Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
консалтинговая отрасль / международный бизнес / мировой рынок / транснациональные компании / внешняя среда / глобальная сеть / цифровизация экономики / российское предпринимательство / consulting industry / international business / world market / multinational companies / external environment / global network / digitalization of the economy / Russian entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова И.И., Абрамян К.А.

Соперничество между участниками рыночного хозяйства характерно для всех отраслей экономики особенно в условиях постоянно меняющейся среды. Каждая компания, чтобы выдержать современные вызовы, должна уметь быстро адаптироваться к новым условиям. Консалтинговая отрасль, которая предлагает в качестве своих услуг разработку стратегии развития бизнеса, должна особенно ускоренно трансформироваться при необходимости, чтобы оставаться новатором в модифицирующемся бизнес-ландшафте. Россия не в достаточной мере адаптировалась к международному рынку консалтинга, однако находится на пути к этой цели. Например, благодаря повышению квалификации руководства российских компаний и изменению представления обо всем комплексе консалтинговых услуг менеджеры перешли от частных проблем (оптимизация налогов, тренинг для персонала и т. п.) к более системному решению повышения эффективности (оценка бизнеса, переводы финансовой отчетности на международные стандарты, оптимизация финансовых потоков, в том числе налогообложения, выход в экономику с изменившимися условиями, выход на новый уровень).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF PROBLEMATIC ASPECTS OF THE CONSULTING SERVICES MARKET IN CRISIS CONDITIONS

Competition between market economy participants is typical for all sectors of the economy, especially in a constantly changing environment. In order to withstand modern challenges, every company must be able to adapt quickly to new conditions. The consulting industry, which offers as its services the development of a business development strategy, should be transformed especially rapidly, if necessary, in order to remain an innovator in the changing business landscape. Russia has not sufficiently adapted to the international consulting market, but is on the way to this goal. For example, thanks to the professional development of the management of Russian companies and a change in the perception of the entire complex of consulting services, managers have moved away from private problems (tax optimization, training for personnel, etc. P.) to a more systematic solution to improve efficiency (business evaluation, translation of financial statements to international standards, optimization of financial flows, including taxation, entry into the economy with changed conditions, reaching a new level).

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ»

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ

Соколова И.И., Абрамян К.А.

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону

Аннотация. Соперничество между участниками рыночного хозяйства характерно для всех отраслей экономики особенно в условиях постоянно меняющейся среды. Каждая компания, чтобы выдержать современные вызовы, должна уметь быстро адаптироваться к новым условиям. Консалтинговая отрасль, которая предлагает в качестве своих услуг разработку стратегии развития бизнеса, должна особенно ускоренно трансформироваться при необходимости, чтобы оставаться новатором в модифицирующемся бизнес-ландшафте.

Россия не в достаточной мере адаптировалась к международному рынку консалтинга, однако находится на пути к этой цели. Например, благодаря повышению квалификации руководства российских компаний и изменению представления обо всем комплексе консалтинговых услуг менеджеры перешли от частных проблем (оптимизация налогов, тренинг для персонала и т. п.) к более системному решению повышения эффективности (оценка бизнеса, переводы финансовой отчетности на международные стандарты, оптимизация финансовых потоков, в том числе налогообложения, выход в экономику с изменившимися условиями, выход на новый уровень).

Ключевые слова: консалтинговая отрасль; международный бизнес; мировой рынок; транснациональные компании; внешняя среда; глобальная сеть; цифровизация экономики; российское предпринимательство.

1

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/165-k-voprosu-o-problemnykh-aspektakh-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-krizisnykh-usloviyakh.

Современный рынок консалтинговых услуг отличает высокий уровень конкуренции, однако рынком управляют несколько крупнейших компаний, на чью долю приходит большая часть рынка. Высокий уровень конкуренции связан с достаточно низким барьером входа на данный рынок, так как к подобным компаниям нет четких требований, за исключением аудиторской деятельности, являющейся лицензированной. Также конкурентами могут выступать компании из других отраслей.

Потребителями подобных услуг, как правило, являются компании крупного и среднего бизнеса, которые, несмотря на инфляционные и кризисные явления в российской экономике, могут себе позволить подобные услуги. В России наблюдается явление, когда на консалтинг зачастую тратятся остаточные средства. Руководство мелких фирм обращается в консалтинговые фирмы только в крайних случаях, крупные фирмы часто имеют внутренних консультантов или пользуются услугами международных компаний, поэтому в большинстве случаев услугами отечественных консалтинговых фирм пользуется средний бизнес.

В 2020 году среди консалтинговых фирм был проведен опрос статистическим сайтом Statista.com, в котором просилось отметить основные вызовы для консалтинговых компаний во всем мире, результаты представлены на рисунке 1.

Главным вызовом по мнению консалтинговых фирм является потребность в новых навыках, об этом сообщило 44% опрошенных фирм. Современные реалии требуют от консалтингового бизнеса все большей автоматизации и цифровизации.

2

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/165-k-voprosu-o-proЫemnykh-aspektakh-rynka-konsaltmgovykh-uslug-v-krizisnykh-usloviyakh.

Цифровая трансформация влияет на ежедневную работу консультанта, меняя характер предложений, контрактов и результатов деятельности. Клиенты ожидают, что консультанты будут профессионалами в цифровых технологиях и смогут отвечать все растущему запросу в области ИТ-консалтинга. Проекты будущего будут подразумевать работу искусственного интеллекта и анализ Big Data, чтобы вывести клиента на новый уровень.

The need for new skills

Increased competition from new firms/competitors

A shortage of top talent

Changes in how buyers buy your services

Increased competition from larger competitors

Unpredictability in the marketplace Downward price pressure on services

Automation/artificial intelligence

Managing a remote workforce Generational changes in the workforce

Increase in compensation costs

Unreasonable client demands

A decrease in the demand for your

services

Increased regulation

096 1096 2096 3096 4096 5096

Share of firms

Рисунок 1. - Основные вызовы консалтинговой отрасли [1]

42% опрошенных фирм признало вызовом растущую конкуренцию, исходящую от новых игроков на консалтинговом рынке, а более 38% фирм отметили рост конкуренции от крупных игроков отрасли. Опираясь на инновационные технологии, позволяющие справляться с поставленными задачами с меньшими затратами, на рынок консалтинга выходят новые фирмы,

3

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/165-k-voprosu-o-problemnykh-aspektakh-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-krizisnykh-usloviyakh.

которые используют альтернативные, ориентированные на цифровые технологии бизнес-инструменты. Решение проблемы растущей конкуренции, а также определение своих конкурентных преимуществ в этой отрасли является основными бизнес-приоритетами для консалтинговых компаний [1].

Бутики и специализированные фирмы - не единственные конкуренты главным игрокам рынка. Увеличение числа независимых частных консультантов также оказывается главной конкурентной угрозой. В Великобритании более 2 миллионов фрилансеров, и это количество продолжает расти. Большая часть этих независимых консультантов работает в сфере профессиональных услуг, консалтинга и управления проектами [2].

Они оказывают давление на цены, поскольку работают, сокращая расходы, что оказывается вызовом для более крупных фирм, которые менее гибкие в этом вопросе. Частные консультанты могут определять стоимость своих услуг намного ниже той, что могут предложить консалтинговые фирмы. В настоящее время в Великобритании одна пятая объема работ по управленческому консультированию, составляющая более 10 миллиардов фунтов стерлингов, оказывается частными консультантами.

В тоже время крупные игроки только становятся крупнее. В России на 15 крупнейших консалтинговых фирм приходится более 70% выручки от выручки всей отрасли. Данный процент растет в первую очередь благодаря компаниям «Большой четверки» из-за чего, индустрия бизнес-услуг является весьма концентрированной - только большие фирмы могут обслуживать проекты индустриальных гигантов и транснациональных корпораций [3].

Нехватка высококлассных специалистов, по мнению почти 40% опрошенных фирм, являет большой угрозой. Согласно опросу Source Global

4

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/165-k-voprosu-o-problemnykh-aspektakh-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-krizisnykh-usloviyakh.

Research, который предоставляет исследования и анализ сферы консалтинговых услуг, 2 из 3 консалтинговых компаний заявляют, что у них не хватает персонала, а каждая 5 из них отказывается от работы с заказчиком в результате нехватки нужного персонала. Более половины респондентов заявили, что в 2021 году отсутствие квалифицированных кадров стало серьезной проблемой по сравнению с концом прошлого года [4].

Хотя результаты исследования отражают все секторы экономики, нехватка консультантов является заметной проблемой, поскольку консалтинговые фирмы неизменно входят в число самых престижных работодателей благодаря сложной, охватывающей весь мир работе, включающей работу над вопросами слияний и поглощений, реструктуризации бизнеса и внедрения цифровых технологий, а также при том, что в отрасли для сотрудников присутствуют привлекательные льготы и высокая заработная плата.

Такие компании, как PricewaterhouseCoopers, Boston Consulting Group и Deloitte, активно участвуют в программах MBA и Ivy League для своих сотрудников. По данным сайта Glassdoor, средняя базовая зарплата составляет около 90 000 долларов США в год. Консультанты, только что окончившие ведущую бизнес-школу, могут зарабатывать 150 000 долларов США в год [5].

Рост спроса со стороны клиентов был одной из главных причин нехватки кадров, наряду с переманиванием сотрудников конкурентами. Другая причина -консультанты покинули отрасль из-за пандемии. Для некоторых удаленная работа сделала консалтинг менее привлекательным, чем это было раньше, из-за увеличившегося стресса.

Более 39% респондентов отмечают своей проблемой поведение клиентов. Потребители бизнес-услуг стали более требовательными, выступая против таких

5

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/165-k-voprosu-o-problemnykh-aspektakh-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-krizisnykh-usloviyakh.

понятий, как оплачиваемые часы, и требуют фиксированных сборов и большей прозрачности в отношении затрат. Во все более гибкой среде, усиленной быстрыми цифровыми инновациями, клиенты теперь ожидают более высокого качества работы и более быстрого предоставления решений и услуг. Клиенты также требуют большей прозрачности и подотчетности в выполняемой работе. Этот особый сдвиг в поведении связан с финансовым кризисом 2008 года, при котором компании были вынуждены резко сократить расходы на консалтинг, сегодня заказчики сохраняют высокий уровень контроля.

Еще один фактор, добавляющийся к растущему контролю со стороны заказчиков, заключается в том, что консалтинговые фирмы больше не обладают монополией на специализированные знания. Два десятилетия назад такие фирмы, как McKinsey, Boston Consulting Group, Bain и Big-4 обладали уникальными знаниями и советами по передовой практике, что сделало их предложение уникальным.

Теперь большая часть этой информации легко доступна в Интернете для тех, кто желает изучить проблемы своего бизнеса. Более того, эти гиганты консалтинговой отрасли за десятилетия послужили настоящей «кузницей кадров» для бизнес-среды, многие бывшие сотрудники консалтинговых компаний сегодня ведущие топ-менеджеры бывших компаний заказчиков, которые были переманены.

Благодаря этим изменениям клиенты теперь с большей вероятностью при заказе услуг будут распределять объем работы между несколькими разными консалтинговыми фирмами для решения разных задач, привлекая специализированные компании и бутики, при этом больше погружаясь в экспертные вопросы.

6

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/165-k-voprosu-o-problemnykh-aspektakh-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-krizisnykh-usloviyakh.

Непредсказуемость рынка всегда является большой угрозой для любой фирмы, что связано с изменениями, вызванными внешними вызовами. Рынок консалтинга всегда полагался в первую очередь на межличностные контакты для развития бизнеса (например, создание филиалов, заключение новых контрактов), однако в современных условиях ведение бизнеса все больше сводится к онлайн, что требует быстрой адаптации [6].

Другой проблемой для консалтинговой отрасли является вызванное «изменением в поведении клиентов» ценовое давление, что снизило рентабельность консалтинговых фирм и привело к пересмотру бизнес-моделей. Данное сокращение маржи происходит в условиях, когда такие расходы, как заработная плата, продолжают расти на фоне нехватки кадров, что, в свою очередь, приводит к тому, что индустрия испытывают давление. Решение данной проблемы видится в усилении контроля над затратами, за которым следует улучшение оборотного капитала за счет лучшего управления входящими и исходящими потоками и ограничение перерасхода бюджета проекта, особенно в случае проектов с фиксированной стоимостью накладных расходов.

Что касается проблем консалтинговой индустрии в России, сдерживающих развитие рынка, то следует отметить следующие, во-первых, неконкурентоспособность региональных фирм, в России представительства компаний лидеров отрасли расположены в столицах страны, за исключением компаний «Большой четверки», что можно объяснить концентрацией крупных клиентов в столицах, а также доступностью кадров, высокой маржинальностью проектов, однако региональные консалтинговые фирмы не могут выдерживать конкуренцию со столичными лидерами и зачастую банкротятся, потенциальные

7

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/165-k-voprosu-o-proЫemnykh-aspektakh-rynka-konsaltmgovykh-uslug-v-krizisnykh-usloviyakh.

крупные региональные клиенты предпочитают обращаться в столичные фирмы, надеясь получить там более качественный эффект от оказанных услуг.

Во-вторых, отсутствие законодательной базы, регулирующей рынок, что затрудняет, как и функционирование самих фирм так и анализ рынка в целом.

В-третьих, нет профессиональной подготовки кадров в данной области, их государственной аттестации и сертификации, отсутствуют системы качества оказанных услуг, что приводит к большому числу некомпетентных консультантов, чья деятельность негативно влияет на имидж отрасли. Данная проблема ведет к недоверию к отрасли со стороны потенциальных клиентов, которые не уверены в эффективности таких услуг, а также обеспокоены возможной утечкой информации, использовании персональных данных в недобросовестных целях.

Такое положение дел говорит о не сложившейся управленческой культуре, многие топ-менеджеры психологически не готовы делегировать часть полномочий внешнему консультанту. Исходя из этих факторов расходы на консалтинг финансируются по остаточному признаку [7].

Литература

1. Leading business challenges for consulting firms worldwide in 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/624457/business-challenges-for-management-consulting-firms.

2. UK has 2 million freelancers and the number will continue to rise [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.consultancy.uk/news/18474/uk-has-2-million-freelancers-and-the-number-will-continue-to-rise.

8

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/165-k-voprosu-o-problemnykh-aspektakh-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-krizisnykh-usloviyakh.

3. Безпалова А.Г. Подходы к поэтапному формированию деловой репутации локальной консалтинговой компании на основе маркетинговых принципов// Лидерство и менеджмент. - 2016. - Т. 3. - № 4. - С. 291-298.

4. Рубинская Э.Д. Роль мирового рынка высококвалифицированных специалистов в постиндустриальной экономике/ Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2011. - № 3. - С. 53-64.

5. Староверова О.В. Некоторые вопросы ИТ-консалтинга в условиях цифровой трансформации бизнеса // Образование. Наука. Научные кадры. -2020. - №4. - С. 237-239.

6. Безпалова А.Г. Информационное обеспечение маркетинговых решений в сфере консалтинга //ИТпортал. - 2016. - № 3 (11). - С. 5.

7. Рубинская Э.Д. Высококвалифицированные специалисты как ключевой фактор конкурентоспособности стран: мировой опыт привлечения/ Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2020. № 1. -С. 146-153.

8. The Consulting Business Booms Just as Consultants Disappear [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-07-29/the-consulting-business-booms-just-as-consultants-disappear.

THE ISSUE OF PROBLEMATIC ASPECTS OF THE CONSULTING SERVICES MARKET IN CRISIS CONDITIONS

Sokolova I.I., Abramyan K.A.

Rostov State University of Economics (RINH),

Rostov-on-Don

9

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/165-k-voprosu-o-problemnykh-aspektakh-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-krizisnykh-usloviyakh.

Annotation. Competition between market economy participants is typical for all sectors of the economy, especially in a constantly changing environment. In order to withstand modern challenges, every company must be able to adapt quickly to new conditions. The consulting industry, which offers as its services the development of a business development strategy, should be transformed especially rapidly, if necessary, in order to remain an innovator in the changing business landscape.

Russia has not sufficiently adapted to the international consulting market, but is on the way to this goal. For example, thanks to the professional development of the management of Russian companies and a change in the perception of the entire complex of consulting services, managers have moved away from private problems (tax optimization, training for personnel, etc. P.) to a more systematic solution to improve efficiency (business evaluation, translation of financial statements to international standards, optimization offinancial flows, including taxation, entry into the economy with changed conditions, reaching a new level).

Keywords: consulting industry; international business; world market; multinational companies; external environment; global network; digitalization of the economy; Russian entrepreneurship.

References

1. The main business objectives of consulting firms around the world in 2020 [Electronic resource]. - Access mode:

https://www.statista.com/statistics/624457/business-challenges-for-management-consulting-firms.

2. There are 2 million freelancers in the UK, and their number will continue to grow [Electronic resource]. - Access mode:

10

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/165-k-voprosu-o-problemnykh-aspektakh-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-krizisnykh-usloviyakh.

https: //www.consultancy.uk/news/18474/uk-has-2-million-freelancers-and-the-number-will-continue-to-rise.

3. Bezpalova A.G. Approaches to the gradual formation of the business reputation of a local consulting company based on marketing principles// Leadership and management. - 2016. - Vol. 3. - №4. - P. 291-298.

4. Rubinskaya E.D. The role of the world market of highly qualified specialists in the post-industrial economy/ State and municipal administration. Scientific notes of SKAGGS. - 2011. - №3. - P 53-64.

5. Staroverova O.V. Some issues of IT consulting in the context of digital business transformation // Education. The science. Scientific personnel. - 2020. - №. 4. - P. 237-239.

6. Bezpalova A.G. Information support of marketing solutions in the field of consulting //ITportal. - 2016. - № 3 (11). - P. 5.

7. Rubinskaya E.D. Highly qualified specialists as a key factor in the competitiveness of countries: world experience in attracting/ State and municipal management. Scientific notes. - 2020. - № 1. - P. 146-153.

8. Consulting Business Is Flourishing Just at the moment when Consultants Disappear [Electronic resource]. - Access mode: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-07-29/the-consulting-business-booms-just-as-consultants-disappear.

11

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/165-k-voprosu-o-problemnykh-aspektakh-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-krizisnykh-usloviyakh.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.