Научная статья на тему 'К вопросу о продовольственной безопасности'

К вопросу о продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о продовольственной безопасности»

вивать сельское хозяйство в основном за счет внутренних ресурсов, которые имеются в стране (финансовых, трудовых и природных).

Отстаивая свои интересы, ТНК выдвинули концепцию «невмешательства государства в экономику и свободы торговли и предпринимательства». Таким образом, слаборазвитые страны обрекаются на роль зависимых аграрно-сырьевых стран, предоставляющих свою территорию для сбыта продукции ТНК.

Говоря о России, отметим, что крупные транснациональные продовольственные корпорации устойчиво внедрились в мясной рынок нашей страны, рынок фуражного зерна (соя, кукуруза), сахар, животное и растительное масло, рыба, то есть в сферу производства той продукции, которую Россия смогла бы обеспечить на уровне норм потребления.

Критериями продовольственной безопасности являются производство 75-80% общего объема основных видов продовольствия за счет отечественных товаропроизводителей; потребление населением биологически полноценной продукции с рекомендуемым уровнем калорийности - не ниже 3000 Ккал в сутки; создание продовольственных запасов на уровне 20% от общего объема потребления. Интервенция же продовольствия в Россию занимает свыше 45% общего объема продовольственных товаров и это является во многом следствием низкой эффективности сельскохозяйственного производства.

Современное состояние сельского хозяйства связано с рядом негативных факторов: отсутствием единой государственной политики и планирования сельского хозяйства; отвлечением больших площадей пашни из сельскохозяйственных угодий; высокая степень износа машинно-тракторного парка; недостаточно финансирование и субсидирование; слабое внедрение достижение науки в производство и другие.

В такой ситуации восстановление отрасли без существенной поддержки государства становится невозможным .

Во многих странах производство продовольствии дотируется. В Европе, например, расходы на поддержку фермеров составляют около 40% от себестоимости продукции. Но при существующей экономической обстановке в России рассчитывать в ближайшее время на значительные дотации просто нереально. Они сегодня могут составлять не более 10% от стоимости сельскохозяйственной продукции, а это, практически, требование самоокупаемости. Поэтому, чтобы обеспечить самоокупаемость сельского хозяйства и в то же время сохранить условия воспроизводства, необходимо повысить не менее

чем в 2 раза эффективность производства продукции сельского хозяйства, что возможно лишь при условии изменения концепции аграрной политики России.

При формировании стратегии развития сельского хозяйства нелишне будет учесть опыт ведущих развитых стран.

Например, в США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен на сельхозпродукцию ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агро-продукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

Есть надежды, что Россия в результате более продуманного проведения экономической политики, сможет занять достойное место в системе мирового сельского хозяйства. В противном же случае, усиление продовольственной зависимости в условиях глобализации мировой экономики ещё больше усугубит национальную безопасность, опасность завоевания ее внутреннего рынка иностранными товаропроизводителями, негативно повлияет на жизнь десятков миллионов наших граждан, поставит под угрозу суверенитет страны.

К ВОПРОСУ О продовольственной безопасности С.Н. Алексеева, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

«Производство продуктов питания (пищевых веществ) является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще...» Карл Маркс.

Продовольственное обеспечение населения страны, определяющее физическое и духовное здоровье человека - одна из самых приоритетных и важных социально-экономических проблем, связанных с производством, распределением и потреблением продуктов питания.

Глобальный аспект продовольственной безопасности России не может не включать в себя и

систему безопасности от влияния мировых гегемонов, контролирующие ресурсы продовольствия, которые всегда будут испытывать соблазн использовать свое доминирующее положение на рынке продовольствия для достижения собственных политических и экономических целей [2].

По расчетам международных организаций за счет собственного продовольствия должно обеспечиваться не менее 70% потребности в нем. При этом критическим порогом считается производство зерна на душу населения 400 кг/год. Чего нельзя сказать о России. По импорту продовольствия мы

впереди всех. Россия давно переступила порог продовольственной безопасности.

В общем виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется:

- физической доступностью продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;

- экономической доступностью продовольствия - уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;

- безопасностью продовольствия для потребителей - предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.

За последние 15 лет питание россиян значительно ухудшилось и самым негативным образом отразилось на средней продолжительности жизни. Среднедушевое потребление таких важнейших продуктов как мясо и мясопродукты, молоко и молоко-продукты, рыба и рыбопродукты, яйца и яйцепро-дукты, овощи и фрукты остается ниже рекомендуемых медицинских норм потребления. Наряду с этим среднедушевое потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопродукты превышает рекомендуемые нормы, что связано в некоторой степени с низкой платежеспособностью большей части населения. Рост цен на продовольствие не лучшим образом сказывается на качестве питания отдельных групп населения.

Важной проблемой является качество продовольствия. В страну завозятся некачественные и даже вредные для здоровья продукты питания. Особого внимания необходимо обратить на продукцию, созданную с использованием генетически модифицированных элементов. Требуется помощь тем, кто находится в группе риска - дети, беременные женщины, пенсионеры. Из-за несбалансированного и недостаточного питания в период внутриутробного развития и младенчества является причиной растущей восприимчивости детей к инфекционным болезням и возникновения хронических болезней во взрослой жизни. А качество так называемого «школьного питания» и питания в детских садах, когда в средствах массовой информации периодически появляются сообщения о кишечных инфекциях.

Как уже было отмечено, продовольственная безопасность зависти от успешного функционирования АПК и его основы - сельского хозяйства. Наша страна располагает всеми основными видами ресурсов и способна обеспечить население продовольствием собственного производства. В России сосредоточено 9% мировой продуктивной пашни, 52% черноземов, 9% производства минеральных удобрений. Беда в том, что сельскохозяйственные угодья и пашня используются неэффективно. Площадь пашни сокращается, а соответственно площадь залежных земель возрастает. Это связано и с тем, что в некоторых деревнях некому работать. Демографическая ситуация оставляет желать лучшего. Молодежь уезжает в связи с неразвитостью инфраструктуры и низким уровнем оплаты труда. Что касается материально-технической базы, то здесь тоже сильна зависимость от импорта техники: по тракторам на 80%, по комбайнам на 50%.

Кризис достиг таких размеров, когда восстановление отрасли без существенной государственной поддержки невозможно.

На государственном уровне Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. В соответствии с доктриной стратегической целью продовольственной безопасности Российской Федерации является надежное обеспечение населения страны безопасной и качественной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации (далее — продовольственная безопасность) вне зависимости от изменений внешних и внутренних условий являются:

- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах и ассортименте в соответствии с установленными рациональными нормами потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни;

- устойчивое развитие отечественного производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

- обеспечение безопасности и качества потребляемых пищевых продуктов;

- предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях и формирования стратегических запасов качественных и безопасных пищевых продуктов [1].

Реализация доктрины потребует принятия целого ряда нормативно-правовых актов, направленных на ускоренное развитие агропромышленного комплекса, сельских территорий, обеспечение страны качественным продовольствием. Причем российские регионы уже озаботились проблемой продовольственной безопасности. В Москве и С.Петербурге реализуются меры, которые позволят выйти на стопроцентную обеспеченность продовольственными продуктами.

В заключение хотелось бы обратить внимание на следующие механизмы повышения доступ -ности и качества продовольствия:

- развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольст-венного сектора;

- недопущение установления межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия для бюджетных организаций и учреждений, что улучшит физическую доступность продовольствия для населения в различных регионах;

- разработку системы адресной продовольственной помощи (в зависимости от уровня располагаемого дохода семьи) наиболее нуждающимся слоям населения и организацию комплексного всестороннего анализа оценки состояния продовольственной безопасности - «продовольственного мониторинга» населения;

- внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью созда-

ния единого государственного органа по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов путем объединения ведомств по разработке стандартов с ведомствами, отвечающими за их соблюдение;

- стимулирование выпуска отечественных продовольственных товаров под торговыми марками, что поднимет качество и повысит конкуренто-

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Н.Н. Минеева, к.э.н., ст. науч. сотр.

Продовольственная безопасность - состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны.

Одним из элементов продовольственной безопасности является физическая и экономическая доступность для всех социальных групп населения достаточной в количественном и качественном отношении, безопасной и питательной пищи.

Исходя из этого, можно охарактеризовать продовольственную безопасность Уральского Федерального округа (УрФО) как недостаточную в экономическом аспекте соотношения доходов населения и цены основных продуктов питания.

Основным доходом населения региона является заработная плата, средний уровень которой колеблется в зависимости, как от территориального, так и отраслевого фактора.

Согласно данных Минфина РФ, распределение доходов во многом зависит от региона проживания работающего. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в 2010 г. составила 18,5 млн человек или 13,1% от общей численности.

Рассматривая аналогичный показатель в регионах УрФО, нельзя не отметить высокую степень расслоения населения по уровням доходов. ХМАО и ЯНАО стабильно являются регионами-лидерами по уровню заработной платы, тогда как Тюменская область в целом находится в I категории по уровню доходов, наравне с Москвой, Камчатским краем, Магаданской и Сахалинской областями. Все остальные субъекты УрФО (Свердловская, Курганская, Челябинская области) относятся к регионам III категории по уровням доходов населения, получаемых в форме заработной платы.

Среднедушевые доходы населения Тюменской области превосходят среднероссийские показатели в 2 раза, а входящих в нее автономных округов - ХМАО и ЯНАО - почти в 3 раза.

Доходы жителей Курганской области ниже этого показателя на 25,3%. За чертой бедности в Курганской области находится практически каждый пятый житель (18%).

Среднедушевые доходы жителей Свердловской и Челябинской областей сопоставимы с аналогичными показателями по Российской Федерации, которые в 2008 г. составили 14939,2 руб./мес. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Свердловской и Челябинской областях составляет около 10%, при чем эта же доля бедных наблюдается в одной из наиболее

способность продукции отечественных товаропроизводителей.

Источники

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. - Режим доступа: Ь|йр//\\\\\\.уап<ех.ги, свободный.

2. Милосердое В.В. Продовольственная безопасность (статья). - Режим доступа: Ь|Пр//\\\м\.уап<ех.ги, свободный.

РЕГИОНА: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Института экономики УрО РАН

благополучных областей РФ, входящих в регион I категории по величине доходов населения -Тюменской области. Такие данные характеризуют Тюменскую область как регион с наиболее широким диапазоном доходов населения, с диаметрально противоположными показателями уровня жизни: от самых бедных до самых богатых, не только в масштабах УрФО, но и России в целом.

Другой существенной проблемой является отраслевой признак установления оплаты труда.

Так, размер оплаты труда работников разных секторов экономики, выполняющих примерно равный объем одинаково сложных, трудных и напряженных обязанностей, может быть несоизмерим.

Если в качестве основы принять размер среднемесячной начисленной заработной платы на 1 работника в номинальном выражении, то уровень оплаты труда превышает этот показатель в отраслях:

- добыча топливно-энергетических полезных ископаемых и финансовой деятельности - 2,4 раза;

- производство кокса и нефтепродуктов и транспортировка по трубопроводам - 2,1 раза.

Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы в других отраслях (и меньше номинальной):

- в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - в 2,1 раза,

- в текстильном и швейном производстве - в 2,0 раза,

- в бюджетной сфере - в 1,3 раза.

Таким образом, уровень заработной платы в одних отраслях может превышать более чем в 3 раза уровень заработной платы в других отраслях.

Государственное регулирование уровня оплаты труда в форме установления МРОт и прожиточного минимума лишь частично решает проблему соответствия доходов процессам воспроизводства населения. В настоящее время МРОТ составляет 4330 руб., прожиточный минимум - 6624 руб. в месяц, в который и заложена стоимость продовольствия. Согласно отчетам Росстата, трудоспособное население тратит около 33-38% от прожиточного минимума на продукты питания. Практически эта цифра не имеет реальной привязки ни к потребительской корзине, ни к действительной сумме прожиточного минимума, ни к социальной политике, поскольку стоимость минимального продуктового набора не равна расчетной стоимости минимально необходимого набора продуктов питания, так как он определяется исходя из региональных особенностей. Показатель стоимости минимального набора характеризует исключительно дифференциацию уровня цен в регионах.

В целом минимальный продуктовый набор характеризует довольно низкий уровень потребления и определяет черту бедности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.