Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / "ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ" ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеев Максим Александрович

Актуальность проектирования нового формата компетенций в подготовке педагогов профессионального обучения определяется утверждением знаниевой парадигмы цифровой методологии в логике компетентностного подхода. Цифровые технологии оказали влияние на изменение и расширение форм и видов деятельности педагога дополнительного профессионального образования. Цель статьи - анализ факторов обновления профессиональных компетенций педагогов и инструкторов в области переподготовки и повышения квалификации персонала в условиях цифрового перехода. В статье показано, что преобразования носят объективный характер и заданы процессами цифровой трансформации отрасли, формированию системы непрерывного обновления профессиональных знаний, что определяет новизну и целесообразность исследования. Исследовательская база статьи формировалась публикациями российских ученых и преподавателей в ведущих научных изданиях: «Открытое образование», «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», «Вестник Самарского Университета», «Известия Саратовского университета», а также публикациями в зарубежных журналах «Journal of Technology Education», «Tuning Journal for Higher Education». Эмпирические данные отражают практику переподготовки и повышения квалификации Технической Академии Росатома (г. Обнинск).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеев Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DESIGNING THE COMPETENCES OF THE TEACHERS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE NEW GENERATION

The relevance of designing the new format of competencies in training of the teachers of vocational training is determined by the approval of the knowledge paradigm of digital methodology in the logic of the competence-based approach. Digital technologies have influenced the change and expansion of the forms and types of activities of the teacher of additional professional education. The purpose of the article is to analyze the factors of updating the professional competencies of teachers and instructors in the field of retraining and advanced training of personnel under the digital transition. The article shows that the transformations are objective and set by the processes of digital transformation of the industry and the tasks of updating the paradigm of vocational education from the transfer of knowledge to the production of knowledge, the formation of the system of continuous updating of professional knowledge, which determines the novelty and expediency of the study. The research base of the article was formed by publications of Russian scientists and teachers in the leading scientific journals: «Otkrytoe obrazovanie», «Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta», «Vestnik Samarskogo Universiteta. Istoriya. Filologiya. Pedagogika», foreign journals «Tuning Journal for Higher Education», «Journal of Technology Education» etc. Empirical data reflect the practice of retraining and advanced training of the Technical Academy of Rosatom.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

REFERENCES

1. Galimov A.M., Botova L.N., Zotova F.R. and Nazarenko A.S. (2019), Integration of the educational process and sports training in universities of a sports profile, Olitech, Kazan.

2. Dmitriev D.V. (2003), Explanatory dictionary of the Russian language, Astrel, AST, Moscow.

3. Dubova M.V. and Maslova S.V. (2013), "Competence-based task as a means of achieving educational effects in teaching younger students", Humanities and education, No. 1 (13), pp. 18-24.

4. Dekhtyarenko O.V. (2011), European experience in the recognition of professional qualifications obtained as a result of non-formal and spontaneous learning, RIPO, Minsk.

5. Zheleznov V.B. (2010), "Analysis of the policies of the OECD member countries in the field of recognition of the results of non-formal and informal education", Bulletin of international organizations, No. 1 (27), pp. 51-62.

6. Naumenko Y.V. (2018), "Socio-cultural phenomenon "sport (sports activity)" as an object of pedagogical research", ScientifiScience and Sport: modern trends. No. 1 (18), pp. 117-126.

7. Government of the Russian Federation (2015), On the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020, available at: https://base.garant.ru/71044750/.

8. Safarov M. (2018), "Culture and non-formal education: Tajikistan, Great Britain, France and Estonia", Bulletin of the Institute for Education Development, No. 3 (23), pp. 21-28.

9. Cedefop (2015), European guidelines for validating non-formal and informal learning, Publication Office of The European Union, https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/7a46cc6f-e10e-11e5-8a50-01aa75ed71a1/language-en.

10. Coombs P. and Ahmed M. (1974), Attacking Rural Poverty. How non-formal education can help, John Hopkins Press, Baltimore.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.12.2020

УДК 378.046.4

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО

ПОКОЛЕНИЯ

Максим Александрович Гордеев, аспирант, Институт развития дополнительного профессионального образования, Москва

Аннотация

Актуальность проектирования нового формата компетенций в подготовке педагогов профессионального обучения определяется утверждением знаниевой парадигмы цифровой методологии в логике компетентностного подхода. Цифровые технологии оказали влияние на изменение и расширение форм и видов деятельности педагога дополнительного профессионального образования. Цель статьи - анализ факторов обновления профессиональных компетенций педагогов и инструкторов в области переподготовки и повышения квалификации персонала в условиях цифрового перехода. В статье показано, что преобразования носят объективный характер и заданы процессами цифровой трансформации отрасли, формированию системы непрерывного обновления профессиональных знаний, что определяет новизну и целесообразность исследования. Исследовательская база статьи формировалась публикациями российских ученых и преподавателей в ведущих научных изданиях: «Открытое образование», «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», «Вестник Самарского Университета», «Известия Саратовского университета», а также публикациями в зарубежных журналах «Journal of Technology Education», «Tuning Journal for Higher Education». Эмпирические данные отражают практику переподготовки и повышения квалификации Технической Академии Росатома (г. Обнинск).

Ключевые слова: дополнительное профессионально образование, профессиональная компетентность, цифровые технологии, «цифровая грамотность» педагогической подготовки, квалификационный стандарт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p40-45

TO THE QUESTION OF DESIGNING THE COMPETENCES OF THE TEACHERS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE NEW GENERATION

Maxim Alexandrovich Gordeev, the post-graduate student, Institute of additional professional

education evolution, Moscow

Abstract

The relevance of designing the new format of competencies in training of the teachers of vocational training is determined by the approval of the knowledge paradigm of digital methodology in the logic of the competence-based approach. Digital technologies have influenced the change and expansion of the forms and types of activities of the teacher of additional professional education. The purpose of the article is to analyze the factors of updating the professional competencies of teachers and instructors in the field of retraining and advanced training of personnel under the digital transition. The article shows that the transformations are objective and set by the processes of digital transformation of the industry and the tasks of updating the paradigm of vocational education from the transfer of knowledge to the production of knowledge, the formation of the system of continuous updating of professional knowledge, which determines the novelty and expediency of the study. The research base of the article was formed by publications of Russian scientists and teachers in the leading scientific journals: «Otkrytoe obrazovanie», «Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta», «Vestnik Samarskogo Universiteta. Istoriya. Filologiya. Peda-gogika», foreign journals «Tuning Journal for Higher Education», «Journal of Technology Education» etc. Empirical data reflect the practice of retraining and advanced training of the Technical Academy of Rosatom.

Keywords: additional professional education, professional competence, digital technologies, "digital literacy" of pedagogical training, qualification standard.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблем развития дополнительного профессионального образования на современном этапе определяется, прежде всего, стратегическими задачами становления цифровой экономики, что обусловливает проектирование инноваций в сфере профессионального образования. Логика модернизации профессионального образования связана с «формированием системы непрерывного обновления профессиональных знаний», достижением «цифровой зрелости» в рамках национальной цели цифровой трансформации и, как следствие, обновлением структуры компетенций педагога профессионального обучения [1].

Системная работа по обновлению состава компетенций осложняется противоречиями отмененного в настоящее время профессионального стандарта «педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №608н. Отмена документа была произведена без одновременного ввода замещающего документа, а его актуализацией будет заниматься Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования под руководством Духаниной Л.Н. «На текущий момент уже идёт подготовка дорожной карты разработки новой версии, а также формирование рабочей группы. Все разработанные требования предполагается обсудить с профессиональным сообществом» [2].

Преобразования в сфере профессионального образования в полной мере соотносятся с методологией компетентностного подхода. Однако фокус требований профессиональных стандартов требует детализации и упорядочения профессиональной компетентности педагогов в логике задач цифровой трансформации, что определяет новизну исследования проблемы. Цель статьи - анализ факторов формирования профессиональных компетенций педагогов и инструкторов в области переподготовки и повышения квалификации персонала в условиях цифрового перехода. Проектирование изменений программ переподготовки и повышения квалификации в Технической Академии Росатома

г. Обнинска (ТАР) осуществляется в рамках принятой в госкорпорации в 2018 г. Единой цифровой стратегии (ЕЦС). Цифровая трансформация вызывает переосмысление рабочих процессов, модели управления, коммуникаций, непрерывности инноваций, усиливает значение «полезных знаний» (useful knowledge) и влечет переориентацию педагогов и инструкторов с теоретических занятий на проективные технологии, овладение средствами виртуальной и дополненной реальности. Цифровые технологии актуализировали проблему структурных компонентов профессиональных компетенций педагогов и инструкторов профессиональной переподготовки и повышения квалификации на основе цифровой методологии, что объясняет целесообразность разработки проблемы.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сущность компетентностного подхода в отечественной педагогике анализировалась в трудах В.И. Байденко, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, В.Н. Куницыной, Т.И. Шамо-вой и др. Вопросы профессиональной компетентности специалистов разрабатывались Н.В. Кузьминой, О.И. Лебедевым, Ю.В. Варданян, А.И. Щербаковым. Краткий обзор литературы позволяет заключить, что проблемы формирования компетенций в профессиональном образовании для технических вузов и специалистов наукоемкого производства рассматривались с разных сторон. Вместе с тем, в публикациях отмечается, что «образовательный подход» в корпоративных организациях имеет в основном ограниченный, «внутрифирменный характер», что недостаточно для периода технологических инноваций.

Целесообразность трансформации дополнительного профессионального образования на этапе цифрового перехода обоснована учеными РЭУ им. Г.В. Плеханова, включая важность обновления методического инструментария педагогов [3]. Они подчеркивают, что подготовка к работе с информационными технологиями «выходит за пределы технических компетенций, и требует расширенного понимания методической подготовки преподавателей к работе в электронной образовательной среде». И эта система обучения преподавателей работе в современной цифровой образовательной среде, по мнению Н.В. Днепровской, только формируется [4]. Исследователи отмечают, что широкое применение цифровых технологий, особенно в формате удаленного доступа, усложняет коммуникативную функцию педагога профессионального образования и обозначает проблему этики взаимодействия в виртуальной среде, рисков интерпретации и достоверности информации в Интернет [5].

В решении прикладных задач переподготовки отраслевых кадров в Технической Академии ведется апробация высокотехнологичных инструментов, тренажеров, симуля-торов, в том числе цифровой модели АЭС. Цифровой (виртуальный) двойник — это визуализированный, программный аналог объекта, который воспроизводит, моделирует в реальном времени все внутренние процессы, происходящие в объекте и изменения в его свойствах, это сложный технологический инструмент, освоение которым требует специальной методической подготовки. Эксперты описывают энергоблок, его оборудование в виртуальном двойнике АЭС через призму автоматизированной системы управления технологическим процессом [6]. Работа с таким оборудованием предопределяет высокий уровень знаний технологического компонента профессиональных компетенций педагога. Вместе с тем рекомендации Еврокомиссии по науке и знаниям Евросоюза указывают на важность понимания, что навыки, знания и отношения в совокупности позволяют эффективно использовать цифровые технологии, так как «функциональные компетенции основаны на ИТ и информационных компетенциях, которые составляют основу для реализации конкретных действий и достижения выгод в результате использования цифровых технологий, ИТ-компетенции являются основой информационных компетенций, которые, в свою очередь, основа для функциональных компетенций» [7]. Таким образом, педагогу необходимы все три уровня компетенций.

Специалисты в регионах отмечают недостаточную цифровую грамотность работников, указывая на причины слабой заинтересованности работников и не активностью в развитии цифровых компетенций [8]. По данным Н.Б. Стрекаловой, уровень знаний цифровых технологий проявляется посредственным уровнем владения облачными технологиями (65%), технологиями больших данных (31%), интернет-вещей (15%), когнитивными технологиями (0%) [9]. Значение имеет и анализ новых инструментов обучения. Например, «несмотря на то, что планшеты являются последним инструментом обучения, в этой области исследований есть серьезные пробелы, ... могут ли планшеты повысить мотивацию, вовлеченность и участие учащихся» [10].

Внедрение цифровых технологий в обучение усложняет организацию учебной и методической подготовки педагогов и инструкторов профессионального образования. Диверсификация программ переподготовки и повышения квалификации в современных условиях требует согласования преподавания с разнообразием форм и видов деятельности педагога. Например, в ходе реализации инновационного проекта ГК «Росатом» по созданию плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», потребовались виды деятельности сверх компетенций, определенных Программой для образовательной области 14.00.00 «Ядерная энергетика и технологии». Дополнение набора компетенций областью правовых, конструкторских, научно-исследовательских, медико-физических и иных аспектов отвечает логике знаниевой парадигмы цифровой экономики и междисциплинарного взаимодействия, но усложняет требования к подготовке педагогов, его технологической, когнитивной, социальной, эмоциональной компетентности.

Последствия технологических сдвигов и изменения в содержании деятельности педагога внедрением инноваций объективно сопряжены с разработкой организационных и методических средств адаптации педагога к новым условиям. В практике работы Технической Академии применение телекоммуникационных и информационных технологий позволило акцентировать внимание на наиболее значимых структурных компонентах профессиональных компетенций педагогов нового поколения.

Таблица - Структурные компоненты профессиональной компетентности педагога профессионального обучения в цифровой образовательной среде_

№ Инструментальный структурный компонент Проектно-исследовательский структурный компонент Личностно-мотивационный структурный компонент

1 Овладение операционными действиями; освоение тренажеров, УЯ технологий; когнитивных инструментов; Активность в многомерных организационных структурах эдхокра-тического и партисипативного типа; Переориентация на развитие индивидуальных траекторий, освоение СТЕМ обучения и облачного образования;

2 Синтез жестких регламентов действий и креативного профессионального мышления и поведения; Высокая адаптивность к нелинейности процессов развития, гибкость технологий и образовательных процессов; Формирование готовности к инновациям, способности самообучения и саморазвития, интеллектуального капитала;

3 Режим непрерывности профессионального обучения и мастерства; Сквозные «transversal» компетенции в параметрах смарт-среды развития образования; Запрос на социальные качества, убеждения, эмоциональный интеллект;

4 Освоение практик на удаленном доступе, участие в виртуальных мероприятиях внутри корпорации; Аналитические навыки, способы работы с информацией; продуктивная деятельность; Предупреждение устаревания знаний, инфляции кадровых ресурсов и «полураспада компетентности»;

5 Междисциплинарное взаимодействие и широкое международное сотрудничество; Отработка решений и действий в экстремально опасных ситуациях ввиду отраслевой специфики производства; Сокращение объема компетенций исполнения рутинных функций и узких технических навыков;

«Цифровизация» процесса обучения означает перенесение в цифровую среду приемов и навыков обработки и усвоения учебной информации с помощью технических устройств и методов кодировки и передачи информации с высокой скоростью. Компьютерные технологии позволяют прочно усваивать материал, отрабатывать навыки и умения

по всей цепочке производственной деятельности. Перенос коммуникации в виртуальную среду, увеличивает скорость обработки больших объемов информации, активизирует интеллектуальную деятельность слушателей, то есть оптимизирует процесс обучения, приближая его к основам профессиональной деятельности.

Преподаватели Технической Академии согласны с точкой зрения специалистов на технические профессии. Они «требуют знания научных, инженерных и математических теорий, принципов и методов, которые позволяют понять, как и почему работает конкретное устройство или система»[11]. Однако, принимая во внимание, что отношения между наукой, технологией, инженерией и математикой становятся все более прочными, пронизывая рабочее место и создавая новые требования к грамотности для решения повседневных рабочих проблем, для педагога профессионального образования становятся актуальными прикладные аспекты инженерной педагогики, социальной психологии, межличностного общения, организационного поведения, личностного роста.

Цифровизация атомной энергетики усиливает значение интеллектуальных способностей работника, его способности создавать новые знания, формулировать идеи и претворять их в жизнь, извлекая данные из обстоятельств конкретной ситуации. Виртуальные ресурсы способствуют развитию ментальных качеств современного педагога, его исследовательской педагогической практике, важность которой отмечают специалисты. Ценностно-смысловые факторы обозначили роль коммуникативной этики в цифровой среде множества интеракций. Синергия факторов, как отмечают специалисты, усиливает эффект проявления профессиональных компетенций педагогов профессионального обучения [12]. Накопление опыта, развитие способностей аналитической работы с массивами информации, развитие умений и навыков преобразования информации в совокупности представляют собой элементы формирования «базовой модели компетенций цифровой экономики». Для педагога профессионального образования цифровые технологии побуждают к освоению новой функциональной роли - методического сопровождения организации учебных занятий в цифровой реальности, формированию функционального компонента компетенций цифровой грамотности, наряду с ИТ и информационными компетенциями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка функционального компонента профессиональной компетентности педагогов в повышении квалификации и переподготовки персонала в деятельности корпоративной организации дополнительного профессионального образования вызвана объективными задачами цифрового перехода отрасли атомной энергетики. Миссия педагогов профессионального обучения в новых условиях цифрового перехода изменяется реалиями цифровой среды - производство знаний приобретает ключевое значение в образовательном процессе. Педагогические технологии отражают данный запрос знаниевой парадигмы практикой проективных технологий, продуктивного обучения, междисциплинарной организацией модулей обучения, интеграцией прикладных социальных дисциплин, развитием облачного образования и методик СТЕМ-технологий.

Цифровая среда обучения изменила роли педагога профессионального обучения, расширила его функции, усложнила структуру профессиональной компетентности. Функциональная компетентность педагога раскрывается структурными компонентами инструментальной деятельности, проектно-исследовательской деятельности, личностно-мотивационной деятельности в структуре компетенций. Упорядочение структуры профессиональных компетенций педагога профессионального обучения в соответствии с требованиями профессионального стандарта позволит повысить организованность и системность образовательного процесса, целесообразность выбора методических инструментов. Внимание к технологическим ресурсам производства знаний на основе цифровых технологий отражает практическую значимость изучения работы педагогов

Технической Академии Росатома. Инженерно-педагогическое проектирование рассматривается важным преимуществом в процессе обучения. Учебный процесс сопровождается разработкой и апробацией методик учебных действий на тренажерах, аналоговых си-муляторах, виртуальных моделях производственных процессов. Анализ факторов обновления профессиональных компетенций педагогов в повышении квалификации и переподготовки персонала показывает разнообразие видов активности педагога, преподавательской, экспертной, исследовательской, технологической, информационной и иной в образовании. Вместе с тем, компетентностный потенциал педагога дополнительного профессионального обучения, его структурная наполненность, раскрывается в полной мере синергией методических, административных, организационных ресурсов. Применение цифровых технологий оказывает влияние на все стороны образовательного процесса, в ходе которого происходит формирование «цифровой грамотности» специалистов.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.12.2020

УДК 372.862

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ СИМУЛЯТОРЫ: НАЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО

ЦИКЛА

Кирилл Юрьевич Гревцов, студент, Оксана Евгеньевна Кадеева, кандидат философских наук, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

Аннотация

В настоящее время большое внимание уделяется разработке и использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Существует ряд обучающих программ, справочников, мультимедиа и других интерактивных технологий. Данные ЭОР позволяют сделать образовательный процесс нагляднее и эффективнее. В представленной работе будет раскрыт такой образовательный ресурс, как виртуальные лаборатории и интерактивные симуляторы, позволяющие моделировать объекты и процессы окружающего мира.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, виртуальная лаборатория, интерактивный симулятор.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p45-47

VIRTUAL LABORATORIES AND INTERACTIVE SIMULATORS: PURPOSE AND

OPPORTUNITIES IN THE NATURAL SCIENCE CYCLE LESSONS Kirill Yuryevich Grevtsov, the student, Oksana Evgenievna Kadeeva, the candidate of philosophical sciences, senior teacher, Far Eastern Federal University, Vladivostok

Abstract

Currently, much attention is paid to the development and use of electronic educational resources (EOR) in the educational process. There are a number of training programs, reference books, multimedia and other interactive technologies. EOR data can make the educational process clearer and more effective. This paper will cover such educational resources as virtual laboratories and interactive simulators that allow you to simulate objects and processes in the world around you.

Keywords: electronic educational resource, virtual laboratory, interactive simulator.

ВВЕДЕНИЕ

Основными принципами электронного обучения являются модульность, непрерывность, открытость, динамичность, адаптивность, креативность. Безусловно, в элек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.