I_
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
состояние и пути совершенствования
В.В. БАРБИН,
заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин,
кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России )
V.V. BaRBIN,
Candidate of Law Sciences, associate-Professor, Deputy Dean,
Department of State-Legal Disciplines (Management academy, Ministry for Internal affairs of Russia)
УДК 338.246.025.2
К вопросу о признаках правовых режимов Features of Legal Regimes
В статье рассматриваются понятие и признаки правовых режимов.
Правовой режим, установленный порядок, принципы, правовое регулирование.
The paper reviews the definition and features of legal regimes.
Legal regime, established order, principles, legal regulation.
В силу исторических причин в Российской Федерации гражданское общество и демократическое государство, его органы, в том числе органы внутренних дел, формируются практически одновременно, государство создает стартовые условия для развития институтов гражданского общества, осуществляет поиск наиболее оптимальных форм функционирования органов государственной власти, что, в свою очередь, не может не сказываться на правовой сфере, требующей изменения самого качества регулирования, создания правового режима, способного в соответствии с законом упорядочивать возникающие общественные отношения. Один из наиболее сложных и вместе с тем наименее исследованных элементов этой сферы — правовой режим.
Как справедливо отмечается в юридической литературе, в сложившихся условиях требуются обновленные правовые режимы, отвечающие духу времени, связанные с появлением новых государственных состояний, субъектов и объектов права, переориентаций на другие, более совершенные и свободные, методы правового регулирования, со сменой приоритетов в систе-
ме юридических средств и ценностей. Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование общественных отношений, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов, что особенно важно в период экономических, политических и социальных преобразований. Правовой режим олицетворяет функциональную характеристику права — определенный порядок правового регулирования, воплощаемый в комплексе правовых средств, с помощью которых и достигаются его цели.
Категория «режим» весьма богата по своему содержанию и употребляется в самых разных смыслах слова и контекстах. В переводе с французского она означает: 1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна); 3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности; 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражение «режимное производство»).
В общепринятом смысле под термином «режим» понимаются государственный строй, образ правления, точно установленный порядок жизни, система правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели, условия деятельности, работы, существования чего-либо.
Природа правовых режимов исходит из общей характеристики режима, под которым понимается способ управления, совокупность административных мероприятий, совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели, установленный порядок жизни.
Многозначность понятия «режим» свидетельствует о его междисциплинарности, о том, что оно используется в различных областях научного знания.
Достаточно широко институт правовых режимов используется и в юридической литературе и практике. Его существование и развитие связано с решением, урегулированием и обеспечением практической реализации ряда важнейших комплексных проблем, относящихся преимущественно к сфере международной и внутригосударственной безопасности.
В наибольшей степени институт правовых режимов применяется в политико-правовых исследованиях, так как позволяет гораздо глубже и полнее раскрыть состояние современного общества, характер происходящих в нем перемен.
Правовой режим — органическая часть политического режима как функциональной (деятельной) стороны политической системы общества — отражает содержательный момент принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность. Именно с помощью правовых режимов практически утверждаются и реально осуществляются режимы государственные (политические) путем облечения их в юридическую форму.
Правовые режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, общественной безопасности и безопасности граждан в условиях наступления чрезвычайных ситуаций, получили в российской науке конституционного права названия «государственное состояние», «особый», «особый правовой», «чрезвычайный» режимы, а по количеству норм, участвующих в их конструировании, — «комплексные».
Несмотря на то что понятие «правовой режим», являясь одной из важнейших категорий в теории права и отраслевых науках, активно исследуется в научных трудах применительно к объектам правового регулирования, видам деятельности, субъектам права и используется как в нормативных правовых актах различного уровня, так и в научной литературе, можно кон-
статировать, что оно остается одним из наименее изученных и наиболее сложных в правоведении. В результате существуют разные подходы к определению сущности правового режима.
Так, А.В. Мелехин под правовым режимом понимает определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей [5].
В.Б. Рушайло считает, что правовой режим — это основанная на единых правовых принципах и установленная законодательством система правового воздействия, использующая специфические юридические формы и метод правового воздействия на общественные отношения [6].
В.В. Ласточкин определяет правовой режим как совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления [3].
Н.И. Матузов и А.В. Малько рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, своего рода «распорядок» действия права, это функциональная характеристика права. Такая чрезмерно широкая характеристика стирает грань между известными категориями и затрудняет выделение специфических признаков правового режима. Авторы же к ним относят установление режимов в законодательстве и обеспечение их государством, целевую ориентацию на регулирование конкретных областей общественных отношений во временных и пространственных границах, особое сочетание юридических средств, создание конкретной степени благоприятности или неблагоприятности для субъектов права. Отсюда и много оснований для классификации правовых режимов [4].
Г.С. Беляева, подвергшая комплексному исследованию категорию «правовой режим», определяет правовой режим как особый порядок правового регулирования общественных отношений, основанный на определенном сочетании правовых средств и способов правового регулирования, гарантий и принципов,
к S
X
<
м О 03
н и X
и
а
а и оэ
О и
S
н
^
с S
И
5 X К
о н
и о и
6 03
н
и
л
<
и
н
$
о X
о
а
<
21
К S
I
<
м
0 03
н и
1
и
а
а и оа
0 и
S
н
^
с S
И
5
1 к
о н
и о и
6 03
н
и
л
<
и
н
$
0
1
о
а
<
создающий благоприятные (неблагоприятные) условия для удовлетворения интересов субъектов права и направленный на достижение оптимального социально значимого результата [1].
Правовой режим, с одной стороны, объединяет разнообразный юридический инструментарий, заставляя его работать на единых правовых началах, а с другой — обеспечивает его дифференциацию, создавая различные условия реализации прав и обязанностей субъектов в зависимости от целей и задач, времени и места совершения деятельности, обстановки, которая складывается под влиянием факторов внешней среды.
Правовой режим — это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования [2].
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
1) правовые режимы устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством;
2) с помощью правовых режимов происходит специфическая регламентация конкретных сфер общественных отношений, выделяются во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
3) в рамках правовых режимов правовое регулирование целенаправленно осуществляется в интересах определенного субъекта, объекта, предмета или процесса — носителя правового режима;
4) в правовых актах, регулирующих правовые режимы, закрепляется определенное правовое состояние субъекта, объекта или процесса, отличное от иных участков правовой действительности и выражающееся в устойчивых взаимосвязях носителя режима с иными социальными объектами;
5) специально установленные правовыми режимами правила направлены на создание условий, препятствующих нарушению статуса (состояния) носителя режима, поддержание заданных параметров его функционирования;
6) правовые режимы представляют особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
7) совокупность используемых правовыми режимами правовых средств образует специальные правила поведения, деятельности, жизнедеятельности, официально установленные и обеспеченные системой организационно-правовых мер;
8) правовые режимы создают конкретную степень благоприятности либо нежелательности для удовлетворения интересов субъектов права;
9) деятельность субъектов правовых режимов основана на единых правовых принципах, единых правовых формах и осуществляется в точном соответствии с заранее установленным механизмом реализации прав и обязанностей.
Изложенное дает основание полагать, что всестороннее изучение правового режима является актуальным, а его общетеоретическое осмысление — важная задача юридической науки на современном этапе.
Список литературы
1. Беляева Г.С. Правовой режим в общетеоретическом измерении: монография. М., 2013.
2. Государственно-правовые основы управления органами внутренних дел: курс лекций / под ред. В.С. Афанасьева. М., 2012.
3. Ласточкин В.В. Административно-правовые режимы и охрана государственной границы. М., 1999.
4. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.
5. Мелехин А.В. Особые правовые режимы. М., 2005.
6. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы. М., 2000.
E-mail: [email protected]