Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональном самоопределении студентов (на примере исследования в КНИТУ)'

К вопросу о профессиональном самоопределении студентов (на примере исследования в КНИТУ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / социальное поле / образовательная траектория / культурное воспроизводство / профессиональная самореализация / студенты / процесс профессионального самоопределения / профессиональная деятельность / professional self-determination / social field / educational trajectory / cultural reproduction / professional self-realization / students / the process of professional self-determination / professional activity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эльвира Баязитовна Гаязова, Елена Юрьевна Гирфанова

Профессиональное самоопределение сопровождается такими понятиями, как становление, развитие, идентификация, самореализация в профессии. В статье представлен краткий обзор теоретикометодологической базы понятийного аппарата профессионального самоопределения с точки зрения социологии и педагогики. Описаны результаты исследования студентов-первокурсников Института управления инновациями Казанского национального исследовательского университета и Казанского технологического колледжа. Предметом исследования выступает профессиональное самоопределение студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования. По результатам авторского исследования определен путь студента, потребности и ожидания студентов, каналы и источники информации, группы референтных лиц, которые могут повлиять на профессиональное самоопределение студента. Сформированы условия для профессиональной самореализации студентов в избранной профессии в результате проведенного исследования, проведена корреляция факторов самоопределения среди студентов университета и колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Эльвира Баязитовна Гаязова, Елена Юрьевна Гирфанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Professional Self-Determination of Students (In the Case of Research at KNRTU)

Professional self-determination is accompanied by such concepts as formation, development, identification, self-realization in the profession. The article presents a brief review of the theoretical and methodological basis of the conceptual apparatus of professional self-determination from the point of view of sociology and pedagogy. The results of the study of first-year students of the Institute of Innovation Management of Kazan National Research University and Kazan Technological College are described. The subject of the study is the professional self-determination of students of institutions of higher and secondary vocational education. According to the results of the author’s research, the student's path, the needs and expectations of students, channels and sources of information, groups of reference persons who can influence the student’s professional self-determination are determined. Conditions for professional self-realization of students in the chosen profession are formed as a result of the study, the correlation of self-determination factors among university and college students is carried out.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональном самоопределении студентов (на примере исследования в КНИТУ)»

Научная статья

УДК 316.7:303.621.3

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.10

К вопросу о профессиональном самоопределении студентов (на примере исследования в КНИТУ)

Эльвира Баязитовна Гаязова1, Елена Юрьевна Гирфанова2

1,2Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Россия 1klabpnr@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5299-7549 2elena-girfanova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1004-603Х

Аннотация. Профессиональное самоопределение сопровождается такими понятиями, как становление, развитие, идентификация, самореализация в профессии. В статье представлен краткий обзор теоретико-методологической базы понятийного аппарата профессионального самоопределения с точки зрения социологии и педагогики. Описаны результаты исследования студентов-первокурсников Института управления инновациями Казанского национального исследовательского университета и Казанского технологического колледжа. Предметом исследования выступает профессиональное самоопределение студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования. По результатам авторского исследования определен путь студента, потребности и ожидания студентов, каналы и источники информации, группы референтных лиц, которые могут повлиять на профессиональное самоопределение студента. Сформированы условия для профессиональной самореализации студентов в избранной профессии в результате проведенного исследования, проведена корреляция факторов самоопределения среди студентов университета и колледжа.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, социальное поле, образовательная траектория, культурное воспроизводство, профессиональная самореализация, студенты, процесс профессионального самоопределения, профессиональная деятельность

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Гаязова Э.Б., Гирфанова Е.Ю. К вопросу о профессиональном самоопределении студентов (на примере исследования в КНИТУ) // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 98-100. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.10.

Original article

On the Issue of Professional Self-Determination of Students (In the Case of Research at KNRTU)

Elvira B. Gayazova1, Elena Yu. Girfanova2

12Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia 1klabpnr@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5299-7549 2elena-girfanova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1004-603X

Abstract. Professional self-determination is accompanied by such concepts as formation, development, identification, self-realization in the profession. The article presents a brief review of the theoretical and methodological basis of the conceptual apparatus of professional self-determination from the point of view of sociology and pedagogy. The results of the study of first-year students of the Institute of Innovation Management of Kazan National Research University and Kazan Technological College are described. The subject of the study is the professional self-determination of students of institutions of higher and secondary vocational education. According to the results of the author's research, the student's path, the needs and expectations of students, channels and sources of information, groups of reference persons who can influence the student's professional self-determination are determined. Conditions for professional self-realization of students in the chosen profession are formed as a result of the study, the correlation of self-determination factors among university and college students is carried out.

Keywords: professional self-determination, social field, educational trajectory, cultural reproduction, professional self-realization, students, the process of professional self-determination, professional activity

Funding: Independent work.

For citation: Gayazova, E.B. & Girfanova, E.Yu. (2023) On the Issue of Professional Self-Determination of Students (In the Case of Research at KNRTU). Theory and Practice of Social Development. (12), 98-110. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.12.10 (In Russian).

© Гаязова Э.Б., Гирфанова Е.Ю., 2023

Профессиональное самоопределение, образовательная траектория и понимание своего места в профессии для молодых людей становится сложным выбором, несмотря на повышение общей грамотности и понимания себя за последние десятилетия. Профессиональное самоопределение сопровождается такими понятиями, как становление, развитие, идентификация, самореализация в профессии. Научная проблема изучения самоопределения, как понимания своей дальнейшей профессиональной траектории, зависит от множества факторов, начиная от ценностей, заложенных в период первичной социализации и наличия референтных лиц в старшей школе. В данной статье мы не рассматриваем профессиональное самоопределение после высшего учебного заведения, ни в коем случае не умаляя важности изучения данного вопроса.

Рассматривать теоретико-методологические основы профессионального самоопределения только с точки зрения социологии будет не совсем верным, необходим междисциплинарный подход: сквозь психологию, педагогику, социологию, управленческие науки. Философским подходом к определению понятия «самоопределение» выступает парадигма поиска себя (И.С. Кон, Л.Н. Коган и проч.). Социологический подход рассматривает возможности определения себя в конкретных социальных условиях при помощи тех или иных социальных институтов и условий. Согласно теории Э. Дюркгейма, образование есть специфический социальный институт и регулятор в сфере общественной жизни и деятельности во взаимодействии с такими сферами, как право, идеология, политика, религия, культура и влияет на них. Достаточно посмотреть, как с началом СВО в России изменились подходы к образованию, а также мировоззрение и воспитательная функция во всех учреждениях образования. В рамках образовательной системы передаются не только знания и навыки, но и определенные культурные ценности и идеалы, которые формируют общественное сознание. Образовательные программы, методы преподавания, социальная среда в учебных заведениях -все это оказывает влияние на формирование мышления и восприятия мира у студентов. Образование может помогать формировать у людей толерантное отношение к разным культурам, способствовать развитию критического и аналитического мышления.

Взаимоотношения образования и культурного воспроизводства определяются единством этих компонентов общества - образование в целом на сегодняшний день и трансформационные процессы в нем затрагивают не только отдельные элементы и социальные институты общества, но и связывают их воедино на основе культурного воспроизводства. Теория П. Штомпки (2005) описывает социальную реальность как межличностную реальность, где взаимодействия между людьми формируют основу социальной жизни. Согласно этой теории, социальная реальность создается через сеть связей и отношений между индивидами, которые взаимодействуют внутри определенных общностей, групп и социальных структур. В его теории подчеркивается важность обменов, взаимодействий и отношений, которые формируются на уровне личной преданности и привязанностей. Он рассматривает эти отношения как ключевой элемент в формировании социальной реальности, где индивиды и группы взаимодействуют, формируют связи и зависимости, создавая таким образом общественные структуры и культурные практики

Несмотря на исследования с разных сторон, существует научное мнение, что раз и навсегда проблему самоопределения не вывести в раздел решенных1. Также, на наш взгляд, стоит согласиться с мнением о том, что самоопределение - это процесс, идущий на протяжении всей жизни человека (Осипов, 2011).

Процесс профессионального самоопределения представляет собой длительный и многоступенчатый этап в формировании личности. Он включает в себя несколько аспектов, начиная от осознания личных интересов, навыков и ценностей и заканчивая выбором профессионального пути и стратегий его развития.

По меньшей мере, в профессиональном самоопределении можно выделить ряд этапов:

- исследование: изучение различных профессиональных областей, интересов и возможностей. Дети еще в школе могут экспериментировать с различными идеями, проходить онлайн-курсы, участвовать в мероприятиях, чтобы лучше понять свои предпочтения;

- принятие решения: человек принимает конкретное решение относительно будущей карьеры или профессионального пути. Это может быть выбор учебного заведения или специализации для обучения;

- получение образования;

- вхождение в профессию: начало профессиональной деятельности в выбранной сфере. В этот период человек начинает применять свои знания и умения на практике, приобретает опыт

1 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. М., 2005. С. 46.

и осваивает особенности своей профессии. И самое главное - он понимает, интересно ли ему этим заниматься;

- профессиональное развитие: постоянное обучение, рост и развитие в профессии. Человек может стремиться к повышению квалификации, освоению новых навыков и расширению своих профессиональных горизонтов;

- самореализация (мастерство): развитие выдающихся навыков и достижение уровня мастерства в выбранной сфере. Человек может стать экспертом и вносить значительный вклад в свою область деятельности.

Представленные этапы не обязательно проходятся последовательно или в равной степени для всех людей. Иногда они могут перекрываться или проходить параллельно в разное время жизни.

Наше исследование будет посвящено этапу принятия решения относительно своей будущей образовательной траектории.

Около 15 лет назад в Казанском национальном исследовательском технологическом университете и Казанском технологическом колледже были проведены исследования, которые показали, что на выбор студентами выбранной профессии повлияли её привлекательность - 48 %, а также социальная престижность - 36 %. При этом лишь 30 % студентов имели полное представление об избранной профессии до поступления в вуз, 55 % - лишь некоторое, а 14 % юношей и девушек совсем ничего о ней не знали (Бабанова, Осипов, 2009).

Большое влияние на выбор профессии оказывают родственники, родители. 52 % юношей и 32 % опрошенных девушек сделали свой выбор по их совету. Выбор специальности под влиянием друзей сказывается, прежде всего, на девушках - 25 % против 11 % - на юношей (Бабанова, Осипов, 2009).

В Курске в 2020-2022 гг. было проведено исследование (Ларина, 2023), подсветившее некоторые факторы, на которые необходимо обращать внимание. Обобщив результаты проведенных исследований, авторских опросов и общения с коллегами, можно выделить ряд факторов, которые мы должны учитывать при формировании образовательной траектории для студентов:

- неопределенность будущего, в том числе экономической ситуации, быстрое развитие технологий и изменения в требованиях рынка труда могут создавать неопределенность относительно того, какие профессии будут востребованы в будущем;

- информационный поток и информационная перегрузка через сеть Интернет, которые могут затруднять выбор конкретного профессионального пути;

- различный подход к образованию в учреждениях, несмотря на реализацию ФГОС (например, объем практических знаний или авторские подходы преподавателей к тем или иным вопросам) также может формировать неопределенность в самоопределении студентов;

- культурные изменения, включая удержание от конкретного выбора или приоритет непосредственного удовлетворения личных интересов перед стратегическим планированием будущего.

Авторы данной статьи имеют непосредственное отношение к набору студентов в Институте управления инноваций Казанского национального исследовательского технологического университета в качестве ответственного за социальные сети института и администратора набора и обучения студентов магистратуры.

Мы видим увеличивающийся ежегодно интерес к пониманию сущности и определению понятия «профессиональное самоопределение». Связано это, на наш взгляд, с увеличивающейся конкуренцией между вузами, с необходимостью позиционирования и продвижения вузов в социальных сетях. Понимание пути студентов именно к нашему институту, определенному направлению, возможных возражений, референтных лиц на этом пути формирует сегмент целевой аудитории, на который можно воздействовать тем или иным образом на онлайн- и офлайн-меропри-ятиях для абитуриентов.

Ежегодно нами проводятся онлайн-опросы студентов через формы для понимания своей целевой аудитории. В 2023 г. также были опрошены студенты Казанского технологического колледжа. В исследовании приняли участие 104 студента первого курса Института управления инновациями (далее - ИУИ) КНИТУ и 56 студентов Казанского технологического колледжа.

Ниже представлены графики с распределением студентов по госбюджетной и внебюджетной форме обучения (рис. 1).

Форма обучения как таковая вне привязки к другим факторам не является важным элементом в понимании профессионального самоопределения студентов. Также ограничивающим фактором здесь выступают контрольные цифры госбюджета, которые также закладывают изначально определенные цифры.

Рисунок 1 - Распределение студентов по форме обучения (слева - КНИТУ, справа - КТК), % Figure 1 - Distribution of Students by Form of Education (Left - KNRTU, Right - KTC), %

Наиболее интересным выступает разбор ответов наших респондентов, в которых можно выделить референтное лицо (или группу таких лиц), на мнение которого ориентировались респонденты при выборе вуза или СПО и при выборе направления подготовки. На рисунке 2 представлены наиболее популярные ответы на вопрос: «Как Вы узнали о нашем институте?».

12,5

1 9 1,9 1,9

■ нашел (а) в интернет в поисковике

у меня здесь учатся друзья, знакомые, родственники-от них

■ приходили и рассказывали в школе

■ от колледжа КТК

■ на госуслугах приподаче заявления 51,9 ■ от знакомых и друзей

■ от родителей

от учителя в школе

■ из социальных сетей (ВК)

■ из социальных сетей (телеграм)

1

1

Рисунок 2 - Ответы студентов КНИТУ на вопрос: «Как Вы узнали о нашем институте?», % Figure 2 - Responses of KNRTU Students to the Question:"How Did You Learn about Our Institute?", %

Чуть более половины всех наших первокурсников выбрали источником информации поисковик в интернете. Противовесного варианта ответа нет, однако 17,3 % респондентов определили референтой группой лиц знакомых и друзей, обучающихся в институте, 12,5 % узнали о

нашем институте от знакомых и друзей. Следовательно, после поиска информации в сети все же в 30,0 % случаев референтной группой лиц являются знакомые и друзья. Здесь мы в 80,0 % случаев видим социокультурный фактор самоопределения - штомпкинское социальное поле, которое формируется в сети Интернет, а также формирует наше мировоззрение от нашего социального окружения.

Рассмотрим ответы респондентов в КТК (рис. 3).

d

Приходили и рассказывали в школе

У меня здесь учатся друзья, знакомые, родственники. Узнал(а) от них

Тренер

Пришло уведомление на почту Нашел(а) в интернете (в поисковике) Из социальных сетей (телеграмм) Из социальных сетей (ВК) От учителя в школе От родителей От знакомых и друзей

7,5

Р" 1,9 Р- 1,9

1,9

5,7

15,1

17

41,5

-г*—

50,9

10

20

30

40

50

60

0

0

Рисунок 3 - Ответы студентов КТК на вопрос: «Как Вы узнали о КТК?», %

Figure 3 - Responses of KTC Students to the Question, "How Did You Learn about KTC?", %

Здесь референтные группы распределились чуть иначе, однако все же наиболее популярным является метод поиска в сети Интернет - почти 51,0 %. Но здесь формируется противовес-ная группа лиц - родители (41,5 %) и знакомые и друзья (17,0 %). В этой возрастной группе респондентов ближайший социум выступает силой, подталкивающей к определенному самоопределению. Социальное поле здесь, в отличие от студентов, еще зависит от живых людей, которые формируют мировоззрение.

Рассмотрим вопрос, наиболее точно отвечающий на подход к самоопределению студентов. На рисунке 4 представлены ответы студентов КНИТУ относительно мотивации к выбору того или иного направления подготовки.

Вариант ответа «было достаточно баллов ЕГЭ» - ведущий в этом вопросе. В этом варианте ответа возникает вопрос по пути студента: выбирают ли абитуриенты сначала направление подготовки, а потом ЕГЭ, которые соответствуют этому направлению. Либо же абитуриенты выбирают те ЕГЭ, которые могут сдать, а уже потом подбирают направление подготовки, исходя из сданных ЕГЭ. Фокус-группы, проведенные с коллегами нашего института, показали, что обе эти траектории жизнеспособны и наиболее часто встречающегося нет у студентов ни в бюджетных фокус-группах, ни во внебюджетных.

В другом варианте ответа на данный вопрос «порекомендовали» формируется корреляция с группой референтных лиц, представленных на рисунке 2 - это знакомые и друзья и только в 9,6 % случаев - родители.

Похожий по смыслу вопрос был задан студентам КТК (рис. 5).

Больше никуда не взяли

Схоже с моим изначальным выбором

После отчисления из другого вуза искал(а) что-то интересное для себя

Не поступил(а) в КФУ

Это получилось случайно

По предметам проходил(а) только на конфликтологию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджетные места

Очень понравились социальные сети вуза (ВК и телеграмм)

Хорошо подходит для юристов

Понравился учебный план

В социальных сетях ИУИ видел(а) информацию/ролик про это направление

Сориентировали в приемной комиссии ИУИ КНИТУ

Есть военная кафедра Хороший вариант по стоимости

Хотел(а) именно сюда

Было достаточно баллов ЕГЭ для поступления на это направление

Порекомендовали

г:

5,8

16,3

12

10,6

32

23,1

У У У У У У У У

43,3

5 10 15 20 25 30 35 40 45

5

7

0

Рисунок 4 - Ответы студентов КНИТУ на вопрос: «Почему Вы выбрали именно это направление подготовки?», %

Figure 4 - Responses of KNRTU Students to the Question: "Why Did You Choose This Particular Direction of Training?", %

В графике ниже отчетливо виден наиболее частый вариант ответа - «хотел(а) именно сюда», что говорит о целенаправленном самоопределении на данном отрезке образовательной траектории. Следующие два варианта ответа почти равны в процентном соотношении - «есть возможность пойти в КНИТУ на это направление» (26,4 %) и «порекомендовали» (24,5 %). Если с референтной группой у нас есть корреляция (см. рис. 3), то возможность пойти в КНИТУ на это направление дальше - это уже планирование образовательной траектории на ближайшие 4-5 лет. Однако мы не знаем, в какой момент сформировалась эта траектория - в самом начале до поступления или уже во время обучения; также мы не знаем, что могло повлиять на данный фактор - социальное окружение КТК, сопричастность к КНИТУ, профессорско-преподавательский состав и т. д. Следовательно, для КТК предложение своим студентам возможности продолжить обучение в высшем учебном заведении КНИТУ - преимущество, которое может при правильной работе КТК стать фактором самоопределения студентов и выбора КТК для дальнейшего обучения в КНИТУ.

Не знаю

В социальных сетях КТК видел(а) информацию/ролик про это направление

Сориентировали в приемной комиссии

Есть возможность пойти в КНИТУ на это направление

Хороший вариант по стоимости

Хотел(а) именно сюда

Было достаточно баллов для поступления на это направление

Порекомендовали

1,9

5,7

11,3

11,3

26

24,5

^-^-^

10 20 30

40

-г-

8,5

50

60

Рисунок 5 - Распределение ответов студентов КТК на вопрос о мотивации поступления на это направление, %

Figure 5 - Distribution of KTC Students' Answers to the Question about Motivation for Enrollment in This Direction, %

Рассмотрим страхи и волнения абитуриентов на момент поступления на определенное направление (рис. 6).

Ожидания не оправдаются Мне будет интересно что-то еще

5,8

10,6

24

14,4

6,7

4,8

1 1 1 1 1 1,9

I Родители предлагают не тот вариант, который мне нужен

Не смогу учиться и работать одновременно

Не пройду

Не захочу получать высшее образование

Зря потрачу деньги на обучение

Ни о чем не беспокоился

Буду непонимать некоторые предметы

Не смогу учиться

Эта профессия не востребована

Будет низкая зарплата

Рисунок 6 - Беспокойства студентов КНИТУ при поступлении на определенное направление подготовки, %

Figure 6 - Concerns of KNRTU Students when Enrolling in a Certain Direction of Training, %

4

0

В данном вопросе вырисовываются 3 наиболее частых варианта ответа: «ожидания не оправдаются» (26,0 %), «эта профессия не востребована» (24,0 %), «мне будет интересно что-то еще» (14,4 %). В 2022 г. мы также проводили опрос первокурсников, на рисунке 7 представлено распределение по данному вопросу среди них.

Все вместе Щ 1,3 Ничего Щ 1,3

Почти все Щ 1,3

Расчитывал только на бюджет Щ 1,3

Не беспокоилась

2,6

Не смогу учиться и работать одновременно

11,5

Родители предлагают не тот вариант, который мне нужен

2,6

Мне будет интересно что-то еще

15,4

Ожидания не оправдаются 32,1

Будет мало свободного времени

5,1

Будет низкая зарплата

7,7

Эта профессия не востребована Не смогу учиться

7,7

10,3

0 5 10 15 20 25 30 35

Рисунок 7 - Распределение ответов на вопрос о беспокойствах студентов КНИТУ при поступлении на направление подготовки, %

Figure 7 - Distribution of Answers to the Question about KNRTU Students' Concerns when Enrolling in the Direction of Training, %

В данном вопросе наиболее частым был ответ «ожидания не оправдаются» (32,1 %). Причем данные за 2021 г.1 показали этот же вариант ответа «ожидания не оправдаются» (30,8 %).

Безусловно, выбор одного и того же варианта ответа на протяжении 3-х лет свидетельствует о неопределенности в самоопределении, но с некоторой долей снятия с себя ответственности. Это некий вариант возражения, с которым необходимо работать вузу. Поэтому все 11 наших направлений подготовки, реализуемых в Институте управления инновациями, постоянно претерпевают трансформацию и предлагают студентам «веер» компетенций, включающих обучение сквозным технологиям, работе в социальных сетях и т. д. Для того, чтобы даже если ожидания не оправдаются, студент мог выбрать из предложенных компетенций те, которые его устраивают, и смог их развивать.

1 В опросе участвовали студенты бакалавриата и магистратуры.

На рисунке 8 представлены ответы респондентов КТК на этот же вопрос.

Все вместе Щ 1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ничего 1,3 Почти все Щ 1,3 Расчитывал только на бюджет Щ 1,3

Не беспокоилась

2,6

Не смогу учиться и работать одновременно

11,5

Родители предлагают не тот вариант, который мне нужен

2,6

Мне будет интересно что-то еще

15,4

Ожидания не оправдаются

32,1

Будет мало свободного времени

5,1

Будет низкая зарплата

7,7

Эта профессия не востребована

10,3

Не смогу учиться

7,7

10

15

20

25

30

35

Рисунок 8 - Распределение ответов на вопрос о беспокойствах студентов КТК при поступлении на направление подготовки, %

Figure 8 - Distribution of Answers to the Question about KTC Students' Concerns when Enrolling in the Training Direction, %

С отрывом в данном вопросе половина опрошенных студентов КТК выбирают уже знакомый нам вариант ответа «ожидания не оправдаются».

В самоопределении студентов СПО мы уже увидели референтную группу - родители. Следовательно, возражение, что ожидания могут не оправдаться, необходимо отрабатывать как на студентах до их поступления, так и на их родителях через разные каналы коммуникации.

Далее давайте попробуем разобраться с тем, почему в профессиональном самоопределении студенты остановились именно на ИУИ КНИТУ и КТК.

На рисунке 9 представлено распределение ответов студентов ИУИ КНИТУ.

0

5

Казань

Я не выбирала по факторам, так вышло случайно

Хорошая профессия

Не поступила на бюджет по другому направлению в КНИТУ, решила не забирать документы, чтобы везти в другой вуз

Организационные мелочи и вопросы

Удобное месторасположение корпусов

Бюджетное место

Здесь учатся или учились мои друзья/знакомые

Интересные дисциплины

Затрудняюсь ответить

Государственный диплом

Наличие военной кафедры

Престиж

Стоимость обучения

-

Jl Jl Jl

Jl

-

_12,9

:

16,3

21,2

14,4

и / / г г

30,8

20,2 20,2

/ / / /

40,4

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Рисунок 9 - Факторы выбора студентами ИУИ КНИТУ вуза и направления подготовки, % Figure 9 - Factors of Choice of University and Training Direction by Students of KNRTI, %

Распределение факторов по убывающей выглядит следующим образом:

- интересные дисциплины - 40,4 %;

- государственный диплом - 30,8 %.

Престиж, стоимость обучения выбрали по 20,2 % респондентов. Однако есть 21,2 % респондентов, которые сами для себя не поняли (или не захотели об этом писать) истинную причину выбора ИУИ КНИТУ и направления подготовки. Корреляции с направлением подготовки найдено не было, также как и с формой обучения (бюджетное или внебюджетное). То есть делать вывод, о котором часто говорят коллеги на заседаниях - все студенты, претендующие на бюджетное образование, имеют четкое представление о своем профессиональном самоопределении - не представляется возможным.

Среди студентов КТК данный вопрос также отражен в анкетах, с распределением можно ознакомиться на рисунке 10.

Бюджетное место Потому что прошел Близко к дому Совет тренера

Возможность продолжить обучение в КНИТУ Интересные дисциплины Затрудняюсь ответить Государственный диплом Престиж Стоимость обучения

-f-

9,4 9,4 9,4

1,9 1,9 1,9 1,9

26, 24,5

-f-

47

0

5 10 15 20 25 30 35 40 45

50

Рисунок 10 - Факторы выбора студентами КТК направления подготовки, % Figure 10 - Factors of KTC Students' Choice of Training Direction, %

Возможность продолжить обучение в КНИТУ стало наиболее частым ответом. Однако снова появляется группа студентов, которые затрудняются ответить. Корреляции с направлением подготовки в данном случае также найдено не было.

Также в рамках исследования нам было интересно узнать, что помимо диплома хотят получить студенты (рис. 11 и 12).

Что Вы ожидаете получить помимо диплома от периода обучения?

Надеюсь, что внебюджетникам начнут давать материальную помощь

Полезные связи Интересная студенческая жизнь Любовь Профессию Общее развитие Навыки Друзей

19,2

^ ^ ^

54,8

70,2

76

73,1

^ ? 7

7,9

0 10 20 Рисунок 11 - Ожидания студентов ИУИ КНИТУ, % Figure 11 - Expectations of KNRTI Students, %

Наиболее популярными вариантами ответов стали:

- «друзей» - 77,9 %;

- «общее развитие» - 76,0 %;

- «навыки» - 73,1 %;

- «интересная студенческая жизнь» - 70,2 %. Студенты КТК также ответили на данный вопрос.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30

40

50

60

70

80

2

Что Вы ожидаете получить помимо диплома от периода обучения?

Ничего

Интересная студенческая жизнь Любовь Профессию Общее развитие Навыки

58,5

66

52,8

69,8

20

30

40

50

60

70

Друзей

0 10

Рисунок 12 - Ожидания студентов КТК, % Figure 12 - Expectations of KTC Students, %

В КТК студенты хотят получить:

- «навыки» - 69,8 %;

- «общее развитие» - 66,0 %;

- «профессию» - 58,5 %;

- «друзей» - 52,7 %.

Эти факторы опосредованно влияют на профессиональное самоопределение студентов, но могут быть прекрасным инструментом в формировании траектории самого учебного заведения.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости формирования условий для профессиональной самореализации студентов в избранной профессии. В их числе могут быть:

- реализация профессиональных навыков в начальном периоде: моделирование ситуаций, где студенты могут самостоятельно принимать решения, помогает им выявить свои интересы и способности. Поддержка в переориентации также важна, поскольку многие могут изменить свои профессиональные предпочтения по ходу обучения. Поэтому в ИУИ КНИТУ взята за основу модель проведения мастер-классов от студентов в офлайн-мероприятиях для абитуриентов;

- создание профессиональной среды и совместной деятельности: нужно создавать атмосферу, где преподаватели и студенты могут взаимодействовать, обмениваться опытом и знаниями. Это помогает студентам лучше понять свою будущую профессию и получить практический опыт от преподавателей, которые уже имеют опыт работы в данной области. И самым важным моментом, о котором говорят студенты на фокус-группах, является именно внеаудиторное общение преподавателя и студентов. Однако не все преподаватели готовы общаться со студентами во внеаудиторное время;

- организация производственной практики: реальный опыт работы на штатных должностях, пусть и не с полной ответственностью, позволяет студентам погрузиться в среду своей будущей профессии, освоить практические навыки и понять требования профессионального мира.

Список источников:

Бабанова И.А., Осипов П.Н. Особенности профессионального самоопределения студентов технологического колледжа // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 4. C. 319-325.

Ларина Г.Н. Структура профессионального самоопределения современной молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 1 (65). C. 276-279.

Осипов П.Н. Профессиональное самоопределение студентов как социально-педагогическая проблема // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 5. С. 237-242.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / пер. с польского С.М. Червонной. М., 2005. 630 с.

References:

Babanova, I.A. & Osipov, P.N. (2009) Osobennosti professional'nogo samoopredeleniya studentov tekhnologicheskogo kolledzha [Features of professional self-determination of students of a technological college]. Herald of Technological University. (4), 319-325. (In Russian).

7

Larina, G.N. (2023) The structure of professional self-determination of modern youth. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauch-nyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. (1 (65)), 276-279. (In Russian).

Osipov, P.N. (2011) Professional'noe samoopredelenie studentov kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema [Professional self-determination of students as a social and pedagogical problem]. Herald of Technological University. (5), 237-242. (In Russian).

Sztompka, P. (2005) Sotsiologiya. Analiz sovremennogo obshchestva [Sociology. Analysis of modern society]. Moscow. 630 p. (In Russian).

Информация об авторах Э.Б. Гаязова - кандидат социологических наук, доцент кафедры инновационного предпринимательства, права и финансового менеджмента, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=611371

Е.Ю. Гирфанова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационного предпринимательства, права и финансового менеджмента, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=776380

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.B. Gayazova - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Innovative Entrepreneur-ship, Law and Financial Management, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=611371

E.Yu. Girfanova - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Innovative Entrepreneurship, Law and Financial Management, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=776380

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.