Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ – ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ – ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1275
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академическая адаптация / первокурсники / вуз / мотивация / обучение студентов вуза / учебный процесс / academic adaptation / freshmen / university / motivation / teaching university students / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Говорушенко Алёна Власовна

Первый год обучения в университете является самым сложным с точки зрения процесса адаптации. В данной статье рассматривается проблема академической адаптации первокурсников при обучении в высшей школе. Целью статьи является анализ и обобщение результатов российских и зарубежных исследований, посвящённых проблеме академической адаптации. Приводятся взгляды известных ученых на проблему академической адаптации первокурсников при обучении в вузе. На основе анализа литературы дано определение академической адаптации. Под термином академическая адаптация понимается отношение студентов к академической работе, уровень мотивированности студентов выполнять работу, удовлетворённость учебной программой. Также были выявлены основные факторы, влияющие на успешность академической адаптации обучающихся. По мнению авторов, одними из ключевых составляющих академической адаптации являются самоэффективность, саморегулирование, мотивация. Главными проблемами адаптации, с которыми сталкиваются студенты, это различный стиль преподавания, страх неудачи, отсутствие справочников и ограниченное пространство. Академическая адаптация является ключевой при обучении в высшей школе, поскольку она напрямую связана с успеваемостью и теми знаниями, которые человек будет применять в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Также она является важнейшим фактором успешности дальнейшего обучения и профессиональной реализации студента. Показано особое значение академической адаптации в процессе обучения. Материалом для работы послужили результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме академической адаптации студентов – первокурсников к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO STUDY AT UNIVERSITY

The first year of study at university is the most difficult in terms of the adaptation process. This article examines the problem of academic adaptation of freshmen when studying in higher education. The purpose of the article is to analyze and summarize the results of Russian and foreign studies on the problem of academic adaptation. The views of famous scientists on the problem of academic adaptation of freshmen when studying at a university are presented. Based on the analysis of the literature, the definition of academic adaptation is given. The term academic adaptation is understood as the attitude of students to academic work, the level of students' motivation to do work, satisfaction with the curriculum. Also, the main factors influencing the success of the academic adaptation of students were identified. According to the authors, some of the key components of academic adaptation are self-efficacy, self-regulation, and motivation. The main adaptation challenges faced by students are different teaching styles, fear of failure, lack of reference books and limited space. Academic adaptation is key when studying in higher education, since it is directly related to academic performance and the knowledge that a person will apply in his future professional activities. It is also the most important factor in the success of further education and professional implementation of the student. The special importance of academic adaptation in the learning process is shown. The material for the work was the results of research by domestic and foreign authors devoted to the problem of academic adaptation of first-year students to study at university.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ – ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

УДК 378.115.15 UDC 378.115.15

DOI: 10.24412/2712-827Х-2021 -6-16-21

Говорушенко Алёна Власовна

Ассистент, Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28, тел.: +7 (383) 2440392, e-mail: govorushenkoaljona@mail.ru

Govorushenko Alena Vlasovna

Teaching assistant, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ -ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

ACADEMIC ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO STUDY AT UNIVERSITY

Аннотация

Первый год обучения в университете является самым сложным с точки зрения процесса адаптации. В данной статье рассматривается проблема академической адаптации первокурсников при обучении в высшей школе. Целью статьи является анализ и обобщение результатов российских и зарубежных исследований, посвящённых проблеме академической адаптации. Приводятся взгляды известных ученых на проблему академической адаптации первокурсников при обучении в вузе. На основе анализа литературы дано определение академической адаптации. Под термином академическая адаптация понимается отношение студентов к академической работе, уровень мотивированности студентов выполнять работу, удовлетворённость учебной программой. Также были выявлены основные факторы, влияющие на успешность академической адаптации обучающихся. По мнению авторов, одними из ключевых составляющих академической адаптации являются самоэффективность, саморегулирование, мотивация. Главными проблемами адаптации, с которыми сталкиваются студенты, это различный стиль преподавания, страх неудачи, отсутствие справочников и ограниченное пространство. Академическая адаптация является ключевой при обучении в высшей школе, поскольку она напрямую связана с успеваемостью и теми знаниями, которые человек будет применять в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Также она является важнейшим фактором успешности дальнейшего обучения и профессиональной реализации студента. Показано особое значение академической адаптации в процессе обучения. Материалом для работы послужили результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме академической адаптации студентов - первокурсников к обучению в вузе.

Abstract

The first year of study at university is the most difficult in terms of the adaptation process. This article examines the problem of academic adaptation of freshmen when studying in higher education. The purpose of the article is to analyze and summarize the results of Russian and foreign studies on the problem of academic adaptation. The views of famous scientists on the problem of academic adaptation of freshmen when studying at a university are presented. Based on the analysis of the literature, the definition of academic adaptation is given. The term academic adaptation is understood as the attitude of students to academic work, the level of students' motivation to do work, satisfaction with the curriculum. Also, the main factors influencing the success of the academic adaptation of students were identified. According to the authors, some of the key components of academic adaptation are self-efficacy, self-regulation, and motivation. The main adaptation challenges faced by students are different teaching styles, fear of failure, lack of reference books and limited space. Academic adaptation is key when studying in higher education, since it is directly related to academic performance and the knowledge that a person will apply in his future

professional activities. It is also the most important factor in the success of further education and professional implementation of the student. The special importance of academic adaptation in the learning process is shown. The material for the work was the results of research by domestic and foreign authors devoted to the problem of academic adaptation of first-year students to study at university.

Ключевые слова: академическая адаптация, первокурсники, вуз, мотивация, обучение студентов вуза, учебный процесс.

Keywords: academic adaptation, freshmen, university, motivation, teaching university students, educational process.

Введение

Сейчас на рынке труда востребованы люди, быстро адаптирующиеся в меняющихся реалиях современной жизни. В связи с этим возникает проблема, как наиболее эффективно и в короткие сроки подготовить специалистов, имеющих соответствующие навыки адаптации. Основным фундаментом для подготовки специалистов различных областей является ВУЗ.

Процесс адаптации - это сложное и многоаспектное явление, которое затрагивает очень многие сферы жизни человека и от того, как пройдет этот процесс зависит дальнейший успех в обучении и жизнь человека. Студенты - первокурсники сталкиваются с множеством проблем, которые мешают им продвигаться в учебе. Многие из них бросают учёбу в течение первого года, поскольку сталкиваются с проблемами в усвоении материала, мотивацией к изучению предметов и т. д. [Резник 2017: 37].

Показатели отчисления из университета являются высокими по всему миру. Плавный переход из средней школы в университет увеличивает шансы ученика на успех с точки зрения успеваемости. Поэтому преподавателям университетов важно понимать, как улучшить этот переход для студентов. Эффективным показателем того, насколько хорошо студент перешел в университет, является уровень академической адаптации к этой новой среде.

Объём нагрузки на студентов и их самостоятельной работы с каждым годом увеличивается, и в связи с этим проблема академической адаптации является одной из актуальных. Студенты, которые не понимают, как эффективно распределить собственное время и нагрузку испытывают очень большие сложности в обучении, что влияет на академическую адаптацию и успеваемость.

Основная часть

Учитывая ключевую роль академической адаптации для успеваемости учащегося, важно понять, как несколько мотивационных и поведенческих факторов влияют на академическую адаптацию, и в какой степени академическая адаптация влияет на успеваемость обучающегося. Одним из путей для успешной адаптации является решение задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации первокурсников [Шолохова 2014: 5; Cheong, ... 2019: 107-112].

Академическая адаптация является важным показателем адаптации студента в вузе и помогает понять, насколько успешно студент перешел из средней школы в высшую школу и как пройдет его первый год обучения в вузе [Боронина и др. 2001: 7]. Эффективное регулирование учебного поведения (например, корректировка учебного расписания, отключение социальных сетей во время обучения), внутренняя мотивация к получению академических знаний и удовлетворённость выбранной программой обучения, увеличивают шансы студента на то, чтобы справиться с академическими требованиями новой среды обучения.

Общая основа заключается в том, что студент поступает в высшее учебное заведение с определенными личными характеристиками, например, мотивация, учебные навыки, которые меняются и даже могут изменяться при взаимодействии с новой образовательной

средой. Успешное взаимодействие с этой новой средой, например, успешное взаимодействие с преподавателями и сокурсниками и способность справляться с возросшей сложностью и количеством учебного контента, определяет, удовлетворен ли студент своим опытом первого года обучения и сможет ли он или она получать хорошие оценки, сдавать экзамены и продолжать обучение дальше [Astin 1999; Pascarella and Terenzini 2005; Sevin9 and Gizir 2014]. Успешное взаимодействие между студентом-первокурсником и академическими характеристиками и требованиями университетской среды можно резюмировать с помощью понятия академической адаптации.

Для большинства студентов переход в университет требует корректировки академических привычек и ожиданий.

Студенты первого курса считают, что в университете конкуренция более острая, классы больше, работы много, преподаватели используют разные стили обучения, объем и частота письменных работ и стандарты выше. Исследователи утверждают, что плохая адаптация к колледжу коррелирует с плохой успеваемостью, низкими показателями выпуска и отстуствием успеха в дальнейшей жизни. Поэтому интригует то, что у большинства выпускников средних школ есть академические и социальные трудности, которые задерживают их адаптацию к новой университетской среде [Baker 2004].

Другие ученые-исследователи подтверждают, что опыт обучения в университете сложен и чреват проблемами, которые мешают их академической успеваемости. Время перехода и адаптации между средней школой и университетом зависит от успеваемости в средней школе, условий проживания, происхождения и профориентационной деятельности. Студентам, которые остаются за пределами кампуса со своими семьями и тем, кто из городских районов, легче приспособиться

Первый год обучения в университете является критическим этапом, на котором студенты либо формируют свои убеждения и модели поведения с точки зрения высшего образования, либо решают бросить университет. Корректировка на первом году обучения в университете становится все более важной для общего успеха студентов. Таким образом, студентам первого курса требуется адаптивное поведение в таких областях, как тайм-менеджмент, эффективные учебные навыки, способность к завершению курса и способность рассматривать переход как нормативный сдвиг, а не кризис. Студентам необходимо научиться сочетать остальную деятельность с их академическими обязанностями [Mudhovozi 2012].

Первокурсники не могут усвоить знания не потому, что у них слабая подготовка, а потому, что должны быть сформированы такие черты личности, как самостоятельность в обучении, самоконтроль, правильное распределение своего рабочего времени. Зачастую первокурсники не способны принимать самостоятельные решения из-за чрезмерной опеки.

Способствующий академической адаптации фактор связан с уровнем самоэффективности человека. В рамках этого исследования академическая самоэффективность была определена как оказывающая наиболее положительное влияние на адаптацию к жизни в колледже независимо от курса. Студенты с высоким уровнем академической самоэффективности имели меньше стресса и были лучше приспособлены к жизни в колледже [Els C. M. van Rooij at al 2017].

Академическая самоэффективность является сильнейшим некогнитивным коррелятом средней успеваемости [Bandura 1997]. Таким образом, академическая самоэффективность в университетском контексте означает уверенность студента в том, что он или она могут адекватно работать в университетской среде. Помимо того, что академическая самоэффективность является важным коррелятом достижений, она связана с усилиями и настойчивостью в обучении, саморегулированием, меньшим стрессом в сложных ситуациях и лучшей адаптацией к новым учебным ситуациям [Chemers et al. 2001].

Саморегулирование - это особенно важный навык в университетской среде, где студенты должны регулировать свое собственное учебное поведение. Более того, у

студентов, которые живут самостоятельно, может быть много личных и социальных требований, которые конкурируют с академическими требованиями. На этом этапе решающее значение приобретает регулирование поведения. Регулирование усилий относится к способности контролировать распределение и интенсивность усилий с целью преуспеть в курсе; тайм-менеджмент включает в себя такие действия, как составление расписаний для учебы и распределение времени для различных видов деятельности; а управление средой относится к поиску оптимальных физических условий для учебной среды, например, избегание отвлекающих факторов (например, социальных сетей или людей [РтШ^ 2004: 12].

Регулирование усилий, времени и среды входит в число учебных навыков, которые часто связаны с достижениями [Виг^оп et а1. 2009]. Это отсутствие навыков регулирования может вызвать проблемы адаптации в университете; показали, что студенты с недостаточными учебными навыками рискуют столкнуться с проблемами академической адаптации. Поэтому мы ожидали, что саморегулируемое учебное поведение повлияет на приспособление и достижения.

Удовлетворенность выбранной программой обучения также влияет на процесс академической адаптации. Он может быть проще, или, напротив, студенты, которые сомневаются в том, соответствует ли эта конкретная программа их интересам, могут быть озабочены дилеммой: продолжать или не продолжать эту программу, что также может негативно повлиять на процесс адаптации к университету.

Реализация академической адаптации в учебном процессе может проходить при помощи регулировки учебного поведения (изменение расписания, отключение социальных сетей во время обучения), применения тьюторства (тьюторские консультации, тьюториал, проблемное обучение, интерактивное обучение), контроль успеваемости, проведение бесед со студентами, знакомство со структурой ВУЗа, информирование родителей о состоянии успеваемости [Говорушенко и др. 2021: 133].

Заключение

Анализ литературы по проблеме позволил определить, что студенты, которые были более внутренне мотивированы к получению академических знаний, и которые могли эффективно регулировать свое учебное поведение и были более удовлетворены выбранной программой обучения, имели лучшую академическую адаптацию. Исследование показало, что страх неудачи был основной академической проблемой, вызывающей обеспокоенность у студентов первого курса. Они очень хотели пройти все семестровые курсы.

Также было обнаружено, что влияние различного стиля преподавания в университете является академическим стрессором. Отсутствие справочников и ограниченное пространство для обучения отрицательно сказываются на успеваемости учащихся. Академическая адаптация является наиболее важной в процессе обучения.

Для обеспечения плавного перехода очень важно, чтобы студенты были способны регулировать свое учебное поведение, и менее важно, чтобы они были внутренне мотивированы и удовлетворены программой обучения. Высокая степень саморегулирования, которую требует университет, - одно из самых больших отличий от средней школы; следовательно, ученики, которые хорошо умеют регулировать свои силы, будут легче адаптироваться.

Поскольку саморегулируемое учебное поведение очень важно в университете - где преподаватели обеспечивают небольшой контроль или структуру, а от студентов требуется большая автономия и ответственность - самоэффективность по-прежнему является важным фактором при переходе от среднего образования к университетскому и его влиянию на регуляцию поведения.

Список литературы

Говорушенко А. В., Кретова Л. Н., Храпченков В. Г. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе // Философия образования. 2021. Т. 21. № 1. С. 128-142.

Боронина Л. Н., Вишневский Ю. Р., Дидковская Я. В., Минеева С. И. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление. 2001. C. 65-69. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/adaptatsiya-pervokursnikov-problemy-i-tendentsii (дата обращения: 12.04.2021).

Резник С. Д., Черниковская М. В., Носова Е. В. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 36-41.

Шолохова Г. П. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психологопедагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3. С. 103-107.

Astin A. W. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. 1999, Vol. 40, No 5. P. 518-529.

Baker S. R. Intrinsic, extrinsic, and amotivational orientations: their role in university adjustment, stress, well-being, and subsequent academic performance // Current Psychology, 2004, 23(3). P. 189-202.

Bandura A., H. Freeman. Self-efficacy: The exercise of control. New York: W. 1997. P. 229-235.

Burlison J. D., Murphy C. S., & Dwyer W. O. Evaluation of the motivated strategies for learning questionnaire for predicting academic performance in college students of varying scholastic aptitude // College Student Journal, 2009, 43(4). P. 1313-1323.

Chemers M. M., Hu L., & Garcia B. F. Academic self-efficacy and first-year college student performance and adjustment // Journal of Educational Psychology, 2001. 93(1). P. 55-64.

Cheong Y. M., Gauvain М., Palbusa J. A. Communication with friends and the academic adjustment of first-and non-first-generation students in the first year of college // Journal of College Student Development. 2019. No 58. P. 107-112

Els C. M. van Rooij., Jansen Ellen P. W. A., Wim Van de Grift. First-year university students' academic success: the importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2017. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10212-017-0347-8 (дата обращения: 23.02.2021).

Mudhovozi P. Social and academic adjustment of first-year university students // Journal of Social Sciences, November 2012, 33(2). P. 251-259.

Pascarella E., Terenzini P. T. How College Affects Students, A Third decade of Research // Journal of College Student Development, 2006, Vol. 47. No 5. P. 47-50.

Sevin? S., Gizir C. A. Factors negatively affecting university adjustment from the views of first-year university students: the case of Mersin University // Educational Sciences: Theory & Practice, 2014, Vol. 14, No 4. P. 1301-1308.

Pintrich P. R. A motivational science perspective on the role of student motivation in learning and teaching contexts // Journal of Educational Psychology, 2003. P. 667-686.

References

Govorushenko A. V., Kretova L. N., Hrapchenkov V. G. Adaptaciya studentov-pervokursnikov k obucheniyu v vuze [Adaptation of first-year students to study at a university]. Filosofiya obrazovaniya, 2021, Vol. 21, No 1, pp. 128-142. (In Russ.)

Boronina L. N., Vishnevskij Yu. R., Didkovskaya YA. V., Mineeva S. I. Adaptaciya pervokursnikov: problemy i tendencii [Adaptation of first-year students: problems and trends]. Universitetskoe upravlenie, 2001, pp. 65-69. (In Russ.)

Reznik S. D., Chernikovskaya M. V., Nosova E. V. Adaptaciya studentov-pervokursnikov k usloviyam obucheniya v universitete: opyt, problemy, perspektivy [Adaptation of first-year students to the conditions of study at a university: experience, problems, prospects]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2017, No 2, pp. 36-41. (In Russ.)

Sholohova G. P. Adaptaciya pervokursnikov k usloviyam obucheniya v vuze i ee psihologopedagogicheskie osobennosti [Adaptation of first-year students to the conditions of study at a university and its psychological and pedagogical features]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. No 3. (In Russ.)

Astin A. W. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. 1999, Vol. 40, No 5. P. 518-529.

Baker S. R. Intrinsic, extrinsic, and amotivational orientations: their role in university adjustment, stress, well-being, and subsequent academic performance // Current Psychology, 2004, 23(3). P. 189-202.

Bandura A., H. Freeman. Self-efficacy: The exercise of control. New York: W. 1997. P. 229-235.

Burlison J. D., Murphy C. S., & Dwyer W. O. Evaluation of the motivated strategies for learning questionnaire for predicting academic performance in college students of varying scholastic aptitude // College Student Journal, 2009. 43(4). P. 1313-1323.

Chemers M. M., Hu L., & Garcia B. F. Academic self-efficacy and first-year college student performance and adjustment // Journal of Educational Psychology, 2001, 93(1). P. 55-64.

Cheong Y. M., Gauvain M., Palbusa J. A. Communication with friends and the academic adjustment of first- and non-first-generation students in the first year of college // Journal of College Student Development. 2019. No 58. P. 107-112

Els C. M. van Rooij., Jansen Ellen P. W. A., Wim Van de Grift. First-year university students' academic success: the importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2017. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10212-017-0347-8 (data obrashcheniya: 23.02.2021).

Mudhovozi P. Social and academic adjustment of first-year university students // Journal of Social Sciences, November 2012, 33(2). P. 251-259.

Pascarella E., Terenzini P. T. How College Affects Students, A Third decade of Research // Journal of College Student Development, 2006, Vol. 47, No 5. P. 47-50.

Sevin? S., Gizir C. A. Factors negatively affecting university adjustment from the views of first-year university students: the case of Mersin University // Educational Sciences: Theory & Practice, 2014, Vol. 14, No 4. P. 1301-1308.

Pintrich P. R. A motivational science perspective on the role of student motivation in learning and teaching contexts // Journal of Educational Psychology, 2003. P. 667-686.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.