6. Лаптева И.П., Филатова С.Н. Оценка промышленной безопасности Кировской области // В сборнике: Общество. Наука. Инновации (НПК-2018) сборник статей XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3 томах. Вятский государственный университет. 2018. С. 1379-1386.
7. Миллер М.А. Обрабатывающая промышленность регионов Сибирского федерального округа в контексте экономической безопасности // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2018. Т. 15. № 5 (63). С. 812-823.
8. Николаев М.А. Обеспечение экономической безопасности в реальном секторе экономики регионов. Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития: материалы II Между нар. науч.-практ. конф. (14 декабря 2015 г.): в 2 ч. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь. 2015. Ч. 1. С.325-336.
9. Алексеева Ю.А., Феофилова Т.Ю. Роль обрабатывающей промышленности в системе экономической безопасности страны // В сборнике: Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2018. С. 518521.
10. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Основные составляющие инвестиционной безопасности и их оценка // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 5. С. 34-45.
11. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Механизм обеспечения экономической безопасности на региональном уровне // Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 1198-1201.
12. Клейнер Г.Б. Системная модернизация отечественных предприятий: теоретическое обоснование, мотивы, принципы // Экономика региона. — 2017. Т. 13, вып. 1. С. 13-24.
УДК 658.7
К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА
И.В. Гарифуллина1, И.Г. Картушина2, Н.П. Малиновская3
Балтийский федеральный университет имени И. Канта, (БФУ им. Канта),
236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14.
В статье раскрываются принципы организации работы предприятия автосервиса, называются требования и условия проектирования подобных предприятий. На базе указанных условий делаются предложения по организации материально-технического обеспечения работы предприятия автосервиса.
Ключевые слова: предприятие автосервиса, проектирование, услуги, товар, логистика, материально-техническое обеспечение, оптимизация, склад общего пользования.
ON THE ISSUE OF DESIGNING AND ORGANIZING THE ACTIVITIES OF CAR SERVICE
COMPANIES
I.V. Garifullina, I.G. Kartushina, N.P. Malinovskay
The Immanuil Kant Baltic federal university, 236041, Kaliningrad, St. A. Nevsky, 14.
The article describes the principles of organizing a work of a car service enterprise, describes the requirements and design conditions for such enterprises. Based on these conditions, proposals on the organization of inventory and logistics management for the work of a car service enterprise are made.
Keywords: car service enterprise, design, services, goods, logistics, inventory and logistics management, optimization, public warehouse.
Постоянное развитие автомобильного транспорта, расширение парка используемых автомобилей предъявляет все новые и новые требования к транспортной инфраструктуре. Ее расширение и совершенствование является необходимым условием эффективного функционирования всего автотранспортного комплекса. Если учесть, что ежегодный прирост грузооборота на автотранспорте в Калининградской области составляет не менее 20% [1], то роль транспортной инфраструктуры в обеспечении экономического роста становится особенно
очевидной. Предприятия автосервиса являются важнейшим элементом (подсистемой) автотранспортной системы, обеспечивающим эффективное использование и функционирование автомобилей.
Система автосервиса включает в себя ряд структурных элементов, обеспечивающих ее функционирование как целостного комплекса, не только обеспечивающего эффективную эксплуатацию автомобилей, но и удовлетворяющего спрос на услуги во всем его разнообразии.
1Гарифуллина Инга Валентиновна - кандидат педагогических наук, доцент, тел.: +7 (4012) 595 585; e-mail: garifullina. inga@yandex. ru;
2Картушина Ирина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент; e-mail: IKartushina@kantiana.ru;
3Малиновская Нина Петровна - старший преподаватель, e-mail: NMalinovskay@kantiana.ru..
От баланса и гармоничного взаимодействия этих элементов зависит успешность деятельности автосервиса и как производственной, и как социальной системы. К числу таких структурных элементов можно отнести:
- предприятия, занимающиеся продажей автомобилей и запасных частей;
- предприятия, осуществляющие поддержание работоспособности и восстановление автомобиля;
- предприятия, обеспечивающие использование и обслуживание автомобиля, а также его техническую эксплуатацию.
В соответствии с перечисленными структурными элементами системы автосервиса, качество и эффективность их работы оцениваются по следующим основным параметрам:
- конкурентоспособность автопроизводителей в соответствии с ремонтопригодностью автомобилей и характеристиками их эксплуатации;
- эффективность использования транспорта автовладельцами;
- уровень общего развития автотранспортной инфраструктуры общества;
- обеспечение безопасности транспорта и устранение вредных последствий его эксплуатации.
Можно сказать, что рынок технического обслуживания автомобилей, например в Калининградской области структурирован и имеет три уровня (рисунок 1): авторизованные (дилерские) центры, независимые центры (одиночные и сетевые), индивидуальные мастерские.
Проведя анализ называемых разными исследователями организационных и специализирующих предприятий в сфере автосервиса можно составить еще более детальную классификацию предприятий автосервиса (рисунок 2).
В целом, подсистема автосервиса объединяет предприятия, которые обеспечивают эксплуатацию, использование, ремонт и поддержание работоспособности автомобиля в течение всего срока его работы. Система автосервиса, в определенной части своей деятельности, вступает в противоречие с интересами автопроизводителей. Систематическое восстановление эксплуатационных качеств автомобиля и продление срока его службы снижает спрос на новую продукцию и тормозит обновление модельного ряда автопроизводителей. Для того, чтобы нивелировать возникающий дисбаланс автопроизводители создают комплекс собственных фирменных сервисных центров, организация и принципы работы которых несколько отличаются от работы сервисных цен-
тров, являющихся самостоятельными предприятиями. Статистика обращения автовладельцев новых автомобилей в сервисные центры официальных дилеров и независимых СТО показана на рис. 3 [10]. Из проведенного исследования аналитического агентства «АВТОСТАТ выяснилось, что 77% владельцев новых машин в гарантийный период предпочитают обслуживать их у официальных дилеров. И лишь только каждый десятый в этом случае обращается на независимую СТО. После того, как гарантия на автомобиль закончилась, предпочтения автовладельцев в обслуживании кардинально меняются [10].
Авторизова Индивидуа нные
льные (дилерские)
мастерские центры;
ые центры (одиночные и сетевые);
67%
Рисунок 1 - Рынок технического обслуживания автомобилей
Но, несмотря на отдельные различия в подходах к организации работы, деятельность предприятий автосервиса в подавляющей части направлена на удовлетворение потребностей клиента.
Среди владельцев автомобилей сложилось мнение, что самые дорогие - авторизованные автосервисы официальных дилеров.
Еще одно интересное исследование провело аналитическое агентство
«АВТОСТАТ» совместно с проектом «Авто Mail.Ru». Было исследовано предпочтения владельцев автомобилей при обслуживании автомобиля и покупке запчастей в сервисных центрах Официальных дилеров и на Независимых СТО. Онлайн-опрос проводился в период с 19 по 24 июля 2017 года. В нем приняло участие 8820 посетителей сайта auto.mail.ru. Из них: 88,6% - это владельцы иномарок, 11,4% - обладатели отечественных автомобилей. По результатам опроса были определены опасения автовладельцев при обращении на сервис (рис. 4) [10].
Специализация по виду работ
Рисунок 2 - Классификация предприятий в сфере автосервиса
ОФИЦИАЛЬНЫЙ м —ц ^ * — ^щm. НЕЗАВИСИМАЯ
ДИЛЕР_ „—. £=Э ¿=д .—., СТО
доля автовладельцев доля звтоеладепьцев
ФК 77% Обслуживание по гарантии 16%
ЪЬ 23% <- Обслуживание после гарантии 24%
ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПО МЕСТУ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОСТГАРАНТИЙНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
45% Ремонт коробки передач —> 41%
43% Ремонт двигателя 39%
22% Ремонт ходовой части автомобиля 48%
22% <7- Ра звал - схожден ие 67%
19% Плановое техобслуживание 49%
19% <г- Ремонт/заправка автокондиционерэ 62%
16% 4- Кузовной ремонт -> 51%
■ К ТДПЬНЫе ¿втовлгьделрцы «ТОМО&ИЛе С ¿мССТОЙТаЛ анй МЛН у чЗ£ТнОГО л
Рисунок 3 - Статистика обращений в официальные дилерские центры и в независимые СТО
владельцев новых машин [10] Из рисунка видно, что процент опасе- ше, чем по независимой СТО (80% против ний по официальному дилерскому центру вы- 66%). В ходе опроса был установлен перечень
_I
Специализация по марке
опасений, которые возникают у автовладельцев при обращении в сервисные центры (независимо дилерский это центр или независимая СТО):
На первом месте у автовладельцев опасение - навязывание ненужных работ. Причем процент у дилерских автосервисов на 18,8 % выше, чем у независимых СТО.
Второе место занимает опасение, что владельцев авто обслужат недостаточно компе-
тентные работники сервиса, хотя дилеры «выигрывают» по данному показателю, на независимых СТО этот показатель больше (36,6% и 39,7% соответственно).
Третьей причиной недоверия сервисам является возможная переплата за услуги, когда фактический счет оказывается больше изначально озвученного.
официальный дилерский центр
есть опасения
нет опасений
ОД
независимая СТО
есть опасения
нет опасений
дилерский центр независимая СГО
нэвязываниененужных работ 51,2% 32/4%
недостаточная компетентность работников сервиса 36,6% 39,7%
фактический счет больше изначально озвученного 24,4% 19,3%
использование сотрудниками сервиса некачественных деталей и рас ход ни ков 22,8% 14,2%
подмена качественных деталей автомобиля на некачественные 21,4% 14,2%
вероятность повреждения автомобиля 18,3% 12,9%
отсутствие автомобиля на длительный срок ремонта 16,9% 6,7%
* рнкленденты могли унамть несколько иридеюа ответа
Рисунок 4 - Опасения владельцев при обращении в сервисные центры [10]
Также автовладельцев тревожит: использование сотрудниками сервиса некачественных деталей и расходных материалов, подмена качественных деталей автомобиля на некачественные, вероятность повреждения автомобиля и его отсутствие на длительный срок ремонта.
Категорически утверждать это все сложно. Конечно, наличие нового специализированного оборудования автосервиса, своевременное обучение персонала, использование «ноу-хау», гарантированное качество запасных частей требует соответственно вложения денег, но и с другой стороны это тоже влияет положительно и на результат обслуживания клиентов сервиса, на удовлетворенность от предоставления качественных услуг.
Естественным показателем эффективности работы автосервиса является получение дохода. Необходимо понимать, что предприятие автосервиса удовлетворяет не потребности, а спрос, и только в силу того это спрос на услуги, предприятием сервиса удовлетворяются социальные потребности населения. Можно сказать, что предприятия сферы услуг, и автосервисные предприятия в том числе, являются коммерческими предприятиями по удовлетворению социальных потребностей.
Таким образом, эффективность работы предприятия автосервиса, как элемента автотранспортной инфраструктуры и социально значимого объекта, будет зависеть от его экономической эффективности. При том, что с 2013 года рост коммерческого грузооборота составил 108,3%, а пассажирооборота - 113,5%, [2] экономические перспективы предприятий автосервиса выглядят совсем неплохо. Данное обстоятельство предполагает определенные требования к проектированию сервисных предприятий транспорта.
Долгая и успешная жизнь автосервиса как бизнеса связана, во-первых, с удачным выбором стартовых позиций, и, во-вторых, с адекватной реакцией на реалии местного предпринимательства - местных «бизнес-дорог», по которым начинающему автосервису на первых порах приходится быстро двигаться, чтобы в пределах стартового бюджета успеть выйти на уровень положительной рентабельности [9].
Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие практические рекомендации по организации деятельности автосервиса как существующего, так и вновь создаваемого (организация работы нового автосервисного предприятия) (рисунок 5.):
РЕКОМЕНДАЦИИ по организации деятельности автосервиса
Рисунок 5 - Практические рекоменда1
Проектирование автосервисных предприятий необходимо начинать с тщательного расчета рентабельности будущего бизнеса и составления подробного бизнес-плана. Исходя из расчетных экономических показателей, определяется специализация предприятия, необходимое оборудование и техническое оснащение, штат сотрудников, а также требования к помещению и расположению самого предприятия. В настоящее время существует большое количество готовых проектов автосервисных предприятий, разработанных с учетом СНИПов и требований контролирующих организаций к подобным предприятиям. Но в каждом отдельном случае существует своя специфика деятельности предприятия, определяющая его экономическую эффективность.
Так, например, экономическая специфика предприятия, его специализация напрямую влияют на выбор месторасположения автосервиса. Если предприятие специализируется на техническом обслуживании (замене масла, тормозных колодок, лампочек, свечей зажигания и т.п., что происходит довольно часто), она должна располагаться рядом с потенциальными клиентами, скажем, в районе АЗС или торговых центров. Если специализацией является ремонт (замена колец, шиномонтаж, регулировка и замена узлов, что происходит не так часто), предприятие может располагаться не так близко к потребителю. Если же специализацией является покраска, кузовной ремонт или комплексное восстановление автомобиля, что делается достаточно редко, то ее расположение не
1 по организации деятельности автосервиса
будет иметь принципиального значения для клиента, но будет больше зависеть от наличия специализированной инфраструктуры и должно привязываться к промышленным зонам.
В целом, земельный участок для расположения предприятия автосервиса должен соответствовать следующим основным требованиям. Он должен находиться в зоне свободного доступа и видимости, с удобными подъездными путями. Отдаленность от других окружающих объектов должна составлять не менее 50100 метров. Желательно, чтобы месторасположения было максимально приближено к оживленным транспортным потокам. Необходимо учитывать удобство подключения к инженерным сетям, а также возможность возведения капитальных строений.
От экономически рассчитанной и обоснованной специализации предприятия автосервиса зависит проектирование технологических процессов и выбор необходимого оборудования. При этом следует учесть, что наибольшую эффективность дает комплексное использование оборудования. Поэтому, при планировании и организации технологического процесса следует предусмотреть создание производственных линий и комплексов, что позволит не только использовать оборудование с большей отдачей, но и увеличить пропускную способность предприятия и улучшить качество выполняемых работ.
Хотелось бы отметить, что оборудование для автосервиса на сегодняшнем рынке представлено довольно широко. Компрессоры, сварочные агрегаты, моечное, покрасочное,
шиномонтажное оборудование, подъемники -все что угодно можно купить для прибыльного занятия бизнесом. Автосервис может иметь какую-то одну направленность, под которую и подбирается оборудование для работы. Правильно подобрать инструментарий - значит, обеспечить себе половину успеха.
Оборудование для автосервиса разнится параметрами. Цена и качество его во многом зависят от производителя. Помимо различия по взаимосвязанным параметрам (марке производителя, качеству и цене), важно помнить, что оборудование для автосервиса должно соответствовать определённым моральным и экономическим критериям. То есть оно должно сочетать в себе возможность предоставления высококачественных услуг при умеренной цене и длительном сроке службы. Последние два критерия напрямую определяют рентабельность автосервиса, следовательно, и прибыльность бизнеса.
Габаритные размеры оборудования играют в размещении участков не последнюю роль, но в основном выбор оборудования определяется видами выполняемых сервисом работ, с учётом проходимости и бюджетом, который на это оборудование отведён. Существует около ста видов услуг, оказываемых автосервисами (рисунок 6), однако в основном принято рассчитывать на такие услуги, как например.
- ремонт двигателя;
- ремонт подвески;
- замена узлов и агрегатов тормозной, рулевой и прочих систем, важных деталей автомобиля;
- сварочные работы;
- рихтовка, восстановление геометрии кузова автомобиля;
- покраска автомобиля;
- полировка от царапин и прочих дефектов защитной и восстанавливающей полировкой;
- шиномонтаж.
Характер технологических процессов на предприятии диктует необходимость наличия тех или иных инженерных сетей и определенных параметров их работы, например, возможности подключения к электросетям с напряжением 380 вольт, наличие локальных очистных сооружений и канализационных стоков заданной пропускной способности (для автомоек). Соблюдение норм противопожарной и экологической безопасности диктует необходимость обязательного согласования проектов в органах МЧС и Роспотребнадзора. Все эти обстоятельства необходимо учитывать при проектировании предприятия автосервиса.
12,0%
12,0%
■контрольно -анггнопычюи* я, ее»
■р«ноит
■то и,Ю
■ послегарантийное сбслуюи^нмй 11.0%
■ прочие здтмобилх 10%
■ шиночонглчиы« и бал гнсироючнне ю,о%
■ ку*о*ны< 1204
17,0%
18,0%
10,0%
11,0%
8,0%
Рисунок 6 - Примерная доля отдельных услуг в обороте автосервиса
Как и в любом предприятии сферы обслуживания, огромную роль в работе автосервисных предприятий играет квалификация сотрудников. Можно сказать, что именно эксклюзивная квалификация того или иного сотрудника может решающим образом сказаться на эффективности всего предприятия. Поэтому, на предприятии должны быть предусмотрены условия для систематического повышения квалификации кадров, их переобучения. Исходя из этого, должен строиться рабочий график и предусматриваться возможность взаимозаменяемости специалистов. Кроме того, на предприятии должны быть предусмотрены необходимые бытовые условия для сотрудников, что тоже должно быть учтено при проектировании.
Важнейшим фактором эффективности работы любого предприятия сервиса является оперативное и бесперебойное обслуживание клиентов. Предприятия автосервиса здесь не являются исключением. Поэтому, при проектировании нужно учитывать необходимость материально-технического обеспечения предприятия и, в особенности, его характер. Особенности материального обслуживания предприятия автосервиса зависят не только от его производственной специализации, но и от целого ряда сопутствующих факторов.
На предприятии автосервиса возникает определенный конфликт интересов различных подразделений, касающийся, в том числе и управления запасами. Так, производственные специалисты стремятся выпускать больше продукции при наименьших затратах. Поэтому они заинтересованы в ремонте автомобилей с возможно большим объемом работ, так как такой
ремонт снижает общие производственные затраты. Автомобили с разным объемом работ для их ремонта требуют создания больших объемов запасов материалов и запасных частей.
В свою очередь, работники, принимающие заказы, заинтересованы в большем их количестве. Поэтому, принимают заказы на любой, даже самый незначительный ремонт, что дополнительно загружает рабочие места мелким ремонтом. Таким образом, между столом заказов и производством возникает конфликт по поводу номенклатуры услуг, что непосредственно сказывается на системе материально-технического обеспечения.
Планово-финансовые структуры стремятся минимизировать объем оборотных средств предприятия для повышения его эффективности. Они пытаются свести к минимуму количество и номенклатуру хранимых запчастей, материалов и иных запасов, а также незавершенное производство. Они заинтересованы в уменьшении хранимых запасов до минимума, но это может приводить к увеличению сроков ремонта и необоснованным отказам клиентам по причине отсутствия запчастей или материалов.
Заинтересованность различных структурных подразделений предприятия автосервиса в противоположных подходах к системе материально-технического обеспечения в каждом конкретном случае объективно оправдана. Поэтому оптимальное решение проблемы материально-технического обеспечения предприятия лежит в плоскости совершенствования внутренней производственной логистики.
Одним из вариантов оптимизации управления запасами может быть использование комбинированной системы хранения. В этом случае часть запчастей и материалов хранится на централизованном складе, откуда они поступают по заказу. Это приемлемо для выполнения заказов, требующих большого объема работ и длительных сроков исполнения. В то же время, материалы, необходимые для выполнения срочных и небольших заказов могут храниться на складе предприятия. Правильный расчет оборота таких материалов позволит существенно снизить объемы хранения.
Другим вариантом сокращения расходов на хранение при сохранении высоких темпов выполнения заказов может быть использование ресурсов смежных предприятий. Например, предприятий авторазборки. В этом случае большую роль будет играть организация оперативного информационного обмена между предприятиями и своевременность доставки необходимых запчастей на производство.
Производители автомобилей в настоящее время опираются на так называемое правило «трех S»: продажи - сервис - запчасти (рисунок 6.). Поэтому они более всего заинтересованы в поддержке предприятий, соблюдающих это правило, т.е. имеющих, помимо автосервиса, отделы по продаже автомобилей и запчастей к ним. Подобная политика основывается на стремлении к ценовому регулированию и желании взять под контроль процесс ремонта автомобиля.
Продажи
Принимая во внимание изложенное, в целях оптимизации деятельности автосервисных предприятий целесообразно рекомендовать поддерживать и развивать связи с поставщиками, иными организациями данной сферы, клиентами, сотрудничество с иными хозяйствующими субъектами (хозяйственные договоры, взаимодействие с поставщиками, аутсорсинг и прочее).
Так, один из основных вопросов, которые решает владелец и автосервиса, и автомагазина, - приобретение запчастей, а значит, налаживание связей с поставщиками. Каталоги автозапчастей можно найти, например, в Интернете на сайтах производителей и дилеров.
При проектировании автосервиса нельзя обходит сторон такой вопрос, как наличие базы клиентов. Без клиентов, даже супер современный автосервис, оборудованный по последнему слову техники, имеющий высококвалифицированный персонал не сможет функционировать должным образом.
В результате исследований, было определено, большая база постоянных клиентов -это основа любого бизнеса. Непрерывный поток клиентов означает высокий спрос, а именно от спроса на товар или услугу будет зависеть общая рентабельность бизнеса.
Статистика показала, что: - Удержание существующего клиента обычно обходится предприятию - в том числе и автосервису - в среднем в пять раз дешевле, чем привлечение нового.
- При повторном обращении на сервис клиенты обычно заказывают больший объем работ, чем при первом.
- Довольный клиент поделится своим опытом приблизительно с пятью знакомыми, недовольный - минимум с десятью.
- 80% всех заказов, как правило, приходится на долю 20ти % от общего числа всех клиентов.
- Около половины всех клиентов компании не приносят ей прибыли потому, что взаимодействие с ними построено неэффективно.
С каждым днем растет количество автомобилей. Соответственно, растет и количество организаций, занимающихся услугами для автовладельцев, будь то СТО, автомойки или центры замены масла. Это вызывает конкуренцию и борьбу за клиента. Для того, чтобы привлечь побольше клиентов владельцы автобизнеса объявляют о новых акциях и делают скидки на те или иные услуги. Но бывает так, что акция началась и закончилась, а о ней так никто и не узнал, а скидки на услуги не вызывают должного отклика. Поэтому многие автосервисы вводят программы лояльности, которые позволяют повысить клиентоориентированность автосервиса.
Программы лояльности могут включать:
1. Внедрение бонусных карт
2. Внедрение мобильного приложения для автосервиса.
Внедрение программы лояльности с использованием пластиковых карт трудновыполнимо и малоэффективно. Клиенту сложно будет отслеживать количество накопленных баллов, и еще сложнее понимать, на что он сможет их потратить. Намного эффективнее будет использоваться мобильное приложение для автосервиса.
Таким образом, мобильное приложение для автосервиса - это удобный гаджет для всех пользователей. С момента его запуска имидж центра сразу возрастет и привлечет еще больше клиентов. Стабильная работа и четкий график будут способствовать превосходной репутации среди многочисленных водителей транспортных средств.
Таким образом, проектирование предприятия автосервиса должно основываться на обеспечении его экономической эффективности, а выбор готового проекта необходимо
осуществлять с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного предприятия и вносить необходимые коррективы по мере реализации проекта. В частности, при расчете экономической модели должны быть учтены особенности материально-технического обеспечения производства, что так же сказывается на проектировании предприятия.
Литература
1.Государственная программа Калининградской области «Развитие транспортной систе-мы»//Ы1р:Мос5.сШ:й.тМоситеп1/460288903 (дата обращения: 29.09.2019)
2.«Транспортный комплекс на рынке услуг»// transportrussia.ru http://transportrussia.ru/finansy.-investitsii.-nalogi/transportnyy-kompleks-na-rynke-uslug.html (дата обращения: 29.09.2019)
3.Тахтамышев, Х.М. Основы технологического расчета автотранспортных предприятий: учебное пособие для студентов вузов / Х.М. Тахтамышев. - 2-е изд., перера. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. -352 с.
4.Тищенко, Н.Т. Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностики автомобилей: учеб. пособие / Тищенко Н.Т., Власов Ю.А., Тищенко Е.О. - Томск: Изд-во Том. гос. ар-хит.-строит. ун-та, 2010. - 159 с.
5.Тохиров, Т.И. Организация станций технического обслуживания автомобилей // Социально-экономические явления и процессы №9(055), 2013 с.110-112
6.Бычков, В. П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг: учебник для студентов вузов / В. П. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 394 с.
7.Головин, С. Ф. Технический сервис транспортных машин и оборудования: учебное пособие для студентов вузов / С. Ф. Головин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
8."Положение о гарантийном обслуживании легковых автомобилей и мототехники. РД 37.009.025-92" (утв. Приказом Департамента автомобильной промышленности Минпрома РФ от 01.11.1992 N 43) https://legalacts.ru/doc/polozhenie-o-garantiinom-
ob sluzhivanii-legkovykh-avtomobilei-i/#100128 (дата обращения: 01.10.2019)
9. Бычков В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте. - СПб.: Питер, 2004. - 448 с.
10. https://www.autostat.ru/infographics/ (дата обращения: 05.01.2020)