Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОПТОВОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОПТОВОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЛЯ / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумаков Е.А., Бессарабов В.О., Позжаева Т.В.

Статья посвящена проектированию ключевых элементов бизнес-модели оптового торгового предприятия. Для достижения цели исследования предложены варианты применения бизнес-моделей; разработана бизнес-модель функционального подхода к формированию бизнес-процессов на оптовом торговом предприятии; представлен пример реализации процессного подхода бизнеспроцесса «цепочка поставок»; сформирована константная диаграмма SADT для оптового торгового предприятия. Реализация предложенных разработок направлена на оптимизацию деятельности оптовых торговых предприятий и повышение качества принимаемых управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тумаков Е.А., Бессарабов В.О., Позжаева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DESIGNING THE KEY ELEMENTS OF THE BUSINESS MODEL OF A WHOLESALE TRADING ENTERPRISE

The article is devoted to the design of the key elements of the business model of a wholesale trading enterprise. To achieve the purpose of the study: proposed options for the application of business models for a wholesale trading enterprise; developed a business model of a functional approach to the formation of business processes at a wholesale trading enterprise; an example of the implementation of the process approach of the business process «Supply chain»; formed a constant SADT diagram for a wholesale trading enterprise. The implementation of the proposed developments is aimed at optimizing the activities of wholesale trade enterprises and improving the quality of management decisions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОПТОВОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_4_3_298 УДК 339.33:330.33

Тумаков Евгений Александрович,

доцент кафедры экономики предприятия и управления персоналом, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, ДНР, е-mail: 2makov@bk.ru

Бессарабов Владислав Олегович,

доцент кафедры бухгалтерского учета, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, ДНР, е-mail: bessarabov93@gmail.com

Позжаева Татьяна Владимировна,

доцент кафедры экономики предприятия и управления персоналом, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, ДНР, е-mail: tvp787@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОПТОВОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья посвящена проектированию ключевых элементов бизнес-модели оптового торгового предприятия. Для достижения цели исследования предложены варианты применения бизнес-моделей; разработана бизнес-модель функционального подхода к формированию бизнес-процессов на оптовом торговом предприятии; представлен пример реализации процессного подхода бизнес-процесса «цепочка поставок»; сформирована константная диаграмма SADT для оптового торгового предприятия. Реализация предложенных разработок направлена на оптимизацию деятельности оптовых торговых предприятий и повышение качества принимаемых управленческих решений.

Ключевые слова: бизнес-модель; моделирование деятельности торговля; оптовая торговля; бизнес-процесс; SADT.

UDC 339.33:330.33

Tumakov Evgeny Aleksandrovich,

Associate Professor of the Department of Enterprise Economics and Personnel Management, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DNR, е-mail: 2makov@bk.ru

Vladislav Olegovich Bessarabov,

Associate Professor of Accounting Department, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, DNR, Donetsk, е-maiL■ bessarabov93@gmail.ru

Poezhaeva Tatiana Vladimirovna,

Associate Professor of the Department of Enterprise Economics and Personnel Management, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DNR, е-mail: tvp787@yandex.ru

ON THE ISSUE OF DESIGNING THE KEY ELEMENTS OF THE BUSINESS MODEL OF A WHOLESALE TRADING ENTERPRISE

The article is devoted to the design of the key elements of the business model of a wholesale trading enterprise. To achieve the purpose of the study: proposed options for the application of business models for a wholesale trading enterprise; developed a business model of a functional approach to the formation of business processes at a wholesale trading enterprise; an example of the implementation of the process approach of the business process «Supply chain»; formed a constant SADT diagram for a wholesale trading enterprise. The implementation of the proposed developments is aimed at optimizing the activities of wholesale trade enterprises and improving the quality of management decisions.

Keywords: business model; activity modeling trade; wholesale trade; business process, SADT.

Реформирование внутренней торговли Донецкой Народной Республики в результате изменений внешней среды торговых отношений и роста конкуренции на рынках сбыта, обусловленных интеграцией в Российскую Федерацию, требуют поиска принципиально новых механизмов моделирования бизнес-процессов оптовых предприятий. Реальная ситуация показывает, что в практической деятельности по совершенствованию бизнес-процессов оптовых предприятий возникают проблемы, вызванные высокой скоростью торгово-технологических процессов, коммерческих и логистических операций в рыночных условиях.

Актуальность вышесказанного подчеркивает наличие обстоятельных публикаций по исследуемой проблематике, среди которого выделяются работы О. В. Вороновой и И. В. Ильина [1; 2], Ю. Ю. Медведевой [3], С. М. Олексина [4], А. И. Пацкан [5], Ю. В. Панжин-ской и М. А. Одинцовой [6], А. В. Парфенова и В. В. Ткача [7], Г Н. Пряхина и М. С. Артамонова [8].

Кроме того, в экономической литературе рассматриваются различные модели, описывающие многообразие действующих оптовых компаний и отличающиеся друг от друга прежде всего тем, какие функции и, следовательно, какие бизнес-процессы они используют. Существует множество научных подходов к трактовке самого понятия бизнес-процесс, однако все они не рассматриваются в контексте непосредственно моделирования бизнес-процессов как интегрирование ключевых коммерческих, организационно-управленческих и логистических операций.

Бизнес-процессы, формируемые оптовой компанией, неоднородны. При определении сущности термина «бизнес-модель» можно выделить два подхода:

1) ориентация на бизнес-процессы / цель. Первый подход связан с рассмотрением деятельности оптовой компании с точки зрения

бизнес-процессов и технологий (акцент делается на внутренней деятельности оптовой компании);

2) ориентация на клиента. Второй подход, напротив, предполагает сосредоточение внимания на ценности, которую оптовая компания создает для внешних клиентов, а также на результатах деятельности.

Сказанное было положено в основу ключевых элементов бизнес-модели оптовой торгового предприятия, которая представлена на рис. 1.

Ключевыми элементами бизнес-модели любого оптового торгового предприятия, определяющими ее содержание, являются: ценность для внешних покупателей, предлагаемая оптовой компанией на основе своих товаров и услуг; система создания этой ценности, включающая поставщиков и целевых потребителей, цепочку создания ценности; активы, которые предприятие использует для создания стоимости; финансовая модель предприятия, определяющая как структуру затрат, так и способы получения прибыли.

Подчеркнем, что при таком подходе целесообразно сосредоточить внимание на таких бизнес-процессах, как управление спросом, закупками, материальными потоками, прибылью и отношениями с клиентами (с учетом особенностей экономической безопасности, которые, например, были детально раскрыты в публикациях [9-12]).

Бизнес-модель формируется исходя из целей развития оптового предприятия, которые определяют состав основных компонентов бизнес-модели (сквозных бизнес-процессов). В совокупности базовые компоненты составляют определенную методологическую платформу, в которую входят: бизнес-функции, описывающие бизнес; бизнес-процессы, описывающие, как предприятие выполняет свои бизнес-функции; организационная структура, определяющая, где выполняются бизнес-функции и бизнес-процессы; фазы,

ы о о

1

>

л Л

0

1

=1

TI

>

л m

о

TI

I

>

Ключевые элементы Зизнес-моделн

Ценность для шедших клиентов. предлш пиши ипгивым предприятием на основе своих товаров и услуг

Система с озд ания зтой ценно сти. еключ ающая по ставщиков и целевых клиентов, а также цепи с задания ценности

Активы, которые предприятие использует для создания ценности

Финанс овая мод ель пр е дприягия. опр е деляющая структуру затр ати спо с о оы по л утеши приоьпи

Приоритетные 5изнес-процессы

Управление спросом

Упр авл ение закупками и пр о д ажей

Управление материальными потоками

Упр акт ение приоьпью

Управление взаимоотношениями с покупателями

Со ииалъно-экопо.м ический эффект.

—I--1—

Позитивный эффект поставщика:

- у становление д олго ср очных д еловых связей;

- улучшение закупок;

- ус овершенствавание физич е ского р аспределения товаров;

- оптимизация товарных запас об; с окр ащение пр од олжшельностн товароо оорота;

- уменьшение издержек;

- рост прибыли

-i_

Позитивный эффект ftu покупателя: повышение уровня логистического сервиса; сокращение срока по ставок; повышение качества поставок; быстрое реагирование поставщиков; уменьшение издержек обращения; укрепление договорных взаимоотношений

Рисунок 1 - Ключевые элементы бизнес-модели оптового торгового предприятия

определяющие последовательность, в кото- связь между хозяйственными операциями. рой должны быть реализованы бизнес-функ- Варианты применения таких моделей для

ции; задачи, определяющие исполнителей предприятия оптовой торговли показаны на

бизнес-процессов; правила, определяющие рис. 2.

О

Для опенки и анализа эффективности деятельно с ти оптового торгового предприятия по сравнению с конку рент ами

Дтя оценки онзне с -потенция ля и инвестиционной привлекательности оптового торгового предприятия в будущем

i>

Дтя оптимизации деятельности оптового торгового предприятия с точки зрения стратегии и с точки зрения максимизации удержания ценности, создаваемой предприятием для поставщиков и оптовых покупателей

Рисунок 2 - Варианты применения бизнес-моделей для оптового торгового предприятия

Анализ литературных источников позволил выделить следующие подходы к моделированию бизнес-процессов:

1) функциональный;

2) процессный.

Вышеуказанные подходы должны применяться комплексно на основе методологии структурного анализа и системного проектирования (SADT) и/или с помощью методов бизнес-реинжиниринга. Концептуально можно определить, что функционирование любого под процесса следует оценивать с точки зрения его вклада в достижение цели всей системы, а не по его индивидуальной производительности или прибыли и по какому-либо другому критерию. При этом цепочка исполнителей рассматривается как внутренние поставщики и потребители. Исполнитель является и поставщиком для следующего исполнителя, и потребителем для предыдущего. Поэтому целью работы каждого исполнителя должно быть наилучшее удовлетворение потребителя в результате его деятельности. На рис. 3 представим модель функционального подхода к формированию бизнес-процессов.

При процессном подходе исполнителям предоставляются больше полномочий, самостоятельности и, как следствие, повышается их отдача и удовлетворенность работой. Менеджеры, в свою очередь, освобождаются от текущих дел, оперативных вопросов и сосредотачиваются на стратегических, системных вопросах. Для такого управления необходимо, чтобы были идентифицированы и описаны все основные бизнес-процессы функциональных подразделений, определены обязанности и ресурсы, а также названы процессы, посредством которых организуется управление.

В научной литературе встречаются два способа описания бизнес-процессов: связанные с представлением процессов в виде алгоритмов выполнения работ; относящиеся к описанию процесса как потоку объектов (потоковые модели), используются в рамках рассмотрения отдельных задач в форме «вход-выход». Обязательно необходимо определить взаимодействие между двумя процессами и подпроцессами.

Бизнес-процесс по порядку действий: 1) определить ответственного за процесс; 2)

Модель функционального подхода к формированию бизнес-процессов оптового торгового предприятия

Отдел продаж

Отдел маркетинга -

составление плана продаж: прив лечение новых клиентов: составление коммерческих предложений: составление договоров: подготовка реше н ия о кредите

анализ рынка поставщиков проведение переговоров с поставщиками; подготовка договоров поставки (купли-продажи); контроль поставок

- с ост ав ле н не п лана Пров едения меро приятия;

- подготовка и проведение рекламных компаний;

- подготовка и проведение презентации товаров

- товароснабжение:

- контроль за поставками;

- разгрузка и приемка товаров:

- внутри складская транспортировка и перемещение

товаров;

> Товарный склад - складирование и хранение товаров.

- у пра в лен и е то в арными зап аса ми;

- ко^лектация -заказов клиентов и отгрузка:

- транспортировкам экспедирование заказов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- контроль« исполнение заказов; - е озврат тары (тов ар нос ите л ей): - информационное обслужи ванне склада;

- ооес п ечение о ослужи в анил клиентов

- с оставление проекта оюджетд;

- анализ и обо снование закупочных и отпускных цен;

- согласование условий ДОГОВОрОВ;

- оплата счетов;

- обеспечение кредитов

Рисунок 3 - Бизнес-модель функционального подхода к формированию бизнес-процессов

на оптовом торговом предприятии

определить границы бизнес-процесса (сфе- клиентов и «выходы» бизнес-процесса; 4) ра ответственности и полномочия менед- выбор поставщиков и «входов» бизнес-про-жера процесса); 3) координировать оптовых цесса; 5) обосновать необходимые для про-

ведения процедуры средства (находящиеся в распоряжении лица, ответственного за проведение процедуры); 6) описать технологию реализации бизнес-процессов (например, с помощью графических схем); 7) разработать показатели, используемые для оценки про-

цесса, его результатов и эффективности выполнения заказов оптовых покупателей; 8) описывать работу ответственного за процесс и подрядчиков по проведению анализа для повышения эффективности и отчитываться перед вышестоящим руководителем.

Рисунок 4 - Пример процессного подхода бизнес-процесса «Цепочка поставок»

Для организационного моделирования бизнес-процессов целесообразно использовать методологию SADT. Основная идея выбранной методологии заключается в выделении мегапроцессов с их дальнейшим разделением на составные процессы и подпроцессы. Последние должны быть представлены в виде именованных блоков, которые, в свою очередь, содержат схемы и 3-6 функциональных блоков. Диаграмма верхнего уровня («постоянная») состоит из одного блока (рис. 5).

Константная диаграмма служит основой для построения подробной, изображающей относительную структуру блоков (доминирование). Взаимодействия между блоками описываются в методологии SADT пятью типами отношений: управление, вход, управляющая обратная связь, входная обратная связь, выход - механизм. При этом первые два типа отношений отражают прямое влияние, остальные - отношения управления, при которых выход одного блока напрямую влияет

на блок с меньшим доминированием. Управляющая обратная связь возникает, когда выходные данные единицы влияют на более доминирующую единицу, а обратная связь является входной, когда выходные данные одной единицы становятся входными данными другой с большей доминантностью. Связь «выход - механизм» воспроизводит ситуацию, в которой выход одной из функций выступает средством достижения цели (механизма) для другой.

Таким образом, в рамках исследования спроектированы ключевые элементы бизнес-модели оптового торгового предприятия, взаимосвязь и взаимообусловленность которых отражают целевую направленность деятельности и специфику сферы торговли. Логическим следствием стала разработка модели функционального подхода к формированию бизнес-процессов на оптовом торговом предприятии, которые были учтены при создании константной диаграммы SADT.

Рисунок 5 - Пример константной диаграммы SADT для оптового торгового предприятия

Список литературы

1. Воронова О. В., Ильин И. В. Референтная модель бизнес-процессов верхнего уровня для построения архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла // Экономика и управление. 2019. № 5 (163). С. 81-88.

2. Воронова О. В., Ильин И. В., Ильяшенко О. Ю. Формирование архитектуры данных сетевых компаний FMCG-ритейла на основе моделирования основных бизнес-процессов (на примере бизнес-процесса «Закупка») // Известия СПбГЭУ. 2019. № 6 (120). С. 105115.

3. Медведева Ю. Ю. К вопросу о модели маркетингового управления инновационным развитием торговли // Практический маркетинг. 2019. № 8 (270). С. 28-32.

4. Олексин С.М. Основные аспекты реинжиниринга бизнес-процессов предприятий оптовой торговли // Современные технологии управления. 2016. № 6 (66). С. 53-61.

5. Пацкан А. И. Проблемы и перспективы развития оптовой торговли // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №3-1. С. 145-148.

6. Панжинская Ю. В. Одинцова М. А. Сгт-системы для оптовой торговли // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2-1. С. 198-201.

7. Пономорева Т. Значение оптовой торговли в системе хозяйственных отношений // StudNet. 2019. № 2. С. 21-25.

8. Парфенов А. В., Ткач В. В. Логистические императивы формирования омниканальной модели опто-

вой торговли // Известия СПбГЭУ. 2020. № 2 (122). С. 116-121.

9. Пряхин Г Н., Артамонов М. С. Реинжиниринг логистической системы предприятия розничной торговли // Вестник ЧелГУ. 2019. №7 (429). С. 131-138.

10. Бессарабов В. О. Институционализация методологии обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29. № 4. С. 627-652.

11. Бессарабов В.О. Интеграция механизма обеспечения экономической безопасности в стратегию развития предприятия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика - 2021. № 3. С. 44-58.

12. Бессарабов В. О. К вопросу о векторе развития теории и методологии экономической безопасности предпринимательской деятельности на рынке консалтинговых услуг // Бюллетень транспортной информации. 2020. № 8(302). С. 39-49.

References

1. Voronova O. V., Ilyin I. V. Reference model of top-level business processes for building architectural solutions of FMCG retail network companies // Economics and management. 2019. No. 5 (163). pp. 81-88.

2. Voronova O. V., Ilyin I. V., Ilyashenko O. Yu. Formation of the data architecture of FMCG retail network companies based on modeling of the main business processes (on the example of the «Procurement»

business process) // Izvestiya SPbGEU. 2019. No. 6 (120). pp. 105-115.

3. Medvedeva Yu. Yu. On the issue of the model of marketing management of innovative trade development // Practical marketing. 2019. No. 8 (270). pp. 28-32.

4. Oleksin S.M. Main aspects of reengineering of business processes of wholesale trade enterprises // Modern management technologies. 2016. No. 6 (66). pp. 53-61.

5. Patskan A. I. Problems and prospects of wholesale trade development // Economics and Business: theory and practice. 2020. No.3-1. pp. 145-148.

6. Panzhinskaya Yu. V. Odintsova M. A. Sgm-systems for wholesale trade // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. No. 2-1. pp. 198-201.

7. Ponomoreva T. The importance of wholesale trade in the system of economic relations // StudNet. 2019. No. 2. pp. 21-25.

8. Parfenov A.V., Tkach V. V. Logistic imperatives of the formation of an omnichannel model of wholesale trade // Izvestiya SPbGEU. 2020. No. 2 (122). pp. 116-121.

9. Pryakhin G. N., Artamonov M. S. Reengineering of the logistics system of a retail trade enterprise // Bulletin of ChelSU. 2019. No.7 (429). pp. 131-138.

10. Bessarabov V. O. Institutionalization of methodology for ensuring economic security of entrepreneurial activity // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economics. 2021. Vol. 29. No. 4. pp. 627-652.

11. Bessarabov V.O. Integration of the mechanism of ensuring economic security into the development strategy of the enterprise // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Economics - 2021. No. 3. pp. 44-58.

12. Bessarabov V. O. On the question of the vector of development of the theory and methodology of economic security of entrepreneurial activity in the consulting services market // Bulletin of Transport information. 2020. No. 8(302). pp. 39-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.