Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПЕРЕПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПЕРЕПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / QUALIFICATION REQUIREMENTS / CONTINUING EDUCATION / ADVANCED TRAINING / MUNICIPAL EMPLOYEES / DIGITAL COMPETENCE / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герова Наталья Викторовна

Проблема исследования обусловлена противоречием между сложившимися подходами к переподготовке муниципальных служащих в области освоения цифровых технологий, не обеспечивающей обновление содержания курсов, построения моделей учебного процесса в системе повышения квалификации и необходимостью совершенствования содержания дисциплин на курсах повышения квалификации в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности для муниципальных служащих. Цель статьи - выявление особенностей совершенствования содержания курсов переподготовки муниципальных служащих в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности при повышении квалификации. Исследование проводится на основе анализа и обобщения фундаментальных работ в области непрерывного профессионального образования, теории образования взрослых, компетентностного подхода. Результаты заключаются в разработке содержания курсов переподготовки муниципальных служащих в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности при повышении квалификации. Система повышения квалификации является неотъемлемой составной частью непрерывного профессионального образования и представляет собой сложную организационную систему. Совершенствование содержания курсов переподготовки муниципальных служащих в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности, включающее теоретическую и практическую подготовку, обеспечит условия для совершенствования и развития цифровой компетентности служащего муниципального управления. Полученные результаты исследования могут быть использованы в практике организации курсов повышения квалификации для муниципальных служащих в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COURSE CONTENT IMPROVEMENT FOR MUNICIPAL EMPLOYEES RETRAINING IN THE FIELD OF DIGITAL TECHNOLOGIES AT PROFESSIONAL DEVELOPMENT COURSES

The problem of the study is determined by a contradiction between the existing approaches to municipal employees retraining in the field of digital technology, they do not ensure the updating of the courses content, the construction of the educational process models in the system of advanced training and the need to improve the content of disciplines at professional development courses in the field of digital technologies use in professional activities for municipal employees. The purpose of the article is to identify the peculiarities of the retraining courses content improvement for municipal employees in the field of digital technologies use in professional activity. The study is carried out basing on analysis and generalization of fundamental works in the field of continuous vocational education, theory of adult education, competency approach. The results consist in the content design of municipal employees retraining courses in the field of digital technologies use in professional activities at professional development courses. The system of professional development courses is an integral part of continuing vocational education and is a complex organizational system. Content improvement of the of municipal employees retraining courses in the field of digital technologies in professional activity (including theoretical and practical training) will provide conditions for improvement and development of digital competence of municipal administration employeeы. The results of the study can be used in the practice of professional development course organization for municipal employees in the digital economy conditions.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПЕРЕПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ»

Vol. 14 No. 2 2020 The Science of Person: Humanitarian_!зз'м551251в97!-9845з3х2('опРГп,!)

Part 2. Pedagogical Science

УДК 378.046.4 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.12

Н. В. Герова1

i

Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, г. Рязань, Российская Федерация

Совершенствование содержания курса переподготовки муниципальных служащих в области цифровых технологий при повышении квалификации

Аннотация. Проблема исследования обусловлена противоречием между сложившимися подходами к переподготовке муниципальных служащих в области освоения цифровых технологий, не обеспечивающей обновление содержания курсов, построения моделей учебного процесса в системе повышения квалификации и необходимостью совершенствования содержания дисциплин на курсахповышения квалификации в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности для муниципальных служащих. Цель статьи - выявление особенностей совершенствования содержания курсов переподготовки муниципальных служащих в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности при повышении квалификации. Исследование проводится на основе анализа и обобщения фундаментальных работ в области непрерывного профессионального образования, теории образования взрослых, компетентностного подхода. Результаты заключаются в разработке содержания курсов переподготовки муниципальных служащих в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности при повышении квалификации. Система повышения квалификации является неотъемлемой составной частью непрерывного профессионального образования и представляет собой сложную организационную систему. Совершенствование содержания курсов переподготовки муниципальных служащих в области использования цифровыхтехнологий в профессиональной деятельности, включающее теоретическую и практическую подготовку, обеспечит условия для совершенствования и развития цифровой компетентности служащего муниципального управления. Полученные результаты исследования могут быть использованы в практике организации курсов повышения квалификации для муниципальных служащих в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: квалификационные требования, непрерывное образование, повышение квалификации, муниципальные служащие, цифровая компетенция, цифровые технологии, цифровая экономика. Дата поступления статьи: 18 мая 2020 г.

Для цитирования: Герова Н. В. (2020). Совершенствование содержания курса переподготовки муниципальных служащих в области цифровых технологий при повышении квалификации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 2. С. 75-78. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.12

Комплексная модернизация системы органов государственного и муниципального управления, связанная с внедрением цифровых технологий, обусловливает необходимость постоянного повышения квалификации муниципальных служащих. Цифровизация профессиональной деятельности муниципальных служащих представляет собой организационный процесс, направленный на разработку и внедрение цифровой среды, и позволяет оптимизировать трудозатраты и временные ресурсы органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан. В условиях цифровой экономики вопрос о цифровой компетентности муниципальных служащих остаётся открытым, поскольку уровень выпускников вузов не в полной мере соответствует квалификационным требованиям к специалисту, что обусловливает необходимость совершенствования содержания обучения студентов, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», и муниципальных служащих на курсах повышения квалификации в условиях цифровой экономики.

В ряде нормативных документов Российской Федерации об образовании организация системы повышения квалификации для специалистов в различных сферах является одной из приоритетных задач обеспечения непрерывного образования. В условиях цифровой экономики организация системы повышения

квалификации для муниципальных служащих является одним из главных условий формирования и совершенствования компетенций в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности.

Анализ работ отечественных исследователей в области непрерывного образования (С. Г. Вершловский, А. П. Владислав-лев, С. И. Змеев, В. Г. Онушкин и др.) показал, что непрерывное образование является процессом личного, социального и профессионального развития человека на протяжении всей его жизни. Вместе с тем работы отечественных исследователей в основном посвящены переподготовке и повышению квалификации учителей и работников управления образованием.

В исследованиях В. В. Огурцова, В. С. Нургалиева, В. В. Лев-шина и др. авторы отмечают, что современная система повышения квалификации претерпевает кардинальные изменения, например: модульное построение программ повышения квалификации; предоставление выбора слушателям (заказчику) и индивидуализация в программах обучения; активное внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс на курсах повышения квалификации, включая элементы дистанционного обучения; проектный подход при выполнении заданий слушателями; компетентностный подход в программах обучения; формирование заказа на повышение квалификации и т. д.

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 2. Педагогические науки

В ряде научных исследований (В. В. Сериков, Д. Равен, Г. К. Селевко и др.) рассматриваются основные положения ком-петентностного подхода в образовании. Авторами приводятся определения компетентности и компетенции, классификация ключевых компетенций, среди которых обязательной составляющей является информационная или информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность).

Анализ ряда исследований в области формирования ИКТ-ком-петентности (Л. Л. Босова, Я. А. Ваграменко, Ю. А. Варданян, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, О. Г. Смолянинова, Е. А. Ракитина, И. В. Роберт и др.) показал, что она понимается как комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость; готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации; интеграцию идей из одной области в другую; стремление к творческому самовыражению и является необходимым условием для решения профессиональных задач. При этом основное внимание уделяется формированию и совершенствованию ИКТ-компетентности учителей и специалистов в области управления образованием.

Исследуя проблему организации курсов повышения квалификации для муниципальных служащих, можно констатировать, что на современном этапе цифровизации экономики наиболее актуальным является обновление содержания образовательных программ; совершенствование форм и методов обучения в системе повышения квалификации для муниципальных служащих. Однако сложившиеся подходы к организации курсов повышения квалификации для муниципальных служащих в области формирования цифровых компетенций не позволяют в полной мере обеспечить должного взаимодействия на базе средств цифровых технологий между органами государственной, муниципальной власти, гражданами (электронное правительство; государственные, муниципальные информационные системы; интерактивные службы и т. д.); удовлетворение потребности слушателей в актуальной и своевременной информации адекватно развитию средств цифровых технологий; обновление содержания курсов, построения моделей учебного процесса в системе повышения квалификации.

Одной из стратегических целей государственной политики является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе и для муниципальных служащих, в соответствии с требованиями цифровой экономики, современными потребностям общества и каждого гражданина. Повышение требований к уровню подготовки и квалификации муниципальных служащих обусловливает необходимость обновления знаний, совершенствования навыков и освоения ими новых способов решения профессиональных задач в условиях цифровой экономики.

Система повышения квалификации представляет собой сложную организационную систему, является составной частью непрерывного профессионального образования и должна отвечать следующим требованиям: адаптивность - подразумевает способность системы сохранять свои функции с целью обеспечения планируемого результата обучения в условиях развития

научно-технического прогресса и цифровой экономики при разработке образовательных программ; мобильность системы - подразумевает использование современных средств, способов и организационных форм организации образовательного процесса; мультивариативность системы подразумевает различные виды программ повышения квалификации в зависимости от сроков их прохождения, например краткосрочные (не менее 72 часов), тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов); длительные (свыше 100 часов) программы обучения.

На ступени последипломного образования осуществляется совершенствование профессиональной подготовки через повышение квалификации, основной задачей которого является совершенствование профессионализма для служащих муниципального управления. В. И. Байденко выделяет следующие социально-экономические причины, которые требуют активного развития образования в течение всей жизни: ускорение темпов глобализации; стремительный научно-технический прогресс, ведущий к развитию общества знаний; изменение характера труда, вызывающее необходимость постоянного совершенствования и обновления компетенций; растущая поляризация между интеллектуальными работниками и лицами, не имеющими достаточного уровня знаний; необходимость социальной ответственности человека и т. д. [1]. Вслед за И. О. Кот-ляровой под системой повышения квалификации будем понимать специально организованный процесс, включающий деятельность, взаимодействия и соответствующие средства, благоприятствующие развитию квалификации служащего, реализуемый субъектами, наделёнными соответствующими компетенциями [2]. Целью повышения квалификации муниципальных служащих является создание условий для реализации права каждого слушателя на образование в соответствии с его потребностями и возможностями в соответствии с требованиями цифровой экономики. Потребность в повышении квалификации служащих муниципального управления в области использования средств цифровых технологий в профессиональной деятельности обусловлена как внутренними, так и внешними обстоятельствами: требования работодателя к повышению уровня образованности; внедрение таких цифровых ресурсов, как государственные услуги, электронное правительство, государственные и муниципальные информационные системы, интерактивные службы взаимодействия государства с гражданами и т. д.; необходимость освоения современных методов решения профессиональных задач; личная потребность слушателя в самообразовании и т. д.

Дополнительные профессиональные программы реализуются на базе организаций дополнительного профессионального, высшего образования, научных и иных организаций, осуществляющих обучение. При организации курсов повышения квалификации применяется индивидуальный подход, при котором определяются конкретные цели и задачи, стоящие перед слушателями. В целом повышение квалификации представляет собой планируемый и управляемый систематический процесс, направленный на совершенствование знаний, умений, взглядов и производительности труда на уровне отдельного сотрудника, рабочей группы и всей организации [3]. В Федеральных государственных стандартах к

Vol. 14 No. 2 2020 The Science of Person: Humanitarian

Part 2. Pedagogical Science

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

дополнительным профессиональным образовательным программам требования не предусмотрены, однако федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливать специальные квалификационные требования к служащим в соответствии с профессиональной деятельностью. Так, в приложении к Приказу Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. №№ 147 описываются квалификационные требования к государственным и муниципальным служащим Российской Федерации в области использования информационных технологий. Основными целями и принципами построения системы квалификационных требований в данном приложении являются ориентация на знания и навыки использования технологий общего пользования; ориентация на знания и навыки, необходимые конечным пользователям; модульность структуры перечня требований; наличие нескольких уровней квалификационных требований; независимость от производителей программного и аппаратного обеспечения; соблюдение одновременности требований к теоретическим знаниям и к практическим навыкам. Одной из особенностей квалификационных требований к государственным и муниципальным служащим в области цифровых технологий является модульность структуры, что позволяет учитывать специфику деятельности служащих федеральных и муниципальных органов [4].

При составлении квалификационных требований для специалистов, замещающих определённые должности, формирование программ повышения квалификации основано на модульном принципе, что позволяет изменять структуру и содержание программы в зависимости от поставленной цели обучения. Формирование цифровой компетентности будущих государственных и муниципальных служащих происходит на ступени обучения в вузе. Однако не в полной мере обеспечивается за счёт низкого уровня связи теории и практики (эн-циклопедичность знаний); недостаточной мотивации студентов; высокой стоимости внедрения программных продуктов управления и т. д. Совершенствованию цифровой компетентности служащих муниципального управления способствует разработка и внедрение в систему непрерывного образования - курса повышения квалификации «Цифровые технологии в муниципальном управлении». При разработке курса «Цифровые технологии в муниципальном управлении» будем опираться на традиционные (целостности, последовательности, научности, наглядности и т. д.) и следующие специфические принципы: периодичности проведения курса, который предполагает модернизацию структуры и содержания курса адекватно развитию технических средств и программного обеспечения; интеграции с практикой, которая предполагает использование современного программного обеспечения, взаимосвязь теоретических знаний в области управления и цифровых технологий; вариативности образовательных форм и методов, которые предполагают внедрение модульной системы обучения; изби-

рательности при выборе учебных программ, форм и видов получаемого образования, который предполагает отбор методов, форм и программ, наиболее соответствующих целям и задачам конкретного курса повышения квалификации.

При разработке курса повышения квалификации «Цифровые технологии в муниципальном управлении» учитывалось следующее: теоретический и практический материал разбит на модули, содержание которых соответствует уровням подготовки служащих муниципального управления «базовому», «расширенному» и «специальному», и последовательно преподаётся слушателям; учитываются различные виды восприятия информации слушателями; внедрение практических примеров из опыта применения цифровых технологий в профессиональной деятельности; описывается взаимосвязь курса с профессиональной деятельностью служащего муниципального управления и т. д.

Курс «Цифровые технологии в муниципальном управлении» содержит базовый и два вариативных модуля с предоставлением выбора дисциплин, причём без изучения базового модуля невозможно освоение вариативных модулей. Для каждого модуля семантические единицы определены с учётом логики построения всего курса повышения квалификации и возможностей слушателей усваивать материал последовательно, логично, осмысленно и глубоко. Объём курса составляет 144 часа с возможностью увеличения количества часов в зависимости от запросов организации и группы слушателей.

Модуль 1. Базовый модуль (24 часа лекции, 56 часов лабораторные работы). Офисные технологии в профессиональной деятельности.

Модуль 2. Вариативный модуль (12 часов лекции, 28 часов лабораторные работы). Управление проектами в деятельности муниципальных служащих. Предоставляется возможность выбора одной из дисциплин: Использование локальных и глобальных сетей в профессиональной деятельности; Специализированное программное обеспечение в проектной деятельности.

Модуль 3. Вариативный модуль (12 часов лекции, 28 часов лабораторные работы). Цифровые технологии в профессиональной деятельности муниципальных служащих. Предоставляется возможность выбора одной из дисциплин: Информационные системы в государственном и муниципальном управлении; Анализ данных в профессиональной деятельности; Информационная безопасность в условиях цифровой экономики.

В результате обучения служащий муниципального управления овладеет следующими цифровыми компетенциями:

- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- способностью применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

- готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией;

- способностью работать с информацией в локальных и глобальных компьютерных сетях;

- способностью использовать знания в области цифровых технологий при решении профессиональных задач;

И1Й12587-94зхРоп нпе) Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 2. Педагогические науки

- способностью самостоятельно приобретать новые знания ганизационную систему. Совершенствование содержания курсов и умения и использовать в практической деятельности, в том переподготовки муниципальных служащих в области использо-числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных вания цифровых технологий в профессиональной деятельности, с профессиональной деятельностью; включающее теоретическую и практическую подготовку, обеспе-

- готовностью исследовать, проектировать, организовывать и чит условия для совершенствования и развития цифровой компе-оценивать реализацию управленческого процесса с использовани- тентности служащего муниципального управления. Полученные ем цифровых технологий управления, соответствующих общим и результаты исследования могут быть использованы в практике ор-специфическим закономерностям развития управляемой системы; ганизации курсов повышения квалификации для муниципальных

- владеть современными технологиями управления проек- служащих в условиях цифровой экономики. Целенаправленное тами и проектной деятельности на базе цифровых технологий; обучение муниципальных служащих при повышении квалифика-

- соблюдать основные требования информационной безо- ции в области применения цифровой экономики в профессиональ-пасности, в том числе защиты государственной тайны. ной деятельности, включающее теоретическую и практическую

В заключение отметим, что система повышения квалифика- подготовку, обеспечит условия для совершенствования цифровой ции является неотъемлемой составной частью непрерывного про- компетентности служащего муниципального управления, а также фессионального образования и представляет собой сложную ор- её развития в дальнейшей профессиональной деятельности.

Источники

1. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 302 с.

2. Котлярова И. О. Инновационные системы повышения квалификации: монография. Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2008. 320 с.

3. Шорникова Н. Ю. Система повышения квалификации. Инновационный подход: монография. М.: ЮНИТИДАНА: Закон и порядок, 2011. 143 с.

4. Приложение к Приказу Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. ,№ 147.

platonov/short_dictionary

Информация об авторе

Герова Наталья Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики. Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина (390000, РФ, г. Рязань, ул. Свободы, 46). E-mail: nat.gerova@gmail.com

N. V. Gerova1

1Ryazan State University named after S. A. Esenin, Ryazan, Russian Federation

Course content improvement for municipal employees retraining in the field of digital technologies at professional development courses

Abstract. The problem of the study is determined by a contradiction between the existing approaches to municipal employees retraining in the field of digital technology, they do not ensure the updating of the courses content, the construction of the educational process models in the system of advanced training and the need to improve the content of disciplines at professional development courses in the field of digital technologies use in professional activities for municipal employees. The purpose of the article is to identify the peculiarities of the retraining courses content improvement for municipal employees in the field of digital technologies use in professional activity.

The study is carried out basing on analysis and generalization of fundamental works in the field of continuous vocational education, theory of adult education, competency approach.

The results consist in the content design of municipal employees retraining courses in the field of digital technologies use in professional activities at professional development courses.

The system of professional development courses is an integral part of continuing vocational education and is a complex organizational system. Content improvement of the of municipal employees retraining courses in the field of digital technologies in professional activity (including theoretical and practical training) will provide conditions for improvement and development of digital competence of municipal administration employeebi. The results of the study can be used in the practice of professional development course organization for municipal employees in the digital economy conditions.

Keywords: qualification requirements, continuing education, advanced training, municipal employees, digital competence, digital technologies, digiTal economy.

Paper submitted: May 18, 2020

For citation: Gerova N. V. (2020). Course content improvement for municipal employees retraining in the field of digital technologies at professional development courses. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 2, pp. 75-78. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.12

References

1. The Bologna process: 2007-2009. Between London and Leuven. Louvain-la-Neuve. Under the scientific editorship of Doctor of pedagogical sciences, Professor V. I. Baidenko. Moscow: Research Center for the Problems of Quality of Training of Specialists, 2009. 302 p.

2. Kotlyarova I. O. Innovative systems for continuing education: a monograph. Chelyabinsk, 2008. 320 p.

3. Shornikova N. Yu. Further education system. Innovative Approach: Monograph. M.: UNITIDANA: Law and Order, 2011. 143 p.

4. The Appendix to the Order of the Ministry of Information Technologies of the Russian Federation of December 27, 2005 No. 147.

Information about the author

Natalia V. Gerova

Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Department of Informatics, Computer Engineering and Methods ofComputer Science Teaching Ryazan State University named after S. A. Esenin (46 Liberty st., Ryazan, 390000, Russian Federation). E-mail: nat.gerova@gmail.com

© Н. В. Герова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.