданского общества сотруднику правоохра-(V нительных органов необходима не только высокая профессиональная ® компетентность, но и готовность противостоять влиянию факторов ^ профессиональной психологической деформации, тщательно продумывать форму своих действий, предвидеть социально-нравственные последствия собственных поступков, оберегать авторитет государственной власти, содействовать росту престижа правоохранительных структур [3, с. 3-4].

Немаловажную роль играет порядок взаимодействия и манера общения внутри самой правоохранительной системы. Важное значение в данном вопросе приобретает фигура руководителя, который, как нам представляется, задает вектор не только в плане развития делового общения между сотрудниками соответствующего подразделения, но и в отношении к выполняемым обязанностям, к охране прав и законных интересов граждан в целом. «От руководителей требуется активное, добросовестное выполнение своих служебных обязанностей, творческое, инициативное отношение к порученному делу. Новый облик правоохранительных органов предполагает из- § менение организационных, кадровых, воспитательных принципов | деятельности, что заставляет искать новые подходы к руководству ¡3 коллективами, развивать управленческий ресурс руководящих кадров 3 правоохранительных органов Российской Федерации» [4, с. 20]. |

На наш взгляд, следовало бы разработать межотраслевой кодекс 2 этики, регламентирующий порядок взаимоотношений между со- | трудниками правоохранительных органов и общения с гражданами. Ц Следует отметить, что в настоящее время такие правила, конечно, | § существуют. Однако на практике проявляется стойкое нежелание со- § трудников их исполнять. В качестве примера можно привести посто- § °

"О ^

янные нарушения сотрудниками ГИБДД положений соответствующих § § регламентов по обращению к водителям при остановке транспортного § ^ средства, общению с ними. Подобное поведение как раз свидетель- 2 | ствует о низком уровне правовой культуры таких сотрудников. | |

Правовой нигилизм как одна из форм деформации правосознания § ?

|

получил свое широкое распространение не только в современном российском гражданском обществе, но и в системе правоохранитель- | 3 ных органов. Неуважение к правам и законным интересам граждан, I § которые, по сути, являются объектом правоохраны, существенно под- 4 рывает и без того невысокий авторитет правоохранительных структур § ? и провоцирует дальнейшее распространение массовых форм деформа- 3 3 ции правосознания. Возникающая в процессе правового реформирования проблема отношения граждан к правоохранительной системе, 217 бесспорно, связана с уровнем правовой грамотности общества.

В свою очередь, проблема «правовой зрелости» людей всегда яв- и

лялась важнейшим аспектом правоохранительной деятельности госу- О

дарства, а учитывая, что сегодняшнее поколение является свидетелем |2|

кардинальной смены ценностей и ориентиров правовой жизни, данный щ аспект приобретает особое значение. В этих условиях представляется необходимым по-новому взглянуть на «процесс, закладывающий ценностные установки и ориентиры в правовом сознании российских

граждан» [5, с. 272]. Конечно, проблема правового воспитания гораздо сложнее и требует для своего разрешения достаточно длительного периода времени, но это обстоятельство должно выступать только побудительным началом наиболее оперативной разработки основных подходов обеспечения повышения правовой культуры в системе правоохранительных органов.

Представляется, что обоснованным при приеме кандидата на должность сотрудника правоохранительного органа выступает оценка уровня личной правовой культуры кандидата при помощи современных методов тестирования. Конкурсный отбор кандидатов с применением специально разработанной системы оценок личных качеств потенциальных сотрудников, проводимый экспертами, с одной стороны, обеспечит равные условия реализации возможности на трудоустройство, с другой, поможет решить проблему профессионализма „о кадров, надлежащего уровня их правовой культуры и психологической го устойчивости. В связи с этим представляется вполне оправданным использование при приеме на службу в правоохранительные органы

218

полиграфа. Такая практика уже получила достаточно широкое распространение, например при приеме на службу в органы прокуратуры.

аз

2 Список литературы:

1. Синюков, В.Н. Реформа профессиональной подготовки в МВД ^ в контексте модернизации правоохранительной системы / В.Н. Синюков // 2 Правовая политика и правовая жизнь. - 2010. - № 1 (38). - С. 169-174. ¡5 2. Занина, Т.М. О разработке комплекса мер по формированию высоко-

квалифицированного кадрового состава правоохранительной службы в со-О временных условиях / Т.М. Занина // Административное право и процесс. ^ - 2011. - № 7. - С. 20-22.

3. Стригуненко, Ю.В. Профессиональная деформация личности со-§ трудника милиции как угроза правовому порядку в современном российском

обществе: автореф. дис... канд. соц. наук / Ю.В. Стригуненко. - Краснодар, [i 2010. - 26 с.

4. Строков, Р.Р. Критерии и показатели исследования стиля руководства начальников подразделений правоохранительных органов Российской Федерации в зависимости от их психодинамических свойств личности / Р. Р. Строков // Юридическая психология. - 2011. - № 1. - С. 20-23.

CV 5. Кузнецов, А. И. Проблемы формирования социокультурного ста-

туса органов внутренних дел в современном российском менталитете / А.И. Кузнецов // Общество и право. - 2010. - № 2. - С. 272-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.