Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАСЕЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рахметова Р.С.

В статье рассмотрены основные направления деятельности Общественной палаты Республики Башкортостан. Охарактеризована роль данного структурного органа в решении социально-экономических вопросов гражданского общества. Выделены основные проблемы взаимодействия Общественной палаты Республики Башкортостан с государственными органами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE PROBLEMS OF THE ACTIVITIES OF THE PUBLIC CHAMBER OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article discusses the main activities of the Public Chamber of the Republic of Bashkortostan. The role of this structural body in solving socio-economic issues of civil society is characterized. The main problems of interaction of the Public Chamber of the Republic of Bashkortostan with state authorities are highlighted.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р.С. Рахметова, магистрант

Уфимский университет науки и технологий

(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-5-165-168

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления деятельности Общественной палаты Республики Башкортостан. Охарактеризована роль данного структурного органа в решении социально-экономических вопросов гражданского общества. Выделены основные проблемы взаимодействия Общественной палаты Республики Башкортостан с государственными органами власти.

Ключевые слова: гражданское общество, население, государственная власть, общественный контроль, общественная палата, Республика Башкортостан.

Общественная палата, являясь ключевым институтом гражданского общества, стремится быть фактором системных изменений, направленных на развитие страны и достижение ощутимых качественных изменений в повседневной жизни наших граждан.

Так, работа Общественной палаты при участии общественников, представителей профессионального и научного сообщества, органов власти позволит более оперативно реагировать на текущие проблемы и запросы общества, обеспечивать учет мнений всех заинтересованных сторон, а также защиту законных прав и интересов россиян при принятии и последующей реализации законодательных инициатив.

Общественная палата Республики Башкортостан обеспечивает взаимодействие граждан, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп с органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления [1].

Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан и представителей общественных объединений иных некоммерческих организаций [4].

В настоящее время функционирует Общественная палата Республики Башкортостан VI состава, в которую входят 30 членов.

Срок полномочий ОП РБ шестого состава три года: с 15 декабря 2020 г. по 15 декабря 2023 г.

Структура ОП РБ - три заместителя Председателя, Совет (11 чел.), 6 профильных комиссий: по защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества, общественному контролю и взаимодействию с общественными советами; по образованию, спорту, молодежной политике, развитию волонтерства и добровольчества; по инфраструктурному и территориальному развитию, вопросам безопасности, ЖКХ, транспорту и дорожному хозяйству; по здравоохранению, социальной политике, благотворительности, вопросам семьи и детства; по инновационному развитию, предпринимательству и вопросам охраны окружающей среды; по культуре, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.

Взаимодействие Общественной палаты Республики Башкортостан с государственными органами власти осуществляется по следующим направлениям:

1. Проведение заседаний.

2. Работа с обращениями граждан.

3. Реализация права законодательной инициативы.

4. Проведение общественных экспертиз (обсуждений).

5 Проведение мониторингов (опросов).

6. Проведение круглых столов.

7. Проведение общественных проверок.

8. Взаимодействие с общественными советами/палатами при органах местного самоуправления и республиканских органах исполнительной власти.

9. Взаимодействие с Правительством Республики Башкортостан.

10. Взаимодействие с НКО.

Таким образом, можно сделать вывод о множественности взаимодействия Общественной палаты Республики Башкортостан с государственными органами власти: Общественная палата РБ проводит встречи с представителями государственных органов власти, взаимодействуют с гражданами посредством обработки обращений, выступают как орган общественного контроля и т.д.

Представляется, что в настоящее время в качестве основных проблем взаимодействия Общественной палаты Республики Башкортостан с государственными органами власти выступают:

1. Слабая вовлеченность общественности в процесс взаимодействия Общественной палаты Республики Башкортостан с государственными органами власти. Так, очевидно, что слабым местом при обсуждении вопроса благоустройства общественных пространств является отстранение горожан от реальной дискуссии и подмена ее фиктивными общественными слушаниями. Поэтому создание условий для формирования устойчивых объединений горожан, участники которых способны самостоятельно инициировать и реали-зовывать проекты развития территорий через конструктивный диалог с органами местного самоуправления, позволит частично снять проблему вовлечения общественности.

Немаловажным фактором является обозначившийся в последнее время переход от активности лидеров протеста к самоорганизации протестно настроенных горожан, что при определенных обстоятельствах может привести к негативным последствиям.

2. Недостаточно эффективные коммуникации взаимодействия Общественной палаты Республики Башкортостан с государственными органами власти.

Ключевым конфликтогенным фактором остается дефицит эффективной коммуникации. Очевидно, что диалог в формате традиционных общественных слушаний устарел и продемонстрировал свою неэффективность. Во-первых, общественные слушания проводятся по факту готового проекта, зачастую сделанного без анализа территории, опроса населения и учета мнения всех интересантов. Во-вторых, случается, что слушания проводятся в неудобное для жителей время. В-третьих, имеют место ситуации, когда заинтересованная сторона приглашает лоббистов. В итоге, сужается возможность реальной дискуссии по всем вопросам и закладывается потенциальный конфликт.

3. Проблема вовлечения молодежи во взаимодействие Общественной палаты Республики Башкортостан с государственными органами власти.

В мае-июне 2021 г. Общественной палатой был организован мониторинг учреждений молодежной политики г. Уфы, который проводился в форме анонимного опроса. Данная форма выбрана не случайно, поскольку, если проводить опрос среди получателей услуг учреждений молодёжной политики, очевидно будут получены в основном положительные ответы и не удастся выявить проблемное поле.

В опросе приняли участие 140 человек из 7 районов города, что составляет 25% от общего числа сотрудников сферы молодёжной политики городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Результаты опроса позволили зафиксировать неудовлетворенность большинства сотрудников молодежных организаций своей зарплатой (82% респондентов), крайне скудную материальную базу (48% опрошенных сообщили, что учреждение не имеет в достаточном количестве современного оборудования, необходимого для занятий с молодежью), несоответствие организаций требованиям «доступной среды» (45% опрошенных указали на отсутствие необходимых для лиц с ОВЗ усло-

вий), наконец, респонденты подчеркнули острый кадровый дефицит (41%). Также по итогам мониторинга был подготовлен перечень из 10 учреждений молодежной политики в Уфе, требующих ремонта.

Отчасти решением проблемы размещения молодежных организаций стало открытие 19 октября 2021 года в Уфе «ЙэшлекНоше». Еще в июне 2020 года во время встречи с волонтерами Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров выразил готовность создать центр притяжения молодежи в столице республики, а затем масштабировать проект в другие районы. Также Глава РБ предложил увеличить объем грантов на поддержку молодежных инициатив до 20 млн. руб. Вместе с тем, очевидно, что это ограниченная мера, а не окончательное решение тех проблем, с которыми регулярно сталкиваются молодежные организации. В данном случае необходима комплексная программа поддержки и развития молодежных общественных организаций.

4. Проблема низкого уровня вовлеченности муниципальных общественных палат во взаимодействие с государственными органами власти. Социологические опросы свидетельствуют - муниципальным общественным палатам не удалось стать авторитетными площадками выражения мнения граждан, защиты их интересов [3].

5. Низкий уровень информированности населения о взаимодействии Общественной палаты Республики Башкортостан с государственными органами власти. Так, низкий уровень информированности населения о деятельности некоммерческих организаций, Общественной палаты Республики Башкортостан, отсутствие у тех, кто владеет хотя бы какой-то информацией, ассоциативной связи между НКО, гражданской повесткой и Общественной палатой являются серьезными ограничителями для дальнейшего развития как некоммерческого сектора, так и всего гражданского общества в целом. Задачей Общественной палаты Республики Башкортостан становится формирование информационной повестки, отражающей многочисленные

подходы, мнения общественников на актуальные проблемы республики.

6. Неравномерность развития НКО в различных сферах жизни общества, причем по ряду направлений их количество и активность явно недостаточны (например, развитие местного самоуправления, поддержка молодежных инициатив и некоторые другие). Особенно следует обратить внимание на стимулирование гражданских инициатив в таких значимых для общества направлениях, как независимый контроль качества оказания социальных услуг населению, противодействие коррупции в государственных учреждениях.

7. Недостаточный уровень освещения взаимодействия Общественной палаты Республики Башкортостан с государственными органами власти в медиапростран-стве.

По мнению Кучкаровой А.А., здесь большую роль могут сыграть структуры гражданского общества в самом медиа-пространстве, такие как Союз журналистов РБ, возникающие сообщества блоге-ров и других активных участников новых информационных процессов [2].

Периодически фиксируется тенденция намеренного принижения роли и значения традиционных СМИ и журналистики, что приводит к определенным трудностям в деятельности профессионального сообщества. При этом, традиционные СМИ, адаптируясь к нынешним реалиям, вполне успешно продолжают свою работу. А с учетом колоссального роста объема информации и потребности населения в получении качественной и проверенной информации, профессиональные качества журналистов становятся все более востребованными в настоящее время. Огромный потенциал медиасферы республики в плане развития гражданского общества, его взаимодействия с органами власти и привлечения граждан к деятельности НКО в настоящее время используется недостаточно. Отдельные примеры общественной активности граждан получают освещение в СМИ, однако еще редко публикуются материалы об институтах гражданского общества в целом, их роли в общественном развитии Башкортостана.

2020-2022 годы (пандемия, начало проведения специальной военной операции, рост инфляции и т.д.) показали наличие в Республике Башкортостан следующих факторов: низкий порог протестной готовности, вызванный отрицательной динамикой социально-экономического положения значительной части населения, обостренное чувство опасности и неопределенности, охватившее людей вследствие распространения новой коронавирусной инфекции, и активизация в этих условиях такой категории гражданских активистов, как «операторы протестной активности». В этих условиях любой застарелый вопрос легко может быть переведен в активную фазу, в том числе в форме уличного протеста. Иногда это дает положительный эффект, вынуждая представителей власти всех уровней включаться в решение под-

можно решить исключительно через протест; некоторые требуют длительной, кропотливой, системной работы. Более того, частая протестная активность - повод с сомнением относиться к искренности общественного действия как такового, что может негативно сказаться на поддержке государством некоммерческого сектора в целом.

Таким образом, в обществе прослеживается четкая дифференциация на тех, кто действительно готов развивать некоммерческий сектор, решать социальные вопросы, улучшать окружающую человека действительность через постоянную работу с использованием имеющихся ресурсов -грантовой поддержки, субсидий и т.п., и организаций, которые своей основной задачей видят манипулирование протестом для решения узкокорыстных проблем.

нятого вопроса. Однако, не все проблемы

Библиографический список

1. Закон Республики Башкортостан от 3 апреля 2009 года № 108-з «Об Общественной палате Республики Башкортостан» (с изменениями на 27 мая 2022 года). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/935116371

2. Кучкарова А.А. Проблемы взаимодействия общественных организаций и органов государственной власти в Республике Башкортостан // Молодой ученый. - 2022. -№ 49 (444). - С. 23-26.

3. Муниципальным общественным палатам нужно «второе дыхание». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.spadm.ru/obshchestvennaya-palata/munitsipalnym-obshchestvennym-palatam-nuzhno-vtoroe-dykhanie.php.

4. Общественная палата Республики Башкортостан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://op.bashkortostan.ru/.

ON THE ISSUE OF THE PROBLEMS OF THE ACTIVITIES OF THE PUBLIC CHAMBER OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

R.S. Rakhmetova, Graduate Student Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. The article discusses the main activities of the Public Chamber of the Republic of Bashkortostan. The role of this structural body in solving socio-economic issues of civil society is characterized. The main problems of interaction of the Public Chamber of the Republic of Bashkortostan with state authorities are highlighted.

Keywords: civil society, population, state power, public control, public chamber, Republic of Bashkortostan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.