Научная статья на тему 'Классификационные системы деятельности отечественных консалтинговых фирм'

Классификационные системы деятельности отечественных консалтинговых фирм Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
406
99
Поделиться
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГОВАЯ ФИРМА / CONSULTING COMPANY / КОНСАЛТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONSULTING ACTIVITIES / КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ / CONSULTING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Шемятихина Лариса Юрьевна

Организации и предприятия любой формы собственности, размера и вида экономической деятельности время от времени испытывают потребность в профессиональных советах, консультациях и рекомендациях по изменению бизнеса. Дилемма «производить или продавать» очень часто разрешается в пользу использования услуг внешних консультантов. Ориентироваться в бизнесе и на рынке, принимать управленческие решения, выбирая из множества вариантов самые эффективные, сложно даже опытному менеджменту. В настоящее время в бизнес-среде появилось понимание того, что не обязательно все управленческие функции выполнять самостоятельно, можно часть из них передать профессиональным консультантам, имеющим опыт решения аналогичных проблем в других организациях и которые могут сосредоточиться на решении конкретной задачи. Однако актуализируется проблема детального рассмотрения организационно-классификационных и правовых, аналитических и проектных инструментов деятельности консалтинговых фирм, позволяющих сделать управленческое консультирование эффективным видом бизнеса, с одной стороны, и востребованной интеллектуальной услугой для клиентской организации, с другой. В статье консалтинговая фирма рассматривается как хозяйствующий субъект, приводятся различные классификационные системы деятельности консалтинговых фирм, позволяющих им сформировать «портфель консультационных услуг».

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Шемятихина Лариса Юрьевна,

Classification Systems the Activities of Domestic Consulting Firms

Organizations and enterprises of any form of ownership, size and type of economic activity from time to time need professional advice, consultations and recommendations for change of the business. The dilemma «to produce or sell» very often finds in favor of using external consultants. To navigate in business and on the market, to make management decisions, choosing from a variety of options most effective, it is difficult even for an experienced management. Currently in the business environment came the understanding that not necessarily all management functions to perform independently, it is possible some of them to pass professional consultants with experience of solving similar problems in other organizations and which can focus on solving a particular problem. However actualized the issue of detailed consideration of the organizational classification and legal, analytical and design tools of activity of consulting firms that make management consulting efficient kind of business, on the one hand, and demanded an intellectual service for the client organization, on the other hand. Article consulting firm is considered as an economic entity, are differen t classificati on systems activity of consulting firms build your own «portfolio of consulting services».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Классификационные системы деятельности отечественных консалтинговых фирм»

<

Шемятихина Л. Ю.

Классификационные системы деятельности отечественных консалтинговых фирм

Шемятихина Лариса Юрьевна

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург) о

Институт кадрового развития и менеджмента

Заведующий кафедрой теории и практики управления организацией Кандидат педагогических наук, доцент lyshem@mail .ш

РЕФЕРАТ

Организации и предприятия любой формы собственности, размера и вида экономической деятельности время от времени испытывают потребность в профессиональных советах, консультациях и рекомендациях по изменению бизнеса. Дилемма «производить или продавать» очень часто разрешается в пользу использования услуг внешних консультантов. Ориентироваться в бизнесе и на рынке, принимать управленческие решения, выбирая из множества вариантов самые эффективные, сложно даже опытному менеджменту. В настоящее время в бизнес-среде появилось понимание того, что не обязательно все управленческие функции выполнять самостоятельно, можно часть из них передать профессиональным консультантам, имеющим опыт решения аналогичных проблем в других организациях и которые могут сосредоточиться на решении конкретной задачи. Однако актуализируется проблема детального рассмотрения организационно-классификационных и правовых, аналитических и проектных инструментов деятельности консалтинговых фирм, позволяющих сделать управленческое консультирование эффективным видом бизнеса, с одной стороны, и востребованной интеллектуальной услугой для клиентской организации, с другой.

В статье консалтинговая фирма рассматривается как хозяйствующий субъект, приводятся различные классификационные системы деятельности консалтинговых фирм, позволяющих им сформировать «портфель консультационных услуг».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

консалтинговая фирма, консалтинговая деятельность, консалтинговые услуги

Shemyatikhina L. Yu.

Classification Systems the Activities of Domestic Consulting Firms

Shemyatikhina Larisa Yurievna

The Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russian Federation),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Institute of Personnel Development and Management

Head of the Department of theory and practice of organization management

PhD in Pedagogic, Associate Professor

lyshem@mail .ru

ABSTRACT

Organizations and enterprises of any form of ownership, size and type of economic activity from time to time need professional advice, consultations and recommendations for change of the business. The dilemma «to produce or sell» very often finds in favor of using external consultants. To navigate in business and on the market, to make management decisions, choosing from a variety of options most effective, it is difficult even for an experienced management. Currently in the business environment came the understanding that not necessarily all management functions to perform independently, it is possible some of them to pass professional consultants with experience of solving similar problems in other organizations and which can focus on solving a particular problem. However actualized the issue of detailed consideration of the organizational classification and legal, analytical and design tools of activity of consulting firms that make management consulting efficient kind of business, on the one hand, and demanded an intellectual service for the client organization, on the other hand.

< Article consulting firm is considered as an economic entity, are different classification systems activity of consulting firms build your own «portfolio of consulting services».

° KEYWORDS

о consulting company, consulting activities, consulting services

н Организации и предприятия любой формы собственности, размера и вида эконо-

< мической деятельности время от времени испытывают потребность в профессио-

m нальных советах, консультациях и рекомендациях по изменению бизнеса. Дилемма

«производить или продавать» очень часто разрешается в пользу использования услуг внешних консультантов. Ориентироваться в бизнесе и на рынке, принимать управленческие решения, выбирая из множества вариантов самые эффективные, сложно даже опытному менеджменту. Постепенно в управленческой и бизнес-среде появилось понимание того, что не обязательно все управленческие функции выполнять самостоятельно, можно часть из них передать профессиональным консультантам, имеющим опыт решения аналогичных проблем в других организациях и которые могут сосредоточиться на решении конкретной задачи. Но на отечественном рынке отсутствует единый перечень консультационных услуг, способный оптимизировать коммуникации между клиентскими организациями и консалтинговыми фирмами. Для рынка консультационных услуг это грозит в будущем значительными рисками и финансовыми, репутационными, организационными потерями для обеих сторон.

В отличие от аудиторских и оценочных услуг, опирающихся на законодательную базу и четкие принципы саморегулирования, рынок консультационных услуг в России достаточно хаотичен. Зачастую организации, занимающиеся консалтингом, даже не предполагают об этом. А некоторые организации, называющие себя консалтинговыми, не имеют представления о консалтинге как таковом. Это характерно и для глобальной экономики, где наблюдается переплетение консалтинговых и других видов профессиональных услуг, которые не всегда сразу можно классифицировать как консалтинговые. Консалтинг «нового типа» должен для удобства клиентов представлять консультационные услуги в виде структурированных видов экономической деятельности.

Основными актами, регулирующими деятельность консалтинговых фирм в части основной деятельности, являются: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. 02.11.2013 г.); Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об аудиторской деятельности»; Закон РФ от 7 февраля1992 г. № 2300-1 (ред. от 02.07.2013 г.) «О защите прав потребителей»; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г., с изм. и доп. от 03.01.2014 г.), ст. 13.13 «Нарушение правил защиты информации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, современные системы управления экономикой, российского права и статистического наблюдения, практически полностью унаследованные от СССР, весьма поверхностно и частично фиксируют развитие «новых отраслей», не существовавших в социалистической экономике или имевших в ней качественно иной вид и значение. Это имеет отношение и к консалтингу, так как самостоятельного регламентирующего акта со стороны государства эта сфера услуг пока не имеет.

Сравнительный правовой анализ международного и отечественного законодательства в области классификационных систем консультационных услуг показал, что многие направления деятельности российских консалтинговых организаций выходят за рамки норм международного экономического права. Их спектр в сравнении с «классическими» зарубежными видами консалтинга, гораздо шире и специфичнее, так как развитие консультационных услуг в России идет «по своему

пути» [1] — неравномерно и определяется экономической ситуацией, инструмен- 2 тарием решения проблем клиентов. |

Консалтинговая фирма — экономически и юридически самостоятельный субъект о хозяйствования, имущественно, социально и организационно обособленный участник о экономической деятельности, имеющий наименование и предлагающий консульта- т ционное сопровождение клиентов в различных областях управления бизнесом [4]. х Консалтинговые фирмы условно можно разделить на две группы [4]: н

• первая группа — малые и средние консалтинговые фирмы, прямо или косвенно < связанные с крупным консалтинговым бизнесом. Являясь юридически самосто- т ятельными, они работают на основе договорных отношений с крупными фирмами (по модели открытия бизнеса—франчайзинг консалтинга, реорганизация крупного консалтингового бизнеса, аутсорсинг консалтинга, которые мы рассмотрим ниже). Для этой группы характерны: специализация на узком спектре консультационных услуг и продуктов; более низкие издержки, позволяющие крупному бизнесу экономить ресурсы; гибкость в основной деятельности, способствующая высокой скорости реакции на рыночные изменения;

• вторая группа — консалтинговые фирмы (независимо от размера) непосредственно конкурирующие на рынке с другими консалтинговыми фирмами. Для них характерны: стремление заполнить имеющиеся ниши на рынке; ценовые политики конкурентов на рынке, не позволяющие сформировать лояльность покупателей, и, как следствие, способность потребителей переключаться на другие фирмы; возможность функционировать в данной группе малым консалтинговым фирмам благодаря небольшому стартовому капиталу, способности гибко реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на консультационные услуги и продукты. По модели открытия консалтинговой фирмы в данной группе преобладают — создание новой консалтинговой фирмы и приобретение готового консалтингового бизнеса.

С точки зрения специализации и формализации консультационной деятельности на рынке сформировалось два типа консалтинговых фирм: 1) крупные универсальные консалтинговые фирмы, оказывающие практически весь перечень услуг в области бизнес-консультирования; 2) консалтинговые фирмы, специализирующиеся либо на отдельном направлении консультирования, либо на конкретных отраслях экономики.

Тремя разновидностями отечественных консалтинговых фирм по их зависимости от клиентских организаций являются: 1) «дочерние» фирмы в структуре ФПГ; 2) самостоятельные крупные консалтинговые фирмы; 3) небольшие консалтинговые фирмы с ограниченным перечнем услуг. Отдельным пунктом поставим консалтинговые подразделения крупных российских компаний.

В ОКВЭД (2007) деятельность консультационных фирм представлена в группе 74.14 — «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» и 74.87.7 — «Деятельность консультантов (кроме консультантов по инженерному проектированию), не включенная в другие группировки». Однако данные группировки ОКВЭД в области консультирования не соответствуют и частично противоречат сложившимся в реалиях российского рынка типологии и экономической практике консалтинга. В этой связи, по мнению консультантов, классификационные группировки требуют существенной доработки для приведения их в соответствие с видами консультационной деятельности, фактически осуществляемой консалтинговыми организациями на территории России по заказам многочисленных клиентов из всех отраслей экономики.

В 1990-е гг. в России предпринимается попытка создать нормативно-правовую базу консультационной деятельности для развития консалтинга как отдельной отрасли бизнеса, с целью формирования в долгосрочной перспективе цивилизован-

2 ного рынка консультационных услуг. Правительство РФ принимает Распоряжение от 16 декабря 1992 г. № 2363-р «О подготовке Программы развития в РФ профессио-о нального консультирования по экономике и управлению», поручив ее создание Рао бочему центру экономических реформ при Правительстве РФ совместно с Минобр-го науки России и привлечением Ассоциации консультантов по экономике и управлению х (АКЭУ) и других заинтересованных организаций. Исполнителям предписывалось в н- короткие сроки, всего за 4 месяца, «подготовить программу развития в РФ про-< фессионального консультирования по экономике и управлению и представить ее на т утверждение в Правительство РФ». Вторым пунктом этого распоряжения Минтруду России поручалось «ускорить разработку общероссийской программы подготовки кадров для рыночной экономики, предусмотрев в ней обучение профессиональных кадров консультантов и аудиторов». Однако программа не была разработана, а процесс формирования рыночной инфраструктуры консалтинга стал проходить в условиях отставания рыночных отношений в данной сфере [3].

Консультационные услуги в настоящее время представляют собой многополярный спектр определений, обозначений форм и видов консалтинга. Это относится и к терминологическому ряду, и к попыткам отдельных специалистов и ученых самостоятельно разработать классификацию видов консалтинга.

В настоящее время на государственном уровне деятельность консалтинговой фирмы классифицируется по видам, формам и другим признакам в соответствии с действующими классификационными системами по:

• видам консультирования — согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), по Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. № 329-ст;

• организационно-правовой форме — согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ), введенному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст. Основная ОПФ, рекомендуемая для консалтингового бизнеса, — партнерство, которое не требует значительных инвестиций, его главные активы — человеческий капитал и технологии. Однако российские консалтинговые фирмы к ней обращаются редко;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• форме собственности — согласно Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС) по Постановлению Госстандарта России от 30 марта 1999 г. № 97 (ред. от 16.10.2012);

• должностям консультантов — согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) по Постановлению Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367 (ред. от 19.06.2012);

• роду занятий в консалтинговом бизнесе — согласно Общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ) по Постановлению Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 298;

• правоприменению в консультационной деятельности действующего законодательства — согласно Классификатору правовых актов, с учетом корректировки рубрик Общеправового классификатора отраслей законодательства, утвержденного Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (ред. от 28.06.2005). Надо ли объяснять, что данные классификационные основания в современных

экономических условиях деятельности консалтинговых фирм нельзя считать объективными и отражающими реальность.

На отраслевом уровне в консультационной среде можно принять за основу использование следующего комплекса классификационных систем для деятельности консалтинговой фирмы по:

• предмету работы (проектное, процессное консультирование);

• типу консультирования (экспертное, процессное, обучающее);

• целям консультирования (локальное, многоцелевое, комплексное); 2

• результату для подрядчика (консультанта); |

• задачам (оперативное, стратегическое, организационное); о

• профессиональной специализации консультантов (узкие специалисты, много- о профильные); го

• способу консультирования (консультирование через рефлексию, через обучение х персонала, путем взаимообучения, экспертное консультирование); н

• длительности проведения консультационных работ (краткосрочное, среднесроч- «с ное, долгосрочное); т

• периодичности консультационного обслуживания (разовое, периодическое, абонентское);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• охвату (масштабу) проблем клиента (комплексное консультирование, целевое консультирование, ассоциативное консультирование);

• по отношению к выполнению заказа (внешние, внутренние) и др.

На организационном уровне или уровне консультационной деятельности в системе «консультант (подрядчик) — клиент (заказчик)», т. е. «консультант клиентских отношений» (экспертно-аналитическая и информационно-рейтинговая компания «ЮНИПРАВЭКС») можно использовать следующую классификационную систему по:

• типу «консультант клиентских отношений» (рекомендации по конкретным изменениям, решение проблем, новые методы, разработка новых ценностных ориентаций);

• результату для заказчика (нормативное, ценностное, проблемное);

• масштабу заказчика (малые, средние, крупные);

• форме собственности заказчика (государственная, муниципальная, собственность политических общественных объединений, собственность иностранных юридических лиц и т. д. — согласно ОКФС);

• организационно-правовой форме заказчика (государственные корпорации, финансово-промышленные группы, открытые акционерные общества, унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, фонды и пр. — согласно ОКОПФ);

• отраслевому признаку клиентов;

• сектору экономики (промышленный — производство товарной продукции; сектор услуг — непроизводственная сфера).

На практике большинство консультантов используют классификационные системы, разработанные согласно инфраструктурным потребностям развития консалтингового бизнеса, среди них:

• классификатор Национальной гильдии профессиональных консультантов (НГПК) (рисунок);

• классификатор ЮНИПРАВЭКС [2] позволяет классифицировать консультационные услуги согласно требованиям российского законодательства и международного права;

• классификатор экспертно-консультационной компании «СПЛАН» позволяет производить формализованное описание задач управленческого консультирования для различных исследований.

Согласно экспертно-аналитической и информационно-рейтинговой информации «ЮНИПРАВЭКС» в режиме рейтингового мониторинга (по итогам каждого полугодия и года), подтверждаемой результатами наших исследований, наиболее востребованными видами услуг, предоставляемыми консалтинговыми организациями на российском рынке, являются: консалтинг, инвестиционный консалтинг, ^-консалтинг, муниципальный консалтинг, социальный консалтинг, молодежный консалтинг, кадровый менеджмент и тренинги, коучинг, маркетинг и исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечисленные консультационные услуги могут быть положены в основу формирования «портфеля» консалтинговой фирмы. Однако невостребованность и не-

о <

и 2

И

4

И

и

Государственный и муниципальный консалтинг й г

н К т

Консалтинг бизнеса (включая малый, средний и инновационный бизнес) л а о н о

И о

Обучение, тренинги, коучинг г о и

с ш ^

Методология управления (исследование, разработки, проектирование) н е ч в а

р в у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инжиниринг, производственный консалтинг к т

с й ч

Социальный консалтинг, консалтинг некоммерческих организаций б о

Классификатор консультационных услуг Национальной гильдии профессиональных консультантов (2011)

развитость стратегического консалтинга и крупных проектов национального значения по его поддержке может рассматриваться в качестве потенциальной «ниши» для российского бизнеса и для зарубежных консалтинговых фирм, входящих на российский рынок.

Ученые и практики ведут активную работу на базе рабочей группы «Классификатор консалтинга», сформированной НГПК и «ЮНИПРАВЭКС» при поддержке Московской торгово-промышленной палаты. Основное направление деятельности группы — уточнение оснований и обсуждение методических подходов к структурированию типов и видов затруднений менеджмента организаций, которые положены в основу классификации.

Таким образом, усовершенствование классификационных систем деятельности отечественных консалтинговых фирм может быть связано с:

• классификацией и кодированием видов консультационной деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

• определением основного и других фактически осуществляемых видов консультационной деятельности хозяйствующих субъектов;

• разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов консультационной деятельности; осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;

• кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;

• обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах консультационной и другой экономической деятельности при решении аналитических задач;

• подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне.

Однако имеющееся несовершенство классификационных систем деятельности российских консалтинговых фирм можно считать временным, утверждая, что в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию у консалтингового

бизнеса имеются все предпосылки для полноправного вхождения в мировое экономическое пространство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Алешникова В. И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. М. : ИНФРА-М., 1999. 240 с.

2. Зимин В. Классификатор консалтинга: система консультационных услуг, понятная клиентам // Промышленный маркетинг. 2012. № 1. С. 16-35.

3. Курбатов О. В. Развитие рынка консалтинговых услуг : учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 80 с.

4. Основы управленческого консультирования : учеб. пособие / М. Г. Синякова [и др.]. Ростов н/Д : Феникс, 2015. 397 с.

о <

References

1. Aleshnikova V. I. Use of services of professional consultants: 17-module program for managers "organizational development" [Ispol'zovanie uslug professional'nykh konsul'tantov: 17-modul'naya programma dlya menedzherov «Upravlenie razvitiem organizatsii»]. Module 12. M. : INFRA-M, 1999. 240 p.

2. Zimin V. Century Classifier consulting: system consulting services, friendly to clients [Klassifikator konsaltinga: sistema konsul'tatsionnykh uslug, ponyatnaya klientam] // Industrial marketing [Promyshlennyi marketing]. 2012. № 1. P. 16-35.

3. Kurbatov O. V. Development of the market of consulting services [Razvitie rynka konsaltingovykh uslug] : textbook manual for students of higher educational institutions. M. : UNITY-DANA, 2005. 80 p.

4. Fundamentals of management consulting [Osnovy upravlencheskogo konsul'tirovaniya]: textbook. manual / M. G. [et. al]. Rostov n/D : Phoenix, 2015. 397 p.