УДК 343.2/.7
Бокарева А.Л.
студентка магистратуры юридического факультета Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Россия)
К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ РУБКУ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о возможности привлечения юридических лиц к уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений. Проводится анализ ряда норм в зарубежном законодательстве, содержащих ответственность юридических лиц за незаконную рубку лесных насаждений.
Ключевые слова: уголовная ответственность, незаконная рубка, субъект преступления, субъект рубки насаждений, физическое лицо, юридическое лицо.
В настоящее время вопросы установления уголовной ответственности юридических лиц приобретают особую актуальность. Это связано с тем, что общественная опасность деяний, совершаемых юридическими лицами, от их имени и (или) в интересах юридических лиц, при организации и финансовой поддержке этих лиц во много раз превышает общественную опасность преступлений, совершаемых отдельными лицами.
В науке уголовного права существует позиция, связанная с привлечением юридических лиц к уголовной ответственности за преступления в сфере экологии, в частности за незаконную рубку лесных насаждений. Ученые-правоведы отмечают, что имеется ряд причин для установления уголовной
ответственности в отношении юридических лиц. К таковым можно относить ущерб, который причинен окружающей среде [5, с. 232].
В зарубежных странах уже регламентирован порядок привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за незаконную рубку лесных насаждений, в частности, отмечаются два основных подхода к регулированию данной проблемы.
Первый подход основывается на том, что юридическое лицо - это самостоятельный субъект преступления, как и физическое лицо. Данный подход получил свое распространение в законодательстве Англии, Франции, США, КНР, Финляндии и т. д.
К примеру, законодательство Франции предусматривает положения об уголовной ответственности за совершение незаконной рубки лесных насаждений в статьях Экологического кодекса, а Уголовный кодекс Франции устанавливает в ст. 121-2 уголовную ответственность юридических лиц [2]. Согласно Уголовному кодексу Франции, для юридических лиц могут быть назначены: штраф в размере, равном пятикратному размеру штрафа для физических лиц, судебный надзор, исключение из списка организаций, выполняющих государственный заказ, конфискация имущества, ликвидация данного юридического лица.
Также стоит отметить ст. 346 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики (далее - УК КНР) [1], поскольку в ней устанавливается ответственность организаций за незаконную рубку лесных насаждений. К юридическому лицу применяются штрафные меры, а руководители и другие лица, несущие непосредственную ответственность, также подлежат наказанию в соответствии с УК КНР.
Закон Бразилии № 9.605 от 12.02.1998 [4] устанавливает ответственность для юридических лиц за незаконную рубку лесных насаждений. Юридические лица могут быть подвергнуты административной, гражданской или уголовной ответственности, в случаях, когда нарушение совершается по решению его
юридического или контрактного представителя или коллективного органа в интересах организации.
Важно подчеркнуть, что привлечение юридического лица к уголовной ответственности не исключает возможность наложения наказания на физических лиц исполнителей нарушения.
В отношении юридического лица могут быть применены следующие санкции в качестве наказания:
1) частичное или полное приостановление деятельности,
2) временный запрет на определенный вид деятельности,
3) запрет на заключение контрактов с государством, а также на получение субсидий, грантов или пожертвований.
После применения данных санкций, юридическому лицу может быть поручено исполнение общественно полезных обязанностей, таких как финансирование экологических программ и проектов, реабилитация деградированных территорий, поддержание общественных мест или участие в деятельности общественных организаций по охране окружающей среды или культурного наследия.
Сущность второго подхода состоит в том, что ответственность за совершенное преступление несет только физическое лицо. Однако, в то же время, если будет установлено, что данное лицо действовало в интересах юридического лица, то ответственности подлежат как данное физическое лицо, так и юридическое лицо. Но в то же время, к юридическому лицу могут быть применены только иные меры уголовно-правового характера.
Например, данный подход просматривается в законодательстве таких стран как Испания, Латвия, Австрия и т. д. Так, Уголовный кодекс Латвии содержит в главе УШ. 1 принудительные меры воздействия, которые применяются для юридических лиц [3]. К таковым можно относить конфискацию имущества юридического лица, ограничение прав, а также ликвидацию юридического лица.
Таким образом, для юридических лиц в зарубежных странах разработана система санкций, предусмотренных в случае совершение незаконной рубки лесных насаждений. К ним относятся штраф, частичное или полное приостановление деятельности, временный запрет на определенный вид деятельности, запрет на заключение контрактов с государством, а также на получение субсидий, грантов или пожертвований.
В рамках российского законодательства применительно к экологическим преступлениям можно ввести институт уголовной ответственности юридических лиц с применением вышеуказанных санкций. Данные меры будут направлены на привлечение к ответственности предприятий или организаций, вовлеченных в незаконные лесозаготовки. Это объясняется тем, что компании обладают значительно большими финансовыми ресурсами, чем их отдельные сотрудники, и наносят ущерб значительнее, чем физические лица.
В то же время привлечение к уголовной ответственности организации не исключало бы ответственности лиц, являющихся представителями или работниками данного юридического лица, непосредственно совершивших данное преступление.
Мы разделяем точку зрения ученых, считающих, что введение законодательных норм о юридической ответственности юридических лиц положительно повлияло бы на эффективность компенсации ущерба, причиненного преступной деятельностью. Данные изменения будут действовать как эффективный инструмент для предотвращения и пресечения недопустимой деятельности в сфере вырубки лесов, способствуя тем самым сохранению природных ресурсов и биоразнообразия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. URL: http://ru.china-
embassy.gov.cn/rus/zfhz/zgflyd/201601/t20160111_3149373.htm (дата обращения: 20.01.2024);
2. Уголовный кодекс Франции [Электронный ресурс]. URL: https://constitutions.ru/?p=25017/ (дата обращения: 24.01.2024);
3. Kriminallikums [Электронный ресурс]. URL: https://likumi.lv/doc.php?id=88966/ (дата обращения: 21.01.2024);
4. Lei № 9.605, De 12 De Fevereiro De 1998. [Электронный ресурс]. URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L9605.htm (дата обращения: 27.01.2024);
5. Островская М. В. Уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления: российский и зарубежный опыт // Modern Science. 2020. № 3-1. С. 232-235
Bokareva A.L.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(St. Petersburg, Russia)
ISSUE OF BRINGING LEGAL ENTITIES TO CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL LOGGING OF FOREST PLANTATIONS
Abstract: the article discusses the possibility of bringing legal entities to criminal responsibility for illegal logging offorest plantations. The analysis of a number of norms in foreign legislation containing the liability of legal entities for illegal logging of forest plantations is carried out.
Keywords: criminal liability, illegal logging, subject of crime, subject of logging, individual, legal entity.