12. Графкина М.В., Свиридова Е.Ю. Исследование электромагнитных полей линий электропередач и рекомендации по снижению их негативного воздействия // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2010. - № 2. - С. 133-135.
13. Графкина М.В., Свиридова Е.Ю. Экологический мониторинг инфра-звуковых и электромагнитных полей транспортного потока // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 10. - С. 87-91.
14. Графкина М.В., Свиридова Е.Ю., Теряева Е.П. Результаты исследования электромагнитных полей автомобиля в стендовых условиях // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. -2014. - № 11. - С. 89-93.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В АВТОСЕРВИСНЫХ ЦЕНТРАХ
© Гребеньков Д.В.*
Липецкий государственный технический университет, г. Липецк
Представлены аналитические зависимости для определения оценочных показателей эффективной деятельности предприятий автосервиса.
Ключевые слова автосервис, автомобиль, эффективность, дилерский центр, техническое обслуживание, ремонт.
Проблеме эффективности в новых рыночных условиях уделяется пристальное внимание. Деятельность сервисных центров фирменного обслуживания автомобилей эффективна, если учитываются реальности рынка и производственные возможности сервисных служб, правильно оцениваются тенденции рынка и изменения в желаниях потребителей.
Деятельность сервисных служб следует периодически анализировать, чтобы определить результативность работы и внести необходимые коррективы. Необходимо, чтобы периодически готовились письменные обзоры и доклады соответствующих служб, с помощью которых выявляются изменения на рынке и прослеживаются новые тенденции развития автосервисных услуг. Постановка данных задач базируется на анализах и прогнозах всех аспектов деятельности предприятия. Для анализа необходимо владеть следующими базовыми данными:
- количество машин соответствующих моделей в районе деловой активности дилера;
- уровень заработков потребителей;
* Доцент кафедры «Транспортные средства и техносферная безопасность», кандидат технических наук, доцент.
- гарантийные расходы фирмы и расходы на оплату труда;
- общее количество заказов на ремонт в месяц, включая внутренние;
- количество коммерческих заказов на ремонт в месяц;
- объем продаж, валовой доход, расходы;
- операционная прибыль службы;
- количество постов для ремонта;
- количество сотрудников, их зарплата и система оплаты труда.
Представленные данные можно получить с помощью мониторинга сложившейся ситуации на рынке автосервисных услуг, а так же внутри фирмы.
Известно, что парк автомобилей и динамика его изменения в районе деловой активности сервисного центра является потенциальным рынком для реализации сервисных услуг по предпродажному, гарантийному и постгарантийному обслуживанию и ремонту автомобилей, продаже запасных частей, принадлежностей и расходных материалов.
Если известен парк автомобилей соответствующих моделей в регионе и среднегодовые затраты времени на ремонт и обслуживание одного автомобиля, то можно определить сервисный потенциал рынка Р (потребность рынка в услугах автосервиса) автосервисных услуг [1]
Р = А х ^,
где А - парк автомобилей, шт;
к - среднегодовые затраты времени на обслуживание и ремонт одного автомобиля (данный показатель является эмпирическим, поэтому его следует определять для машин одной марки совокупно по всем моделям и категориям срока службы), ч.
Для успешной и прибыльной работы необходимо постоянно анализировать долю предприятия (степень освоения рынка С) в общем объёме автосервисных услуг, реализуемых в регионе
Т
С = , Р
где Тг - общегодовые затраты времени на сервис автомобилей, ч.
Если данный показатель у сервисного центра мал, то представляется возможным определить дополнительный потенциал Рд реализации автосервисных услуг
Р = Р - Тг = Р(1 - С).
При известной ставке нормо-часа можно определить дополнительный потенциал предприятия в денежном эквиваленте
Рд = РSнч (1 - С), где 8нч - ставка нормо-часа, руб.
Поэтому, чтобы освоить и реализовать дополнительный потенциал предприятия в условиях рынка, следует придавать особое значение своевременному обновлению технологического оснащения автосервиса, развивать новые виды автосервисных услуг, изучать потребности клиента и отслеживать долю дилера В в обслуживании той части автопарка, которая соответствует доле дилера в продаже новых автомобилей в регионе
Т
В =- ±Г
Р х В
где Вн - доля дилера в продаже новых автомобилей
Е
В =-
Е
Ена - общее количество новых автомобилей, проданных дилером;
Еану - общее количество автомобилей той же марки, поставленных на учет в регионе (проданных всеми дилерами и независимыми продавцами).
По мере старения машин, растёт доля тех автовладельцев, которые всё реже обращаются в дилерский центр или уходят к другим ремонтным предприятиям. Однако эта тенденция проявляется у разных дилеров неодинаково, и по ней можно судить о том, насколько клиенты довольны услугами конкретного дилера.
Поэтому при анализе важно определять и периодически корректировать долю обслуживаемого автопарка ВГ, разделенного на три группы по сроку службы. К первой группе относятся автомобили со сроком службы до 3 лет, ко второй группе от 3 до 7 лет и к третьей группе - свыше 7 лет.
Т'
Вг = ТТГ, Г Рг
где ВГ - доля обслуживаемого автопарка, относящегося по сроку службы к конкретной группе;
ТГ' - время, затраченное предприятием на сервис автомобилей данной группы за год;
РГ - потенциал рынка по автомобилям данной группы.
Считается удовлетворительным, если реальная доля обслуживаемого автопарка для каждой группы не ниже значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Плановая доля обслуживаемого автопарка
Группа автомобилей по сроку службы Плановая доля обслуживаемого автопарка, %
1 от 90 до 100
2 от 50 до 70
3 от 20 до 40
Для первой группы результат может иногда превышать 100 %, если сервисный центр дилера обслуживает новые автомобили, приобретённые у конкурентов.
Если фактические показатели ниже планового, то данный автосервис для ряда клиентов непривлекателен по ряду причин, которые следует выявить и устранить.
Ключевыми факторами, влияющими на эффективность коммерческой деятельности автосервиса, являются эффективность трудозатрат и степень загрузки постов СП.
При анализе определяют количество производственного персонала (механики, электрики, жестянщики, маляры, помощники, т.е. те, чей труд выражается в нормо-часах) и непроизводственного, административного и вспомогательного, чей труд невозможно прямо отнести к ремонту (менеджеры, бригадиры, приемщики, диспетчеры, бухгалтеры, уборщики и т.п.)
Ш = ^ X100%,
Т
где ЫНП - количество непроизводственного персонала;
ЫПП - количество производственного персонала (сдельщики).
Для дилерских сервисных центров оптимальным соотношением считается 20-30 %.
С = — х 100%, N
ПП
где РРП - количество ремонтных постов;
ЫПП - количество производственного персонала.
Практика показывает, что автосервис будет развиваться и работать рентабельно только в том случае, когда загрузка производственных мощностей и кадров составит не менее 70 %. Цифры зависят от наличия и квалификации рабочих, объема машин и длительности среднего заказа, оборудования, используемого на постах. Диагностические посты, контрольный, мойка и сушка не включаются в количество постов для расчета. Во внимание принимаются только посты, на которых, собственно, и осуществляется ремонт.
Загрузка сервисного цеха должна оцениваться по занятости не только исполнителей, но и рабочих мест. Неиспользование оборудованных постов снижает прибыль.
В качестве обобщающего показателя эффективности функционирования автосервиса можно применить региональный коэффициент успеха КУ, который определяется по формуле [2]
К = ^,
У ,
где Б - сумма доходов от организации новых видов автосервисных услуг в регионе;
5Е - сумма затрат от организации автосервисных услуг. Величина экономического эффекта ^ от внедрения новых видов автосервисных услуг в регионе будет выглядеть [2]
^=К.,
К
где К - коэффициент успеха в текущем году;
- коэффициент успеха в следующем году. Величина эффекта, выраженная через коэффициент успеха, будет определять эффективность реализации новых видов автосервисных услуг в регионе интенсивными методами.
Список литературы:
1. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов и др. / Под ред. В.М. Власова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.
2. Грибут В.М. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: учебник / И.Э. Грибут, В.М. Артюшенко, Н.П. Мазаева и др. / Под ред. В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. -480 с.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ ОБРАБОТКИ И АНАЛИЗА ДАННЫХ КОНТРОЛЯ СТАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
© Злобин В.С.*, Чернов В.А.*
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
На основе численного вероятностного анализа предлагается подход, который применяется для разработки процедур представления и обработки информационных потоков, а также для численного моделирования и представления характеристик природных объектов. Показывается, что применение разработанных процедур позволяет агрегировать данные, снижает уровень информационной неопределенности в данных и существенно повышает эффективность численных расчетов.
Ключевые слова численный вероятностный анализ, контроль окружающей среды, моделирование природных явлений, обработка данных.
* Доцент кафедры Инженерной экологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат технических наук, доцент.
* Аспирант.