is so rapid that scientists cannot truly understand the possibilities and limits of their application and develop the concept of smart city as a humanistic project for the benefit of all-round human development. Therefore, today it is important to comprehend the best world and domestic practices of introducing smart technologies into the urban environment and regard not only achievements, but also problems and challenges. Keywords: smart city, smart house, smart technologies, dangers and risks
АХМЕТЬЯНОВА Римма Анасовна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского и информационного центра, доцент кафедры государственного и муниципального управления Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (450008, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40; аhmrimmа@gmаil.com)
ФИЛИППОВА Нина Мироновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (450008, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40; [email protected])
НКО-КЛИМАТ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье представлены результаты анализа проблемы взаимодействия НКО и органов местного самоуправления. Исследование выявило, что в большинстве муниципальных образований Республики Башкортостан отсутствует комплексный и системный подход к вопросам оказания поддержки социально ориентированным НКО. Полученная оценка НКО-климата позволяет определить возможности использования потенциала некоммерческого сектора в социально-экономическом развитии муниципальных образований и региона в целом.
Ключевые слова: НКО, органы местного самоуправления, потенциал некоммерческого сектора
Т ТТ/ ГЛв муниципальных образованиях в своей деятельности должны _П^Х.^^выполнять функцию субъектов местного самоуправления, которые в качестве представителей местных сообществ и актива населения принимают деятельное участие в решении вопросов местного значения «самостоятельно и (или) с органами местного самоуправления». В настоящее время органы государственной власти принимают целый ряд мер, направленных на создание условий для реализации НКО своего потенциала в решении, прежде всего, социальных, а также социально-экономических задач. Об этом свидетельствует и утверждение Правительством РФ перечня показателей для расчета рейтинга субъектов РФ по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных НКО и социального предпринимательства1. Рейтинг региона будет зависеть, в числе прочих показателей, и от доли муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы по поддержке социально ориентированных НКО. В свою очередь, эти программы должны быть ориентированными на создание условий для количественного и качественного роста местных и региональных НКО, способных к участию в осуществлении местного самоуправления и к решению вопросов местного значения в качестве общественной поддержки решений местной вла-
1 Распоряжение Правительства РФ от 19.06.2017 N 1284-р «Об утверждении перечня показателей, используемых для расчета рейтинга субъектов Российской Федерации». Доступ: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_218764/ (проверено 16.02.2018).
сти, реального партнера в проектах и эффективного посредника во взаимоотношениях с населением.
В конечном итоге, все усилия органов государственной и местной власти формируют НКО-климат, который можно определить как уровень простоты или сложности осуществления НКО своей деятельности на территории муниципального образования и в регионе. НКО-климат зависит от целого комплекса внешних и внутренних факторов. Среди внешних можно выделить такие факторы, как общая социально-экономическая ситуация в стране и условия нормативно-правовой, организационно-административной, образовательной, методической, материально-технической, имущественной, информационной поддержки НКО со стороны муниципалитетов и региональных органов государственной власти. Среди внутренних — опыт и уровень профессионализма руководителей НКО в решении юридических, финансово-экономических, организационно-управленческих, кадровых вопросов, а также задач, касающихся отраслевой специфики в сфере оказания некоммерческих услуг своим целевым группам. Оценка НКО-климата позволяет определить возможности использования потенциала некоммерческого сектора в социально-экономическом развитии муниципальных образований и региона в целом.
В настоящее время органы местного самоуправления в Башкортостане только начинают видеть в НКО реальных партнеров по решению социальных вопросов и работе с населением. В октябре 2016 г. в рекомендациях парламентских слушаний по вопросу о реализации законодательства Республики Башкортостан о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций было отмечено, что в большинстве муниципальных образований отсутствует комплексный и системный подход к вопросам оказания поддержки СО НКО. В ряде муниципальных районов нет ни одной СО НКО. В основном органы местного самоуправления принимают муниципальные акты, предусматривающие оказание муниципальной поддержки отдельным некоммерческим организациям в форме финансовой помощи или предоставления недвижимого имущества в аренду. В качестве причин, препятствующих реализации более широкого спектра поддержки НКО, органы муниципальной власти указывают отсутствие финансовых средств на эти цели, дотационность местных бюджетов, отсутствие необходимой им методической поддержки, инертность граждан.
По итогам проведения парламентских слушаний муниципалитетам было рекомендовано разработать и принять программы поддержки СО НКО и гражданских инициатив; содействовать населению в создании НКО и ТОСов; привлекать НКО к разработке муниципальных программ; содействовать участию СО НКО в реализации государственных, муниципальных программ, направленных на решение задач в социальной сфере; создавать муниципальные центры поддержки гражданских инициатив и СО НКО (в т.ч. ресурсные центры).
Таким образом, в республике стало актуальным создание условий благоприятствования созданию и развитию деятельности НКО в муниципалитетах. Однако в 2017 г. ситуация изменилась незначительно. Такие выводы позволяет сделать общественное исследование НКО-климата в Республике Башкортостан, которое было инициировано участниками фокус-группы руководителей НКО, являющихся лидерами регионального НКО-сообщества. Они же разработали и перечень вопросов анкеты, позволяющей сделать выводы о самоощущении общественников в контексте легкости/трудности осуществления и продолжения своей деятельности в муниципальных образованиях РБ.
Специфика НКО-сектора в Республике Башкортостан заключается в наличии сплоченного ядра актива региональных и местных общественных организаций, осуществляющих многолетнюю деятельность за счет реализации своего
самоорганизационного потенциала. Они являются действующей общественной силой, взявшей на себя миссию развития НКО-сектора и гражданского общества в регионе. Начиная с 2002 г. они инициировали проведение социальных форумов РБ, а с 2014 г. в партнерстве с Общественной палатой республики — гражданских форумов РБ. Последние два года (2016, 2017 гг.) в рамках подготовки ежегодного доклада Общественной палаты Республики Башкортостан лидеры НКО-сектора принимают участие в исследовании гражданского общества через анкетирование и проведение фокус-групп.
Так, с 26 января 2016 по 14 января 2018 г. члены экспертно-консультатив-ного совета Общественной палаты Республики Башкортостан проводили фокус-группу с последующим анкетным опросом руководителей НКО с целью анализа состояния НКО-климата в республике для выявления самочувствия общественных лидеров и актива, которое определяет качество и результаты их деятельности. В анкетировании приняли участие 52 социально ориентированные некоммерческие организации Республики Башкортостан. В число руководителей обследованных НКО входят 68% женщин и 32% мужчин. Средний стаж работы руководителей АНО ЦСОН и фондов помощи детям, инвалидам составляет 3 года, руководителей фондов развития районов — 4 года, других НКО - 5 лет.
На основе анкетирования был получен портрет активных НКО Республики Башкортостан, в котором представлена информация о типах НКО: АНО ЦСОН (переведены из формы государственных учреждений в НКО), созданные муниципалитетами благотворительные фонды поддержки социально-экономического развития муниципального района, общественные благотворительные фонды, оказывающие помощь детям и инвалидам (поддерживаются на региональном уровне), и прочие НКО, «выросшие» в самодеятельном порядке.
Типология НКО Республики Башкортостан, составленная на основе данных социологического опроса, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Типология форм НКО в Республике Башкортостан по условиям создания и приоритетности поддержки
В целом НКО-климат в Республике Башкортостан достаточно благоприятный. Так, 65,3% опрошенных руководителей НКО позитивно оценивают состояние своей организации в 2017 г. 10,7% опрошенных отметили, что их организации в своей деятельности испытывают подъем. Как правило, это происходит за счет получения федеральной грантовой поддержки (см. рис. 2).
54,6% организаций работают стабильно. В то же время 34,7% НКО находятся в сложном положении: 21,8% отметили, что дела их идут хуже, чем в прошлом году, и 12,9 % НКО находятся на грани закрытия (см. табл. 1).
подъем ( 10,7%)
Рис. 2. Как НКО в Республике Башкортостан оценивают себя?
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы (как руководитель НКО и организация)
прожили этот год?», %
АНО ЦСОН Фонды помощи аетям, инвалидам Фонды развития районов Прочие НКО Итого
Очень тяжело, на грани закрытия - 8,8 2,1 2,0 12,9
Трудно, хуже, чем в прошлом году 2,1 8,8 2,1 8,8 21,8
Нормально, так же, как в прошлом году 23,0 14,0 8,8 8,8 54,6
Это был удачный год 6,6 2,0 2,1 — 10,7
Итого 31,7 33,6 15,1 19,6 100
Наиболее положительные оценки своего положения дают АНО ЦСОН. Так, 71,4% руководителей АНО ЦСОН отметили, что для них год прошел нормально, 25% отметили, что для их организаций год был удачным, только 3% руководителей ЦСОН отметили, что организации было трудно — хуже, чем в прошлом году.
Среди общих проблем, с которыми сталкиваются опрошенные нами руководители НКО в своей деятельности, — это недостаточность финансовых, материальных средств, проблемы с помещением и его оснащением, нехватка квалифицированных специалистов (бухгалтеров, юристов) для работы в организации и недостаточное освещение реализуемых НКО проектов в СМИ. Руководители НКО ожидают реальной помощи или поддержки в первую очередь от властей разных уровней.
Проблемы АНО ЦСОН связаны с функционированием социальных пансионатов (низкая заработная плата сотрудников, высокая стоимость аренды помещений, транспорта). Так, руководители АНО ЦСОН нуждаются в поддержке Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, органов муниципального управления (на уровне муниципального района, городского поселения, городского округа), а также благотворительных фондов.
Фонды помощи детям, инвалидам нуждаются в помощи Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, администраций муниципальных образований, Общественной платы Республики Башкортостан, комитетов по управлению муниципальной собственностью муниципальных образований для решения своих проблем, связанных с отсутствием тесного взаимодействия с муниципалитетами. Потребность в этом взаимодействии основана на необходимости решать острые проблемы с высокой
стоимостью аренды помещений и согласовывать другие организационно-административные вопросы, направленные на создание режима благоприятствования деятельности НКО.
Как самые острые отмечаются проблемы невозможности привлечения высококвалифицированных бухгалтеров из-за низкой оплаты труда, что повышает риск администрирования деятельности организации в рамках существующего нормативно-правового поля.
Фонды развития районов нуждаются в помощи не только органов власти, таких как Министерство культуры РБ и Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ, местные администрации, но и самих успешно функционирующих НКО как источника передачи опыта решения проблем, таких как недостаточное финансирование, отсутствие средств на ремонт зданий, недостаточная площадь самих помещений, в т.ч. малая вместимость залов для проведения мероприятий, трудности с оплатой коммунальных услуг, отсутствие методического сопровождения внедрения систем краудфандинга, фанд-райзинга, развития семейного предпринимательства и др.
«Самодеятельные» НКО также указывают на остроту проблем, связанных с отсутствием (и/или недоступностью) помещений, информационной поддержки, квалифицированных бухгалтеров и юристов. Они же признают необходимость повышения квалификации своих сотрудников. Вместе с тем отмечена острая потребность НКО в поддержке органов республиканской власти, Министерства земельных и имущественных отношений РБ, комитетов по управлению муниципальной собственностью муниципальных образований.
Участники опроса считают важным решить проблему с поддержкой организаций, реализующих функции ресурсных центров в своей сфере. В качестве совершенствования деятельности ресурсного центра — структурного подразделения аппарата Общественной палаты РБ - руководители НКО рекомендуют обеспечить его профессиональными кадрами «опытных» НКО на условиях аутсорсинга.
Для решения других проблем, обозначенных в ответах анкеты, по мнению руководителей НКО, необходимо совместно с органами власти разработать стратегию поддержки и развития НКО-сектора в Республике Башкортостан и ее муниципальных образованиях.
Критическое отношение к собственным возможностям и учет имеющихся внутренних ресурсов позволил руководителям НКО отметить следующие шаги в решении вопросов внутреннего характера:
— укрепить ядро организации;
— войти в реестр поставщиков социальных услуг;
— участвовать в программах поддержки СО НКО;
— развивать и закреплять партнерские отношения с другими НКО;
— формировать клиентоориентированность организации;
— участвовать в грантовых конкурсах;
— активно взаимодействовать с бизнесом и администрацией муниципального образования, государственными организациями;
— расширить спектр платных услуг;
— активнее освещать свою деятельность в СМИ;
— укреплять общественно-государственное муниципальное партнерство;
— сохранить самостоятельную деятельность в отдаленных районах республики;
— осуществлять активный поиск средств для выездов сотрудников НКО на конкурсы, форумы, обучения, семинары.
В существующей практике взаимодействия НКО с федеральными, регио-
нальными и муниципальными органами власти существуют различные формы. Данные табл. 2 демонстрируют, что распространенность этих форм заметно дифференцирована по типам НКО.
Таблица 2 также свидетельствует о недостаточном распространении данных форм взаимодействия. И прежде всего, анализ результатов опроса позволяет говорить о недостаточном уровне развития АНО ЦСОН и ФРР. Об этом свидетельствует соотношение типа НКО и форм поддержки.
Таблица 2
Положительные и отрицательные аспекты деятельности НКО в Республике Башкортостан в 2017 г., %
АНО ЦСОН Фонды помощи детям, инвалидам Фонды развития районов Другие НКО
+* +* +* +*
Гранты: РФ, РБ, отраслевой 6,6 4,4 8,8 6,6 11,1 4,4 4,4 6,6
Прямая региональная или муниципальная поддержка (финансирование, помещение, оборудование, обучение, методическая, информационная помощь, др.) 2,2 2,2 22,2 8,8 13,3 4,4 17,7 13,3
Партнерская поддержка других НКО 8,8 — 15,5 13,3 13,3 13,3 —
Партнерское сотрудничество с государственными и/ или муниципальными организациями 6,6 2,2 6 2,2 13,3 13,3 11,1 2,2
Членские взносы — — 8,8 2,2 2,2 2,2 2,2 4
Государственный или муниципальный заказ 4,4 — — 2,2 — — 4,4
Платные услуги для населения 20,0 11,1 — 2,2 2,2 6,6
Благотворительные взносы и пожертвования от частных лиц и/или организаций 2,2 — 22,2 — 6,6 — 13,3 2,2
Целевые взносы бизнес-партнеров на программы — 2,2 4,4 2,2 4,4 2,2 — 2,2
Самообразование, освоение новых технологий, методов, внедрение успешных практик 20,0 8,8 8,8 2,2 15,5 6,6 2,2
Сотрудничество со СМИ 22,2 — — 13,3 13,3 2,2 8,8 4,4
Работа с ценными бумагами и формирование целевого капитала 2,2 2,2 — — — 2,2 2,2
Другое (укажите) 2,2 2,2 — — — — 2,2
Примечание. *+ положительный результат, * — отрицательный результат.
Общая сумма ответов превышает 100%, поскольку респонденты могли дать несколько ответов.
Отсутствие комплексного и системного подхода к вопросам оказания поддержки социально ориентированных НКО в регионе негативно сказывается на их деятельности. Исследование подтвердило, что только незначительное число некоммерческих организаций пользуются организационной и финансовой поддержкой. У муниципальных образований, как правило, отсутствуют программы в сфере поддержки и развития НКО. Взаимодействие НКО с органами местного самоуправления является важным ресурсом их развития и укрепления. Безусловно, нематериальные формы взаимодействия НКО с муниципалитетами имеют большое значение. Однако для усиления субъектной роли НКО в решении вопросов местного значения муниципальных образований необходима активизация имущественных форм поддержки и выстраивание системы продуктивного взаимодействия, основанной на четких, понятных и стабильных правилах. Рассматриваемым НКО в большей степени удалось незначительно реализовать в своей практике возможности, предоставляемые органами государственной и местной власти.
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие возможности, предоставляемые органами государственной и местной власти, удалось реализовать в практике деятельности своей НКО?», %
ЦСОН ФПДИ ФРР АНО
РФ РБ МО РФ РБ МО РФ РБ МО РФ РБ МО
Передача полномочий — 13,3 8,8 — — — — 2,2 2,2 2,2 — —
Осуществление социальных услуг — 6,6 4,4 — 2 2 2,2 6,6 2,2 — 6,6 —
Участие в общественном контроле — 2,2 2,2 2,2 2,2 6,6 — 2,2 2,2 — — 2,2
Участие в проектах инициативного бюджетирования (ППМИ, народный бюджет, комфортные дворы, реальные дела) — 2,2 8,8 — — 2,2 2,2 6,6 2,2 2,2 — —
Участие в осуществлении МО (общественные слушания, собрания, конференции, нормотворческие инициативы, жалобы и предложения, ТОСы, др. формы согласно ФЗ-131) — — — 4,4 11,1 11,1 — — — 6,6 6,6 4,4
Другое (укажите) 2,2
Примечание. Общая сумма ответов превышает 100%, поскольку респонденты могли дать несколько ответов.
Развитие активности участия НКО-организаций в деятельности органов местного самоуправления станет возможным в том случае, если органы местного самоуправления создадут определенные условия, позволяющие расширить полномочия общественных институтов и участие объединений граждан в принятии решений по вопросам, важным для жизнеобеспечения муниципальных образований и повышения качества жизнедеятельности населения [Филиппова 2015: 105]. Все НКО, участвующие в анкетировании, не только осознают свои
проблемы, но и ясно представляют внутренние резервы своего развития. Они позитивно настроены и все более готовы к системному взаимодействию и партнерству с органами местной и государственной власти в регионе в решении социальных задач.
По мнению опрошенных руководителей НКО, необходимыми мероприятиями по развитию и совершенствованию их деятельности являются:
— усиление адресной помощи социально ориентированным НКО на основе ясных «правил игры» и публичности;
— создание условий для совместного с органами власти проведения обучающих встреч и мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения и отраслевых проблем с учетом опыта успешно функционирующих НКО;
— создание базы данных по местным НКО и НКО, активно действующим в городах и районах республики;
— создание системы совместных нетворкинг-встреч НКО и органов власти РБ;
— создание образовательной платформы и системы обучения НКО, включающей в себя тренинги и семинары экспертов НКО-сектора;
— создание нормативно-правовых и организационно-административных условий в муниципальных образованиях, направленных на поддержку проведения фандрайзинговых мероприятий НКО;
— усиление роли и места НКО в работе общественных палат (советов) в муниципальных образованиях;
— неуклонное повышение роли гражданского форума Республики Башкортостан в развитии НКО-сектора региона.
Список литературы
Филиппова Н.М. 2015. Участие некоммерческих организаций в разработке и реализации Стратегии развития г. Уфы. — Экономика и управление: научно-практический журнал. № 5(127). С. 105-110.
AKHMET'YANOVA Rimma Anasovna, Cand.Sci. (Soc.), Senior Researcher of the Research and Information Center, Associate Professor of the Chair of Public and Municipal Administration, Bashkir Academy of Public Administration and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan (40 Zaki Validi St, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia, 450008; [email protected])
FI LI PPOVA Nina Mironovna, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor of the Chair of Public and Municipal Administration, Bashkir Academy of Public Administration and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan (40 Zaki Validi St, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia, 450008; [email protected])
NCO-CLIMATE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: POTENTIAL OF DEVELOPMENT
Abstract. The article presents the results of the analysis of the problem of interaction between non-commercial organizations (NCO) and local self-government bodies. The study reveals the lack of comprehensive and systematic approach to the issues of supporting socially oriented NWs in most municipalities of the Republic of Bashkortostan. The obtained evaluation of the NCO-climate allows determining the possibilities of using the potential of the non-commercial sector in the socio-economic development of municipalities and the region as a whole.
Keywords: non-commercial organizations, local self-government bodies, potential of non-commercial sector