Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА УСЛУГ КОНСАЛТИНГА В ПОСТКОВИДНЫХ УСЛОВИЯХ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА УСЛУГ КОНСАЛТИНГА В ПОСТКОВИДНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия КОВИД-19 / цифровая трансформация / рынок услуг / мировая экономика / международный бизнес / консалтинговая компания / внедрение инноваций / COVID-19 pandemic / digital transformation / services market / world economy / international business / consulting company / innovation implementation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова И. И., Абрамян К. А.

После того, как в 2020 году КОВИД-19 перестал быть локальной инфекционной вспышкой и превратился в глобальную пандемию, непосредственным следствием стало сокращение расходов среди бизнеса разных отраслей – в первую очередь бизнес стал экономить на консалтинговых услугах. Как было проанализировано во второй главе, снижение рынка заметно, но не существенно, в России несмотря на пандемию в 2020 году заметен рост рынка по сравнению с 2019 годом. При этом деструктивное воздействие пандемии на мировую экономику предоставляет некоторые возможности консалтинговым компаниям. В ответ на вызовы бизнес все чаще обращается к консультантам, которые могут помочь решить проблемы, связанные с цифровизацией, улучшить инновации и разработать устойчивые стратегии для новых технологий. В то же время старая парадигма консалтинговой работы меняется – традиционные модели работы, которые когда-то считались неотъемлемой частью проекта, такие как личные встречи команд со стороны клиента и поставщика услуги стали невозможны. Самый главный фактор успеха трансформации в пандемию – это люди. Очевидным становится серьезный разрыв в цифровых навыках, возникший в пандемию КОВИД-19. Учитывая критическую потребность в перепрофилированных и высококвалифицированных сотрудниках, организации ищут помощи со стороны консалтинговых фирм, который заполнят разрыв и расширят существующие возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE GLOBAL CONSULTING SERVICES MARKET IN POST-CRISIS CONDITIONS

After COVID-19 ceased to be a local infectious outbreak in 2020 and turned into a global pandemic, the immediate consequence was a reduction in costs among businesses in various industries – first of all, businesses began to save on consulting services. As it was analyzed in the second chapter, the market decline is noticeable, but not significant, in Russia, despite the pandemic in 2020, the market growth is noticeable compared to 2019. At the same time, the destructive impact of the pandemic on the global economy provides some opportunities for consulting companies. In response to challenges, businesses are increasingly turning to consultants who can help solve problems related to digitalization, improve innovation and develop sustainable strategies for new technologies. At the same time, the old paradigm of consulting work is changing – traditional work models that were once considered an integral part of the project, such as face-to-face meetings between teams from the client and the service provider, have become impossible. The most important factor in the success of the transformation into a pandemic is people. The serious gap in digital skills that emerged during the COVID-19 pandemic is becoming obvious. Given the critical need for repurposed and highly qualified employees, organizations are looking for help from consulting firms that will fill the gap and expand existing opportunities.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА УСЛУГ КОНСАЛТИНГА В ПОСТКОВИДНЫХ УСЛОВИЯХ»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА УСЛУГ КОНСАЛТИНГА В ПОСТКОВИДНЫХ УСЛОВИЯХ

Соколова И.И., Абрамян К.А.

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону

Аннотация. После того, как в 2020 году КОВИД-19 перестал быть локальной инфекционной вспышкой и превратился в глобальную пандемию, непосредственным следствием стало сокращение расходов среди бизнеса разных отраслей - в первую очередь бизнес стал экономить на консалтинговых услугах. Как было проанализировано во второй главе, снижение рынка заметно, но не существенно, в России несмотря на пандемию в 2020 году заметен рост рынка по сравнению с 2019 годом.

При этом деструктивное воздействие пандемии на мировую экономику предоставляет некоторые возможности консалтинговым компаниям. В ответ на вызовы бизнес все чаще обращается к консультантам, которые могут помочь решить проблемы, связанные с цифровизацией, улучшить инновации и разработать устойчивые стратегии для новых технологий. В то же время старая парадигма консалтинговой работы меняется - традиционные модели работы, которые когда-то считались неотъемлемой частью проекта, такие как личные встречи команд со стороны клиента и поставщика услуги стали невозможны.

Самый главный фактор успеха трансформации в пандемию - это люди. Очевидным становится серьезный разрыв в цифровых навыках, возникший в пандемию КОВИД-19. Учитывая критическую потребность в перепрофилированных и высококвалифицированных сотрудниках, организации

1

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

ищут помощи со стороны консалтинговых фирм, который заполнят разрыв и расширят существующие возможности.

Ключевые слова: пандемия КОВИД-19; цифровая трансформация; рынок услуг; мировая экономика; международный бизнес; консалтинговая компания; внедрение инноваций.

Консалтинг - это довольно широкий термин, который может иметь множество значений в зависимости от отрасли, к которой он относится. В широком понимании речь может идти и о консультанте по маркетингу, помогающему компаниям создавать и оптимизировать их маркетинговые стратегии, о консультанте по программному обеспечению, разрабатывающем программные системы для организации и т. д. [1].

Однако чаще всего термин используется для обозначения управленческого или стратегического консультирования, практики оказания помощи компаниям в повышении их эффективности и прибыли путем решения основных операционных или стратегических проблем, с которыми они сталкиваются. Данный вид услуг обслуживает организации на разных уровнях от консультирования государственных федеральных и региональных структур до консультирования частных небольших компаний разных отраслей.

Таким образом, под консалтингом обозначается практика предоставления экспертных услуг третьей стороне по какому-либо вопросу в обмен на вознаграждение. Услуга может включать в себя либо консультационные услуги, либо услуги по внедрению управленческих решений.

Для консультанта занятие независимой и непредвзятой позиции по вопросу является центральным в их деятельности. За последние десятилетия этот термин стал синонимом бизнес-консультирования, в котором основное

2

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

внимание уделяется бизнес-стратегии, управлению, организации, операционным процессам и технологиям [2].

История развития рынка консалтинговых услуг восходит к концу девятнадцатого века, когда были основаны первые в мире современные консалтинговые фирмы. На заре развития консалтинговых услуг (начавшейся в США, а затем в Европе и в остальном мире) первые консалтинговые компании сосредоточили свои консультационные услуги в основном на решении технических и финансовых проблем.

Сегодня более 300 000 консалтинговых фирм только в Великобритании, большинство из которых являются индивидуальными предпринимателями, предлагают всевозможные услуги в разных областях, дисциплинах и секторах

[3].

Консалтинговые фирмы представляют собой независимую сторону, которая может дать клиенту объективное представление о проблемах, с которыми борется их организация, и предложить им решения этой проблемы. В некоторых случаях привлечение консультационной фирмы может быть более рентабельным, чем найм эксперта на постоянной основе. Более того, организация часто просто не имеет достаточных возможностей и инструментов для управления своим бизнесом.

Консалтинговый рынок начал выходить на международный уровень в начале 1960-х годов, когда крупные американские консалтинговые компании открыли свои представительства в Западной Европе, привнося свои управленческие модели и опыт в европейские компании.

На рисунке ниже представлен размер международного консалтингового рынка, который с 2011 года в течение 8 лет непрерывно рос, и только в 2020 году в связи с пандемией КОВИД-19, которая сильно ударила по отрасли, заметно

3

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

сильное снижение и возвращение размера рынка до показателей пятилетней давности. 180

160

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 год год год год год год год год год год

Рисунок 1. - Динамика изменения объемов мирового рынка консалтинговых услуг в 2011-2020 гг. млрд долл. США [3]

Ожидается, что среднегодовой темп роста рынка консалтинговых услуг в прогнозном периоде (2021-2026 гг.) составит примерно 4,3%. Соединенные Штаты имеют крупнейший размер рынка консалтинговых услуг в мире, это связано с тем, что здесь находятся штаб-квартиры международных консалтинговых фирм, а также широкая сеть представительств, обслуживающих широкий круг заказчиков.

Кроме того, нестабильная ситуация в экономике США, наряду с продолжающимися реформами государственного регулирования, вынуждает бизнес обращаться к консалтинговым компаниям для получения помощи в своей деятельности.

4

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

Кроме того, Соединенные Штаты играют значительную роль на международном рынке технологий. Главными игроками на рынке консалтинговых услуг в США являются компании Big-3 (McKinsey & Company, Boston Consulting Group, Bain & Company) и Big-4 (Deloitte, PricewaterhouseCoopers (PwC), Ernst & Young (EY) и KPMG), которые являются также и крупнейшими игроками на мировом рынке.

Таким образом, история формирования рынка консалтинга восходит к концу девятнадцатого столетия. Особенностью услуг, благодаря которой обращаются к фирмам, оказывающих их, является преимущество в знаниях среди специалистов данной отрасли. Более того, консультанты дают независимую, объективную оценку того или иного вопроса. Традиционно рынок делится на шесть основных сегментов в зависимости от целей оказания услуг. С 2011 года рынок стабильно рос в размерах, однако в связи с пандемией КОВИД-19 рынок вернулся к показателям 2016 года.

Как показывают исследования, размер международного консалтингового рынка только в 2020 году в связи с пандемией КОВИД-19, которая сильно ударила по отрасли, заметно снизился и вернулся до показателей пятилетней давности. В России в отличие от мирового тренда на снижение выручки от консалтинговых услуг рынок консалтинговых услуг незначительно вырос, однако темпы роста остаются низкими, что характеризует рынок как находящийся в «застое» [4].

Выявляя слабые и сильные стороны деятельности компаний, можно отметить, что к преимуществам компаний относятся стабильная организационная структура, обширный глобальный охват и широкий спектр услуг, привлечение молодых кадров, только что закончивших ВУЗы, чтобы максимально гибко подстроить их под цели и политику компании.

5

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

К слабым сторонам относятся высокие цены на услуги для компаний МСП, нехватка квалифицированных кадров, большая текучесть кадров. Профессия консультанта может сыграть гораздо значительную роль, чья работа высокими темпами автоматизируется [5].

Процесс цифровой трансформации бизнеса включает в себя процедуру поэлементной замены традиционной оперативной модели управления через смену жесткой вертикали организационной структуры на более гибкую (например, матричную, процессно-матричную и/или проектно-матричную), а также упразднения принципов существующей бизнес- культуры [6].

Следующим этапом цифровой трансформации бизнеса является цифровизация инфраструктуры с учетом особенностей деятельности, масштабов и финансовых возможностей компании. Основными элементами такой инфраструктуры выступают облачные технологии, программные роботы, мобильный рабочий офис, электронно-информационные системы планирования затрат, ресурсов, качества (MRP, CSRP и ERP), облачные сервисы и программные бизнес-приложения.

В связи с этим очевиден тренд на расширении сегмента ИТ-консалтинга, который будет предлагать информационные модели для мониторинга ключевых показателей эффективности, обучение передовыми практиками для будущих сценариев, передачу полностью документированного кода и надежный переходный период для непрерывного обучения.

После этого трансформации подлежат рабочие места, оборудование, штатный состав и численность сотрудников, работающих удаленно. Переход к удаленной работе предоставил организациям уникальную возможность задействовать новый приток высококвалифицированных кадров, который ранее

мог быть недоступен из-за географических ограничений [7].

6

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

В дальнейшем эта практика будет сохранятся в обычном режиме, при этом ожидается, что консультанты будут реализовывать проекты с плавным использованием гибридной модели команд - без барьеров, связанных с часовыми поясами, и ограничениями на поездки. Традиционные модели оказания услуг будут по требованию.

Вместе с тем сегодня заметен тренд, что цифровизация выводит связь за рамки инструментов видеоконференции, программы становятся иммерсивными и интерактивными, в них используются аватары и прорывные технологии для виртуальных секционных сессий, индивидуального взаимодействия и управления.

Масштабная цифровая трансформация станет критически важным фактором для беспрерывной работы предприятий и обеспечения постоянной прибыли в будущем. Однако руководству необходимо найти баланс между позиционированием своего бизнеса для долгосрочного роста, при этом оставаясь гибким в условиях быстро меняющегося рынка. В ответ клиенты потребуют, чтобы традиционные проекты были разбиты на более мелкие, которые тем самым приведут к небольшим по размеру обязательствам, доказывающим или нет свою ценность [8].

Это приведет к появлению спринт предложений, основанных на проверке концепций и микрозадачах, как в технологическом взаимодействии, так и в управлении. В то же время предприятиям нужен партнер, который сможет разделить как преимущества, так и риски программы. Подобный элемент снизит риски, которые компании ожидают после КОВИД-19.

«Цифровая повестка дня» сейчас является главным приоритетом для бизнеса, и организации будут искать внешнего консультанта, который сможет продемонстрировать свои собственные инновации. Неизбежно, что в

7

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

ближайшем будущем большая часть работы по административному консультированию будет автоматизирована, что позволит командам сосредоточиться на более важных задачах и задачах, стоящих перед клиентами

[9].

Но с ростом автоматизации возникает необходимость в саморегулировании, и ожидается, что консультанты будут управлять этическими сторонами вопроса, связанными с этими новыми технологиями, например, как использовать интеллектуальный, обеспечивая при этом гарантии конфиденциальности, предотвращая предвзятость в алгоритмическом принятии решений и соблюдая правила в строго регулируемых отраслях. Консультанты будущего предоставят сотрудникам, клиентам и партнерам инструменты для ответственной, точной и этичной разработки и использования ИИ.

Стоит отметить, что сближение интересов государства и частных предприятий является важным трендом в развитии прозрачности ведения деятельности. Цифровое взаимодействие бизнеса с властью в период пандемии достаточно четко определено и эффективно. В будущем все более плотная кооперация между структурами позволит сократить теневой сегмент рынка, а также увеличит спрос на консалтинговые услуги, которые и обеспечат бизнесу необходимую перестройку.

Обычный бизнес больше не отвечает вызовам постпандемийного мира. Неопределенность, вызванная КОВИД-19, усилила необходимость в новой модели консалтинга. Ожидается, что консультанты будут помогать предприятиям решать их самые сложные задачи, от идеи и стратегии до реализации и внедрению, используя инновационные технологии.

ИК-консалтинг имеет наиболее перспективные планы развития, поскольку

услуги данного сегмента становятся все более востребованными. Во время

8

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

пандемии возникла необходимость в разработке дополнительной мотивации сотрудников, которые из-за дистанционной работы испытывали все большей стресс, в условиях когда границы между личной жизнью и работой были стерты необходимо удержать кадровый состав и сберечь его от эмоционального перенапряжения. Стремительно развивающаяся цифровизация подтолкнула бизнеса производить оптимизацию кадровой службу и взаимодействия между подразделениями.

Таким образом, пандемия КОВИД-19 существенным образом скорректировала бизнес-модель консалтинговых компаний, поставив их под угрозу в некоторых областях, требующих немедленной реакции, но при этом дала новые возможности для роста и эффективной работы.

Литература

1. Безпалова А.Г. Концепция маркетингового консалтинга: дефиниция понятий «маркетинговый консалтинг» и «маркетинг в консалтинговом бизнесе»// Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-1 (41). - С. 830836.

2. Безпалова А.Г. Становление экономического понятия «консалтинг» и «консалтинговые услуги»: ключевые определения и классификация// Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 10 (39). - С. 606-613.

3. Муратова Е.А. Анализ российского рынка консалтинговых услуг [Электронный ресурс]//Актуальные вопросы отраслевых рынков и международной коммерции. - 2020. - №2 (3). - Режим доступа: https://tiec.mgimo.ru/2020/2020-03/analysis-of-russian-market-of-consulting-services.

4. Юссуф А.А. Цифровое консультирование: особенности цифровой трансформации в сфере консалтинга //Вестник университета. — 2020. —№9. —

9

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

С. 77-84.

5. Лапенков, В.Ю. Факторы конкурентоспособности российских компаний на рынке консалтинговых услуг / В.Ю. Лапенков. // Креативная экономика. — 2019. — № 8. — С. 1549-1562.

6. Гужина Г.Н., Ежкова В.Г. Трансформация рынка труда под влиянием цифровой экономики//инновации и инвестиции. - 2021 . - №2. - С. 220-224.

7. Рубинская Э.Д. Высококвалифицированные специалисты как ключевой фактор конкурентоспособности стран: мировой опыт привлечения/ Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2020. № 1. -С. 146-153.

8. Буевич А.П., Терская Г.А. Цифровизация и инноватизация экономического пространства: вопросы взаимовлияния и взаимозависимости// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2019. - №3 (47). - С. 130-140.

9. Цифровое будущее: экономический эффект [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://drussia.ru/wp-content/uploads/2018/10/20181025 tsifrovoe-budischee-makkinzi.pdf.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE GLOBAL CONSULTING SERVICES MARKET IN POST-CRISIS CONDITIONS

Sokolova I.I., Abramyan K.A. Rostov State University of Economics (RINH),

Rostov-on-Don

Annotation. After COVID-19 ceased to be a local infectious outbreak in 2020 and

turned into a global pandemic, the immediate consequence was a reduction in costs

among businesses in various industries - first of all, businesses began to save on

10

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

consulting services. As it was analyzed in the second chapter, the market decline is noticeable, but not significant, in Russia, despite the pandemic in 2020, the market growth is noticeable compared to 2019.

At the same time, the destructive impact of the pandemic on the global economy provides some opportunities for consulting companies. In response to challenges, businesses are increasingly turning to consultants who can help solve problems related to digitalization, improve innovation and develop sustainable strategies for new technologies. At the same time, the old paradigm of consulting work is changing -traditional work models that were once considered an integral part of the project, such as face-to-face meetings between teams from the client and the service provider, have become impossible.

The most important factor in the success of the transformation into a pandemic is people. The serious gap in digital skills that emerged during the COVID-19pandemic is becoming obvious. Given the critical need for repurposed and highly qualified employees, organizations are looking for help from consulting firms that will fill the gap and expand existing opportunities.

Keywords: COVID-19 pandemic; digital transformation; services market; world economy; international business; consulting company; innovation implementation.

References

1. Bezpalova A.G. The concept of marketing consulting: the definition of the concepts of "marketing consulting" and "marketing in consulting business"// Economics and entrepreneurship. - 2013. - №12-1 (41). - P. 830-836.

2. Bezpalova A.G. The formation of the economic concept of "consulting" and "consulting services": key definitions and classification// Economics and entrepreneurship. - 2013. - № 10 (39). - P. 606-613.

ii

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

3. Muratova E.A. Analysis of the Russian consulting services market [Electronic resource]//Topical issues of industry markets and international commerce. - 2020. -№2 (3). - Access mode: https://tiec.mgimo.ru/2020/2020-03/analysis-of-russian-market-of-consulting-services.

4. Yussuf A.A. Digital consulting: features of digital transformation in the field of consulting //Bulletin of the University. - 2020. - №9. - P. 77-84.

5. Lapenkov, V.Yu. Factors of competitiveness of Russian companies in the market of consulting services / V.Yu. Lapenkov. // Creative Economy. - 2019. - №8. - P. 1549-1562.

6. Guzhina G.N., Yezhkova V.G. Transformation of the labor market under the influence of the digital economy//innovations and investments. - 2021. - №2. - P. 220224.

7. Rubinskaya E.D. Highly qualified specialists as a key factor in the competitiveness of countries: world experience in attracting/ State and municipal management. Scientific notes. - 2020. - № 1. - P. 146-153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Buevich A.P., Terskaya G.A. Digitalization and innovatization of the economic space: issues of mutual influence and interdependence// Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. - 2019. - №3 (47). - P. 130-140.

9. Digital future: economic effect [Electronic resource]. - Access mode: http://drussia.ru/wp-content/uploads/2018/10/20181025_tsifrovoe-budischee-makkinzi.pdf.

12

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

13

Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Абрамян К.А.К вопросу о проблемных аспектах рынка консалтинговых услуг в кризисных условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/166-tsifrovaya-transformatsiya-globalnogo-rynka-uslug-konsaltinga-v-postkovidnykh-usloviyakh.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.