Иванова Екатерина Андреевна
Аспирант департамента правового регулирования
экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации e-mail: [email protected] Научный руководитель: к.ю.н., доцент Батюкова Вера Евгеньевна
К ВОПРОСУ О ПРИЗНАКАХ НЕПРАВОМЕРНОГО ОБОРОТА СРЕДСТВ ПЛАТЕЖЕЙ
Аннотация. В статье анализируется распространённость платёжных карт и других средств платежей, а также увеличение несанкционированных операций с их использованием. Рассматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 187 УК РФ, даётся характеристика отдельных предметов неправомерного оборота средств платежей.
Ключевые слова: оборот, несанкционированные операции, платёжные карты, распоряжения о переводе денежных средств, документы или средства оплаты, электронные средства, электронные носители информации, технические устройства, компьютерные программы.
ON THE QUESTION OF SIGNS OF ILLEGAL CIRCULATION OF PAYMENT MEANS
Ivanova Ekaterina A.
PhD student
Department of legal regulation of economic activity,
Financial University under the Government of the Russian Federation e-mail: [email protected] Scientific supervisor: Ph. D., associate Professor Batyukova Vera E.
Annotation. The article is analyzed the prevalence of payment cards and other payment means, as well as the increase in unauthorized transactions using them. The article is considered the elements of the crime under Art. 187 of the Criminal Code of the Russian Federation and provided a description of certain items of illegal circulation of payment means.
Keywords: circulation, unauthorized transactions, payment cards, money transfer orders, documents or means of payment, electronic means, electronic storage media, technical devices, computer programs.
Изменение действующего финансового и банковского законодательства, развитие в стране экономических отношений и информационных технологий, модернизация банковского сектора благоприятствуют повсеместному распространению различных средств платежа. Простота, доступность и удобство их использования не только содействуют развитию средств платежа в экономической деятельности, но и неизбежно порождают появление новых преступных деяний, что вызывает необходимость правового регулирования, а именно, установления уголовно-правовой ответственности. Так, двумя из шести направлений Национального проекта «Цифровая экономика» с 2019 по 2024 годы стали: а) информационная безопасность, предполагающая защищенность личности, общества и государства как от внутренних, так и от внешних информационных угроз в целях обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, устойчивого социально-экономического развития страны; б) нормативное регулирование, призванное обеспечить благоприятную правовую среду в целях создания, развития современных технологий и их использования в осуществлении экономической
13
деятельности13.
В соответствии с указанными направлениями обеспечение безопасности возможно путём нормативного регулирования, и, в частности, совершенствования законодательства, предусматривающего
ответственность за различные посягательства на неё, в том числе, за неправомерный оборот средств платежей.
13 Цифровая экономика // 2019, URL: https://data-economy.ru/ (дата обращения: 10.01.2020);
Анализ статистических данных Центрального Банка РФ показал, что на 1 января 2008 года количество платёжных карт, эмитированных кредитными организациями, как одного из указанных в ст. 187 Уголовного кодекса РФ предметов неправомерного оборота средств платежей, составляло 103 041 банковских карт. По состоянию на 1 января 2018 года их количество составило 271 005 банковских карт, то есть в 2,6 раза больше, чем в 2008 году. При этом всего за 2008 год было выпущено 439 382 платёжных карты, а за 2017 год - 1 035 141 платёжная карта: за 9 лет количество выпускаемых платёжных карт возросло в 2,4 раза14. Т.е. очевидна тенденция роста выпущенных платёжных карт.
Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) Банка России в своём Обзоре о несанкционированных переводах денежных средств также отмечает рост объёма всех операций с использованием платёжных карт и соответствующий рост несанкционированных переводов денежных средств [8], причём по их распространённости на территории Российской Федерации лидерами по количеству и объёму несанкционированных операций являются Москва и Московская область, а также Центральный, Приволжский, СевероЗападный и Сибирский федеральные округа Российской Федерации.
Также из отчёта ФинЦЕРТа следует, что количество дел и материалов по преступлениям в сфере экономической деятельности (ст. 169-200 гл. 22 УК РФ), увеличилось на 11,4 %. Количество преступлений по экономическим статьям, зарегистрированных за первое полугодие 2019 года, возросло на 7,7 %. Число дел по таким статьям, приостановленных из-за проблем с установлением обвиняемого, также увеличилось на 19,1 %.
14 Банк России - Количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт // URL: http://www.cbr.m/staüsücs/p_sys/printaspx?file=sheet013.htm&pid=psrf&sid=ITM_55789 (дата обращения 16.12.2019);
Объём несанкционированных операций с использованием платёжных карт в 2018 году вырос почти вдвое и составил 1,38 миллиарда рублей. ФинЦЕРТ связывает увеличение дел по «экономическим» статьям и рост объёма несанкционированных операций с улучшением качества отчётности (в связи с установлением обязанности банков по её предоставлению) и ростом более чем на одну треть самого количества операций с использованием платёжных карт и других средств платежа.
Незаконные деяния с различными средствами платежей, в т.ч. с платёжными картами в зависимости от обстоятельств конкретного дела могут квалифицироваться как кража (ст. 158 УК РФ), мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 158.1), мошенничество (ст. 159), мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1), мошенничество с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3), мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), неправомерный оборот средств платежей (ст. 187 УК РФ), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).
Что касается неправомерного оборота средств платежей, то такая формулировка ст. 187 УК РФ возникла в связи с внесением изменений Федеральным законом от 08.06.2015 года № 153-Ф3 в ранее действующую редакцию, предусматривавшую ответственность за «Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчётных карт и иных платёжных документов». Произошедшие изменения как характеризуются положительно, так и подвергаются критике в юридической литературе. С одной стороны, расширение предметов преступления, а также дополнение перечня действий, составляющих его объективную сторону, позволит более полно охватить различные деяния и обеспечит возможность их
квалификации по рассматриваемой статье, что до внесения изменений в законодательство было невозможно. С другой стороны, существуют мнения, что обновлённая редакция лишь усложнила законодательную конструкцию и привела к возникновению неопределённости диспозиции состава ст. 187 УК РФ, из-за чего правоприменительная практика испытывает трудности в определении признаков состава преступления, что делает необходимым проанализировать их.
Неправомерный оборот средств платежей характеризуется латентностью, а субъекты преступления в целом являются высокоинтеллектуальными людьми, обладающими специальными знаниями в различных областях науки и техники и использующие эти знания в целях совершения преступлений, в связи с чем они привлекаются к ответственности по ст. 187 УК РФ, о чём свидетельствуют статистические данные15.
Табл. 1. Число осуждённых согласно сводным статистическим сведениям о состоянии судимости в России Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
Временной период По ч. 1 ст. 187 УК РФ По ч. 2 ст. 187 УК РФ
Первое полугодие 2019 года 27 0
2018 год 56 0
2017 год 85 86
2016 год 32 15
2015 год 37 14
Непосредственный объект рассматриваемого преступления -общественные отношения в сфере реализации установленного порядка оборота средств платежей. Факультативным объектом выступают имущественные интересы физических и юридических лиц.
15 Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России. Судебный департамент при Верховном Суде РФ // URL: http://www. cdep.ru (дата обращения: 09.01.2020).
Наибольшие сложности возникают при определении предметов преступления, к которым относятся поддельные платёжные карты, распоряжения о переводе денежных средств, документы или средства оплаты (за исключением случаев, предусмотренных ст. 186 УК РФ); электронные средства, электронные носители информации, технические устройства, компьютерные программы, предназначенные для неправомерного осуществления приёма, выдачи, перевода денежных средств. Поддельные деньги и ценные бумаги к предмету рассматриваемого преступления не относятся, ответственность за их изготовление, хранение, перевозку или сбыт предусмотрена ст. 186 УК РФ.
Для установления, какие платёжные карты могут использоваться в качестве предмета преступления, в силу бланкетности диспозиции ст. 187 УК РФ необходимо обращение к Положению об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утверждённому Банком России 24 декабря 2004 года № 266-П. В соответствии с пунктом 1.6 существуют следующие виды карт: расчётные (дебетовые) карты, кредитные карты и предоплаченные карты. Операции по карте осуществляет держатель карты, то есть лицо, на имя которого она выпущена, субъект права пользования карты. Собственником карты является банк-эмитент, который выпустил карту, а её владельцем - лицо, в чьём владении в данный момент находится карта. Перечисленные карты объединяет то, что они являются электронным средством платежа и используются для совершения операций. Определимся с различиями между ними. Так, расчётная или дебетовая карта используется для совершения операций её держателем в пределах расходного лимита, которым является сумма денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, и (или) кредита, предоставляемого кредитной организацией-эмитентом клиенту при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (так называемый
овердрафт). Кредитная карта также используется для совершения её держателем операций, но за счёт денежных средств, предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах расходного лимита согласно условиям кредитного договора. Предоплаченная же карта используется для осуществления перевода электронных денежных средств, возврата остатка электронных денежных средств в пределах суммы предварительно предоставленных держателем денежных средств кредитной организации-эмитенту в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ от 27 июня 2011 года «О национальной платежной системе»16.
Распоряжения о переводе денежных средств - это платёжное поручение, инкассовое поручение, платёжное требование, платёжный ордер. Это могут быть распоряжения и с другими наименованиями, такие как заявления, уведомления, извещения, запросы, ответы на заявления, основным признаком которых в данном случае должно являться то, что на основании распоряжения производится перевод денежных средств.
Неясность вносят такие предметы неправомерного оборота средств платежей, как документы и средства оплаты. Обращение к банковскому законодательству не даёт однозначного толкования указанных терминов. В вышеназванном Положении Банка России платёжные поручения, инкассовые поручения, платёжные требования, платёжные ордера, банковские ордера поименованы как расчётные (платёжные) документы. Поэтому разграничение между распоряжением о переводе денежных средств и документом как предметами преступления остаётся неопределённым. Что же касается средств оплаты, существуют мнения, что к ним относятся электронные средства оплаты (цифровые деньги). Однако указанное мнение представляется не совсем верным, поскольку сами электронные денежные
16 Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // «Российская газета», № 139, 30.06.2011, «Парламентская газета», № 32, 0107.07.2011, «Собрание законодательства РФ», 04.07.2011, № 27, ст. 3872;
Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием (утв. Банком России 24.12.2004 № 266-П) // «Вестник Банка России», № 17, 30.03.2005;
средства предметом неправомерного оборота средств платежа не являются, т.к. к нему относятся те средства, при помощи которых электронные денежные средства переводятся.
При этом в правоприменительной и судебной практике вызывает трудности законодательная конструкция ст. 187 УК РФ, так, относится ли признак поддельности:
- только к картам, распоряжениям о переводе денежных средств, документам, средствам оплаты;
- или к картам, распоряжениям о переводе денежных средств, документам, средствам оплаты, электронным средствам, электронным носителям информации, техническим устройствам, компьютерным программам?
Представляется, что данный признак должен ограничиваться распространением только на платёжные карты, распоряжения о переводе денежных средств, документы или средства оплаты.
Перейдём к определению электронных средств как предмета неправомерного оборота средств платежей. Так, в соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Т.е. определение «электронное средство платежа» включает в себя и платежные карты, и распоряжения о переводе денежных средств, и средства оплаты, и электронные средства, и
электронные носители информации, и технические устройства. Законодатель, очевидно, использовал термин «электронное средство платежа» не в качестве обобщающего понятия, вместе с тем оставив неясным, что же может быть отнесено к термину «электронное средство».
Электронные носители информации представляют собой флэш-накопители, компакт-диски, карты памяти, а также смартфоны, планшетные, персональные компьютеры и т.п.
К техническим устройствам могут быть отнесены скиммеры и шиммеры (устройства в виде накладок на щель банкомата / платы, вводимой в щель банкомата, которая принимает карты и передаёт всю информацию с их магнитной полосы), накладная клавиатура банкомата (либо накладка на экран банкомата, если он сенсорный, которая «запоминает» PIN-код), токены (устройства для генерации паролей), поддельные платёжные терминалы и банкоматы.
Компьютерные программы как предмет неправомерного оборота средств платежей - это вредоносные программы, используемые для получения несанкционированного доступа к банковскому счёту, зачастую это микропрограммы, которые загружаются (записываются на микросхемы) в память банкомата или другого устройства (микрочип пластиковой карты) и с помощью которых изменяется установленная банком маршрутизация прохождения платежей, зачисление их на счета банка, списание средств со счёта клиента, выдача наличных, аутентификация пользователя и т.п [2]. Это могут быть программы - аналоги токенов, т.е. генераторы паролей для получения доступа к интернет-банку или подтверждения проводимых в нём операций. [1, с. 142]
При этом электронные средства, электронные носители информации, технические устройства, компьютерные программы в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 187 УК РФ должны быть
предназначены для неправомерного осуществления приёма, выдачи, перевода денежных средств.
Объективная сторона неправомерного оборота средств платежей заключается в совершении любого из альтернативных действий, описанных в диспозиции ч. 1 ст. 187 УК РФ: а) изготовления; б) приобретения; в) хранения; г) транспортировки или д) сбыта - как отдельно, так и в любом их сочетании или совокупности. Изготовление средств платежа может выражаться как частичной подделке (внесении ложных данных в подлинные платёжные карты и документы), так и в полной подделке (изготовлении полностью поддельных карт и документов). Приобретение может выражаться в различных формах: покупка, обмен, получение в дар, принятие в качестве средства платежа и т.д. При этом лицо должно осознавать незаконный характер происхождения такого средства платежа. Хранение - сбережение, т.е. создание необходимых условий для обеспечения сохранности средства платежа. Транспортировка выражается в перемещении средств платежа лицом, осознающим незаконный характер их происхождения. Сбыт представляет собой возмездную либо безвозмездную передачу средств платежа другому лицу. [1, с. 143]
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательный признак изготовления, приобретения, хранения или транспортировки - наличие специальной цели использования или сбыта. Субъект преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Квалифицирующий признак преступления - его совершение организованной группой.
Состав преступления формальный. Основной и квалифицированный составы тяжкие.
В силу схожести некоторых предметов и признаков составов преступления неправомерный оборот средств платежей часто выполняет лишь субсидиарную роль и является одним из этапов совершения других преступлений, в частности, хищений в банковской сфере. Особенно «близкими» к нему составами выступают мошенничество с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3 УК РФ), мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ) и «компьютерные» преступления (гл. 28 УК РФ).
Таким образом, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства об ответственности в сфере неправомерного оборота средств платежей для точного установления всех признаков состава преступления и его разграничения со смежными составами, в результате чего данная сфера общественных отношений будет должным образом защищена от преступных посягательств.
Библиографический список.
1. Хисамова З.И. Неправомерный оборот средств платежей в контексте норм об ответственности за преступления, совершаемые в отношении информационно-коммуникационных технологий // Научно-практический журнал «Общество и право». 2015. № 13. - с. 139-144.
2. Васильева О.Н., Прокофьев А.А. Отличие криптовалют от электронных денежных средств // В сборнике: Электронная валюта в свете современных правовых и экономических вызовов сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2016. С. 41-44.