Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах правового регулирования трансплантации в России'

К вопросу о проблемах правового регулирования трансплантации в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1098
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ЗАКОН / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / HEALTH / TRANSPLANTATION / LAW / MINORS / RESPONSIBILITY / LAW-ENFORCEMENT BODIES / ADMINISTRATIVE REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савосина Наталья Владимировна, Тхаровская Ольга Юрьевна

В области трансплантации органов и тканей человека существует немало этических и правовых проблем. Особенностью этих проблем является то, что они затрагивают интерес сразу двух субъектов – донора и реципиента. Необходимость совершенствования российского законодательства в этой сфере обусловлена растущей потребностью общества и наличием технической возможности для проведения операций по трансплантации органов и тканей человека для спасения жизней людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of legal regulation problems of transplantation in Russia

There are many ethical and legal problems in the field of transplantation of human organs and tissues. The distinctive feature of these problems is that they affect the interest of two entities – the donor and the recipient. Due to the growing need of society and the presence of technical possibility to carry out transplants of organs and tissues for saving lives there is a need to improve the russian legislation in this field.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах правового регулирования трансплантации в России»

Савосина Наталья Владимировна

кандидат юридических наук, начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России

(e-mail: [email protected])

Тхаровская Ольга Юрьевна

преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России ________________________________________________(e-mail: [email protected])

К вопросу о проблемах правового регулирования трансплантации в России

В области трансплантации органов и тканей человека существует немало этических и правовых проблем. Особенностью этих проблем является то, что они затрагивают интерес сразу двух субъектов - донора и реципиента. Необходимость совершенствования российского законодательства в этой сфере обусловлена растущей потребностью общества и наличием технической возможности для проведения операций по трансплантации органов и тканей человека для спасения жизней людей.

Ключевые слова: здоровье, трансплантация, закон, несовершеннолетние, ответственность, правоохранительные органы, административный регламент.

N.V. Savosina, Master of Law, Head of a Chair of State and Civil Disciplines of Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];

O.Yu. Tkharovskaya, Teacher of a Chair of State and Civil Disciplines of Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected].

To a question of legal regulation problems of transplantation in Russia

There are many ethical and legal problems in the field of transplantation of human organs and tissues. The distinctive feature of these problems is that they affect the interest of two entities - the donor and the recipient. Due to the growing need of society and the presence of technical possibility to carry out transplants of organs and tissues for saving lives there is a need to improve the russian legislation in this field.

Key words: health, transplantation, law, minors, responsibility, law-enforcement bodies, administrative regulations.

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью во всем мире. Медицина постоянно развивается и ищет новые пути и методы лечения, которые помогают бороться с многими заболеваниями. Одним из самых эффективных таких методов является трансплантация органов. Пересадка органов помогает сохранить жизнь безнадежным больным, благодаря этим операциям в разных странах спасены тысячи людей, которые прежде были обречены на смерть или инвалидность. Однако на сегодняшний день количество операций по трансплантации органов в России крайне мало. Потребность же в донорских органах с каждым годом растет. Россия по количеству операций по трансплантации органов находится на одном из последних мест в мире. Лидером по количеству доноров на 1 млн населения является Испания -35 доноров, в США - 22, в странах ЕС - 20; а в среднем по России - 0,05 [1].

В области трансплантации органов и тканей человека существует немало этических и правовых проблем. На сегодняшний день трансплантология развивается быстро, а законы не отвечают современным требованиям, и все это создает определенные пробелы в российском законодательстве. Особенностью этих проблем является то, что они затрагивают интерес сразу двух субъектов - донора и реципиента.

Как показывает практика, закон в области трансплантации органов не работает, т.е. не содержит конкретно определенных административных регламентов по регулированию общественных отношений, возникающих при пересадке органов и тканей. Комплекс норм, содержащихся в законе о трансплантации и подзаконных актах, недостаточен, неадекватен потребностям и, что крайне важно, не защищает должным образом права и законные интересы ни пациентов, преступно обреченных на гибель в ожидании трансплантологической помощи, ни медиков-реаниматологов и хирур-

85

гов, находящихся под постоянной угрозой уголовного преследования со стороны правоохранительных органов по фактам изъятия органов - именно из-за нечеткости и неполноценности правовой базы.

Одной из сложных проблем действующего законодательства является презумпция согласия на изъятие органов у трупа, которая противоречит ст. 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», а также конституционному праву человека на свободу и неприкосновенность личности.

Сложившиеся правовые проблемы значительно тормозят развитие трансплантологии в России. Из-за пробелов в правовом регулировании трансплантологии медики, опасаясь уголовной ответственности, зачастую не идут на забор органов у трупа. В результате тысячи людей умирают, так и не дождавшись пересадки органа.

Важнейшим принципом, который охраняет процедуры диагностики смерти мозга от влияния корыстных интересов «заготовителей» органов и тем самым обеспечивает их надежность, является организационная и финансовая независимость медицинских учреждений, осуществляющих диагностику и забор органов, от трансплантологов. Последнее возможно только при наличии федеральной или региональных систем по забору и распределению органов и тканей для трансплантации по аналогии с системами, существующими за рубежом. На наш взгляд, необходимо развивать эту систему в регионах России.

Подобные системы должны финансироваться из бюджета независимо от программ по трансплантациям. Без этого всегда сохраняется опасность умышленной или неумышленной «передиагностики» при постановке диагноза смерти мозга вследствие наличия серьезного материального интереса.

В связи с указанным выше возникла необходимость внести изменения в российское законодательство о трансплантологии. Исследовав основные принципы трансплантации органов и тканей, проанализировав российское законодательство о презумпции согласия и презумпции несогласия и международное и иностранное законодательство в области трансплантации органов и тканей, можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

Необходимо ввести понятийный аппарат и включить в него следующие понятия: трансплантация, донор, реципиент, орган, ткань.

Следует изменить название ст. 1 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» - «Условия и порядок трансплантации органов (или) тканей человека» - как не отвечающее требованиям юридической техни-

ки на «Общие принципы правового регулирования трансплантации органов и (или) тканей человека» и дополнить статью следующими принципами:

«Статья 1. Общие принципы правового регулирования трансплантации органов и (или) тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью, по заключению консилиума врачей-специалистов, не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.

Трансплантация органов и (или) тканей должна осуществляться с уважением и соблюдением прав пациента - права на жизнь, права на получение квалифицированной медицинской помощи, права на достойное отношение к себе медицинского персонала, права на получение полной, достоверной и компетентной информации по вопросам медицинского характера, права донора в любой момент отказаться от трансплантации органов.

Органы и ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций и соблюдением очередности согласно "листу ожидания"».

В России практически не проводятся операции по трансплантации детских органов. Полагаем, что это связано со спецификой «участников», моральной неготовностью общества и отсутствием необходимой нормативной базы, хотя законодательство этого не запрещает. Однако потребность в этом в настоящее время велика, в связи с чем очевидна необходимость проведения разъяснительной работы среди населения а также изменения презумпции согласия в Законе РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» на презумпцию испрошенного согласия в отношении детского населения. Для этого необходимо дополнить Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» в следующей редакции:

«Статья 8.1. Презумпция испрошенного согласия на изъятие органов и (или) тканей у лиц, не достигших 18 лет

86

1. Изъятие органов и (или) тканей у трупа лица, не достигшего 18 лет, допускается, если учреждение на момент изъятия поставлено в известность о том, что его близкие родственники или законный представитель не возражают против изъятия его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.

2. Желание (согласие) может быть выражено законным представителем (родителем или усыновителем) в письменной форме, заверенной нотариусом или специальной комиссией, созданной в муниципальном образовании».

Для реализации данной нормы предлагается разработать административный регламент, пошагово закрепляющий последовательность действий всех участников правоотношений при трансплантации органов несовершеннолетних, а также создать специальный орган - комиссию, действующую на постоянной основе, в состав которой входили бы соответствующие должностные лица (например: представители органов опеки, департамента (отдела) здравоохранения муниципального образования, главврач медучреждения либо его заместитель, обязанные прибыть для заседания в любое время суток по необходимости. Таким образом появится фактическая возможность производить изъятие органов для трансплантации у несовершеннолетних лиц (трупов).

Этические проблемы связаны с коммерциализацией трансплантологии. Из-за дефицита донорских органов они становятся дорогим товаром. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» продажа органов и (или) тканей человека недопустима, но это не мешает развитию «черного» рынка донорских органов, и при этом не важно, идет ли речь о заборе органов для пересадки у живого человека или из тела умершего. Особенно остро данный вопрос связан с развитием преступности при изъятии донорских органов у детей.

В области уголовного законодательства также необходимо внести ряд изменений, направленных на уголовно-правовое обеспечение охраны прав и свобод человека в сфере трансплантации органов. Предлагается дополнить Особенную часть Уголовного кодекса РФ следующими статьями:

«Статья 120.1. Незаконный оборот органов и (или) тканей человека

1. Совершение сделки, связанной с органами и (или) тканями человека, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации (Законом Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей»), а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка органов и (или) тканей человека в целях сбыта, сбыт органов и (или) тканей человека -

наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц;

б) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового».

«Статья 120.2. Незаконное изъятие органов и (или) тканей у трупа

1. Изъятие органов и (или) тканей у трупа в нарушение правил, установленных российским законодательством (Законом Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Федеральным законом «О погребении и похоронном деле»), а равно нарушение условий и порядка изъятия органов и (или) тканей у трупа -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) из корыстных побуждений;

б) в нарушение правил, установленных российским законодательством, в отношении несовершеннолетнего;

в) группой лиц по предварительному сговору, -

наказывается ограничением свободы сроком

до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового».

«Статья 120.3. Действия по забору, заготовке и трансплантации органов учреждениями, не имеющими на это права

1. Действия по забору, заготовке и трансплантации органов и (или) тканей человека учреждениями, не указанными в перечне учреждений, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние:

а) совершенное по отношению к несовершеннолетнему;

87

б) повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается лишением свободы на срок до восьми лет».

Представляется, что сформулированные выводы и предложения позволят усовершенствовать механизм правового регулирования

1. Рогова М. Трансплантация органов: грех или врачебный долг? // Наука и технологии России - STRF.ru. ийи www.strf.ru (дата обращения: 20.09.2013).

трансплантации органов, обеспечивая дальнейшее развитие в России трансплантологии, совершенствование механизма реализации конституционного права на медицинскую помощь и усиление гарантий конституционных прав граждан.

1. Rogova M. Transplantation of organs: sin or medical debt? // Science and technologies of Russia - STRF.ru. URL: www.strf.ru (address date: 20.09.2013).

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.