Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / проблемы адаптации / первый год обучения / социализация / образовательная среда.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатенко Галина Валерьевна, Горбатенко Владимир Валентинович, Даценко Наталия Валерьевна

Адаптация студентов к образовательной среде высшего учебного заведения, особенно в первые годы обучения представляет собой актуальную научную тему, в частности для исследований психолого-педагогического характера. От того как будет проходить процесс адаптации во многом зависит не только эффективность самого обучения, но и дальнейшее формирование самооценки и социального статуса молодого человека, а также сохранение и укрепление его мотивации к освоению выбранной профессии. В этой связи теоретический и практический интерес представляют различные аспекты процесса адаптации, в том числе те ключевые проблемы, которые мешают вчерашним школьникам максимально успешно войти в систему высшего образования. В данной статье приведены результаты исследования, проведенного в конце первого года обучения студентов Воронежского государственного университета инженерных технологий в целях выявить наиболее типичные проблемы, с которыми они столкнулись в высшей школе. В результате работы были определены основные трудности адаптации учащихся, изучены внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбатенко Галина Валерьевна, Горбатенко Владимир Валентинович, Даценко Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-368-371 ГОРБАТЕНКО Галина Валерьевна,

NIION: 2018-0076-9/23-727 кандидат педагогических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-9-727 доцент кафедры теории и истории государства

и права Воронежского института МВД России, e-mail: gali-gorbatenko@mail.ru

ГОРБАТЕНКО Владимир Валентинович,

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры радиотехники Воронежского государственного технического университета, e-mail: vlgorbatenko@mail.ru

ДАЦЕНКО Наталия Валерьевна,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий, моделирования и управления Воронежского государственного университета инженерных технологий,

e-mail: natdatsenko@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Адаптация студентов к образовательной среде высшего учебного заведения, особенно в первые годы обучения представляет собой актуальную научную тему, в частности для исследований психолого-педагогического характера. От того как будет проходить процесс адаптации во многом зависит не только эффективность самого обучения, но и дальнейшее формирование самооценки и социального статуса молодого человека, а также сохранение и укрепление его мотивации к освоению выбранной профессии. В этой связи теоретический и практический интерес представляют различные аспекты процесса адаптации, в том числе те ключевые проблемы, которые мешают вчерашним школьникам максимально успешно войти в систему высшего образования. В данной статье приведены результаты исследования, проведенного в конце первого года обучения студентов Воронежского государственного университета инженерных технологий в целях выявить наиболее типичные проблемы, с которыми они столкнулись в высшей школе. В результате работы были определены основные трудности адаптации учащихся, изучены внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на этот процесс.

Ключевые слова: высшее образование, проблемы адаптации, первый год обучения, социализация, образовательная среда.

GORBATENKO Galina Valeryevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

GORBATENKO Vladimir Valentinovich,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department

of Radio Engineering of

Voronezh State Technical University,

DATSENKO Natalia Valeryevna,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Information Technology, Modeling and Management of the Voronezh State University of Engineering Technologies,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

TO THE QUESTION OF THE PROBLEMS OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE CONDITIONS OF HIGHER SCHOOL

Annotation. Adaptation of students to the educational environment of a higher educational institution, especially in the first years of study, is an urgent scientific topic, in particular for research of a psychological and pedagogical nature. Not only the effectiveness of the training itself, but also the further formation of self-esteem and social status of a young person, as well as the preservation and strengthening of his motivation to master the chosen profession, largely depends on how the adaptation process will take place. In this regard, various aspects of the adaptation process are of theoretical and practical interest, including those key problems that prevent yesterday's schoolchildren from entering the higher education system as successfully as possible. This article presents the results of a study conducted at the end of the first year of study of students of the Voronezh State University of Engineering Technologies in order to identify the most typical problems they encountered in higher education. As a result of the work, the main difficulties of adaptation of students were identified, external and internal factors that negatively affect this process were studied.

Key words: higher education, problems of adaptation, first year of study, socialization, educational environment.

В современных условиях общество возлагает на систему высшего образования значительное количество обязательств не только по формированию у обучающихся профессиональных знаний и навыков, но и по их всестороннему личностному развитию и общей социализации. Подобные задачи продиктованы реалиями постиндустриального общества, в котором, в связи с индивидуализацией труда, залогом успеха и самореализации работника становится высокий уровень его профессиональной мобильности, обучаемости, коммуникативности и коммуникабельности.

Во многом эффективность подготовки специалистов, обладающих подобными качествами, зависит от того, насколько успешно будет проходить процесс вхождения вчерашних школьников в мир высшего образования. Именно на первых курсах у обучающихся закладываются необходимые навыки самообразования, выстраиваются взаимоотношения в незнакомом коллективе, формируется новый социальный статус студента, трансформируется (снижается, либо укрепляется) первичная мотивация к учебе и выбранной профессии, происходит осознание своего потенциала в них. В целом можно рассматривать процесс адаптации студентов к высшей школе как важную часть не только профессионального становления, но и продолжающейся личностной социализации и самореализации молодого человека.

Данный процесс индивидуален и проблемы в первый год обучения могут испытывать даже лица, окончившие среднюю общеобразовательную школу с отличием. Однако наибольшие сложности, как правило, возникают у обучающихся с изначально низким уровнем знаний. Ситуация усугубляется тем, что в условиях демографического кризиса, часть высших учебных заведений

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

вынуждено снижает требования к поступающим, особенно на платных отделениях. В результате в вузы поступает значительное количество слабо подготовленных к высшей школе лиц, требующих сложной продолжительной адаптации, а учебные группы формируются из абитуриентов, значительно различающихся по уровню знаний, что доставляет дополнительные трудности в организации образовательного процесса.

Сложность и важность проблемы адаптации студентов на начальном этапе обучение в вузе делает ее актуальной научной темой. Исследованию подлежат как содержание, структура и формы самого процесса адаптации, так и факторы, обеспечивающие его оптимальное протекание. Одним из ключевых аспектов рассматриваемой темы, на наш взгляд, является определение спектра наиболее типичных проблем, с которыми сталкиваются первокурсники.

В данной статье приведены результаты исследования, проведенного в 2023 году с участием первокурсников Воронежского государственного университета инженерных технологий, обучающихся по техническим направлениям подготовки.

В нем приняли участие 111 человек, что составляет 80% от учащихся первого курса университета. Исследование проводилось в конце первого года обучения и было призвано выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивались студенты в начале получения высшего образования. В работе использовались такие актуальные методы оценки как опрос, анкетирование и открытое наблюдение.

Для проведения исследования был создан перечень вопросов, подготовленных на основании предварительного устного опроса части обучающихся (25 человек) и педагогов (10 человек) на

предмет их опыта и наблюдений по заданной теме. Наиболее распространённые схожие ответы были сформулированы в обобщенном виде и объединены в итоговый список, состоящий из 10 вопросов. Далее, после анализа выявленных проблем, опросник был разделен на 3 блока.

Первый блок составили вопросы, призванные выявить степень изначальной мотивации обучающихся в выборе профессии и учебного заведения. Анализ ответов показал, что подавляющее большинство опрошенных имели устойчивую положительную мотивацию. Так, отвечая на вопрос «Когда вы приняли решение о выборе профессии?» 51,4 % лиц ответили, что сделали это в старших классах школы, а 29,7 % - что в детстве. При этом 17,1 % приняли это решение за несколько месяцев до поступления, а 1,8 % за несколько дней. Выбор конкретного учебного заведения для получения высшего образования 61,3 % учащихся сделали в старших классах школы, а 6,3 % еще в детстве. 30,6 % опрошенных определились с вузом за несколько месяцев до поступления и только 1,8 % за несколько дней. Очевидно, что мотивация большинства респондентов была сформирована не под влиянием сиюминутных факторов и имела устойчивый характер.

Высокий уровень мотивации подтверждает и то, что 63,1 % обучающихся заявили в качестве основной причины выбора вуза - интерес к профессии, а 11,7 % - положительный опыт родственников и знакомых. Только 25,2 % указали ключевыми обстоятельствами факторы, на наш взгляд не формирующие устойчивой положительной мотивации, а именно: желание получить диплом о высшем образовании (9,9 %); территориальное удобство расположения вуза (6,3 %); стипендию, наличие общежития и иных материальных и социально-бытовых условий, предоставляемых вузом (6,3 %); влияние (давление) семьи (2,7 %).

Второй блок опросника был призван выявить уровень мотивации и степень удовлетворения процессом получения высшего образования после года обучения. Согласно результатам 54,1 % учащихся не испытали снижение мотивации к обучению выбранной профессии, 32,4 % испытали его менее чем наполовину, 9 % более чем наполовину, а 4,5 % испытали снижение мотивации в полной мере. При этом не испытали разочарование к выбранной профессии после года обучения 64 % опрошенных, 31,5 % испытали его менее чем наполовину, 3,6 % более чем наполовину, а 0,9 % в полной мере. На лицо снижение в той или иной степени мотивации к обучению выбранной профессии у 36 % первокурсников, что явно говорит о проблемах с их адаптацией. При этом большая часть опрошенных (66,7%) отме-

тили, что чувствуют, что их процесс адаптации проходит также как и у однокурсников, 26,1 % указали, что адаптируются легче, а 7,2 %, что сложнее, чем другие учащиеся.

Третья часть вопросов была посвящена определению конкретных сфер, в которых учащиеся испытывали наибольшие трудности в процессе обучения на первом курсе университета. По результатам опроса у 41,4 % опрошенных наибольшие трудности вызвали проблемы психологического характера, чуть меньше - 36 % основной проблемой посчитали учебную деятельность, а 22,5 % - проблемы бытового характера.

У 59,5 % учащихся основной проблемой, вызвавшей психологические сложности, стало уменьшение объёма свободного времени, у 24,3 % - отрыв от привычного окружения, семьи и друзей, у 6,3 % - необходимость выстраивать отношения в новом студенческом коллективе, а у 5,4 % с незнакомым педагогическим составом. 4,5 % опрошенных назвали ключевой проблемой - увеличение личной ответственности за свою жизнь.

В учебной работе первокурсников больше всего беспокоили: новые (по сравнению со школой) формы организации образовательного процесса (44,1 %); высокий уровень учебной нагрузки (28,8 %); недостаток опыта в самоорганизации учебной деятельности (самообразования) (19,8 %); дефицит знаний по предметам, ввиду недостаточной подготовки в школе (7,2 %).

Основными бытовыми проблемами стали сложности, связанные с переездом от родителей и необходимостью самостоятельно организовывать свой быт (64 %); проблемы с транспортом (16,2 %); необходимость совместного проживания с другими обучающимися в случае совместного съёма жилья (11,7 %); отсутствие личного компьютера (ноутбука) (8,1 %).

Результаты опроса позволяют говорить о том, что даже при наличии устойчивой положительной мотивации к выбранной специальности и учебному заведению у многих студентов к окончанию первого года университета происходит снижение мотивации к обучению, вызванное проблемами с адаптацией на нескольких уровнях (психологическом, учебном и бытовом). Подробное систематическое изучение данных проблем, на наш взгляд, позволит наладить оперативную обратную связь между вузом и студентами, и выстраивать образовательную среду, наилучшим образом способствующую достижению первокурсниками индивидуального максимально возможного уровня профессионального самоопределения, самоактуализации в учебной и внеучебной деятельности, эмоциональной стабильности и психологического комфорта [1, с. 244]. Разрабо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

танный на основании результатов проведенного анализа комплекс мер по нивелированию факторов, негативно влияющих на адаптацию первокурсников, будет способствовать максимально эффективному вхождению студентов в высшее образование.

Список литературы:

[1] Стенина Т.Л. Адаптация первокурсников в образовательной среде вуза как период эволюционных преобразований (на примере Ульяновского государственного технического университета) // Проблемы педагогики и психологии. № 1. 2016. С. 243-253.

[2] Мещеряков Б.Г., Соболев Г.И. Новая методика исследования социально-психологической адаптации первокурсников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». № 4. 2009. URL: http://www.psyanima.ru (дата обращения: 10.08.2023).

[3] Попцов А.Н., Хаматнурова Е.Н. Решение проблемы учебной адаптации студентов первого курса к обучению в филиале технического вуза // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, № 5. 2015. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/246PVN515. pdf (дата обращения: 14.08.2023).

[4] Чикина Т.Е. Адаптивное обучение первокурсников // Высшее образование в России. № 6. 2009. С. 143-145.

[5] Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник ОГУ №3 (164). 2014. С. 103-107.

Spisok literatury:

[1] Stenina T.L. Adaptatsiia pervokursnikov v obrazovatel'noi srede vuza kak period evoliutsion-nykh preobrazovanii (na primere Ul'ianovskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta) // Prob-lemy pedagogiki i psikhologii. № 1. 2016. S. 243-253.

[2] Meshcheriakov B.G., Sobolev G.I. Novaia metodika issledovaniia sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii pervokursnikov // Psikhologicheskii zhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshchestva i cheloveka «Dubna». № 4. 2009. URL: http://www. psyanima.ru (data obrashcheniia: 10.08.2023).

[3] Poptsov A.N., Khamatnurova E.N. Reshenie problemy uchebnoi adaptatsii studentov pervogo kursa k obucheniiu v filiale tekhnicheskogo vuza // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 7, № 5. 2015. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/246PVN515. pdf (data obrashcheniia: 14.08.2023).

[4] Chikina T.E. Adaptivnoe obuchenie pervokursnikov // Vysshee obrazovanie v Rossii. № 6. 2009. S. 143-145.

[5] Sholokhova G.P., Chikova I.V. Adaptatsiia pervokursnikov k usloviiam obucheniia v vuze i ee psikhologo-pedagogicheskie osobennosti // Vestnik OGU №3 (164). 2014. S. 103-107.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.