Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональном самоопределении в ранней юности'

К вопросу о профессиональном самоопределении в ранней юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / EARLY YOUTH / ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОФЕССИЮ / ORIENTATION ON PROFESSION / МОТИВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / MOTIVE OF CHOICE OF PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазарева Елена Александровна, Алимбаева Роза Тогайовна

Статья посвящена исследованию ориентаций на профессии и мотивов выбора профессии у учащихся старших классов. В результате применения опросников выявлена ориентированность юношей на такие сферы деятельности, как человек, техника, природа, девушек на профессии, связанные с человеком и художественным образом. Установлено преобладание внутренних индивидуально-значимых мотивов при выборе профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the profession orientations and motives of career choices of high school students. As a result of the questionnaires was revealed that young men oriented to such areas as people, technology, nature, girls to the professions related to people and artistic way. It was found the predominance of internal individually significant motives in choosing a profession.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональном самоопределении в ранней юности»

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ В

РАННЕЙ ЮНОСТИ

Лазарева Елена Александровна

магистр социальных наук по специальности «Психология», старший преподаватель кафедры психологии, КарГУ им. академика Е.А. Букетова, г. Караганда

Алимбаева Роза Тогайовна

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, КарГУ им. академика Е.А. Букетова, г. Караганда

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию ориентаций на профессии и мотивов выбора профессии у учащихся старших классов. В результате применения опросников выявлена ориентированность юношей на такие сферы деятельности, как человек, техника, природа, девушек - на профессии, связанные с человеком и художественным образом. Установлено преобладание внутренних индивидуально-значимых мотивов при выборе профессии.

ABSTRACT

The article is devoted to the profession orientations and motives of career choices of high school students. As a result of the questionnaires was revealed that young men oriented to such areas as people, technology, nature, girls - to the professions related to people and artistic way. It was found the predominance of internal individually significant motives in choosing a profession.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ранняя юность, ориентация на профессию, мотив выбора профессии.

Keywords: professional self-determination, early youth, orientation on profession, the motive of choice of profession.

Современный этап развития общества создает противо- представление о своих способностях, умениях, интересах,

речивые условия для профессионального самоопределения притязаниях, возможностях, ограничениях и их причинах;

в ранней юности. С одной стороны, старшеклассники имеют знание о требованиях и условиях достижения успеха, пре-

возможность выбрать профессию из очень широкого спек- имуществах и недостатках, возможностях и перспективах в

тра, с другой стороны, отсутствует уверенность в последу- различных сферах профессиональной деятельности. ющем трудоустройстве, поскольку ситуация на рынке труда Мы задались целью исследовать, каковы ориентации на

осложнилась. В связи с этим остается актуальной проблема профессии и мотивы выбора профессии у учащихся стар-

профессионального самоопределения старшеклассников. ших классов.

Ряд психологов рассматривают профессиональное са- В исследовании приняли участие 60 учащихся 11-х клас-

моопределение как ведущую деятельность в раннем юно- сов общеобразовательных школ в возрасте 17-18 лет ( 30

шеском возрасте [4, с. 267]. В.А. Поляков указывает, что юношей и 30 девушек).

«профессиональное самоопределение предполагает выбор В качестве методического инструментария мы примени-

карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных ли:

возможностей, активизацию самопознания и самовоспита- 1. «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.

ния подрастающего человека, а также формирования прак- Климова [1].

тического, действенного отношения личности к социокуль- 2. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаро-

турным и профессионально-производственным условиям ее вой [3].

общественно полезного бытия и саморазвития» [2, с. 32]. Вначале мы определили выраженность ориентаций ре-

Выбор профессии в старших классах школы - один из спондентов на 5 типов профессий. Результаты представлены

аспектов профессионального самоопределения. Для вы- на рисунке 1. бора профессии старшекласснику требуется иметь ясное

Ч-Ч Ч-Хо Ч-П Ч-Т Ч-З

Рисунок 1. Ориентации старшеклассников на профессии различных групп

Старшеклассники наиболее ориентированы на профессии ряда «Человек-человек» (40%, 24 человека). Примерно одинаково выражена склонность к профессиям категорий «Человек-художественный образ», «Человек-природа» и «Человек-техника» (соответственно 18,3%; 16,7%; 15% ). На эти профессии ориентировано 11, 10 и 9 человек соответственно. Наименьшее количество учащихся обнаружило

склонность к профессиям ряда «Человек-знаковая система» (10%; 6 респондентов).

При выборе сферы деятельности в 11 классе преобладает гуманитарная направленность. Направленность на профессии группы «Человек-человек» (40%) преобладает над направленностью на сферу «Человек-техника» (15%).

В тендерном аспекте результаты следующие (рис. 2).

Юноши

I Девушки

Рисунок 2. Ориентации юношей и девушек на профессии различных групп

Девушки в своем большинстве ориентированы на профессии группы «Человек-человек» (53,3%; 16 учениц). Вдвое меньше старшеклассниц проявили склонность к профессиям группы «Человек-художественный образ» (30%; 9 девушек ). Наименьшее количество респонденток заинтересованы в профессиях «Человек-природа» и «Человек-техника» (10% и 6,7%). Их предпочитают 3 и 2 старшеклассницы соответственно. Ни одна из девушек не ориентирована на профессии «Человек-знаковая система».

В группе юношей также наиболее выражена склонность к профессиям группы «Человек-человек» (26,7%; 8 учеников). В примерно равном процентом отношении проявляется склонность к профессиям «Человек-техника» (23,3%, 7 человек). Девушки ориентированы на эти специальности в минимальной степени. Профессии «Человек-природа» привлекательны для 23,3% юношей (7 человек). Для девушек эта группа профессий одна из наименее выбираемых. «Человек-знаковая система» - профессии, на которые ориентировано 20% юношей, но ни одной девушки. Наименее выбираемые специальности среди юношей - «Человек-художественный образ» (6,7%; 2 человека). В выборке девушек они располагаются на втором месте в процентном отноше-

нии.

Коэффициент углового преобразования Фишера показал, что обнаруживаются значимые различия на уровне 0,01 в количестве юношей и девушек, склонных к профессиям «Человек-художественный образ» (ф* = 2,459 при ф*

эмп ^ А т критич

=2,31). Также значимо большее количество девушек выбирает профессии группы «Человек-человек» (ф*эмп = 2,134 при ф*критич =1,64 на уровне значимости 0,05). Профессии группы «Человек-техника» выбирает значимо большее количество юношей (ф* = 1,871 при ф* =1,64 на уровне

эмп критич

значимости 0,05).

Не обнаруживается значимых гендерных различий в ориентации на профессии «Человек-природа» и «Человек-знаковая система».

Таким образом, юноши более всего ориентированы на такие сферы деятельности, как человек, техника, природа, девушки - на профессии, связанные с человеком и художественным образом. Отметим, что полученные нами результаты во многом совпадают с данными Коротковой К.С., Донских Н.В. [2, с. 34].

Далее мы исследовали мотивы выбора профессии (рис.

3).

Рисунок 3. Мотивы выбора профессии у старшеклассников

Преобладающими у учащихся выпускных классов являются внутренние индивидуально-значимые мотивы (45,7%; 32 человека). Для этой части выборки важно, чтобы будущая профессия приносила удовольствие, открывала возможности для творчества и общения. На втором месте в про-

центном соотношении находится часть респондентов, для которых выбор профессии определяется внутренними социально-значимыми мотивами (28,6%; 20 учащихся). Для них важна общественная значимость выбранной специальности, перспективы общения и руководства людьми. Внешни-

ми положительными мотивами руководствуется 24,3% старшеклассников (17 человек). Их привлекает материальная сторона, продвижение по службе, престижность профессии, то есть внешние стимулы, ради которых учащиеся готовы прикладывать усилия в профессиональной сфере. Только у одной девушки преобладают внешние отрицательные мотивы (1,4%). Можно предположить, что она столкнулась с некоторым давлением, критикой в ходе выбора профессии. В целом в выборке доминируют внутренние мотивы (74,3%), которые и лежат в основе удовлетворенности трудом и его

Мотивы выбора проф

производительности.

Анализ результатов в разрезе гендера показал следующее (табл. 1).

Выраженность всех мотивов среди юношей и девушек примерно одинакова. У тех и других преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы. Менее выражены внутренние социально-значимые и внешние положительные мотивы. Внешние отрицательные мотивы отмечены у одной старшеклассницы.

Таблица 1

сии у юношей и девушек

Мотивы Выборка Внутренние индивидуально-значимые мотивы Внутренние социально-значимые мотивы Внешние положительные мотивы Внешние отрицательные мотивы

Юноши 46,9% (15 человек) 28,1% (9 человек) 25% (8 человек) -

Девушки 44,7% (17 человек) 29% (11 человек) 23,7% (9 человек) 2,6% (1 человек)

Интересен факт, что у 8 девушек не одна, а две группы мотивов являются превалирующими. Это различные комбинации внутренних индивидуально-значимых мотивов, внутренних социально-значимых мотивов и внешних положительных мотивов. Среди юношей только 2 человека характеризуются подобной «двойной» мотивацией. Эти данные можно интерпретировать двояко. Возможно, у юношей более четкое чем у девушек понимание того, чего они ждут от профессии, какая сторона выбранной специальности для них является наиболее важной. Но возможно, что девушки выбрали ту оптимальную профессию, в которой смогут гар-

монично сочетать свои различные стремления.

Мы соотнесли показатели по обеим методикам (табл. 2).

Внутренние индивидуально-значимые мотивы в наибольшей степени выражены у юношей, склонных к профессиям «Человек-техника» (15,7%) и «Человек-природа» (12,5%). Думается, что результат закономерный, так как на эту группу профессий ориентировано большое количество юношей (по 23,3%). Так же значительный процент старшеклассников проявил склонность к профессиям «Человек-человек» (26,7%). У этих старшеклассников преобладают внутренние социально-значимые мотивы (12,5%).

Таблица 2

Соотношение ориентации на профессию и мотивов выбора профессии у юношей и девушек

Типы профессий Мотивы Ч-Ч Ч-З Ч-Хо Ч-Т Ч-П

Внутренние индивидуально-значимые мотивы юноши 9,4% (3 чел.) 6,25% (2 чел.) 3,1% (1 чел.) 15,7% (5 чел.) 12,5% (4 чел.)

девушки 26,4% (10 чел.) - 15,8% (6 чел.) 2,6% (1 чел.) -

Внутренние социально-значимые мотивы юноши 12,5% (4 чел.) 3,1% (1 чел.) 3,1% (1 чел.) 3,1% (1 чел.) 6,25% (2 чел.)

девушки 18,5% (7 чел.) - 7,9% (3 чел.) -

Внешние положительные мотивы юноши 9,4% (3 чел.) 9,4% (3 чел.) 3,1% (1 чел.) 3,1% (1 чел.)

девушки 10,5% (4 чел.) - 7,9% (3 чел.) 2,6% (1 чел.) 2,6% (1 чел.)

Внешние отрицательные мотивы юноши - - - - -

девушки - - - - 2,6% (1 чел.)

А вот среди девушек, ориентированных на специальности «Человек-человек» преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы (26,4%). Внутренние социально-значимые мотивы отмечаются также у достаточно большого процента девушек - 18,5%. Девушкам также свойственна ориентация на профессии «Человек-художествен-

ный образ», у большинства из них выявлены внутренние индивидуально-значимые мотивы (15,8%). Таким образом, можно отметить лишь небольшое количество тенденций к взаимосвязи между ориентацией на профессию и мотивом ее выбора.

Проведенное исследование позволило нам сделать ряд

выводов:

1. При выборе сферы деятельности у старшеклассников преобладает гуманитарная направленность. Направленность на профессии группы «Человек-человек» (40%) преобладает над направленностью на сферу «Человек-техника» (15%).

2. При выборе профессии юноши ориентированы на такие сферы деятельности, как человек, техника, природа, девушки - на профессии, связанные с человеком и художественным образом.

3. Преобладающими у как у юношей, так и у девушек являются внутренние индивидуально-значимые мотивы (45,7%). Для этих старшеклассников важно, чтобы будущая профессия приносила удовольствие, открывала возможности для творчества и общения.

4. Для значительной части как юношей, так и девушек выбор профессии определяется внутренними социально-значимыми мотивами (28,6% учащихся). Для них важна общественная значимость выбранной специальности.

5. Внутренние индивидуально-значимые мотивы выражены у юношей, склонных к профессиям «Человек-техни-

ка» (15,7%) и «Человек-природа» (12,5%).

6. Внутренние социально-значимые мотивы выражены у юношей, ориентированных на профессии «Человек-человек» (12,5%).

7. Среди девушек, ориентированных на специальности «Человек-человек» преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы (26,4%).

Список литературы:

1. Климов Е.А. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО). - Режим доступа: http://world-psychology. m/opшsmk-ddo-e-a-kИmova/ (дата обращения 10.03.2016).

2. Короткова К.С., Донских Н.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников // Диалог культур - диалог о мире и во имя мира. - 2014. - №1. - С.31-36.

3 . Овчарова Р.В. Методика «Мотивы выбора профессии». - Режим доступа: http://testoteka.narod.rU/ms/1/18.html (дата обращения 10.03.2016).

4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 18-17 ЛЕТ НА УРОВЕНЬ СПОРТИВНЫХ

ДОСТИЖЕНИЙ

Морозов Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, профессор Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Москва, РФ

Morozov Sergey

Candidate of pedagogical Sciences, Professor Russian State University of Physical Education, Spot, Youth and Tourism (Scolipe) Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию влияния личностной тревожности высококвалифицированных пловцов в возрасте 1718 лет на уровень спортивных достижений. Проведенное исследование показало статистически более высокую личностную тревожность у девушек по сравнению с юношами. Между показателями личностной тревожности и уровнем спортивных достижений выявлена средняя по величине отрицательная взаимозависимость.

ABSTRACT

The article investigates the impact of trait anxiety of highly skilled swimmers aged 17-18 years at the level of sports achievements. The study showed statistically higher anxiety in girls compared with boys. Between indicators of personal anxiety and level of athletic achievement revealed medium-sized negative interdependence.

Ключевые слова: личностная тревожность, высококвалифицированные пловцы, юноши, девушки.

Keywords: personal anxiety, highly skilled swimmers, boys and girls.

Тревожность как свойство личности имеет важное значение в подготовке спортсмена, во многом обуславливая его поведение в условиях соревновательной деятельности. Знание и оценка спортсменом своих личностных особенностей является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

В современных исследованиях уделяется мало внимания вопросам управления психологическим состоянием спортсмена, его личностным особенностям, влияющим на уровень спортивных достижений.

Поэтому целью работы явилось изучение влияния лич-

ностной тревожности высококвалифицированных пловцов - юношей и девушек на результаты в спортивном плавании.

Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Сравнить уровень личностной тревожности у пловцов юношей и девушек 17-18 лет.

2. Определить влияние уровня личностной тревожности на спортивные результаты у пловцов юношей и девушек 1718 лет.

В исследовании приняло участие 33 высококвалифицированных пловца: 15 юношей и 18 девушек. У всех обследу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.