Научная статья на тему 'Специфика среднего профессионального образования как этапа процесса профессионального самоопределения студента'

Специфика среднего профессионального образования как этапа процесса профессионального самоопределения студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный институт / студенты / профессиональное самоопределение / образова-ние / среднее профессиональное образование / образовательные траектории / профессиональные траекто-рии / профессиональные компетенции / социальный лифт / social institution / students / professional self-determination / education / secondary vocational ed-ucation / educational trajectories / professional trajectories / professional competencies / social elevator

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Алексеевна Тихонина, Татьяна Валериевна Пискунова, Никита Владимирович Шангин

В работе предложен социологический подход к анализу процесса профессионального са-моопределения студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования в колле-джах в составе вуза. Профессиональное самоопределение рассматривается как пролонгированный процесс профессиональной самоактуализации, самореализации и профессионального развития в рамках всей обра-зовательной и профессионально-трудовой «биографии» субъекта. В статье определены основные факторы, влияющие на выбор абитуриентов в пользу обучения в колледже, представлен анализ результатов социоло-гического исследования процесса профессионального самоопределения студентов колледжа Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС и колледжа экономики и права Дзержинского филиала РАНХиГС. Выделены причины поступления в колледж, а также группы студентов СПО в зависимости от их дальнейших планов профессиональной самоактуализации, самореализации и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Алексеевна Тихонина, Татьяна Валериевна Пискунова, Никита Владимирович Шангин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Secondary Vocational Education as a Stage in the Process of Professional Student Self-Determination

The paper proposes a sociological approach to the analysis of the process of professional self-determination of students studying under secondary vocational education programs in colleges affiliated with a HEI. Professional self-determination is considered as a prolonged process of professional self-actualization, self-realization and professional development as part of the entire educational and professional-labor “biography” of the subject. The article defines the main factors influencing the choice of applicants in favor of college education, presents the analysis of the results of sociological research of the process of professional self-determination of college students of Nizhny Novgorod Institute of Management – branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Ad-ministration and College of Economics and Law of Dzerzhinsky branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. College enrollment reasons are highlighted, as well as groups of SPE students depending on their future plans for professional self-actualization, self-actualization and professional development.

Текст научной работы на тему «Специфика среднего профессионального образования как этапа процесса профессионального самоопределения студента»

Научная статья

УДК 316.346.32-053.6

https ://d oi.org/10.24158/tipor.2023.9.3

Специфика среднего профессионального образования как этапа процесса профессионального самоопределения студента

Светлана Алексеевна Тихонина1, Татьяна Валериевна Пискунова2, Никита Владимирович Шангин3

123Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС, Нижний Новгород, Россия 3Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

1tikhonina-sa@ranepa.ru 2piskunova-tv@ranepa.ru 3shangin-nv@ranepa.ru

Аннотация. В работе предложен социологический подход к анализу процесса профессионального самоопределения студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования в колледжах в составе вуза. Профессиональное самоопределение рассматривается как пролонгированный процесс профессиональной самоактуализации, самореализации и профессионального развития в рамках всей образовательной и профессионально-трудовой «биографии» субъекта. В статье определены основные факторы, влияющие на выбор абитуриентов в пользу обучения в колледже, представлен анализ результатов социологического исследования процесса профессионального самоопределения студентов колледжа Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС и колледжа экономики и права Дзержинского филиала РАНХиГС. Выделены причины поступления в колледж, а также группы студентов СПО в зависимости от их дальнейших планов профессиональной самоактуализации, самореализации и профессионального развития.

Ключевые слова: социальный институт, студенты, профессиональное самоопределение, образование, среднее профессиональное образование, образовательные траектории, профессиональные траектории, профессиональные компетенции, социальный лифт Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Тихонина С.А., Пискунова Т.В., Шангин Н.В. Специфика среднего профессионального образования как этапа процесса профессионального самоопределения студента // Теория и практика общественного развития. 2023. № 9. С. 31-39. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.9.3.

Original article

Specifics of Secondary Vocational Education as a Stage in the Process of Professional Student Self-Determination

Svetlana A. Tikhonina1, Tatyana V. Piskunova2, Nikita V. Shangin3

123Nizhny Novgorod Institute of Management, Branch of Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration, Nizhny Novgorod, Russia

3Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia

1tikhonina-sa@ranepa.ru

2piskunova-tv@ranepa.ru

3shangin-nv@ranepa.ru

Abstract. The paper proposes a sociological approach to the analysis of the process of professional self-determination of students studying under secondary vocational education programs in colleges affiliated with a HEI. Professional self-determination is considered as a prolonged process of professional self-actualization, self-realization and professional development as part of the entire educational and professional-labor "biography" of the subject. The article defines the main factors influencing the choice of applicants in favor of college education, presents the analysis of the results of sociological research of the process of professional self-determination of college students of Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration and College of Economics and Law of Dzerzhinsky branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. College enrollment reasons are highlighted, as well as groups of SPE students depending on their future plans for professional self-actualization, self-actualization and professional development.

Keywords: social institution, students, professional self-determination, education, secondary vocational education, educational trajectories, professional trajectories, professional competencies, social elevator

© Тихонина С.А., Пискунова Т.В., Шангин Н.В., 2023

- 31 -

Funding: Independent work.

For citation: Tikhonina, S.A., Piskunova, T.V. & Shangin, N.V. (2023) Specifics of Secondary Vocational Education as a Stage in the Process of Professional Student Self-Determination. Theory and Practice of Social Development. (9), 31-39. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.9.3 (In Russian).

Происходящие в последние 10-15 лет многочисленные изменения в системе среднего профессионального образования свидетельствуют о существенных трансформациях этого социального института образования, который способен наиболее гибко реагировать на запросы рынка труда и решать сложные задачи по массовой подготовке квалифицированных кадров для реализации стратегии импортозамещения и обеспечения социально-экономического и технологического суверенитета страны. При этом трансформация среднего профессионального образования (далее -СПО) происходит в условиях высокой неопределенности и подвижности социальной среды его развития, нарастания скорости изменения социальных систем и социальных процессов в мире и стране, нарастания рисков и турбулентности во взаимодействии социальных институтов профессионального образования с рынком труда и профессиональной структурой общества.

Статистические данные, характеризующие систему среднего профессионального образования в России, свидетельствую о том, что она претерпевает как количественные, так и качественные изменения. Уже сейчас среднее профессиональное образование представляет собой самый массовый уровень профессионального образования среди взрослого населения России: почти 45 % россиян в возрасте 25-64 лет имеют диплом об окончании техникума или колледжа (Дудырев и др., 2022: 31). По информации Министерства просвещения РФ, в 2022 г. число поступавших в образовательные организации среднего профессионального образования выросло на 7 % по сравнению с 2021 г., и сегодня в них обучается 3,5 млн студентов. Порядка 63 % выпускников девятых классов поступают в колледжи и техникумы. Самые популярные направления СПО: инженерное дело, технологии, науки об обществе, здравоохранение1.

Наблюдаемая тенденция роста числа выпускников школ, поступающих на программы среднего профессионального образования, сопровождается соответствующим понижением интереса абитуриентов к высшему образованию. В среднем по России доля школьников, которые поступили в университеты сразу после школы, за пять лет наблюдений снизилась на 7,7 % на всех формах обучения (Ломтева, Бедарева, 2022: 23), несмотря на постепенное увеличение количества бюджетных мест в вузах, особенно в регионах. Выбор абитуриентов в пользу среднего профессионального образования, как альтернативного варианта овладения профессиональными компетенциями для ускоренного выхода на рынок труда, достаточно очевиден, хотя необходимо отметить, что это характерно в большей степени для тех, кто выбирает среднее профессиональное образование после 9 класса, нежели после 11 (Мальцева, Сальникова, Шабалин, 2022). В то же время по данным НИУ ВШЭ, в последнее время больше чем на треть выросла доля выпускников 9-х классов, выбирающих СПО, в 2021 г. половина выпускников 9 класса и каждый пятый 11-классник продолжили свое обучение в колледже (Дудырев и др., 2022: 23). Все это кардинальным образом меняет общее позиционирование системы СПО как структурного компонента социального института образования в целом. Среднее профессиональное образование предоставляет молодежи все более разнообразные возможности для первого шага в профессиональную деятельность, дает большую вариативность для выбора жизненной и профессиональной траектории. И это вполне соответствует развитию известной тенденции на рынке труда: размывании границ профессий и формировании множества межпрофессиональных специализаций.

Знаковым становится внедрение в систему СПО проекта «Профессионалитет», который «привязывает» организацию и содержание образовательного процесса к конкретным предприятиям и корпорациям, что позволяет выстраивать гибкий учебный процесс, формировать конкретные компетенции выпускников колледжей и техникумов. Профессионалитет в определенной мере отвечает на запрос выпускников школ на быстрое получение конкретной профессии и выход на стремительно развивающийся рынок труда. В тоже время обучение, постоянно связанное с освоением профессиональных компетенций, дает молодому человеку возможность достаточно успешно определиться с тем, что он хочет в жизни делать - продолжать совершенствоваться в избранном виде деятельности или изменить свои планы.

Социологическая концептуализация модификации образовательных и профессиональных траекторий молодежи самым непосредственным образом связана с исследованиями в области изменения современных социальных институтов образования и рынка труда, выступающих агентами изменений в социальном поведении молодого поколения (Константиновский, Попова, 2022: 379-

1 Сергей Кравцов: работа колледжей максимально ориентирована на запросы экономики [Электронный ресурс] // Институт развития профессионального образования. 2023. Ш1_: https://clck.ru/35d64Z (дата обращения: 14.06.2023).

399; Зборовский, Абрамова, 2021: 88-110; Чередниченко, 2022: 20-31). Проблеме выбора образовательной траектории посвящен достаточно большой корпус социологической литературы. Некоторые авторы рассматривают выбор СПО как во многом вынужденный, связанный с неравенством жизненных шансов и неравенством доступа к высшему образованию среди представителей различных социальных групп (Бурдьё, 2007: 221-233). Неравенство в доступе к образованию россиянами воспринимается как одно из главных (Тихонова и др., 2022: 288), поэтому можно предположить, что это одна из основных причин выбора СПО как профессиональной и образовательной траектории. Тем не менее, на данный момент исследователи фиксируют и другие тенденции - повышение доли тех, кто предпочитает СПО не из-за недоступности других вариантов, а из рациональных соображений (Minina, Yanbarisova, Pavlenko, 2020).

Существенные изменения в образовательных и профессиональных траекториях молодежи, актуализируют многоплановую проблематику процесса профессионального самоопределения студентов, обучающихся по программам подготовки в рамках системы СПО.

Отметим, что в данной статье, опираясь, прежде всего, на деятельностный подход в социологии образования (Тюрина, 2008: 295-306), мы рассматриваем обучающегося как актора своей образовательной и профессиональной траектории, активно использующего различные практики адаптации к изменяющимся условиям социальной среды. В данном контексте профессиональное самоопределение в целом стоит рассматривать как непрерывный, пролонгированный процесс профессиональной самоактуализации, самореализации и профессионального развития в рамках всей образовательной и профессионально-трудовой «биографии» субъекта. В нашем случае мы предлагаем сосредоточить внимание на том этапе профессионального самоопределения социального субъекта, который представляет собой совокупность ситуаций выбора путей для приобретения определенного статуса в социально-профессиональном пространстве через реализацию той или иной образовательной стратегии. Выбор современного молодого человека в пользу среднего профессионального образования может быть рассмотрен как период исследования (апробации) своих сил и возможностей, который может привести как к его профессиональному самоутверждению, так и к уточнению или смене профессионально-образовательной стратегии субъекта.

По нашему мнению, в самом общем виде можно выделить факторы, оказывающие воздействие на процесс профессионального самоопределения обучающихся по программам СПО, а именно:

- внешние по отношению к субъекту, выбирающего образовательную траекторию (социальный контекст его жизнедеятельности, связанный с особенностями социально-экономического и образовательного положения, социально-демографические и территориальные характеристики, а также воздействие различных социальных институтов, в том числе образовательных организаций и средств массовой коммуникации);

- внутренние факторы выбора, обусловленные личностным опытом социализации в определенной социокультурной среде, и выражающихся в сформированной системе ценностных ори-ентаций, представлений о жизненных целях и средствах их достижения.

Действие данных факторов проявляются в индивидуальном поведении личности в ситуации жизненного выбора, мотивы действия в которой обусловлены личностной ценностной моделью осознанного понимания окружающей повседневности.

Если сделать краткий обзор высказываемых учеными гипотез о факторах, определяющих профессиональный выбор абитуриентов в пользу СПО, то можно выделить ряд вполне обоснованных предположений. Так, среди главных внешних факторов называются как те, что характерны для самой системы образования (особенности функционирования современной школы и вузовского образования), так и факторы социально-экономической ситуации в стране. Несомненно, эти группы факторов органично взаимосвязаны, и их воздействие на социальное поведение в «точке выбора» перспективных образовательных траекторий молодыми людьми приобретает определяющий характер для их конкретных действий. Ученые отмечают повышение социальной селективности старшей школы (Бондаренко, Ведерникова, 2016: 4), в которой активно взаимодействуют факторы экономической основы дифференциации и факторы ресурсного, кадрового обеспечения деятельности различных школ, что также самым непосредственным образом сказывается на качестве подготовки обучающихся и уровне их «притязаний» в области профессионального образования. Не последнюю роль исследователи отводят нарастанию как экономической, так и территориальной недоступности обучения в вузах для представителей малодоходных групп населения. Особенно ярко данная тенденция проявилась в 90-е и начале 2000-х годов, когда СПО привычно рассматривалось как выбор нижних доходных групп, который дополнялся и низкой территориальной доступностью вузов для сельского населения, и малых городов. В этом случае среднее профессиональное образование выполняло роль более или менее доступного социального лифта и фактора социальной мобильности для низкоресурсных групп населения России. Однако в последние годы наблюдается

изменение социально-экономического статуса семей обучающихся на программах СПО: растет доля представителей среднедоходных групп среди студентов колледжей и техникумов (Бонда-ренко, Ведерникова, 2016: 32).

В целом на «поверхности» приемной кампании в учреждения СПО и вузы процесс профессионального выбора проявляется в отказе значительной части выпускников школ (как 9, так и 11 - х классов) от своих притязаний на высшее образование в пользу СПО. В прошлое уходит и трактовка такого выбора абитуриентов только как обходного варианта (Мальцева, Шабалин, 2021: 13), позволявшего уйти от угрозы получения неудовлетворительных результатов ЕГЭ, надежды на возможность в будущем реализовать свое желание учиться в вузе после окончания колледжа или техникума.

И здесь особенно интересным объектом исследования процессов профессионального самоопределения становится колледж в составе вуза, где такая транзитная модель может быть реализована в большей степени, тем более что по данным Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций более 14 % контингента СПО относится к этой категории. Сегодня примерно каждый пятый российский вуз реализует данный уровень образования и имеет в своей структуре соответствующие подразделения1. Но приоритеты выбора образовательных стратегий данной категорией студентов СПО и особенности их профессионального самоопределения в целом изучены явно недостаточно. На основе данных Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС можно сказать, что ежегодно после окончания колледжа, работающего в составе института, на программы высшего образования поступают более 70 % его выпускников, которые предпочитают работать и учиться заочно. При этом прием на программы среднего профессионального образования в НИУ РАНХиГС за последние 10 лет существенно вырос - го 130 до 396 человек, причем прирост происходил не только за счет увеличения бюджетных мест (с 75 до 180) и их заполнения, но и за счет увеличения числа осуществляющих обучение по договору - с 55 до 216 человек.

Для изучения специфики процессов профессионального самоопределения студентов в колледжах в составе вузов под научным руководством авторов статьи в колледже Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС и колледже экономики и права Дзержинского филиала РАНХиГС с 3 апреля по 28 апреля 2023 года было проведено социологическое исследование, посвященное образовательным и гражданским ориентациям студентов колледжей. В качестве объекта исследования выступили студенты выпускных курсов направлений подготовки:

- 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям);

- 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

- 38.02.03 Операциональная деятельность в логистике;

- 38.02.06 Финансы;

- 38.02.07 Банковское дело;

- 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Возраст - от 17 до 21 года (п = 267). 71 % опрошенных обучаются на коммерческой основе, 29 % - на бюджетной основе. Выборка гнездовая. Выбор объекта исследования был обусловлен тем, что студенты выпускных курсов имеют не только опыт выбора среднего профессионального образования, определенной программы обучения и конкретного колледжа, но и, что особенно важно, опыт прохождения профессионального обучения и общения с профессиональной средой (как минимум - опыт производственной практики, коммуникации с представителями работодателей, как максимум - опыт работы по специальности). Исследование проводилось практически накануне выхода выпускников на рынок труда, что еще в большей степени актуализирует проблему их профессионального самоопределения: обостряет восприятие ситуации выбора дальнейшей траектории жизненных планов - учиться, работать, работать и учиться и т. д. По нашему мнению, студенты выпускных курсов, используя ретроспективный взгляд на своё обучение в колледже, способны к более осознанным оценкам перспектив своего выбора среднего профессионального образования в начале своего пути в профессию.

Если мы обратим внимание на характеристики респондентов, связанные с социальным контекстом их жизнедеятельности, то стоит отметить следующие позиции:

- большинство респондентов (почти 77 %) учились в обычной школе до поступления в колледж, школу с углубленным изучением отдельных предметов и общеобразовательный лицей, гимназию закончили 22 % респондентов;

- территориально респонденты представляют различные типы населенных пунктов, но преобладают представители городов, в том числе областного центра (35 %), районных центров и малых городов (43 %). В меньшей степени в рядах респондентов представлены студенты из поселков городского типа (14 %) и из сел и деревень (8 %);

- большинство респондентов (более 70 %) практически постоянно проживают с родителями;

1 СПО в структуре вуза: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. 2022. № 7 (139). URL: https://akvobr.ru/new/publications/433 (дата обращения: 10.08.2023).

- материальное положение семей опрошенных респондентов вполне благополучное. Оценивая материальное положение семьи, более трети опрошенных (38,2 %) выбрали ответ «Денег хватает на все, кроме таких дорогих приобретений, как квартира/дом»; еще почти четверть респондентов выбрали позицию «Денег вполне хватает на покупку крупной бытовой техники, но мы не можем купить автомобиль» или «Материальных затруднений не испытываем, при необходимости можем приобрести квартиру/дом» (25,8 % и 23,6 % соответственно).

Оценивая в ретроспекции свои мотивы выбора в пользу среднего профессионального образования, респонденты отмечают, что он был определен вполне осознанными, прагматическими причинами (табл. 1).

Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, почему Вы выбрали среднее профессиональное образование?» (множественный выбор, в % от числа опрошенных)

Table 1 - Distribution of Respondents' Answers to the Question:"Please, Tell Me, Why Did You Choose

Secondary Vocational Education?" (Multiple Choice, in % of the Number of Respondents)

Процент наблюдений

Можно получить среднее общее образование 33,5

Быстрее начну зарабатывать 29,7

Здесь интереснее учиться 28,9

Этого уровня образования достаточно для дальнейшей работы 24,0

Надоело учиться в школе/ не хочу учиться в школе 20,5

Посоветовали родители, друзья, учителя в школе 15,2

Не удалось поступить на другую программу или в вуз 14,1

Оно соответствует Вашим способностям и умениям 10,6

Можно поскорее уехать из своего населенного пункта/переехать туда, где хочу жить 10,3

По выбранной специальности, профессии можно учиться только на этой программе 9,9

На эту программу принимают всех 2,7

Недостаточная школьная подготовка 1,9

Вам больше нравится и удается работа руками 1,1

Напомним, что большинство опрошенных составляли студенты, обучающиеся на программах СПО после окончания 9-х классов, для которых актуальными оказываются мотивы: «Можно получить среднее общее образование» (33,5 %), нежелание продолжать учиться в школе («Надоело учиться в школе/ не хочу учиться в школе» - 20,5 %) и «Здесь интереснее учиться» (28,9 %). Если учесть стабильный высокий средний балл аттестата абитуриентов, поступающих в наши колледжи (так, например, в Нижегородском институте управления этот балл в 2022 г. составил почти 4,4), то можно говорить о том, что желание поскорее приобрести профессию вряд ли можно объяснить плохой подготовкой поступающих на программы СПО. Скорее всего, здесь «работает» стремление молодых людей попробовать себя во «взрослой жизни»: на ведущие места в мотивации выбора в пользу программ СПО выходит желание респондентов «быстрее начать зарабатывать» (почти 30 % ответов) и констатация «Этого уровня образования достаточно для дальнейшей работы» (24 %). При этом в рейтинге мотивов выбора СПО осознание того, насколько та или иная программа соответствует способностям и умениям респондентов представлена в три раза ниже, чем желание начать зарабатывать.

О том, что интерес к конкретной профессии/специальности не является основным мотивом профессионального выбора респондентов, свидетельствуют и результаты их ответов на вопрос: «Почему Вы выбрали эту профессию/специальность в Вашем колледже/техникуме». Наличие интереса к профессии в структуре мотивов выбора отметили только 17,4 % опрошенных студентов, в то время как случайным назвали свой выбор тоже 17,4 % респондентов. Прагматический взгляд преобладает в выборе респондентами конкретной профессии: ведущими мотивами являются возможность в данной профессии иметь интересную и разнообразную работу (31 % ответов), возможность карьерного роста (30 %) и хорошего заработка (25 %).

Отметим и тот факт, что далеко не последнее место среди причин выбора программ СПО занимает неудача при поступлении в вуз (14 % ответов), которая могла подтолкнуть студента к реализации своих жизненных планов через образовательную траекторию «школа-колледж-вуз». Серьезным мотивом для выбора обучения в колледже остается и желание поменять место жительства (более 10 % ответов).

В территориальном распределении ответов на вопрос о мотивах поступления на программы СПО выявлен вполне ожидаемый разброс вариантов ответов. Так, группа респондентов из сел и деревень в три раза чаще, чем жители областного центра, и в два раза чаще, чем жители городов области, выбирают в качестве своего мотива изменение места жительства: 15,5 % ответов против 5,4 % и 11,2 %. Кроме этого, для респондентов-жителей сел и деревень в большей степени значим мотив «быстрее начну зарабатывать», они же чаще, чем другие опрошенные, склонны признавать

причиной выбора СПО недостаточную подготовку в школе. Однако основной тренд мотивов выбора СПО на достижение быстрого выхода на рынок труда и получение заработка, а также надежда на получение в колледже общего среднего образования при потере интереса к продолжению школьного образования остается общим для всех территориальных групп. В распределении ответов респондентов, окончивших различные виды школ (обычная школа, гимназия или лицей), также сохраняется данная тенденция.

Прохождение профессиональной подготовки в рамках образовательной организации переводит процесс профессионального самоопределения личности на новый этап: происходит переход от стадии свободного (подчас стихийного и случайного) выбора вида профессиональной деятельности к самоопределению по отношению к ее конкретному содержанию, социальным функциям и своей будущей социально-профессиональной роли. В колледже обучающиеся проходят стадию адаптации к новому пространству профессионального самоопределения через профессионально ориентированный учебный процесс и включение в практическую деятельность по освоению определенных компетенций. Постепенно на второй план уходят факторы, определявшие первичный выбор образовательной программы СПО, и на выпускных курсах наступает стадия актуализации профессиональных интересов, обостряется проблема определения дальнейшей стратегии реализации профессиональных и жизненных планов.

Результаты исследования показали, что на завершающем этапе обучения в профессиональном самоопределении проявляются три основные группы респондентов, отличающиеся по их ори-ентациям на реализацию своих жизненных планов в связи с приобретенной в колледже профессией.

Для первой, наиболее многочисленной группы, характерно стремление продолжить выбранную профессиональную или образовательную траекторию, на вопрос о планах после окончания колледжа они отвечали: «Работать по специальности» - более 45 % (табл. 2) и «Продолжить свое образование в вузе по своей специальности» - 38,7 % ответов. Процесс профессионального самоопределения данной группы респондентов приобретает достаточно четкие очертания - желание реализоваться в приобретенной в рамках СПО профессии через работу по специальности и/или продолжение соответствующего образования в вузе.

Вторая, менее многочисленная группа респондентов демонстрирует в своих ответах склонность к уточнению или изменению своей траектории, выбранной на первом этапе профессионального самоопределения: «Работать по другой специальности (профессии), не связанной с приобретенной в колледже/техникуме» - более 20 % ответов, «Сменить специальность (профессию)» - 12% и «Заняться индивидуальной трудовой деятельностью» -почти 13 % ответов. Третью, самую малочисленную группу составляют респонденты, которых можно назвать не определившимися со своими профессиональными и образовательными планами (14 %).

Отдельно стоит выделить тех, кто планирует пойти в армию (6,9 %). Их выбор может быть осознанным и ориентированным на выбор другой профессиональной траектории и в этом случае их можно было бы отнести ко второй группе. Военная служба на данный момент обладает достаточно высокой привлекательностью в связи с тем, что предоставляет достаточно хороший заработок и необходимым этапом для этой профессиональной траектории становится служба в армии по призыву. С другой стороны, для части респондентов это, возможно, способ еще дольше отсрочить вступление в профессиональную деятельность и выиграть время для принятия решения.

Тех, кто не планирует ни учиться, ни работать, слишком мало, всего 0,8 %, чтобы говорить о них как о какой-то группе. Для изучения данного феномена необходимы дополнительные исследования с применением качественных методов.

Для нашего типа колледжей, работающих в составе вуза, особенно интересна группа студентов, которая собирается продолжить свое образование в вузе по специальности, полученной на программах СПО.

Обращает на себя внимание тот факт, что группа респондентов, ориентированная на продолжение образования в вузе по специальности, практически ничем не отличается по структуре мотивов своего первоначального выбора в пользу СПО от всего массива опрошенных. Однако на последнем этапе своего обучения в колледже респонденты данной группы более четко осознают ценность высшего образования для реализации своих жизненных целей, отмечая, что «высшее образование позволяет заниматься более квалифицированным, интеллектуальным трудом» (почти 66 % ответов против 48 % среди всех опрошенных), «высшее образование престижно и социально значимо» (45 % против 34 %) и «без высшего образования сложно найти работу» (50 % против 39 %). Таким образом, можно предположить, что для значительной части респондентов мы наблюдаем определенную эволюцию процесса профессионального самоопределения в сторону повышения осознанности их дальнейших профессиональных и образовательных планов.

Процесс трансформаций в процессе профессионального самоопределения студентов, обучающихся по программам СПО в колледже в составе вуза, на наш взгляд, по своей сути весьма сложен

и заслуживает более подробных исследований тех условий и факторов, которые на него воздействуют. Анализ научной литературы по интересующей нас проблеме показал, что при всем многообразии концептуальных подходов и исследовательских проектов, именно специфика профессионального самоопределения студентов колледжей в составе вуза, динамика их образовательной и профессиональной мотивации в ходе учебного процесса пока изучена явно недостаточно.

Резюмируя анализ проблемы профессионального самоопределения студентов колледжей в составе вуза, следует отметить, что среднее профессиональное образование, как важный компонент системы непрерывного профессионального образования, стоит рассматривать как особый период профессионального самоопределения студентов. Содержанием его во многом является своего рода апробация обучающимися своих сил и возможностей, которая может привести как к профессиональному самоутверждению, так и к уточнению или смене профессионально-образовательной стратегии субъекта. Встраивание профессиональной подготовки студентов в единую непрерывную систему образования «СПО - вуз - профессиональная деятельность» способно активно воздействовать на дальнейший процесс их профессионального самоопределения, обеспечивая более высокий уровень мотивации дальнейшего профессионального выбора студентов, их осознанную ориентацию в отношении будущей специальности высшего образования и профессионально-трудовой «биографии» в целом.

Представленные в статье материалы анализа научной литературы и результаты социологического исследования специфики процесса профессионального самоопределения студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, свидетельствуют об актуальности и многоплановости данной проблемы, которая заслуживает более подробных исследований как теоретического, так и прикладного характера. По нашему мнению перспективными в плане дальнейших исследований представляются следующие направления:

- изучение особенностей процессов профессионального самоопределения российской молодежи из различных социальных групп, в том числе выявление депривированных групп, определение соответствующих барьеров и возможностей для выбора и получения того или иного уровня профессионального образования;

- детальный и мониторинговый по своему характеру анализ условий и факторов, обусловливающих выбор конкретных стратегий профессионального самоопределения студентов СПО, с учетом региональных особенностей данного процесса;

- изучение ценностных аспектов в области профессионального самоопределения студентов колледжей и их влияния на формирование разнообразных моделей поведения обучающихся в процессе реализации жизненных планов молодого поколения;

- исследование социокультурной и образовательной среды колледжей и вузов, реализующих программы СПО как пространства действия различных факторов профессионального самоопределения студентов, и выявление наиболее их типичных поведенческих стратегий в системе непрерывного профессионального образования.

Такие исследования необходимы и важны не только для научного осмысления проблемы профессионального самоопределения обучающихся в колледжах и вузах как целостного социального процесса, выявления его динамики, структуры и факторов, но и для расширения возможностей образовательных организаций в деле разработки и реализации социальных проектов и технологий, способствующих успешному вхождению и адаптации молодежи в динамично меняющейся социально-профессиональной структуре общества.

Список источников:

Бондаренко О.В., Ведерникова М.В. Процессы социальной селекции в школьной среде // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 8-9. С. 47-50.

Бурдьё П. Воспроизводство: элементы теории системы образования / пер. с фр. Н. А. Шматко. М., 2007. 267 с.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала // Мир России. Социология. Этнология. 2021. Т. 30, № 1. С. 88-110. https://doi.org/10.17323/1811-038Х-2021 -30-1 -88-110.

Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся : ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. М., 2022. Вып. 20. С. 379-399. https://doi.org/10.19181/ezheg.2022.14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ломтева Е.В., Бедарева Л.Ю. Доля выпускников школ, поступающих в вузы, снижается // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2022. № 10 (163). С. 21-26.

Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10-42. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42.

Мальцева В.А., Сальникова И.Е., Шабалин А.И. Вместо университета - в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 45-66. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.2090.

Общество неравных возможностей: социальная структура современной России / Н.Е. Тихонова [и др.]; под ред. Н.Е. Тихоновой. М., 2022. 424 с. https://doi.org/10.55604/9785777708731.

Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала : аналитический доклад / Ф.Ф. Дудырев [и др.]; под общ. ред. Я.И. Кузьминова, Л.М. Гохберга, Н.Б. Шугаля. М., 2022. 100 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2678-1.

Тюрина Ю.А. Деятельностный подход в социологии в исследовании отечественного образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 3. С. 295-306.

Чередниченко Г.А. От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия // Ректор вуза. 2022. № 11. С. 20-31. https://doi.org/10.33920/nik-3-2211-01.

Minina E., Yanbarisova D., Pavlenko E. Educational Choice of Russian High School Students in Grade Nine // International Studies in Sociology of Education. 2020. Vol. 29, no. 4. Pp. 326-343. https://doi.org/10.1080/09620214.2020.1728362.

References:

Bondarenko, O.V. & Vedernikova, M.V. (2016) The Processes of Social Selection in the School Environment. Humanities, Social-Economic and Social Sciences. (8-9), 47-50. (In Russian).

Bourdieu, P. (2007) Vosproizvodstvo: elementy teorii sistemy obrazovaniya [Reproduction: elements of education system theory]. Moscow. 267 p. (In Russian).

Cherednichenko, G.A. (2022) From secondary to higher school: institutional transformations and social consequences. Rektor vuza. (11), 20-31. Available from: doi:10.33920/nik-3-2211-01. (In Russian).

Dudyrev, F.F., et al. (2022) Srednee professional'noe obrazovanie v Rossii: resurs dlya razvitiya ekonomiki i formirovaniya che-lovecheskogo kapitala [Secondary vocational education in Russia: a resource for economic development and human capital formation]. In: Analiticheskiy doklad [Analytical report] Moscow. 100 p. Available from: doi.org/10.17323/978-5-7598-2678-1. (In Russian).

Konstantinovskiy, D.L. & Popova, E.S. (2022) New Сharacteristics of Educational and Professional Trajectories of Youth. In: Rossiya reformiruyushchayasya [Reforming Russia]. Moscow. Iss. 20, 379-399. Available from: doi:10.19181/ezheg.2022.14. (In Russian).

Lomteva, E.V. & Bedareva, L.Y. (2022) Dolya vypusknikov shkol, postupayushchikh v vuzy, snizhaetsya [Share of school graduates entering higher education is declining]. Monitoring the Economic Situation in Russia: Trends and Challenges of Socio-Economic Development. (10 (163)), 21-26. (In Russian).

Maltseva, V.A. & Shabalin, A.I. (2021) The Non-Bypass Trajectory, or The Boom in Demand for TVET in Russia. Educational Studies Moscow. (2), 10-42. Available from: doi:10.17323/1814-9545-2021-2-10-42. (In Russian).

Maltseva, V.A., Salnikova, I.Ye. & Shabalin, A.I. (2022) Vocational School Instead of a University: What Brings Successful Eleventh-Graders to Vocational Education? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. (3), 45-66. Available from: doi:10.14515/monitoring.2022.3.2090. (In Russian).

Minina, E., Yanbarisova, D. & Pavlenko, E. (2020) Educational Choice of Russian High School Students in Grade Nine. International Studies in Sociology of Education. (29 (4)), 326-343. Available from: doi:10.1080/09620214.2020.1728362.

Tikhonova, N.E., Mareeva, S.V., Anikin, V.A., Lezhnina, Yu.P., Karavay, A.V. & Slobodenyuk, E.D. (2022) Obshchestvo neravnykh vozmozhnostey: sotsial'naya struktura sovremennoy Rossii [Society of unequal opportunities: social structure of modern Russia]. In: Tikhonova N.E. (ed.). Moscow. 424 p. Available from: doi:10.55604/9785777708731. (In Russian).

Tyurina, Yu.A. (2008) Deyatel'nostnyy podkhod v sotsiologii v issledovanii otechestvennogo obrazovaniya [Activity approach in sociology in the study of national education]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. (3), 295-306. (In Russian).

Zborovsky, G. & Ambarova, P. (2021) The Transition of Educational Communities from Failure to Success in Human Capital Transfer. Universe of Russia. Sociology. Ethnology. (30 (1)), 88-110. Available from: doi:10.17323/1811-038X-2021-30-1-88-110. (In Russian).

Информация об авторах С.А. Тихонина - доктор социологических наук, профессор кафедры философии, социологии и психологии управления Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС, Нижний Новгород, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=644939

Т.В. Пискунова - аспирант кафедры философии, социологии и психологии управления Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС, Нижний Новгород, Россия.

Н.В. Шангин - кандидат социологических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой философии, социологии и психологии управления Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС, доцент кафедры социологии проектной деятельности и проконкурент-ного регулирования Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=762023

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors S.A. Tikhonina - D.Phil. in Sociology, Professor, Department of Philosophy, Sociology and Psychology of Management, Nizhny Novgorod Institute of Management - Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Nizhny Novgorod, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=644939

T.V. Piskunova - PhD student, Department of Philosophy, Sociology and Psychology of Management, Nizhny Novgorod Institute of Management - Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Nizhny Novgorod, Russia.

N.V. Shangin - PhD in Sociology, Acting Head of the Department of Philosophy, Sociology and Psychology of Management, Nizhny Novgorod Institute of Management - Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Associate Professor at the Department of Sociology of Project Activities and Pro-Competitive Regulation, N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=762023

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.08.202Э Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.09.202Э Принята к публикации / Accepted for publication 26.09.202Э

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

- Э9 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.